Фирменный стиль: какой, кому и зачем?

На этот материал меня вдохновило письмо клиента. Год назад он заказывал у нас разработку логотипа, фирменного стиля и дизайн сайта.

Через год он вернулся: его компания решила совершенно по-другому позиционироваться на рынке климат-контроля, поэтому было решено изменить все. Все — буквально. Дизайн и структуру сайта, логотип, фирменный стиль.

Собственно, насчет логотипа и фирменного стиля клиент не был уверен до конца, посему попросил совета: «А не сменить ли нам логотип и фирменный стиль заодно? Вот мои наброски нового логотипа». И тут я задумалась: ребрендинг — дело непростое и недешевое. Стоит ли менять все и сразу, если, например, в Яндекс.картинках при упоминании названия фирмы выдает тысячи ее логотипов и образцов рекламы, а клиент легко и однозначно может идентифицировать компанию?

В этот момент все менеджеры делятся на два типа: на тех, кто сразу отвечает «Конечно-конечно! Нарисуем, сделаем, все будет в лучшем виде!», и тех, кто думает не только о своей прибыли, но и о клиенте. Я из вторых. Мои принципы работы включают в себя высокие этические стандарты, поэтому я решила разведать обстановку. Как клиент использовал бренд-бук, который мы для него сделали, что ему пригодилось, а что нет.

Пятиминутный рисерч

Проведя быстрый поиск, обнаружила интересную картину: визуальная идентификация компании, практически весь пакет, вошедший в руководство по стилю, оказался невостребованным. Яндекс компанию клиента не опознавал. К примеру, Юлию Сырых он отлично знает — выдает мои фото и обложки книг. При том, что я ничего для этого специально не делаю.

Итак, уже это мини-исследование, занявшее пять минут, дало понять: абсолютно ничего не случится, если компания изменит свой имидж.

Тогда я задала себе второй вопрос: нужно ли моему клиенту снова тратить деньги на разработку 25-страничного руководства по стилю, как в прошлый раз? Зачем вообще нужен полноценный бренд-бук небольшой компании?

Зачем?

Давайте подумаем. Ответы «во-первых, это красиво» и «хотим по-взрослому» — не считаются.

Мы делаем руководство по стилю с описанием цветовой палитры, шрифтов, фирменных декоративных элементов, образцов фотоматериалов, сувенирной продукции, униформы и т.п. не просто так. Мы хотим добиться нескольких вещей.

  1. Точной визуальной идентификации компании, создания ее образа, который будет обладать своими ценностями и характером.
  2. Соблюдения принципа единообразия во всей рекламной продукции, печатных материалов, офисных документов.
  3. Мы готовим образцы печатной продукции, бумаг, рекламы, сувениров в едином стиле, чтобы все это приносило пользу: работало на бренд, заставляло клиентов компании опознавать ее, делать покупки именно у нее, давало ощущение надежности и стабильности.

Каждый пункт бренд-бука обсуждается, утверждается, на это уходит время. И когда спустя год обнаруживаешь, что из разработок клиент не воспользовался ничем, кроме визитных карточек, понимаешь: он потратил зря деньги, а я — вдохновение и время, которое можно было применить с большей пользой. Да, мое время как профессионала было оплачено. Но на определенном этапе не деньги — решающий фактор, а интерес к проекту и польза для дизайн-студии.

Выводы

Какие из всей этой ситуации следует сделать выводы? У меня их получилось пять и все со словом «если».

  1. Если бренд-бук есть у вашего соседа по бизнесу, не факт, что он нужен и вам.
  2. Если вы заказываете бренд-бук с большим количеством информации о бренде, образцов визуальной идентификации, используйте его по максимуму. Работающий бренд-бук означает: абсолютно все, что выходит из компании — от мейлов до счетов — должно быть оформлено в стиле компании.
  3. Брендируйте все. Размещаете статьи, объявления, постите вирусные картинки в соцсетях — делайте их визуально различимыми, чтобы все знали — это вы и это ваше. Яндекс.картинки — простой инструмент, который показывает, присутствуете вы визуально в сети или нет. Исправляйтесь, если нет.
  4. Если у вас нет грандиозных планов выпустить в течение года бейсболки, футболки, куртки, календари, плакаты, фирменные папки, сувениры и т. п. — не тратьте деньги на их разработку. Смотрите на ситуацию реалистично. Каждой «единице дизайна», входящей в руководство по стилю, в течение года должно быть найдено применение. Иначе это потерянные деньги.
  5. Если у вас нет дочерних компаний, ваш бизнес в принципе довольно компактный, вполне вероятно, что ваш вариант — «пакет экономный»: логотип, цвета, шрифты, визитка, бланк. Все остальное по мере необходимости вы сможете дозаказывать позже. Это тоже фирменный стиль, просто маленький, и он будет служить хорошей подсказкой, когда вы соберетесь сделать дизайн в другой компании, не обязательно той, что делала для вас логотип.

Мое восприятие мира процентов на 90 — визуальное. Я больше доверяю тем, кто заботится о своем имидже, и в том числе, создает эффект присутствия в интернете за счет брендированной графики, сопровождает материалы о себе логотипом или иными средствами, входящими в его бренд-бук. В конце концов, распространена ситуация, когда по работе нужно достать логотип какой-либо компании в хорошем качестве, но невозможно его нигде найти, потому что в интернете его нет.

