5 трендов российского PR в условиях трансформации рынка

Сегодня на российском рынке идет ожесточенная борьба за потребителя и важным инструментом в борьбе за повышение узнаваемости бренда и роста продаж стал PR. За всю историю своего существования этот инструмент прошел через множество этапов: был на пике, терял позиции, но всегда восстанавливался, словно птица феникс. Хочу поделиться с вами текущими тенденциями в PR-индустрии и тем, как она развивается в условиях новых вызовов.

1. Мультидисциплинарный PR

Все мы помним ламповые рекламные ролики Coca-Cola, Chupa Chups, Mamba, Mentos и Snickers, с которыми иностранные бренды ворвались на российский рынок в начале 90-х. Это и дало старт истории PR в нашей стране. В нулевые PR активно развивался как отдельный инструмент, а в последующие годы PR-ивенты (лончи, пресс-завтраки и пресс-конференции) стали ключевыми элементами стратегий брендов, помогая компаниям создавать медийный шум вокруг бренда и сокращать затраты на прямой PR.

Локдаун 2020-2021 годов привел к значительным изменениям в PR-индустрии. Традиционные PR-мероприятия уступили место digital, SMM и инфлюенс-маркетингу. Бренды устремились в соцсети, однако с новым витком истории, который ознаменовал уход популярных соцсетей и иностранных производителей с российского рынка, бизнес вновь обратил свой взор на классический PR, как инструмент для создания имиджа и повышения осведомленности аудитории.

Сегодня, когда потребители стали более требовательными и избирательными к потребляемому контенту, компании ищут новые инструменты продвижения. PR стал мультидисциплинарным: бренды учатся быть креативными и привлекать потребителей через правильный tone of voice, рекламу, SMM и различные каналы коммуникации.

2. Новые инструменты PR: блоги и бренд-медиа

С запретом популярных соцсетей, российские бренды перешли на альтернативные платформы, стали вести блоги и собственные бренд-медиа. Эти каналы позволяют компаниям публиковать нужную информацию, открывая новые возможности для взаимодействия с аудиторией, которая хочет видеть живые, интересные кейсы и истории.

Правдивый контент, несущий знания и профессиональные советы, привлекает потребителей, помогая формировать имидж бренда и укреплять его авторитет. В блогах мы можем экспериментировать с tone of voice и сокращать дистанцию между потребителем и брендом через уникальные форматы. Кроме того, ведение блогов и собственных медиа обходится дешевле, чем размещение в традиционных СМИ, при аналогичных результатах.

Такие ресурсы, как Telegram и Дзен, которые еще вчера были соцсетями, сегодня обросли интересными инструментами, постоянно развиваются и открывают новые возможности продвижения. Например, мы в Logos Group ориентируемся на бизнес-аудиторию, но используем простой и понятный язык, делимся опытом и кейсами, обсуждаем ошибки и дискутируем с читателями напрямую. Ведение таких медиа с прозрачным повествованием стало абсолютным трендом.

3. Личный бренд руководителя

Мировые блогеры давно доказали, что личный бренд может быть мощным инструментом продвижения: можно делиться советами, проводить тренинги и выпускать собственные продукты, эффективно привлекая аудиторию. Российский бизнес тоже понял, что личный бренд руководителя способен привлекать потребителей и развивать бизнес не хуже коммерческих площадок.

Сегодня интеграция собственников бизнеса в медиасреду стала обычной практикой. Построение личного бренда в рамках PR – это работающий инструмент, который разрушает миф о том, что PR не может продавать.

В нашей компании мы пошли дальше и продвигаем не только первое лицо, но и нашу Dream Team. Почему бы не сделать амбассадорами бренда людей, которые рядом, такие же как мы, чей опыт и истории интересно читать?

4. Маркетплейсы

Маркетплейсы сегодня в России переживают бум: почти половина всех онлайн-продаж приходится на их долю, и прогнозы обещают только дальнейший рост. Заказ товаров онлайн для многих стал настоящим хобби. Маркетплейсы, с их миллиардными оборотами, поняли, что могут быть не только торговыми площадками, но и мощными инструментами для рекламы и продвижения брендов.

Онлайн-эфиры с демонстрацией продукции, презентации, видеоконтент, рекламные баннеры и статьи, участие блогеров и медийных лиц сегодня очень популярны, превращая маркетплейсы в эффективные инструменты PR и маркетинга.

5. ESG коммуникации

Еще один инструмент, набирающий популярность в связи с запросом общества на заботу об окружающей среде и экологичность. Крупные бренды активно внедряют в свои стратегии ESG-коммуникации.

