Сегодня на российском рынке идет ожесточенная борьба за потребителя и важным инструментом в борьбе за повышение узнаваемости бренда и роста продаж стал PR. За всю историю своего существования этот инструмент прошел через множество этапов: был на пике, терял позиции, но всегда восстанавливался, словно птица феникс. Хочу поделиться с вами текущими тенденциями в PR-индустрии и тем, как она развивается в условиях новых вызовов.
1. Мультидисциплинарный PR
Все мы помним ламповые рекламные ролики Coca-Cola, Chupa Chups, Mamba, Mentos и Snickers, с которыми иностранные бренды ворвались на российский рынок в начале 90-х. Это и дало старт истории PR в нашей стране. В нулевые PR активно развивался как отдельный инструмент, а в последующие годы PR-ивенты (лончи, пресс-завтраки и пресс-конференции) стали ключевыми элементами стратегий брендов, помогая компаниям создавать медийный шум вокруг бренда и сокращать затраты на прямой PR.
Локдаун 2020-2021 годов привел к значительным изменениям в PR-индустрии. Традиционные PR-мероприятия уступили место digital, SMM и инфлюенс-маркетингу. Бренды устремились в соцсети, однако с новым витком истории, который ознаменовал уход популярных соцсетей и иностранных производителей с российского рынка, бизнес вновь обратил свой взор на классический PR, как инструмент для создания имиджа и повышения осведомленности аудитории.
Сегодня, когда потребители стали более требовательными и избирательными к потребляемому контенту, компании ищут новые инструменты продвижения. PR стал мультидисциплинарным: бренды учатся быть креативными и привлекать потребителей через правильный tone of voice, рекламу, SMM и различные каналы коммуникации.
2. Новые инструменты PR: блоги и бренд-медиа
С запретом популярных соцсетей, российские бренды перешли на альтернативные платформы, стали вести блоги и собственные бренд-медиа. Эти каналы позволяют компаниям публиковать нужную информацию, открывая новые возможности для взаимодействия с аудиторией, которая хочет видеть живые, интересные кейсы и истории.
Правдивый контент, несущий знания и профессиональные советы, привлекает потребителей, помогая формировать имидж бренда и укреплять его авторитет. В блогах мы можем экспериментировать с tone of voice и сокращать дистанцию между потребителем и брендом через уникальные форматы. Кроме того, ведение блогов и собственных медиа обходится дешевле, чем размещение в традиционных СМИ, при аналогичных результатах.
Такие ресурсы, как Telegram и Дзен, которые еще вчера были соцсетями, сегодня обросли интересными инструментами, постоянно развиваются и открывают новые возможности продвижения. Например, мы в Logos Group ориентируемся на бизнес-аудиторию, но используем простой и понятный язык, делимся опытом и кейсами, обсуждаем ошибки и дискутируем с читателями напрямую. Ведение таких медиа с прозрачным повествованием стало абсолютным трендом.
3. Личный бренд руководителя
Мировые блогеры давно доказали, что личный бренд может быть мощным инструментом продвижения: можно делиться советами, проводить тренинги и выпускать собственные продукты, эффективно привлекая аудиторию. Российский бизнес тоже понял, что личный бренд руководителя способен привлекать потребителей и развивать бизнес не хуже коммерческих площадок.
Сегодня интеграция собственников бизнеса в медиасреду стала обычной практикой. Построение личного бренда в рамках PR – это работающий инструмент, который разрушает миф о том, что PR не может продавать.
В нашей компании мы пошли дальше и продвигаем не только первое лицо, но и нашу Dream Team. Почему бы не сделать амбассадорами бренда людей, которые рядом, такие же как мы, чей опыт и истории интересно читать?
4. Маркетплейсы
Маркетплейсы сегодня в России переживают бум: почти половина всех онлайн-продаж приходится на их долю, и прогнозы обещают только дальнейший рост. Заказ товаров онлайн для многих стал настоящим хобби. Маркетплейсы, с их миллиардными оборотами, поняли, что могут быть не только торговыми площадками, но и мощными инструментами для рекламы и продвижения брендов.
Онлайн-эфиры с демонстрацией продукции, презентации, видеоконтент, рекламные баннеры и статьи, участие блогеров и медийных лиц сегодня очень популярны, превращая маркетплейсы в эффективные инструменты PR и маркетинга.
