Эта статья основана на рекомендациях, которые я делал в рамках своего прогнозного сервиса в мае-июле 2012 года.
Экономисты, ожидающие второй волны кризиса, напоминают генералов, готовящихся к предыдущей войне. Согласно Модели развития технологической цивилизации, на основании которой был спрогнозирован кризис 2008 года, это будет не вторая его волна, а выход западного кризиса за преимущественно экономические рамки и начало Смутного времени – Второй Тридцатилетней войны.
Сейчас и теория, и хронология, и отраслевые детали этой Смуты уже достаточно хорошо детализированы. Однако у практиков возникают закономерные вопросы о том, как подготовиться к этому и что делать дальше. Мне как консультанту по стратегии руководители начали задавать вопросы об этом еще в 2008 году, после публикации прогноза о том, что тогда это был не финансовый и не экономический кризис, а экономическая прелюдия к Смутному времени. Сейчас же, когда о новой волне кризиса не говорит только ленивый, тема подготовки особенно актуальна.
На тактическом уровне подготовки вполне эффективным будет традиционное управление рисками предприятия. Рекомендую провести стресс-тесты и по их результатам заранее сформировать внутренние страховые резервы.
Приблизительные условия, для которых необходимо проводить стресс-тесты:
- падение спроса в два-три раза
- невозможность продления кредитов, резкий рост платежей по обслуживанию существующей задолженности, обвал потребительского кредитования
- обвал в разы национальной и/или ведущих мировых валют
- масштабные проблемы с логистикой из-за введения экономических блокад и военных действий
- развал ВТО и резкий рост протекционизма
- потеря возможности выплачивать зарплату половине персонала из-за снижения финансовой устойчивости
- каскадное банкротство не только финансовых посредников, но крупнейших предприятий реального сектора
При этом нужно учитывать ряд следующих отличий:
- Обвал с последующим выходом кризиса за преимущественно экономические рамки станет началом фазы Смутного времени для Запада. В Украине, например, эта фаза началась еще в 1991 году.
- Глубина падения основных финансовых макропоказателей будет больше, чем 2008 году.
- В отличие от положения накануне обвала 2008 года, сейчас существенно большая часть диспропорций и пузырей формируется во внефинансовой сфере. Поэтому масштаб и глубина падения реальной экономики будут существенно выше, чем в 2008 году. Пример формирования пузыря в конкретной отрасли.
- Поскольку обвал будет не финансовым, а системным, то, скорее всего, нельзя будет однозначно говорить, инфляционным он будет или дефляционным.
К какому сроку турбулентной нестабильности готовиться в проводимых стресс-тестах? Примерно на 2,5–3 месяца. После этого нестабильность никуда не исчезнет, но станет ламинарной, то есть более прогнозируемой отраслевыми методами анализа. Кроме того, при благоприятном стечении обстоятельств уже спустя три месяца после начала обвала начнут проявляться стратегические, долгосрочные преимущества национальной экономики.
Стресс-тесты позволят заранее определить наиболее слабые места конкретного предприятия, над которыми и нужно начинать работать уже сейчас. Понятно, что большую часть рисков не удастся переложить на контрагентов или страховщиков. Для этих рисков придется формировать внутренние страховые резервы за счет следующего:
- Хороших весенних показателей. В большинстве отраслей весной наблюдался существенный рост. Но его значительную часть составляли раздувание пузырей и усиление диспропорций. Логично было бы результаты дутой части роста аккумулировать до обвала этих пузырей.
- Консервативной инвестиционной политики.
- Пока еще сравнительно низких цен на золото и другие инструменты, выполняющие функции тихой заводи.