Экологические инициативы показывают социальную направленность компании, ее заботу об окружающем мире и людях. Это укрепляет имидж и делает ESG неотъемлемой частью успешной PR-стратегии в современном мире.

Как меняется подход бизнеса к коммуникациям

Так исторически сложилось, что все мы, включая российский бизнес, долгое время жили под лозунгом «быстрее-выше-сильнее», транслируя лишь успех и развитие. Но сегодня аудитории важны откровенность и реальные истории, даже если они связаны с неудачами.

Открытость стала важной составляющей PR-стратегий, ключевым фактором формирования доверия к бренду. Следуя тренду на естественность и прозрачность российский бизнес преодолевает свой страх негативной реакции. Бизнес-среда перестает дистанцироваться и активно участвует в диалоге с обществом. Люди хотят читать про уникальный опыт, про уроки, которые компания для себя вынесла.

Такие истории разлетаются как горячие пирожки, и такой «антипиар», показанный в правильном русле, только приносит компании популярность, потому что он отвечает желанию аудитории видеть реальный контент. Нам стоит поучиться у зарубежных коллег, для которых говорить о своих ошибках считается точкой силы. Даже отрицательный результат ценен. С радостью отмечаю, что многие компании начали интегрировать такую повестку в свои стратегии. Однако, этот тренд только начинает укореняться в российских СМИ, особенно в бизнес-изданиях.

Ключевые пути развития PR в России

PR всегда был многообещающей дисциплиной, но его эволюция в России особенно заметна на фоне изменений в технологиях и запросах потребителей. На самом деле двигателем PR на российском рынке сегодня выступает именно потребность на креатив, уникальный опыт и доверие. Поиск ответов на эти покупательские запросы стимулирует бренды превращать свои PR кампании в имиджевые уникальные проекты.

Более эффективны те PR-стратегии, которые основаны на прозрачности, открытости и реальных кейсах. Такой подход, подкрепленный позиционированием на правильных площадках и интеграцией в новые медиа, помогает формировать репутацию бренда, завоевывать доверие аудитории и, в конечном итоге, приближает PR к инструменту, который может влиять на покупательскую способность.

Еще рано говорить о том, что PR стал эффективным инструментом продаж, и вполне реально, что этого не произойдет в полной мере. Но абсолютным фактом является то, что сегодня российский PR строится на работе с потребителем. Это глубокое взаимодействие с реальными потребностями аудитории и тот самый путь развития PR в России, который будет продолжаться ближайшее время на российском рынке.

Узнать больше об агентстве Logos Group и о том, как его команда помогает российским и международным компаниям добиваться целей, реализовывать яркие проекты и развивать бизнес, можно на сайте logos-group.com.

Партнерский материал

Рекламодатель ООО «Логос Академия»  ИНН 9721040888 Erid 2SDnje4GFwg

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Корчанов, Сергей Яковлинский
Консультант, Новосибирск

1. Мультидисциплинарный PR

Как и полвека назад, PR лезет во все дыры (в хорошем? смысле), подключая все возможные каналы воздействия на свои аудитории. Ничего не изменилось.

2. Блоги и бренд-медиа

Это все уже вроде бы давно появилось? В чем новизна?

3. Личные бренды

Это тоже давно практикуется. Возможность вести собственные блоги, каналы, стримы и пр. этому сильно помогло. Здесь согласен, тенденция современная.

4. Маркетплейсы

Согласен с автором, это еще актуально

5. ESG-коммуникации

В России популярность падает. ESG в стартовой подаче вроде бы "за все хорошее против всего плохого", но:
1) активно продвигается западными структурами наравне с "радужной" и другими повестками - эта активность вызывает подозрение
2) в пределе требует сертификации в западных структурах - появляются механизмы давления
3) некоторые пункты программы вызывают сомнения. Например, зачем России с ее вечной мерзлотой бороться с потеплением? Расскажите якутам, почему важно бороться с глобальным потеплением и выслушайте ответ. Пусть в эту борьбу вкладываются страны, для которых это жизненно важно )))

В итоге PR с ESG может нанести вред, нужна аккуратность.

 

Но абсолютным фактом является то, что сегодня российский PR строится на работе с потребителем. Это глубокое взаимодействие с реальными потребностями аудитории и тот самый путь развития PR в России, который будет продолжаться ближайшее время на российском рынке.

Собственно, это в рамках нашего менталитета. Не навешать лапшу на уши, а честно отработать информационные потребности общества. Во благо своей компании, конечно )))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.