Я являюсь начальником Шпицбергенской геологической партии. Понимаете, каково это? Ну, расскажу.
Одеваетесь во все белое и со Стивеном Кови под мышкой идете к геологам, которые из всей бизнес-аббревиатуры понимают только слово зарплата. Понятно, что ни о какой стратегии, ни о какой мотивации они не слышали. Хотя применяют ее очень даже, эту мотивацию! Например, надоело летать на Шпицберген через Осло (там аэропорт далеко от города и отель дорогой) – поедем через Стокгольм! Надоело через Стокгольм – поедем, посмотрим на Русалочку! Надоело и там (хотя искренне не понимаю, как может надоесть Kobenhavn?) – поедем на автобусе (это ж надо такое придумать!) через Финку и Швецию прямо в Тромсе, где и сядем благополучно на тот же самый борт, который иначе привез бы нас тупо из Осло, из аэропорта Гардемойн!
Так что с мотивацией все в порядке. Со стратегией вот не очень. Как-то вот, разбрасываемся. То нас все время бросает на Северо-Восточную Землю (нет там уже Красной палатки, нет! И база немецкая уже открыта!), 40 медведей «принимаем» за сезон, то, наоборот, жмемся поближе к базе, ездим по три раза в день, паримся в сауне. Геологи. Вот и решил я написать эту самую стратегию развития партии на много-много лет вперед, до 2020 года. Сам не доживу, но стратегия останется.
Сел, начал писать. Под боком, что характерно, умные книги. Слишком умные, на мой взгляд. Хуан Карлос Харилло и Нассим Талеб. А других нам и не надо! Пусть другие читают Ковии Девида Нортона с Робертом Капланом. Мы вот, почитаем латиносов вкупе с арабами, те поумнее будут. Названия книг, понятно, не раскрываю, так интереснее, есть же Интернет!
Вот, написал видение:
Мы хотим прийти к Шпицбергенской партии как комплексной геолого-геофизической организации, имеющей международный статус, взаимодействующей с научными организациями разных стран на Шпицбергене на постоянной основе, получающей заказы на работы от различных, в том числе и нероссийских, организаций и финансируемой из разных, в том числе и зарубежных, источников, способной решить геологические задачи любой сложности и привлечь для их выполнения любых необходимых специалистов, в том числе иностранных, при этом остающейся российской организацией, подающей пример сотрудничества в рамках международного научного сообщества на Шпицбергене, во благо России и для решения задач российского присутствия и освоения Арктики.
Круто завернуто, правда? («Крутовато я взял – подумал Гаг – деревня ведь!» Это из Стругацких – ну, да ведь Вы – совсем не деревня! Так, к слову пришлось! Не обижайтесь!)
Ну, не зря же нас учили умные люди типа Елены Стрельцовой и Димы Буталова! Это я без тени иронии, между прочим! Идем дальше.
Видение – это формулирование желательной перспективной цели, к которому предъявляются два требования. Перспективная цель должна давать подразделению и компании в целом несомненные видимые преимущества перед нынешним положением (должна отвечать на вопрос «зачем?» и быть четко сформулированной на понятном всем языке (отвечать на вопрос «что»)
Это я для себя пометки делаю, что и зачем.
Стратегия – это декомпозиция (разбиение на логически связанные блоки) цели (видения). Собственно стратегия – это стратегические и тактические цели, которых необходимо достичь для достижения цели (видения), во всей их взаимосвязи. То есть стратегия отвечает на вопрос «как?»
Пишем стратегию. Пишу, а одновременно, черт попутал, читаю Нассима Талеба. И он меня так ехидно со страниц спрашивает: «А кто тебе сказал, Никита, что ты реализуешь стратегию?»
Наверное, Талеб в прошлой жизни был у Черта в помощниках, так у него это лихо получается: людей с панталыку сбивать! Нечего мне ответить Талебу. Не уверен я, что стратегия реализуется! А он тогда у меня спрашивает (книга его о другом совсем, не о стратегии, вы не подумайте, что я читал самоучитель по стратегии, такого нет, к счастью): «А какие меры ты, Никита, предусмотрел, на тот как раз случай, если стратегия не будет реализовываться (вытанцовываться, как я бы сказал)?» И понял я, что нужно прописывать меры и другую стратегию, на тот случай, если первая стратегия не получится.
Основой стратегии «А» развития партии должно быть накопление критических, стратегических, эксклюзивных, системных и конкурентных знаний о регионе Шпицбергена и их непрерывное и системное использование для выполнения работ. Добыванию и сохранению знаний должно уделяться самое пристальное внимание. На их основе партия должна быть в состоянии выполнить любые геологические работы на высоком уровне, т.е. должна быть универсальной.
