Pokemon Go – игра дополненной реальности, созданная наложением виртуальных образов на изображения реального мира – стартовала в США, Австралии и Новой Зеландии 6 июля 2016 года. Всего за первую неделю после запуска в Северной Америке мобильное приложение скачали в Playmarket более 10 млн раз. Пользователи проводят в Pokemon Go ежедневно не менее 33 минут, это больше, чем аналогичные показатели любого другого приложения в мире. На волне «покемономании» на токийской бирже акции компании Nintendo в понедельник, 11 июля 2016 года, выросли на 25%, сообщил Reuters. Рыночная стоимость производителя компьютерных игр выросла, составив $23 млрд. Правда, еще через две недели акции Nintendo на токийской бирже упали на 17,72%, после того как Nintendo объявила, что ей принадлежит только 32% Pokemon Company, которая, в свою очередь, владеет долей прав на торговую марку Pokemon.
Заголовки СМИ пестрят историями о том, что группы охотников на покемонов попадают под машины или в реку, увлекаясь поисками. Толпы людей передвигаются по городам, захватывают парки, вторгаются на частную территорию. В игру играет ежедневно около 28 млн пользователей только в США, каждый более или менее известный человек, включая предпринимателей и политиков, уже высказался на тему виртуальной охоты за покемонами.
Эксперты игр и обычные пользователи на популярном портале Metacritic сходятся на том, что Pokemon Go – полезное решение для молодежи. Мобильное приложение заставляет игрока проходить многие километры ради поиска или охоты на покемонов и вступать в союзы с другими игроками – попытка победить сидячий образ жизни у молодежи и асоциальность в реальном мире. Кроме того, для игры не требуются дополнительные шлемы, очки, костюмы – Pokemon GO доступен каждому, кто владеет современным мобильным телефоном.
Еще больше людей во всем мире не считают Pokemon Go стоящим явлением. Фанатов игры принимают за умственно отсталых, саму игру – опасной (в погоне за покемонами пользователи могут забредать на стройки, железнодорожные пути, заброшенные объекты...), а колебания на финансовым рынке – очередной манипуляций недальновидных финансистов. «Искать покемонов под скамейками в городском парке? Вы серьезно?», – спрашивают они.
Чтобы понять, что виртуальный мир уже никогда не исчезнет из реального мира, предлагаем познакомиться с тремя историями.
История лидерства. 130 лет успешного внедрения виртуального мира
Компания Nintendo стала известна благодаря запуску в 1889 году игральных карт Hanafuda. Карты были нарисованы вручную и предлагали игрокам собрать колоду из комбинаций, связанных со временем года и растениями. Игра очень быстро стала популярной и позволила Nintendo закрепиться на рынке Японии.
В конце 1960-х Nintendo, благодаря своему гуру Гумпэй Екои, запускает новую игрушку (она хорошо известна детям 1980-х) – Ultra Hand. Несколько пластиковых элементов расширялись как ножницы и сжимались при нажатии. На другом конце – две ручки, которыми передвигаются предметы. Игрушка стала международным феноменом, объем продаж превысил 1 млн штук по всему миру.Через декаду, в конце 1980-х, все тот же Гумпэй Екои создает суперзнаменитый Game Boy, линейку портативных игровых устройств (в СССР выходила хорошо знакомая многим читателям копия под названием «Ну, погоди»). Именно на Game Boy выходит новая игра-бестселлер про покемонов, которая захватывает умы западной молодежи. А незадолго до этого, в недрах Nintendo вышла игра про плотника, который пытается спасти девушку из лап гориллы. Игра называлась Donkey Kong и стала легендарной практически в день своего выхода. Плотника из этой игры звали Марио. За пару лет братья Марио стали иконами поп-культуры конца 1980-х: отражение их образов можно найти в «Терминаторе» Шварценеггера или «Рокки» Сталлоне.
К концу 1990-х приставки Nintendo были у миллионов семей по всему миру. Через приставку геймеры играют и в Mario Bros. и в хит сезона – The Legend of Zelda, признанную экспертами лучшей игрой за всю историю индустрии. Zelda до сих пор обладает самой высокой оценкой по рецензиям крупных игровых изданий. Но братьев Марио и Zelda компании мало, и она снова бросает в бой проверенных бойцов – покемонов в игре Pokemon Snap.
Pokemon Snap – «прадед» современной Pokemon Go, лишившей покоя людей. В конце 1990-х игроку необходимо было сделать как можно больше снимков покемонов на фотопленку, собрать все коллекцию и проявить фотографии. 1,5 млн купленных официальных копий игры говорят об успехе. Критики считают, что игра идеально подходит детям – она увлекательна, проста и в ней нет ни капли насилия. Nintendo запускает футболки, комиксы, мягкие игрушки и мультсериал про жизнь покемонов и зарабатывает только на своем главном герое – маленькой желтой электрической мыши Пикачу – около $900 млн в год. В мире новая волна «покемономании».
