Как оценить качество дизайна за 5 понятных шагов

Сейчас смеются над тем, что искусственный интеллект не способен сосчитать количество пальцев на генерируемых картинках. Но это скоро исправят, а потом придет время плакать от засилья почти одинаковых шедевров. Потому что выделиться с их помощью будет невозможно — такого же уровня изображения окажутся доступны всем желающим. Причем бесплатно или за копейки.

На заре качественной полиграфии ценились глянцевые журналы и цветные флаеры. Потом дело поставили на поток, и мы перестали замечать магию. 

Такая же участь ждет графику невероятной детализации, с идеальными тенями и замысловатыми текстурами. Означает ли это, что дизайнерам пора искать вакансии управдомов? И близко нет.

Пожалуй, художникам и иллюстраторам можно слегка напрячься. Хотя паниковать тоже рано. Но дизайн вообще про другое.

Почему дизайн не должен быть «красивым»

Две самые частые ошибки заказчиков дизайна — поиск того, что понравится лично им. Обратите внимание, здесь два промаха дуплетом:

  1. Дизайн не для вас, а для ваших клиентов. Или для клиентов их клиентов.
  2. Дизайн вообще не должен нравиться. Он оценивается иначе.

Если идет подмена дизайна оформительством, вы автоматически погружаетесь в мутные воды вкусовщины. Там нет ясных ориентиров, ухватиться не за что. Приходится спорить о вкусах, хочется настоять на своем видении прекрасного. Ну или наоборот, наступить на горло своему безупречному вкусу, довериться профессионалам. 

Только неважно, кто именно воскликнет: «Да, так хорошо!» Потому что это наверняка будет плохо. Проблема в постановке задачи.

Дизайн – это функциональное решение

Форма и вес молотка выбраны не потому, что так «выглядит круто». Просто именно в таком форм-факторе удобно взять одной рукой, замахнуться и шарахнуть по гвоздю. 

Обратите внимание на разновидности молотков. Их довольно много. Есть деревянные и резиновые киянки, тяжеленные кувалды, крошечные ювелирные молоточки, длинные для железнодорожников, инерционные для подводников и космонавтов. Все модели без исключения разработаны с учетом специфичных задач и условий работы.

Они практичные, удобные. Экономичные. Надежные. Какие угодно, только не красивые. Конечно, на конкурентном рынке эстетичный внешний вид тоже имеет значение. Но это следствие, а не причина. Чем лучше вещь выполняет свои функции, тем эффектнее она смотрится.

Классные брендовые вещи всегда лаконичны. Они не пытаются сделать панель управления сложнее, чем у звездолета. Несколько режимов, возможность сделать все одной кнопкой. И наоборот, если добавлять лишние элементы, с каждым таким «усовершенствованием» будет все хуже и хуже. 

Так вот, здесь заканчиваются психологические вывихи и начинается дизайн. Это самый главный, ключевой критерий. Забудьте про красоту. Она вторична и субъективна. 

Дизайн должен быть полезным. В таком ключе уже можно детализировать.

1. Зачем нужен дизайн

Нужно четко и однозначно понимать реальную практическую пользу от дизайна. Что именно должно произойти после появления или смены дизайна? Например:

  • Покупателям будет проще освоить продукт.
  • Пользователи сайта легко разберутся в ассортименте услуг.
  • Мобильное приложение не потребует обучения.
  • Удобнее брать, носить, перевозить, заряжать, утилизировать.
  • Оригинальная упаковка облегчает дозировку, сохранность остатков.

Ответ на вопрос «Чтобы что?» нужен в ТЗ на разработку любого дизайна. Одинаково подходит к пром-дизайну, упаковке, web-дизайну, мобильным приложениям, неоновым вывескам, выставочным стендам, учебным материалам.

Пока нет ничего про то, как это должно выглядеть. Сначала необходимо определиться с основной задачей. Вот когда она сформулирована, начинается поиск и выбор решений. 

2. Удобно, как разношенная обувь

Обманчиво жесткий критерий. Может показаться, будто выбор конкретных реализаций по записанной задаче ведет к однозначному рейтингу вариантов. Но это далеко не так. Более того, само определение «удобно» запросто размывается почти до уровня «красиво». 

