Когда мы говорим о профессиональном управлении сейлз-организацией, мы подразумеваем не только результат по выполнению планов продаж, но и формирование культуры, системы продаж, способствующих повторяемому и стабильному успеху лидеров продаж, каждого продавца и организации в целом.
Если в этом году вы выполняете свой план продаж, уже пора думать о том, как вы будете выполнять его в следующем? Потому что то, что работало вчера и сегодня, не обязательно будет работать завтра. Конкурентная среда постоянно усиливается, покупатели и их потребности – меняются, развитие технологий влияют на ускорение изменений во всех аспектах личной и профессиональной жизни.
- Как давно вы ставили задачу своим продажам увеличить долю рынка?
- Какие инструменты предоставили продавцам для выполнения экстраплана?
- Растут ли профессионально ваши продавцы или процент их текучести не позволяет вам отследить прогресс каждого и команды в целом?
Это вопросы, которые сегодня задают себе лидеры продаж компаний мирового класса и те, которые хотят стать мировым классом.
Компании мирового класса – это компании, которые демонстрируют рост продаж динамичнее и стабильнее, чем другие игроки на рынке. Их команды продаж: от лидеров до продавцов постоянно демонстрируют изменения в поведении, которое соответствует тому, что ждут от них покупатели сегодня.
Согласно исследованию покупательских потребностей в 2018 году исследовательской компании CSO Insights, 65% покупателей сказали, что находят полезным обсуждать свои бизнес-потребности с продавцами, и только 3% заявили, что не могут дождаться, когда смогут делать В2В-покупки в интернете. Однако, те же покупатели в два раза чаще говорят, что продавцы соответствуют (62%) их ожиданиям, чем превосходят (32%) их.
Ожидания покупателей играют ключевую роль в процессах продажи и покупки. Простое соответствие ожиданиям переводится в незначительную ценность для покупателя, что в итоге не делает продавца экспертом в его глазах, и как результат – несет за собой меньшую конверсию успешного закрытия сделок, большую чувствительность клиентов к цене, отсутствию кредита доверия к продавцу.
Информацией о продукте сегодня никого не удивишь
Это не значит, что покупатель уже эксперт во всем, но это значит, что у него в голове – множество информации еще до процесса покупки, и продавцу нужно научиться с этим профессионально работать.
Отношение покупателя к продавцу измеряется уровнем взаимоотношений: от утвержденного поставщика до партнера, которому доверяют. Уровень этих взаимоотношений напрямую зависит от уровня процессов, которые настроены в организации продаж.
Другими словами: чтобы стать стратегическим партнером для клиента, нужно начать с настройки процессов в организации продаж: единая система и общий язык, следование методикам и стратегии продаж, изменение в поведении, устранение сопротивления следованию методологиям, профессиональное управление продажами, система коучинга и найма продавцов, построение прогнозов продаж по опережающим показателям, анализ выигранных и проигранных сделок, повторяемый успех и прочее.
С переходом на новый уровень взаимоотношений с клиентами неизбежно растут такие показатели, как:
- коэффициент выигранных сделок;
- средняя сумма сделки;
- количество продавцов, выполняющих план;
- процент выполнения плана всей организации.
Когда организация с незрелыми процессами и культурой продаж растет в показателях, обычно это восстановительный рост, который происходит после различных кризисов. Но восстановительный рост рано или поздно заканчивается, и тогда возникает вопрос, как продавать после его окончания?
Ответ на этот вопрос – по тексту выше. Построить эффективную систему продаж, когда нет восстановительного роста и так называемого «ветра в спину», продавцам можно, организовав процесс перехода на новый уровень взаимоотношений с клиентами и создавая культуру продаж.
Культуру не так просто охарактеризовать словами, трудно измерить и изменить. Поэтому культуру, как один из способов преобразования организации продаж, очень часто игнорируют. Планы продаж, распределения по территориям, подходы к сегментации клиентов, выбор каналов продаж постоянно обсуждаются и анализируются под микроскопом. А культура обычно существует в том виде, в котором есть, независимо от того, помогает ли она продвигать или препятствует целенаправленным стратегиям продаж.
Чтобы понять культуру вашей организации, подумайте о том, какое поведение в компании вознаграждается, кто продвигается, какие слова используются в корпоративных коммуникациях, какие ситуации вызывают тревожные звонки и о чем говорят лидеры?