5. ESG коммуникации
Еще один инструмент, набирающий популярность в связи с запросом общества на заботу об окружающей среде и экологичность. Крупные бренды активно внедряют в свои стратегии ESG-коммуникации.
Экологические инициативы показывают социальную направленность компании, ее заботу об окружающем мире и людях. Это укрепляет имидж и делает ESG неотъемлемой частью успешной PR-стратегии в современном мире.
Как меняется подход бизнеса к коммуникациям
Так исторически сложилось, что все мы, включая российский бизнес, долгое время жили под лозунгом «быстрее-выше-сильнее», транслируя лишь успех и развитие. Но сегодня аудитории важны откровенность и реальные истории, даже если они связаны с неудачами.
Открытость стала важной составляющей PR-стратегий, ключевым фактором формирования доверия к бренду. Следуя тренду на естественность и прозрачность российский бизнес преодолевает свой страх негативной реакции. Бизнес-среда перестает дистанцироваться и активно участвует в диалоге с обществом. Люди хотят читать про уникальный опыт, про уроки, которые компания для себя вынесла.
Такие истории разлетаются как горячие пирожки, и такой «антипиар», показанный в правильном русле, только приносит компании популярность, потому что он отвечает желанию аудитории видеть реальный контент. Нам стоит поучиться у зарубежных коллег, для которых говорить о своих ошибках считается точкой силы. Даже отрицательный результат ценен. С радостью отмечаю, что многие компании начали интегрировать такую повестку в свои стратегии. Однако, этот тренд только начинает укореняться в российских СМИ, особенно в бизнес-изданиях.
Ключевые пути развития PR в России
PR всегда был многообещающей дисциплиной, но его эволюция в России особенно заметна на фоне изменений в технологиях и запросах потребителей. На самом деле двигателем PR на российском рынке сегодня выступает именно потребность на креатив, уникальный опыт и доверие. Поиск ответов на эти покупательские запросы стимулирует бренды превращать свои PR кампании в имиджевые уникальные проекты.
Более эффективны те PR-стратегии, которые основаны на прозрачности, открытости и реальных кейсах. Такой подход, подкрепленный позиционированием на правильных площадках и интеграцией в новые медиа, помогает формировать репутацию бренда, завоевывать доверие аудитории и, в конечном итоге, приближает PR к инструменту, который может влиять на покупательскую способность.
Еще рано говорить о том, что PR стал эффективным инструментом продаж, и вполне реально, что этого не произойдет в полной мере. Но абсолютным фактом является то, что сегодня российский PR строится на работе с потребителем. Это глубокое взаимодействие с реальными потребностями аудитории и тот самый путь развития PR в России, который будет продолжаться ближайшее время на российском рынке.
Узнать больше об агентстве Logos Group и о том, как его команда помогает российским и международным компаниям добиваться целей, реализовывать яркие проекты и развивать бизнес, можно на сайте logos-group.com.
Партнерский материал
Рекламодатель ООО «Логос Академия» ИНН 9721040888 Erid 2SDnje4GFwg
Читайте также:
1. Мультидисциплинарный PR
Как и полвека назад, PR лезет во все дыры (в хорошем? смысле), подключая все возможные каналы воздействия на свои аудитории. Ничего не изменилось.
2. Блоги и бренд-медиа
Это все уже вроде бы давно появилось? В чем новизна?
3. Личные бренды
Это тоже давно практикуется. Возможность вести собственные блоги, каналы, стримы и пр. этому сильно помогло. Здесь согласен, тенденция современная.
4. Маркетплейсы
Согласен с автором, это еще актуально
5. ESG-коммуникации
В России популярность падает. ESG в стартовой подаче вроде бы "за все хорошее против всего плохого", но:
1) активно продвигается западными структурами наравне с "радужной" и другими повестками - эта активность вызывает подозрение
2) в пределе требует сертификации в западных структурах - появляются механизмы давления
3) некоторые пункты программы вызывают сомнения. Например, зачем России с ее вечной мерзлотой бороться с потеплением? Расскажите якутам, почему важно бороться с глобальным потеплением и выслушайте ответ. Пусть в эту борьбу вкладываются страны, для которых это жизненно важно )))
В итоге PR с ESG может нанести вред, нужна аккуратность.
Собственно, это в рамках нашего менталитета. Не навешать лапшу на уши, а честно отработать информационные потребности общества. Во благо своей компании, конечно )))
Да, маркетплейсы сейчас популярны как никогда)