На стратегическом уровне необходимо заранее определить, какие инвестиции и в какие отрасли и страны будут более востребованны, а какие нет. И здесь только бизнес-прогнозированием не обойтись – нужно понимание основ цивилизационного анализа. Например, то, что после кризиса станет выгоднее производить, а не продавать, как и развитие внутреннего туризма и серьезные проблемы у внешнего туризма и авиаперевозчиков, было понятно еще до начала кризиса 2008 года. Сейчас же, в связи с выходом кризиса за преимущественно экономические рамки, следует ожидать более масштабных резких изменений. Вместе с тем, даже с началом экономических блокад и боевых действий, рыночная экономика никуда не денется, ведь спрос, пусть и в сокращенном виде, все равно останется. И от того, насколько точно конкретное предприятие сможет заранее предвидеть развитие ситуации после обвала, будут зависеть его дальнейшие перспективы.
Пример. О «новом витке глобализации» сейчас говорят почти так же, как раньше о том, как «космические корабли бороздят просторы вселенной». В том или ином виде тезис «развитие глобализации» присутствует в стратегии практически каждого предприятия, причем, чем больше предприятие, тем большее значение придается этой теме. Но глобализация уже прошла свой максимум и пока постепенно (а затем резко) сменяется обратным ей процессом – регионализацией. Те, кто не успеет вовремя переориентироваться, просто будут вынуждены покинуть рынок. Но временной лаг для переориентации крупных предприятий намного больше, чем горизонт современного бизнес-прогнозирования. Поэтому использование только отраслевых методов анализа и прогнозирования перед выходом кризиса за преимущественно экономические рамки представляется недостаточным. Без использования методологии более общего и долгосрочного цивилизационного анализа большинство предприятий снова неизбежно наступит на те же грабли, что и в 2008.
Полный авторский вариант статьи, опубликованной в журнале «Генеральный директор», сентябрь 2012
Ну, что тут скажешь...
''Выход кризиса за преимущественно экономические рамки...'' - Один только этот пассаж, повторенный многократно в соответствии с правилами профессионального консалтинга, чего стоит...:)
Временами думал, кого мне напоминают многочисленные консультанты по стратегии и вот, вспомнил... В книге Леонида Соловьева ''Ходжа Насреддин'' есть крайне примечательный момент, когда главный герой устраивается гадальщиком на мосту. Гадая одному из клиентов, он предупреждает, чтобы тот внимательно следил за тем, чтобы на рассвете в его окно не влетел черный орел, а также, чтобы в подвале не завелась белая крыса... Клиент уходит и его пораженное воображение рисует ему страшные картины мечущегося за окном огромного черного орла, пренебрегая презренной крысой... Между тем, именно в крысе скрыт истинный смысл гадания, о чем с готовностью и будет рассказано клиенту, если тот явится с претензией на не исполнившееся гадание..:)
Не совсем понятно, как может помочь стресс-тест в борьбе с кризисом? В моем понимании целесообразней было бы прописать полноценную стратегию развития компании с ее анализами внутренней и внешней среды, swot-анализом, BKG-матрицей и т.д. Тем самым постелить не соломинку, а стог сена. :)))))
В Графе Монте-кристо всё было доходчивее: Если у вас есть должники, получите с них деньги, если есть кредиторы - не платите им, ничего не тратьте. всё сберегайте.
Скукотища!
Интересная точка зрения, пугающая, но как кажется на первый взгляд, вполне логичная. Наиболее близкая аналогия - Римская империя перед распадом. Тогда ведь тоже казалось невероятным, что эта громадина может развалиться на множество не связанных между собой кусочков.
Мне кажется, что в данной статье (а точнее, подборке статей, если учесть ссылки) здравого смысла больше, чем во всех выступлениях ''нобелевских лауреатов по экономике'', в первую очередь из-за различий в подходах. ''Лауреаты'' из-всех сил отрабатывают свою зарплату, пытаясь доказать, что ''еще чуть-чуть, и все станет хорошо'', но как-то это не очень убеждает. Владимир же, наоборот, рисует довольно мрачную картину, но она выглядит гораздо более достоверной. одно из двух: либо автор мастер ''хоррора и ужаса'' почище Стивена Кинга :), либо он прав по сути :(
Владимир, в качестве предложения - ''почистите'' грамматические ошибки в статьях по ссылкам (''не'' слитно/раздельно, одна/две ''н'', Daimler/Dimler), а то поначалу очень отпугивает.