Чтобы избежать этой ловушки, продолжаем гнуть прагматичную линию. Как именно этим будут пользоваться, что происходит по шагам, какие элементы дизайна необходимы.

Сначала составляется скелет решения. Он угловатый, одним типовым шрифтом, вообще на дизайн не похоже. На этом этапе многие заказчики теряют терпение и возвращаются к собственным изящным эскизам или к наброскам племянника бухгалтера. Потому что хочется уже видеть продвижение к результату, а не вот это все.

Самые терпеливые срывают джекпот. Они отсекают неудачные сценарии использования заранее и добираются до главного. То есть определяют:

  • Лаконичное, но достаточное меню. Рубрики, заголовки.
  • Минимальный набор смысловых блоков.
  • Очередность и взаимосвязи между этими блоками.
  • Механизмы для привлечения и удержания внимания.
  • Мотивация совершить одно из целевых действий.

Звучит будто выдержка из «айтишного» ТЗ, но по такому лекалу можно собрать и театральную афишу или шкаф. 

Пока роботы не захватили мир, все делается для людей. А гуманоиды нашего вида действуют всегда одинаково. Мы сначала оцениваем, надо ли оно вообще. Потом куда нажать, что выдвинуть или кликнуть. Какая очередность, что к чему. И как быстрее добраться до результата. 

3. Адекватная визуализация

Наконец-то про внешность! Опять возникает угроза бесконечных способов отрисовки. И, как обычно, она иллюзорна. На самом деле вариантов не так много, потому что есть существенные ограничения:

  • Цветовая гамма должна соответствовать продукту, имиджу бренда, ожиданиям потребителей. Например, банке энергетика подойдут вырвиглазные цвета, буклету про бухгалтерию — спокойные, приглушенные.
  • Как правило, читабельность важнее любых изысков. За редчайшими исключениями лучше использовать простой крупный шрифт, сделать хороший контраст между текстом и фоном. 
  • Никаких дергающихся элементов, прыгающей навигации, раскладушек и слайдеров. Это разновидность блесток, которыми «посыпают» свои видео некоторые блогеры. Попытка выглядеть дороже, которая иронично удешевляет впечатление. 
  • Должно выдерживать упрощение. Узнаваемо и хорошо смотреться в очень сильном уменьшении, а также в черно-белом исполнении. Значит, никаких тонких линий и опасных растров.  

Здесь начинается следующий пункт, только он цикличный. Отрисовка не закончена, просто нужно заглянуть дальше, чтобы учесть дополнительные требования.

4. Технологичность

Соображения, собранные в этом блоке, часто пытаются игнорировать. Но это фатальная и дорогостоящая ошибка.

Прежде всего, нужно сразу ориентироваться на омниканальность. То есть разрабатывать дизайн, который будет одинаково (или с небольшими потерями) хорошо смотреться на огромном экране офисного монитора, ноутбуке, планшете, телефоне.

Аналогично для логотипов и айдентики. Что если распечатать на стене 20-этажного дома или обклеить самолет? А для шариковой ручки сгодится? Нужна универсальность. 

При минимальных амбициях стоит прикинуть, выдержит ли дизайн нагрузочный тест. Сайт загрузится при низкой скорости Интернета? Не упадет ли, если вместо сотни пользователей одновременно зайдет сотня тысяч человек? 

Есть оттенки, которые реально получить на экране и невозможно распечатать. Лучше использовать базовые цвета, которые точно не исказят потом подрядчики. И типовые шрифты, иначе вы обязательно столкнетесь с чудовищной автозаменой своей уникальной каллиграфии. Дизайн ведь не остается в брендбуке, он идет потом по типографиям и рекламным агентствам. В ваших интересах облегчить применение всем, кто будет этим заниматься.

Проверьте юридическую чистоту. Это касается всех компонентов:

  • Фотографии и рисунки
  • 3D-модели
  • Текстуры
  • Шрифты
  • Шаблоны верстки
  • Музыкальные композиции

Короче, при выборе дизайнерского решения нужно постоянно оглядываться на его применение. В какую копеечку влетит печать такой красоты, поддержка серверов, оплата лицензий и т.д.

