Катящиеся камни никогда не покроются мхом
Чем знаток и мастер отличается от простого любителя? Тем, что у него значительно богаче и разнообразнее палитра красок и набор инструментов, с помощью которых он рисует картины своего внутреннего и окружающего миров. Гурман различает мельчайшие нюансы предвкушения, вкуса, послевкусия. Он смакует каждый оттенок аромата (вспомните роман «Парфюмер» П. Зюскинда). Чтобы достичь совершенства нужно много работать и не уставать развивать свои творческие способности.
Обычно мы просто применяем в своей реальной практической деятельности те знания о менеджменте и руководстве, которые почерпнули из книжек, обучения, собственного опыта. Забот, задач, амбиций и проектов обычно так много, что мы мчимся, не переставая, в надежде покорить очередную призрачную вершину. Не успевая оглянуться назад и не пытаясь по-настоящему смело и решительно посмотреть вперед. Давайте попробуем хотя бы мысленно остановиться и провести эксперимент рефлексии, чтобы посмотреть на свою деятельность со стороны, понаблюдать за ней из внешней позиции.
Наука управления людьми дает базовый набор понятий, методик, способов и инструментов для выполнения функций начальника. Дополнительно были придуманы роли, игра в которые позволяет сделать процесс управления людьми более естественным. Далее я ограничусь только двумя, наиболее характерными ролями: менеджер и руководитель. В принципе обе они придуманы для организации, руководства и управления. Для выполнения самой работы, прежде всего, не лично самим, а с помощью голов и рук других людей – так называемых подчиненных. На мой взгляд, это две своеобразные стадии зрелости в понимании и овладении сути и смысла руководства.
Говоря предельно жестко, о самых пограничных случаях, по моему мнению, (если обратиться к исторической ретроспективе), менеджер – это надсмотрщик над рабами, а олицетворением руководителя является император в древнем Китае. Задача надсмотрщика – заставить раба физически работать, не допустить порчи инструмента. При правлении древних императоров их авторитет был настолько велик, что все делалось «словно само собой», а среди людей царила справедливость, согласие, доверие и уважение к существующему порядку вещей. Лао-цзы так писал о стилях управления:
Среди правителей наилучший тот,
Чье существование люди едва замечают;
Не столь хорош тот, кого они слушаются и превозносят;
Хуже всех правитель, которого презирают.
«Люди не уважают того,
Кто не уважает людей».
Мудрый правитель, добившись своей цели,
Не славит свои труды,
И люди скажут: «Мы сделали это сами».
Другой важный ракурс при исследовании управления − это лидерство. В данной статье мы на лидерстве отдельно не фокусируемся, а более подробно исследуем нюансы ролей «чистого» исполнителя чужой воли и «чистого» творца развития социума.
Если обратиться к словарям, то можно узнать, что:
Менеджер (от англ. manage − управлять) − специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. Менеджеры обычно разделяются на три страты: старшие, средние и низшие, что указывает на широкое социальное и экономическое неравенство в пределах данной категории. Высшие эшелоны включают высокооплачиваемых исполнительных директоров многонациональных корпораций, в то время как низшие − диспетчеров, получающих чуть больше рабочих ручного труда, рядом с которыми они работают и которых контролируют.
Руководитель − лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования − наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это работники, занимающие должности руководителей и заместителей руководителей самостоятельных предприятий, учреждений, организаций и колхозов, структурных единиц, подразделений; главные специалисты, мастера, прорабы.
В реальной жизни мы обычно имеем некую комбинацию из этих двух ролей. Понимание их отличий и умелое применение в каждой конкретной ситуации дает возможность реализации наиболее эффективного и гармоничного сплава науки и искусства управления людьми. Далее, для лучшего понимания специфики ролей менеджера и руководителя в современных условиях, умения их осознанно применять в конкретной ситуации, даны два списка. Первый показывает, в чем разница между менеджером и руководителем. Второй – описывает специфические компетенции, характерные и необходимые именно руководителю.
Чем руководитель отличается от менеджера
1. Менеджер − администратор, руководитель − инноватор.
2. Менеджер поручает, руководитель − вдохновляет.
3. Менеджер работает по целям других, руководитель работает по своим целям.
4. У менеджера основа действия − план, у руководителя − виденье.
5. Менеджер полагается на систему, руководитель полагается на людей.
6. Менеджер использует доводы, факты, руководитель использует эмоции.
7. Менеджер поддерживает движение. Руководитель дает импульс движению.
8. Менеджер − профессионал. Руководитель − энтузиаст.
9. Менеджер работает за зарплату, а руководитель − за идею.
10. Менеджер принимает решения. Руководитель превращает решения в реальность.
11. Менеджер делает дело правильно. Руководитель делает правильное дело.
12. Хорошего менеджера уважают. Хорошего руководителя обожают.
13. Руководитель − лидер, а менеджер − исполнитель.
14. Руководитель думает, прежде всего, над стратегией, менеджер − над тактикой.
15. Руководитель подбирает и вдохновляет команду, менеджер − мотивирует и стимулирует подчиненных.
16. Руководитель помнит о мелочах и повседневной рутине, но по-настоящему его заботит будущее и неизвестное.
17. Руководитель задает ориентиры, мечтает, творит, придумывает, доверяет. Менеджер организует, отчитывается, контролирует, достигает заданных показателей.
18. Руководитель делает в первую очередь то уникальное, что никто кроме него в организации не может. Остальное он делегирует. Менеджер действует примерно также. Но его «уникальное» качественно другого рода.