И далее:
Нереализация стратегии.
По тем или иным причинам, не зависимым и зависимым от исполнителей стратегии, она может не реализовываться или реализовываться меньшими темпами. Например, партия не сможет найти постоянного партнера из числа российских организаций. В этом случае вступает в действие план реализации стратегии «В». Deadline для определения реализуемости стратегии «А» устанавливается в 2014 году.
Коллеги, я понимаю: вам неинтересно читать этот бред, вы пишите ваши стратегии коллективом светлых умов и обсуждаете их в красивых кабинетах, тратя кучу рабочего времени, а я работаю над ней один-одинешенек – ну что я могу интересного выдумать! Конечно же, в ваших стратегиях есть ответ и на следующий вопрос Талеба, заданный мне:
«Понимаешь ли ты, Никита, что твоя стратегия, даже прилично написанная и обоснованная, реализованной на 100% быть не может?»
Как? Почему? Что же делать? Лелик!
«Потому, отвечает мне Талеб, что ты любое мероприятие стратегии выполнишь не на 100%, а процентов, в лучшем случае, на 90. Умножь 90% на 90% – получишь уже не 90, а 81%. Умножь еще на 90 – получишь не 90, а 72%». И сидит, улыбается, сволочь! Пьет свой черный кофе, не моргнув глазом, сказав мне такое!
А я задумался. Что же получается? Задаешь одну стратегию, а приходишь к результату реализации другой, меньшей? Как будто бы ее, меньшую, планировал?
Ну, тогда и запланируем большую! И пропишем такую вот, извините, дрянь: Ожидаемый результат стратегии.
Ожидаемый результат стратегии выражается следующим видением:
Сильная комплексная геолого-геофизическая партия, имеющая тесное взаимовыгодное сотрудничество с российскими и зарубежными организациями, получающая заказы из разных, не менее 3-х, источников финансирования и пользующаяся финансовой или материальной поддержкой норвежских (польских, иных) научных организаций, работающих в Арктике.
То есть: работаем на 100% (на самом деле – на 90%), но понимаем, что «эскалатор идет вниз» («Вверх по лестнице, идущей вниз», основной принцип: чтобы стоять на месте, надо бежать наверх) и мы достигнем только вот столько. Ну, что есть и то хорошо, главное: не будем рвать на себе волосы от злости, что не получилось все, что задумали. И не могло, по Талебу-то!
Думаю вот о чем: а что мешает реализации моей стратегии? Наверное, не материальные предметы – их можно обойти, предусмотреть, на крайний случай – взорвать. Нет. Наверное, стратегии могут мешать только другие стратегии, и в первую очередь – отдельные личные стратегии отдельных и очень личных людей – членов трудовых коллективов. Каждый человек имеет для себя, сознательно или нет, такую вот стратегию жизни, и вряд ли это – стратегия процветания для вашей организации. Чихал он на процветание моей (и вашей, и любой) организации! Но раз так, то вектор его стратегии может быть ортогонален вектору стратегии партии (организации), а это для последней – все равно, что ничего. Отсутствие данного человека. Ни уму, ни сердцу. Только голый план. А он, между прочим, работает. Получает зарплату. Получается, зря получает!
И что же получается (нет, не зря Талеб реинкарнировался к нам, на Землю!)? Что люди, если их вектора не помогают вектору стратегии, нам не нужны? И, даже если их вектор будет давать составляющую в стратегию, все равно будет ее отклонять в сторону? Что же из этого следует?
А из этого следует: не давать людям вообще права принимать решения! То есть все решения принимать самому. Да здравствует иерархия! Неожиданный вывод для человека, написавшего в прошлом «Демократия и Иерархия в управлении?». Или – второй выход. Не писать стратегию вообще. Но как тогда жить?
Жду ответа, как соловей лета.
P.S. А правда, лета очень хочется! Я его так и не увидел. А Талеб смеется уголками глаз и говорит мне: «Ну уж, Никита, так уж и не увидел?»
Не верьте никому и ничему. Проверяйте.
Фото в анонсе: Unsplash
Восхищена. И стилем, и юмором, и полезностью. А уж местонахождением работы Автора и вовсе сражена!
Любое определение можно считать излишним, если неверно применять технологию, из него следующую. Согласна с Николаем, в статье больше о недостатках в разработке стратегии, нежели о самой стратегии. В общем, статья ни о чем. А юмор иногда оказывается просто неуместен.