5. Дизайн одобряет не заказчик, а конечные потребители

Бонус-трек, уровень с главным боссом. В реальной жизни сюда почти никто не добирается. Речь о сдаче-приемке не заказчиком, а теми, для кого все делалось. Разница может быть ошеломительно большой.

Например, гендиру понравились десятки полей в CRM. Отлично же, так мы соберем самые подробные сведения о потребителях! Но нет, оказывается сотрудники вообще ничего не заполняют или везде копируют одну запись. Потому что хотят успеть еще чего-то по своим основным обязанностям.

Или взрослые дяди и тети потратили год на продукт для подростков, а потом неприятно удивляются презрительным отзывам. Это в презентациях легко придумывать усредненный портрет пользователя. Жизнь страшнее любой сказки. 

Можно сильно повысить шансы на успех, следуя простому чек-листу:

  • Идея
  • Концепт
  • Прототип
  • Релиз

Нюанс в том, чтобы не просто идти по списку сверху-вниз. Нужно также увеличивать бюджет примерно на порядок для каждого следующего пункта. И, начиная с концепта, получать обратную связь от целевых фокус-групп. Более того, еще учитывать этот фидбэк! Шок-контент, согласен. 

В конечном счете побеждает дизайн, рассчитанный на UX. Все должно нравиться конечным потребителям, иначе делали напрасно. 

Резюме

Возвращаясь к модным ИИ, помогут ли они сэкономить на дизайне? И да, и нет. Пока что виден очень посредственный уровень погружения нейронных сетей в понимание задачи. Это примерно как талантливый студент или школьник, который неплохо (да чего там, шикарно) рисует от руки. Но при этом не имеет никакого представления о вашей отрасли, предпочтениях клиентов, технологии производства. 

Поэтому делегировать отрисовку графических элементов уже можно, а скоро о таком процессе без ИИ вообще можно будет забыть. Но поручить разработку дизайна еще долго не получится.

Правило золотого сечения, симметрия, последовательность Фибоначчи и прочая математика автоматизируются легко. Только хороший дизайн фокусируются на другом. Он гораздо ближе к продажам, чем к живописи.

Заказывайте дизайн с полным игнорированием художественных аспектов. Нужно принимать в расчет только бизнесовые соображения: 

  • Это поможет продажам? 
  • Будет рентабельно в производстве и поддержке? 
  • Не повысит юридические и другие риски? 

Отлично, значит дизайн хороший. Как локации для магазинов или грузовики доставки. Они ведь не просто «понравились», а практичны и выгодны. Так и с бабочками.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Дизайнер, Беларусь

Золотые слова! Один момент: дизайн решает больше задач, чем последние три пункта, и целевой аудитории дизайнерское решение должно нравится, т.е. быть ещё и красивым в её понимании ;))) плюс грамонтно выполнено в соответствии со всеми рекомендациями автора статьи. Вырезать эстетическую и эмоциональную составляющую можно будет полностью, только когда людей заменят андроиды)) 

Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург

к сожалению, в 90% случаев визуальный дизайн создается для заказчика кто платит деньги за этот дизайн, и крутится именно вокруг его хотелок-желаний-ожиданий.

Мало кто готов делать несколько версий сайтов (хотя бы две), мало кто готов слушать потребителей (всем не угодишь), мало кто вообще анализирует потребности конечных пользователей.

И меньше всего тех, кто готов идти на компромисс, слушать мнение экспертов (тех же дизайнеров), кто ориентируется не только на картинки и факт дизайна.

В итоге получается, что дизайнеры это просто исполнители цифровых услуг. С таким же успехом дизайнером можно назвать каменщика, или даже маляра.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Алексей Барканов пишет:
к сожалению, в 90% случаев визуальный дизайн создается для заказчика кто платит деньги за этот дизайн, и крутится именно вокруг его хотелок-желаний-ожиданий.

Это факт. Крайне редко заказчик готов слушать дизайнера на тему как должен выглядеть этот дизайн. Обычно итоговый дизайн - это именно хотелки закачика, причем 100500 раз переделанные, потому как обычно он сам не знает, чего хочет. В итоге от первоначальной продуманной дизайнером концепции не остается вообще ничего.

Директор по PR, Москва

"Дизайн не для вас, а для ваших клиентов. Или для клиентов их клиентов."

Очень хорошо сказано, про это много кто забывает, особенно новички 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.