Я бы, как дизайнер, посоветовала всем владельцам бизнеса выкладывать на своем сайте логотип в хорошем качестве и возможно другие рекламные материалы. Вам ничего не стоит, а польза будет в любом случае.

Пожалуй, моему клиенту в будущем стоит больше внимания обращать не только на процесс разработки нового имиджа, но и на последующее оповещение всех и вся о том, как выглядит логотип его компании, чем он отличается от конкурентов.

Фото в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по развитию, Беларусь

Частично согласен с автором: с одной стороны, действительно, не зачем разрабатывать то, что использовать не предполагается (и достаточно ''пакета экономного''). С другой - если все же есть предпосылки к большему разнообразию каналов коммуникации и рекламных материалов, то лучше один раз потратить деньги и время и утвердить все одним махом и больше не возвращаться к этому вопросу.
''Зачем?'': На мой взгляд, бренд-бук нужен лишь для сокращения времени. Это сокращение происходит как при общении с новыми типографиями (рекламными агентствами), а также при согласовании рекламной продукции внутри компании.

Руководитель проекта, Санкт-Петербург
И когда спустя год обнаруживаешь, что из разработок клиент не воспользовался ничем, кроме визитных карточек, понимаешь: он потратил зря деньги, а я — вдохновение и время, которое можно было применить с большей пользой.
Это означает также, что вы не выполнили важнейшую задачу - консультирование и обучение клиента. Клиент получил какой-то продукт и не знает, зачем он ему нужен в повседневной деятельности: сокращение времени и стоимости при разработки носителей фирстиля - от визитки до сайта.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Через год он вернулся: его компания решила совершенно по-другому позиционироваться на рынке климат-контроля, поэтому было решено изменить все.
Так может быть дело как раз в том, что изменился подход к позиционированию, а старые логотип и фирменный стиль не соответствовали новым продвигаемым имиджевым качествам. И если старый бренд-бук не нашел широкого применения ( кстати, почему? Кого и что в нем не устроило?), то может быть решение о разработке нового бренд-бука было правильным?
Генеральный директор, Челябинск

Юлия, здравствуйте! Вы пишете, что вы профессионал. Вы даже пишите книги, я правда их не читал. Но, как вы очень уместно написали: ''...он отлично знает — выдает мои фото и обложки книг.'' Я посмотрел на обложки. Да возможно вы хороший дизайнер и шрифтовик, но Вам стоило бы знать, как профессиональному дизайнеру, что Бренд-бук и Фирменный Стиль (Stylebook) - это несколько разные вещи.
Как Вы же правильно подметили своей ссылкой: ''Бренд-бук - это документ, создающийся чтобы зафиксировать созданные стандарты идеологии продукта и марки для формирования единой репутации компании среди клиентов и контрагентов.'', а Stylebook - это о то о чём вы пишете. Называя в тексте вашу работу разными терминами. Я понимаю, когда клиенты путаются в терминах, но коллеги давайте будем внимательнее и не вносить хаус итак в непростой мир терминологии маркетинга и рекламы!

Директор по рекламе, Казахстан
Дмитрий Довбня пишет: Юлия, здравствуйте! Вы пишете, что вы профессионал. Вы даже пишите книги, я правда их не читал. Но, как вы очень уместно написали: ''...он отлично знает — выдает мои фото и обложки книг.'' Я посмотрел на обложки. Да возможно вы хороший дизайнер и шрифтовик, но Вам стоило бы знать, как профессиональному дизайнеру, что Бренд-бук и Фирменный Стиль (Stylebook) - это несколько разные вещи. Как Вы же правильно подметили своей ссылкой: ''Бренд-бук - это документ, создающийся чтобы зафиксировать созданные стандарты идеологии продукта и марки для формирования единой репутации компании среди клиентов и контрагентов.'', а Stylebook - это о то о чём вы пишете. Называя в тексте вашу работу разными терминами. Я понимаю, когда клиенты путаются в терминах, но коллеги давайте будем внимательнее и не вносить хаус итак в непростой мир терминологии маркетинга и рекламы!
Извиняюсь, за то, что заминусовал, на самом деле, это должен был быть плюс. Хотел написать то же самое. Действительно, уж раз Вы профессиональный дизайнер, то путать понятия ''брендбука'' и ''гайдлайна'' или ''руководства по фирстилю'' недопустимо
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Данияр Кудайбергенов пишет: Извиняюсь, за то, что заминусовал, на самом деле, это должен был быть плюс.
Исправила)).
Генеральный директор, Челябинск

Наталья Черентаева. Спасибо! )))))

Генеральный директор, Украина
Дмитрий Довбня пишет: Я понимаю, когда клиенты путаются в терминах, но коллеги давайте будем внимательнее и не вносить хаус итак в непростой мир терминологии маркетинга и рекламы!
Дмитрий, согласна с вами. Веротяно, мне следовало еще раз вычитать свой текст перед отправкой редакторам для исключения разночтений. То, что клиенты называют брендбуком при заказе - это следует читать и понимать как ''руководство по стилю'' в 99% случаев.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.