По недавнему исследованию в компаниях, в которых больше внимания уделяется культуре продаж и взаимодействиям с клиентами, самые высокие результаты продаж.
Инвестировать в системы продаж не меньше, чем в продукт
Небольшой стартап знал, что им нужно больше сосредоточиться на процессах, чтобы стать масштабируемыми и перейти в более зрелый бизнес. Тем не менее, они сохранили свой профиль найма продавцов, ориентированный на тех, кто не способен системно работать с процессами. Следовательно, прогресса в культуре процессов они не достигли, при этом в своей культуре продаж остались на прежнем уровне.
В данном случае проблема заключалась не столько в выбранной стратегии, сколько в несогласованности между тем, что, по их словам, они хотели, чтобы их культура отражала, и действиями, которые они на самом деле совершали.
Компании мирового класса все больше уделяют внимание культуре продаж в симбиозе с технологиями. Они проводят фундаментальные трансформации в продажах, выстраивая процессы и профессиональное управление продажами, внедряя проверенные методики продаж мирового класса, CRM-системы, другими словами – инвестируют в системы продаж не меньше, чем в продукт.
Все это неизбежно отражается на изменении профиля продавцов, их поведении, отношении с клиентами, и как следствие – эффективности продаж.
Фото: freeimages.com
Как много красивых, но общих слов. А так хотелось прочитать о чем-то конкретном...
Спасибо за отзыв! О чем конкретном вы хотели бы почитать? Я с удовольствием добавлю конкретики в следующей статье.
Статья мне понравилась, поскольку «мой случай», конечно она больше мотивирующая. Я бы хотел видеть какие конкретно шаги или план действий, по вашему мнению, ведут к построению культуры и системы, с кейсами.
Автор пишет:
> Что такое культура продаж..?
> Культуру не так просто охарактеризовать словами...
Однако хотелось бы, чтобы удалось "охарактеризовать словами". Хотя бы для себя. Хотя бы как "свод правил (писаных и неписаных) для руководителей и продавцов, которые определяют их поведение."
А пока этого нет - получается описание поручика Киже, "фигуры не имеющего"...
Поскольку речь идёт о продажах business to business, я надеялся всё-таки увидеть, что продающий также заинтересован в отслеживание удовлетворённости покупателя приобретённым продуктом/услугой, а также его ожиданиями от продукта в части улучшения характеристик, корректировки функционала и т.д. А сейчас среди однотипных продуктов все продают всё "самое лучшее", а особенности "кота в мешке" всплывают уже после подписания УПД/сметы и в процессе потребления....
Я не понял содержательный смысл данный статьи. Совсем. Масло масляное.
Конкретные шаги — это проведение трансформаций в продажах по методикам ...
Реклама удалена модератором
Если очень коротко: культура продаж — это поведение сотрудников, их следование единой системе и методологии продаж, принятие CRM и других технологий в продажах, это динамический процесс продаж, в котором каждый знает, что ему делать и понимает свою ценность для всей организации.
Уважаемая Оксана,
правильно ли я понимаю, что культуру продаж Вы понимаете и описываете через действия, а не через установленные (или принятые по умолчанию) нормы?
Видимо поэтому с культурой продаж в Вашем определении оказался неразрывно связан "процесс продаж". Сдается мне, что Вы не сильно их разделяете и Ваши тезисы и рекомендации в статье скорее применимы к "процессу продаж", а не к культуре. Возможно поэтому Вы транслируете тезис "Поэтому культуру, как один из способов преобразования организации продаж, очень часто игнорируют." (тут еще симптоматично культура продаж определена не как основа продаж, а как способ их преобразования, то есть фундаментальное низведено до инструмента).
На мой взгляд культура продаж и процесс продаж - две взаимосвязанные, но все-таки различающиеся сущности. Если совсем по-крупному, то процесс продаж отвечает на вопросы "что и как мы делаем, какими средствами и под каким управлением", а культура продаж отвечает на вопрос "почему мы делаем так, а не иначе".
В качестве примера. Ответ на вопрос "Может ли клиент получить скидку больше, чем дилер и если да, то при каких условиях?" сначала требует оглядки на культуру продаж, а уж затем может получить закрепление в процессе продаж.
Юрий, да, я понимаю культуру через действия, но в то же время и через нормы, потому что (как вы точно заметили) это взаимосвязанные сущности. То есть я рассматриваю культуру продаж как комплекс системы продаж, установленной в организации и поведения сотрудников.