От УТП к УЭП: как выделиться на рынке и получить внимание потребителей?

В маркетинге считалось, что для достижения конкурентного преимущества каждой компании необходимо свое уникальное товарное предложение (УТП). В Россию этот инструмент пришел уже в то время, когда его актуальность начала теряться и размываться. Сейчас любая уникальность может копироваться в короткие сроки, если это не касается инноваций или авторских бизнес-процессов.

Бизнесы научились смотреть друг за другом и быстро повторять лучшие практики:

  • Придумали новый рецепт пиццы? Самый тонкий слой теста? Отлично, теперь у части конкурентов тоже есть такое.
  • Разработали систему лояльности? Пара месяцев и конкуренты предлагают даже интереснее.

Копировать сложно то, что люди думают и ощущают по отношению к бренду. Это и помогает создавать уникальное эмоциональное предложение (УЭП). Или наоборот, в зависимости от текущего состояния маркетинга компании.

Было бы здорово сказать, что есть формула или алгоритм, по которым в пять-десять или сто шагов можно создать УЭП. Но мы попробуем разобраться от чего могут зависеть эти шаги.

От чего зависит УЭП

1. Личность лидера

В любой компании была точка отсчета, или идея ради чего основатель все это затеял. Первый шаг – это осознать, что является движущей силой лидера, потому что именно эта энергия включает в работу и всю команду. Люди – стадные животные, которые двигаются за лидером, потому что это сильно экономит личную энергию, приводит к резонансу и лучшей эффективности при скоординированных совместных усилиях.

Тема лидера очень многогранна. Но если упростить – лидер ставит цель прибыль любой ценой, то вряд ли имеет смысл говорить про уникальное эмоциональное предложение. Скорее всего здесь есть готовность к рискованным репутационным решением и не будет долгосрочных перспектив. А если лидер говорит про взаимоотношения с сотрудниками и клиентами, основанные на безопасности, то можно построить гипотезу. Например:

  • уплаченные налоги – безопасный контрагент;
  • стабильность выплат зарплаты – безопасность для сотрудников.

Остается нащупать, что должны услышать или увидеть сотрудники и клиенты, чтобы сформировать знание и эмоциональную оценку своего будущего уверенного спокойствия: «Здесь я буду защищен».

2. Внешняя среда

Мы все находимся в потоке событий, и если взять наши действия или идеи, которыми мы руководствуемся, то они все будут расположены на кривой тренда внешней среды. Самая удачная позиция оказаться в точке нарастания тренда, когда все, что не делаешь, максимально эффективно, прибыльно, легко. А вот если оказываемся на спадающей волне тренда, то приходится вложить больше ресурсов для реализации.

Например, ваш конкурентный анализ показал, что все используют акцию для клиентов, а вы нет. Получите ли эффект от внедрения этой акции? Оптимистично да, но скорее всего эффект будет менее впечатляющим, чем у конкурентов. Потому что к этой акции уже нет интереса, она не дает клиентам эмоцию, о которой мы говорим в формате уникального эмоционального предложения.

Внешняя среда, которую мы ощущаем в волнообразном движении трендов, может приносить не только боль, но и вдохновение, когда грамотно используешь тренд. Здесь есть простор для создания эмоционального предложения.

Например, мы все стали более раздражительны и тревожны, значит наше УЭП должно транслировать ощущение стабильности. Ваши клиенты растеряны, ждут помощи с выбором «Как надо, как лучше, как сделать так, чтобы согласовал босс и т. д.» – тогда следует поменять подход к исследованию запроса, убрать вопрос «А как вам надо?». Как бы мы себя чувствовали, если на приеме врача нас спросили: «А что вы хотите полечить? Голову, сердце, печень?». Пусть продавцы поговорят, как сейчас происходит, чтобы после этого поставить диагноз и выписать продажи.

Пример УЭП

Один предприниматель рассказал о правилах внутри своего сервиса по установке кулеров и доставке воды. Если при оказании услуги что-то случилось и цена этого случая меньше 10 тыс. руб., то вопрос решается в пользу клиента. Например, неисправная розетка мешает клиенту сразу установить кулер и получать услугу. Не ждем, когда клиент сам решит вопрос и начнет регулярную закупку воды, вызываем электрика.