19. Нужны и те и другие. Они органично дополняют друг друга.
Что должен уметь делать руководитель
1. Быть лидером.
2. Нести ответственность.
3. Вдохновлять других на профессиональное и творческое выполнение служебных обязанностей.
4. Находить, ставить цели и достигать их.
5. Признавать свои ошибки.
6. Прощать и требовать, требовать и прощать.
7. Организовывать, руководить и управлять (планировать, исполнять, мотивировать, контролировать).
8. Переводить конфликты в конструктивное русло.
9. Показывать личный пример в служении делу.
10. Думать глобально, действовать локально.
11. Изменяться с изменениями (чувствовать наступление перемен).
12. Действовать и принимать правильные решения в условиях цейтнота, неопределенности и хаоса.
13. Уважать различные точки зрения.
14. Делегировать полномочия без потери качества результата.
15. Принимать решения и добиваться их исполнения.
16. Отменять свои решения, если ситуация изменилась не так, как планировалось.
17. Быть гибким и принципиальным одновременно.
18. Доверять и уважать начальников, коллег, подчиненных.
19. Находить и нести новые смыслы в мир.
20. Саморелиазоваться самому и давать саморелиазоваться другим.
21. Уметь «выпрыгивать2 из текучки, повседневности, рутины.
22. Уметь одновременно занимать противоположные точки зрения и находить выходы из безвыходной ситуации.
23. Учить других и учиться самому.
24. Проектировать и строить будущее.
25. Черпать мировую космическую энергию и трансформировать ее в добрые дела.
26. Дарить людям радость.
27. И многое, многое другое…
В заключение хочется пожелать всем нам не уставать работать над дальнейшим совершенствованием собственного личного мастерства и открытия новых смыслов, красок и горизонтов в менеджменте и руководстве. Делать это весело, с творческим задором и огоньком! Тем более, что в современном мире отношения начальник – подчиненный носят в определенной степени условный характер. Каждый человек по-своему уникален, знает и умеет делать что-то лучше всех в мире. Поэтому отношения лучше учиться выстраивать на принципах партнерства равных коллег. Но это уже другая история, которая следует…
Читайте также:
Любопытно.
Впрочем, остается ощущение, что автор сильно передергивает, когда сравнивает надсмотрщика над рабами с императором. Это руководители совершенно разных уровней. Их разделяют десятки уровней власти.
Каждый из них хорош на своем месте и один не лучше другого.
Давайте заменим надсмотрщика на бригадира рабочей бригады, а императора - на председателя наблюдательного совета большой корпорации и мы сразу же увидим, что каждому из них нужны свои качества.
Высшее руководство не лучше оперативного, оно просто другое.
Если же говорить о ролях, то мне кажется, что уже есть устоявшиеся понятия: менеджер и лидер.
Нужно ли заменять понятие лидер на понятие руководитель для меня неочевидно.
Таким образом смысл статьи сводится к следующему тезису: когда Вы подниметесь на более высокий уровень управления, Вам нужно меньше заниматься оперативным управлением, а больше - стратегическим и от роли менеджера переходить к роли лидера.
По-моему, это очередная заметка не о чем. Можно взять любые два слова, употребляемые в бизнесе, посмотреть их определения в словарях и вывести подобные умозаключения. Есть определения слов, а есть метафора слова, под которой мы подразумеваем на самом деле то или иное поведение, событие и т.п.
А по поводу смысла статьи - полностью согласна с заключением Федора, только для подобного заключения подобная статья не нужна.
Очень реальное сравнение Менеджера и руководителя (западный стиль и российский стиль)
Менеджер и руководитель, как раз синонимы, оба слова несут миссию ''управлять'', только происхождение различно:английский вариант и наш. Очень нравится в этом плане Адизес, стили разные нужны , стили разные важны, для разных целей и разных людей нужны разные интсрументы управления/руководства/менеджмента.
То что нельзя применять к креативной команде, равно как стиль управления креативной команды нельзя применять к людям с избегательной (люмпены по Герчикову) мотивацией.
Кстати, цикл управления, как и цикл менеджмента -это одно и тоже: целеполагание, планирование,организация,контроль,анализ.....и сначала по круг:)
Статья была для меня полезной в формате ''вспомнить'', а также о том, на на нашем пространстве почему -то эти понятия разделяют,добавляя свои собственые стереотипы :)
Руководитель и менеджер - это ''разные медали'': первый должен формулировать цели и подбирать менеджеров, а второй должен добиться цели с минимальными затратами ресурсов. При этом не каждый менеджер сможет стать руководителем, и как это не покажется странным, не факт, что руководитель окажется эффективным менеджером.
Очень важно видеть разницу между формально-исполнительским управлением и вдохновляющим руководством. Важно это потому, что позволяет добиваться радикально иных, лучших результатов при равных исходных. Павел это сделал. Управленческий стиль руководителя, вдохновляющего, опирающегося на людей, использующего эмоции, не бесспорен, часто кажется интуитивным и неструктурированным. Но он очень эффективен. Если что-то непонятно большому количеству людей и трудно копируется, то это не значит, что это ''что-то'' неправильно. Ведь и интуиция - это способность видеть последствия без прохождения промежуточных результатов.
А лидерство от руководства по-моему отличается: лидерство- качество, руководство - функция. Именно потому, что руководство - функция, появляется диссонанс восприятия эмоционального содержания функции (может ли функция быть эмоциональной).
Павел, спасибо! Вам респект