Для развивающейся компании нет ничего хуже скучного, неактуального логотипа, который не отражает концепцию бренда, не запоминается или же интерпретируется аудиторией совсем не так, как ожидала компания.
Мы сделали логотипы для 1400 проектов по всему миру, и в этой статье хочу рассказать о четырех критериях логотипа (4П), которые работают на компанию и помогают ей расти. Итак, работающий логотип, какой он?
1. Подходящий
Подходит логотип в первую очередь под «личность» компании: ее ценности, целевую аудиторию и сферу деятельности. Логотип должен вмещать в себя эти характеристики и отражать визуально.
Бренд можно представить в виде архетипа — человека со своими ценностями, характером и визуальными атрибутами. Само понятие «архетип» появилось благодаря Карлу Юнгу в прошлом веке. Его аналитическая психология базируется на 12 уникальных архетипах личности, которые сегодня применяют не только в психологии, но и в брендинге. От правильного выбора архетипа зависит успех коммуникации с клиентом: в аудитории должно откликнуться то, что показывает компания.
Конкретный кейс: бренд женской бижутерии, который можно представить как двадцатилетнюю девушку со своим уникальным стилем. Ее архетип — искатель, который стремится к свободе. Женской аудитории бренда хотелось бы иметь такую модную подругу, которая подскажет, как самовыражаться с помощью украшений. Когда клиентка задумается о поиске своего стиля, она вспомнит о бренде и обратится к нему. Этот образ поможет компании выбрать элементы для брендинга, логотипа в частности, чтобы быть на одной волне с аудиторией.
Выбрать один лишь архетип не достаточно для того, чтобы бренд и его логотип могли по-настоящему выделиться. Компанию нужно обязательно индивидуализировать, сделать «единственной и неповторимой». Более того, выбор архетипа — сложная аналитическая работа. За его разработкой можно обратиться к брендинговому агентству, у которого есть богатое портфолио с подобными кейсами.
2. Простой
За каждым логотипом стоит задумка дизайнера, которая будет понятна не каждой аудитории. Выбор неудачного шрифта или замысловатые формы, вложенные в логотип, затрудняют его прочтение и наталкивают на логичный вопрос: «И что это такое?» Понятный, качественный логотип зритель понимает с первого взгляда: ему сразу видно, чем примерно занимается компания и кто ее аудитория.
Чтобы логотип был понятен аудитории, нужно учесть цвета, шрифт, расстояние между отдельными элементами и их сочетаемость друг с другом. Нередко возникает и другая проблема: разработанный логотип выглядит понятно и привлекательно, но при его уменьшении становится абсолютно нечитаемым. У каждого элемента логотипа должна быть своя логика, поэтому стоит применять необычные элементы с умом, и только если они не влияют на читаемость надписи.
Со шрифтом для логотипа тоже нужно быть аккуратным. Не все шрифты подходят друг к другу по настроению: строгие шрифты с засечками плохо смотрятся с рукописными, лучше выбрать спокойные без засечек, не подходят друг другу и жирные шрифты — их стоит разбавить тонкими.
3. Податливый
Логотип должен быть готов к любой ситуации: никогда не знаешь, на каком носителе он окажется. Дизайнеры должны подготовить адаптивную версию логотипа под любой носитель. Вот список must-have:
- Черно-белая версия на случай, когда под рукой нет цветного принтера.
- Четкое изображение без излишней детализации. Такой логотип будет легко распознать и вышитым, и выгравированным, и напечатанным.
- Логотип может быть перевернутым или под углом — для него законы гравитации не работают.
Лучше заранее прописывать список носителей фирменного стиля, на которых планируете размещать логотип, ведь на металле и на стекле он будет смотреться по-разному. В противном случае придется дополнительно заказывать у дизайнера разработку адаптивной версии логотипа под тот или иной носитель, а такая работа — трата времени и денег.
Из опыта мы поняли, что добавить парочку универсальных носителей, например, футболку или стикеры, в гайдбук бренда — отличная идея.
4. Привлекательный
Не всегда использование трендовой графики — лучшее решение для логотипа. Когда-то объем и «стеклянные» блики были в моде, сегодня такие эффекты устарели. Такая же судьба ждет и популярные сейчас 3D-буквы, градиент и наложение символов.
Лучше сделать логотип нейтральным, с минимумом эффектов.
Во-первых, он легче запомнится клиенту — во времена клипового мышления мозг не тратит время на запоминание деталей, он воспринимает только яркие, простые образы. Во-вторых, такой лого прослужит компании дольше, ведь его не придется полностью изменять с приходом новых трендов, а лишь видоизменить в рамках ребрендинга. И в-третьих, простой логотип легко адаптировать под любой носитель, в особенности под актуальный сегодня цифровой формат.
Подытожим
Подходящий, простой, податливый и привлекательный — такой логотип будет работать на компанию. Но только логотип не поднимет мгновенно продажи: ему должны помогать качественный сервис, правильный брендинг и грамотная программа продвижения.
Читайте также:
Относительно пункта 1.
Цитата из статьи.
"Само понятие «архетип» появилось благодаря Карлу Юнгу в прошлом веке. Его аналитическая психология базируется на 12 уникальных архетипах личности, которые сегодня применяют не только в психологии, но и в брендинге. От правильного выбора архетипа зависит успех коммуникации с клиентом: в аудитории должно откликнуться то, что показывает компания"
Кстати, Юнг писал что взял понятие "архетип" из более ранних источников.
В реальности с Юнгом произошло тоже самое, что и с Маслоу. От всех исследований и трудов Маслоу в маркетинге и менеджменте сохранилась только пирамида Маслоу. Хотя его работы по мотивации гораздо объемнее и значительнее.
Тоже самое случидось с Юнгом.
Юнг никогда не определял набор из 12 архетипов.
Цитата из Википедии.
"....Юнг относил архетипы к числу бессознательных содержаний, неосознаваемых в принципе. Познать их можно только через логические выводы из образов, которые проявляются в предсознании[57]. По этой причине выделять те или иные архетипы, а также строить их классификации можно лишь гипотетически..."
12 архетипов появились гораздо позднее.
Цитата Википедия.
"В 2001 году бывший исполнительный вице-президент компании Young & Rubicam Маргарет Марк в соавторстве с Кэрол Пирсон[⇨] написала книгу «Герой и бунтарь», посвящённую использованию архетипов в брэндинге. По мысли авторов, более конкурентоспособны те фирмы, которые используют при построении своих брендов универсальные образы, восходящие в своей основе к архетипам. "
Понятно, что нужно искать подходы для работы с целевой аудиторией и модели, которые позволяют выстраивать алгоритмы взаимодействия.
Теория архетипов - один из таких подходов.
Однако его условная простота - определи свою аудиторию через один из архетипов и будет тебе маркетинговое счастье - может завести в тупик.