Молодому человеку, младше 25 лет, в июле 2016 года компания Nintendo может быть знакома по другому хиту продаж – игровым консолям нового поколения Wii – прямого конкурента Sony PlayStation и Xbox. За три года в США и Японии продано около 100 млн приставок Wii и теперь это официально самая успешная консоль Nintendo.
Таким образом, все 130 лет компания Nintendo старалась шагать в ногу со временем, стабильно предлагая клиенту свежие решения.
История покемонов. Любимцы всех поколений
В 1999 году журнал Time включает покемона Пикачу в список самых влиятельных людей года, назвав его самым любимым анимационным персонажем после Hello Kitty. В честь Пикачу называют белок пикачурин, найденный учеными на сетчатке глаза. А серия игр про покемонов попадает в книгу Гиннесса – как самая продаваемая ролевая игра всех времен.
Создатель покемонов Сатоси Тадзири жил в небольшом японском городке и в детстве был фанатом популярной японской игры по ловле насекомых. Дети их ловили, коллекционировали и обменивались. И в этой игре ему не было равных. Он давал насекомым прозвища и додумывал им сверхспособности. Переехав в Токио, где нет больших лесов, Сатоси решил попробовать себя в создании видеоигр, так как уже несколько лет играл в Game Boy. У него возникла идея создать игру про монстров, которых можно ловить, тренировать, коллекционировать и обменивать. Первым таким созданием была желтая электромышь. А название всех этих существ пришло от английского выражения «карманные монстры» – Pocket Monster или коротко Pokemon.
Как признавался Сатоси Тадзири, его поразил размах фанатской базы покемонов. Проще говоря, поверить в конце 1980-х, что мир будет сходить с ума от карманных монстров, было невероятно сложно. Покемонов в вымышленной вселенной на данный момент более 700.
История одной глобальной шутки. Инвестиции от Google
1 апреля 2014 года Google опубликовала видео, которое должно было показать наличие юмора у разработчиков поисковика. В ролике демонстрировалась якобы новая функция Google Maps – дополненная реальность с покемонами, которых можно ловить, и с которыми можно путешествовать по миру.
Шутка удалась. Компания Nintendo предложила инвестировать в данную идею, и Google согласилась. Чувство юмора сменилось амбициями и чеком на $30 млн в проект, который решено было назвать Pokemon Go. Он работает только с картами Google и запрашивает у игрока почтовый аккаунт в Gmail.
В игру можно прикупить несколько апгрейдов, новых приманок, ускоритель. В общей сложности ежедневно в игре проходит покупок на $1,6 млн. Джон Хаке, генеральный директор компании Niantic, объявил, что в Pokemon Go начнут продавать спонсорские места – клиенты могут покупать у компании магниты по привлечению игроков, тем самым увеличивая проходимость своего кафе или магазина. Ориентировочная стоимость от таких продаж – около $20 млн в месяц. А компания Apple ожидает более $3 млрд чистой прибыли в ближайшие два года от игр с дополненной реальностью.
Эти три истории показывают – пока люди критикуют игры от Nintendo, компания уже 130 лет зарабатывает на желаниях клиентов миллионы долларов. Успех математически просчитан на многолетнем опыте в индустрии игр, на любви к покемонам миллионов людей четырех-пяти разных поколений и новых технологиях. Сбоя быть не могло.
В конце концов, нет ничего странного в том, что именно японская компания стерла грань между виртуальным и реальным мирами. Как нет ничего удивительного в том, что люди снова сошли с ума из-за покемонов. К новому поколению охотников за покемонами присоединились и тридцатилетние, которых «накрыла» ностальгия времени консольных игр и мультфильма в 1990-е. Впереди нас ждет новая волна игр с дополненной реальностью. В конце концов, корпорации найдут игру для каждого.
* * *
Официального старта проекта в России еще не было, но тысячи россиян уже включились в игру, зарегистрировавшись в ней с помощью зарубежных аккаунтов. Консервативно настроенные общественные деятели и чиновники уже успели высказать свои опасения по поводу психического здоровья молодых россиян, увлеченных игрой, их физической безопасности и безопасности их мобильных устройств. Тем временем «Сбербанк» подготовил несколько специальных предложений игрокам Pokemon Go. С 17 июля 2016 года на покестопах возле отделений «Сбербанка» по всей России, в 16 городах от Москвы до Владивостока, будут установлены специальные модули, привлекающие покемонов, что позволит ловить монстров всем участникам игры. Такие модули будут активны в течение всего дня. Для любителей Pokemon Go компания «Сбербанк страхование жизни» разработала также специальный страховой продукт, действие которого будет распространяться на время игры. Если при ловле покемонов игрок очень увлечется и получит травму, страховая компания выплатит компенсацию.
Фото: Pixabay.com, Google maps, blog.beforemario.com, okgamesaus.wordpress.com
Вроде как автор забыл написать обещанные правила - увлекся историей.