На этот материал меня вдохновило письмо клиента. Год назад он заказывал у нас разработку логотипа, фирменного стиля и дизайн сайта.
Через год он вернулся: его компания решила совершенно по-другому позиционироваться на рынке климат-контроля, поэтому было решено изменить все. Все — буквально. Дизайн и структуру сайта, логотип, фирменный стиль.
Собственно, насчет логотипа и фирменного стиля клиент не был уверен до конца, посему попросил совета: «А не сменить ли нам логотип и фирменный стиль заодно? Вот мои наброски нового логотипа». И тут я задумалась: ребрендинг — дело непростое и недешевое. Стоит ли менять все и сразу, если, например, в Яндекс.картинках при упоминании названия фирмы выдает тысячи ее логотипов и образцов рекламы, а клиент легко и однозначно может идентифицировать компанию?
В этот момент все менеджеры делятся на два типа: на тех, кто сразу отвечает «Конечно-конечно! Нарисуем, сделаем, все будет в лучшем виде!», и тех, кто думает не только о своей прибыли, но и о клиенте. Я из вторых. Мои принципы работы включают в себя высокие этические стандарты, поэтому я решила разведать обстановку. Как клиент использовал бренд-бук, который мы для него сделали, что ему пригодилось, а что нет.
Пятиминутный рисерч
Проведя быстрый поиск, обнаружила интересную картину: визуальная идентификация компании, практически весь пакет, вошедший в руководство по стилю, оказался невостребованным. Яндекс компанию клиента не опознавал. К примеру, Юлию Сырых он отлично знает — выдает мои фото и обложки книг. При том, что я ничего для этого специально не делаю.
Итак, уже это мини-исследование, занявшее пять минут, дало понять: абсолютно ничего не случится, если компания изменит свой имидж.
Тогда я задала себе второй вопрос: нужно ли моему клиенту снова тратить деньги на разработку 25-страничного руководства по стилю, как в прошлый раз? Зачем вообще нужен полноценный бренд-бук небольшой компании?
Зачем?
Давайте подумаем. Ответы «во-первых, это красиво» и «хотим по-взрослому» — не считаются.
Мы делаем руководство по стилю с описанием цветовой палитры, шрифтов, фирменных декоративных элементов, образцов фотоматериалов, сувенирной продукции, униформы и т.п. не просто так. Мы хотим добиться нескольких вещей.
- Точной визуальной идентификации компании, создания ее образа, который будет обладать своими ценностями и характером.
- Соблюдения принципа единообразия во всей рекламной продукции, печатных материалов, офисных документов.
- Мы готовим образцы печатной продукции, бумаг, рекламы, сувениров в едином стиле, чтобы все это приносило пользу: работало на бренд, заставляло клиентов компании опознавать ее, делать покупки именно у нее, давало ощущение надежности и стабильности.
Каждый пункт бренд-бука обсуждается, утверждается, на это уходит время. И когда спустя год обнаруживаешь, что из разработок клиент не воспользовался ничем, кроме визитных карточек, понимаешь: он потратил зря деньги, а я — вдохновение и время, которое можно было применить с большей пользой. Да, мое время как профессионала было оплачено. Но на определенном этапе не деньги — решающий фактор, а интерес к проекту и польза для дизайн-студии.
Выводы
Какие из всей этой ситуации следует сделать выводы? У меня их получилось пять и все со словом «если».
- Если бренд-бук есть у вашего соседа по бизнесу, не факт, что он нужен и вам.
- Если вы заказываете бренд-бук с большим количеством информации о бренде, образцов визуальной идентификации, используйте его по максимуму. Работающий бренд-бук означает: абсолютно все, что выходит из компании — от мейлов до счетов — должно быть оформлено в стиле компании.
- Брендируйте все. Размещаете статьи, объявления, постите вирусные картинки в соцсетях — делайте их визуально различимыми, чтобы все знали — это вы и это ваше. Яндекс.картинки — простой инструмент, который показывает, присутствуете вы визуально в сети или нет. Исправляйтесь, если нет.
- Если у вас нет грандиозных планов выпустить в течение года бейсболки, футболки, куртки, календари, плакаты, фирменные папки, сувениры и т. п. — не тратьте деньги на их разработку. Смотрите на ситуацию реалистично. Каждой «единице дизайна», входящей в руководство по стилю, в течение года должно быть найдено применение. Иначе это потерянные деньги.
- Если у вас нет дочерних компаний, ваш бизнес в принципе довольно компактный, вполне вероятно, что ваш вариант — «пакет экономный»: логотип, цвета, шрифты, визитка, бланк. Все остальное по мере необходимости вы сможете дозаказывать позже. Это тоже фирменный стиль, просто маленький, и он будет служить хорошей подсказкой, когда вы соберетесь сделать дизайн в другой компании, не обязательно той, что делала для вас логотип.
Мое восприятие мира процентов на 90 — визуальное. Я больше доверяю тем, кто заботится о своем имидже, и в том числе, создает эффект присутствия в интернете за счет брендированной графики, сопровождает материалы о себе логотипом или иными средствами, входящими в его бренд-бук. В конце концов, распространена ситуация, когда по работе нужно достать логотип какой-либо компании в хорошем качестве, но невозможно его нигде найти, потому что в интернете его нет.
Я бы, как дизайнер, посоветовала всем владельцам бизнеса выкладывать на своем сайте логотип в хорошем качестве и возможно другие рекламные материалы. Вам ничего не стоит, а польза будет в любом случае.
Пожалуй, моему клиенту в будущем стоит больше внимания обращать не только на процесс разработки нового имиджа, но и на последующее оповещение всех и вся о том, как выглядит логотип его компании, чем он отличается от конкурентов.
Фото в анонсе: pixabay.com
Частично согласен с автором: с одной стороны, действительно, не зачем разрабатывать то, что использовать не предполагается (и достаточно ''пакета экономного''). С другой - если все же есть предпосылки к большему разнообразию каналов коммуникации и рекламных материалов, то лучше один раз потратить деньги и время и утвердить все одним махом и больше не возвращаться к этому вопросу.
''Зачем?'': На мой взгляд, бренд-бук нужен лишь для сокращения времени. Это сокращение происходит как при общении с новыми типографиями (рекламными агентствами), а также при согласовании рекламной продукции внутри компании.
Юлия, здравствуйте! Вы пишете, что вы профессионал. Вы даже пишите книги, я правда их не читал. Но, как вы очень уместно написали: ''...он отлично знает — выдает мои фото и обложки книг.'' Я посмотрел на обложки. Да возможно вы хороший дизайнер и шрифтовик, но Вам стоило бы знать, как профессиональному дизайнеру, что Бренд-бук и Фирменный Стиль (Stylebook) - это несколько разные вещи.
Как Вы же правильно подметили своей ссылкой: ''Бренд-бук - это документ, создающийся чтобы зафиксировать созданные стандарты идеологии продукта и марки для формирования единой репутации компании среди клиентов и контрагентов.'', а Stylebook - это о то о чём вы пишете. Называя в тексте вашу работу разными терминами. Я понимаю, когда клиенты путаются в терминах, но коллеги давайте будем внимательнее и не вносить хаус итак в непростой мир терминологии маркетинга и рекламы!
Наталья Черентаева. Спасибо! )))))