Здравствуйте, Никита! Симпатичный у Вас юмор, не злой. Знаете, у медиков есть поговорка: ''если лечиться по книгам, то можно и умереть от очепятки''. Если серьезно:
1. Стратегирование предполагает наличие сильного менеджмента и заинтересованных ключевых фигур в бизнесе по реализации стратегий. У Вас есть такие субъекты? С кем Вы всего этого собираетесь достигать?
2. Следует отличать стратегирование от долгосрочного планирования бизнес-результатов и от бизнес-планирования. Это разные вещи, и делаются они по-разному. У Вас - ''микс''.
3. (!) Далеко не всегда отстутствие стратегии и миссии как высшей цели является насущной проблемой бизнеса. Решать нужно задачи насущные. Потому что когда беремся решать задачи не насущные, то и получается, что ''непонятно, кому и зачем это нужно, да и книги какие-то не такие'' - из жизни голубей получается, а не людей, вот.
4. Если не получается пока со стратегированием, обратите внимание на зону ближайшего развития.
Желаю Вам удачи, ведь Вы в начале пути - пути к пониманию (а ведь ментальные изменения предшествуют реальным).
Не послать ли к черту стратега?
Эта деятельность настолько же бизнес, насколько бизнес - исследования физиков ядерщиков.
Хотя, можно же еще водить экскурсии по ''боевым местам''.
Замечательная статья. А комментарии к ней и вовсе увлекательные. Все срезы бизнес-сообщества присутствуют.
Никита, мне кажется, вы не с того начали. Описанные ''стратегии'' основаны на каком-то невысказанном видении ситуации на Шпицбергене через 10 лет. Что там будет? Кто и какие работы будет заказывать? Какие требования у заказчиком будут предъявляться к исполнителям? Сможете ли вы выполнить эти работы и удовлетворить этим требованиям?
Может прав Виталий и через 10 лет заработок с туристов будет больше, чем с геологии. И именно на совсем альтернативных услугах должна строиться запасная стратегия.
Если нет понимания клиентов и услуг, остается писать ''универсальные'' стратегии. Но их смысла писать никакого нет, это самообман.
Вопрос, который вам задает ваш арабский друг, абсолютно логичен. А вы ли, Никита, будете реализовывать эту стратегию? Какой у вас ресурс для этого? Какие решения вы можете принимать?
Знаю я людей, которые написали какие-то гениальные документы и бродят с ними, как с писаной торбой (или какие там у вас на Шпицбергене предметы народного промысла...), искренне веря, что это новая библия от Семена Павловича или Рудольфа Карловича. Хотя на самом деле это пустышка, на которую никто не обращает внимания. Таких жаль больше всего.
Если вы не принимаете решения в полной мере, постарайтесь синхронизировать ваше видение с начальством как можно раньше, поняв, насколько вы сможете получить союзников и ресурсы для реализации ваших идей. У начальства есть доступ к информации, может чего подскажут умного, скорректируют в нужном направлении.
Как именно синхронизировать видение и в каком формате зависит от бизнес-среды, в которой вы работаете. Может надо показывать какие-то графики, доходы, прибыль. Может махать российским флагом. Может ходить с кем-то в баню и пить водку. Или написать плакат ''У всех будет большая ЗАРПЛАТА'' (оперируя знакомыми бизнес-терминами). Это уже от вашей гибкости зависит.
P.S. И поменьше разговаривайте с вымышленными собеседниками. А то есть шанс, что основным доходом через несколько лет будет показ вас в отдельном помещении за решеткой, дискутирующим на испанском и арабском с невидимыми апологетами альтернативных бизнес-теорий. :)))))
Если серьезно, искренне желаю успехов. Думающие люди - это редкость.
Никита,
поскольку в Вашем профиле Вы представлены как специалист по развитию бизнеса (в основном, связанного с продажами), то, наверное Вашу статью можно воспринимать как фантазийное эссе.
Касательно стратегий:
Можно, конечно, купить трактор, не умея водить автомомобиль, и пытаться освоить навыки вождения трактора по инструкциям для квадроциклов и снегоходов.
Толку не будет. Великолепная техника останется грудой металла и электроники стоять, как стояла. Это не значит, что трактор плохой.
То же самое со стратегией. Лучше сразу послать ее к черту, чем заниматься самообразованием и пытаться в одиночку, вооружившись не по делу найденными книжонками, начинать разрабатывать и, тем более реализовывать то, что по зубам только профессионалам.
Да и большинство тех, кто подвизается на ниве такого исключительно сложного направления в бизнес-технологиях как СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ, нельзя назвать профессионалами.
От этого СТРАТЕГИЯ не перестанет быть жизненно важным элементом эффективного бизнеса.