Что это: УТП или УЭП? Поскольку услуга не должна сопровождаться проблемами априори, то эти кейсы скорее будут эмоционально насыщенными, заработает эффект сарафанного радио, значит это, скорее всего, УЭП.

Заключение

Мы уже находимся в нарастающей волне тренда к эмоциональному интеллекту (ЭИ), когда есть факты повышения результативности при раскрытии ЭИ руководителей. Возможно, в будущем человек научиться управлять своими эмоциями и тогда УЭП будет бесполезно, но сейчас эмоции – это то, что помогает перехватить внимание человека в пользу решения своих бизнес-задач.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Хорошо написано. Эмоции ведут клиентов, особенно в B2B.

Но для любого бизнеса важнее всего сформировать и показать клиенту УКП (устойчивое конкурентное преимущество).

Именно тогда бизнес расцветёт !

 

 

Генеральный директор, Нижний Новгород

Где такое гуано под видом учебника по маркетингу дают? )))
И что это за "маркетинг" за такой ммм... списьфиський ...


В маркетинге считалось, что для достижения конкурентного преимущества каждой компании необходимо свое уникальное товарное предложение (УТП). 

 

 

Консультант, Новосибирск
Елена Рыжкова пишет:

Где такое гуано под видом учебника по маркетингу дают? )))
И что это за "маркетинг" за такой ммм... списьфиський ...


В маркетинге считалось, что для достижения конкурентного преимущества каждой компании необходимо свое уникальное товарное предложение (УТП). 

 

Очепятка, видимо. УТП - уникальное торговое предложение. Какое-то время  назад концепция была очень популярна. Потеряла популярность и практическую значимость лет тридцать назад (по моим ощущениям) в связи с ростом конкуренции (на всех уникальности не напасешься).

В статье использован стандартный ход многих авторов. Берется что-нибудь замшелое и вместо него предлагается что-то "ультрасовременное".

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Корчанов пишет:
Очепятка, видимо. УТП - уникальное торговое предложение.

Спасибо, это был сарказм если что.

Сергей Корчанов пишет:
Какое-то время  назад концепция была очень популярна. Потеряла популярность и практическую значимость лет тридцать назад (по моим ощущениям) в связи с ростом конкуренции (на всех уникальности не напасешься).

У меня на днях вышла огромная публикация про УТП) Так что вряд ли стоит меня жить учить))
А уж маркетингу лучше и не пытаться)

Консультант, Новосибирск
Елена Рыжкова пишет:
Сергей Корчанов пишет:
Очепятка, видимо. УТП - уникальное торговое предложение.

Спасибо, это был сарказм если что.

Сергей Корчанов пишет:
Какое-то время  назад концепция была очень популярна. Потеряла популярность и практическую значимость лет тридцать назад (по моим ощущениям) в связи с ростом конкуренции (на всех уникальности не напасешься).

У меня на днях вышла огромная публикация про УТП) Так что вряд ли стоит меня жить учить))
А уж маркетингу лучше и не пытаться)

Текст был написан не Вам, а тем, кто не понял Вашего сарказма.
Публичные чаты обладают своей спецификой... Если громко разговаривать в общественном траспорте, 90 процентов разговора направлено на окружающих, а не собеседника.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Корчанов пишет:
Текст был написан не Вам, а тем, кто не понял Вашего сарказма.Публичные чаты обладают своей спецификой...

это не "чат", а дискуссия на публичном форуме. И мой   коммент был адресован вам лично, а не тексту.

Значит, мне показалось что вы хотите научить меня что такое УТП)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
У 70% компаний есть корпоративные стандарты по дресс-коду

87% работодателей признались, что внешний вид кандидата оказывает влияние на объективность оценки его профессиональных навыков.

Россиянам для счастья стало нужно больше денег

На первом месте по зарплатным ожиданиям оказалась Москва, на втором – Владивосток.

Исследование: трудоголизм вреднее для здоровья, чем алкоголизм

Ученые подтвердили, что недостаток отдыха представляет серьезную угрозу для здоровья.

Работодатели стали чаще предлагать корпоративные пенсии

Корпоративные пенсионные программы все чаще используются для привлечения и удержания соискателей.