Как сформулировать цель PR-деятельности и не поссориться с маркетологом?
В июне 2010 года на европейском саммите AMEC в Барселоне были приняты основные принципы измерения результативности PR. Первый из этих принципов гласит – «Основой любой PR-программы должна стать постановка измеряемых целей».
Те, кто профессионально занимается PR, чаще других сталкиваются с тем, как неправильно определенная цель ведет не только к проблемам с оценкой эффективности, но и к проблемам взаимоотношений с руководителями ключевых подразделений бизнеса.
В своей «войне за место под солнцем» руководители PR-подразделений чаще всего склонны к двум крайностям:
1. Брать на себя «повышенные» обязательства и формулировать для корпоративного PR цели, достижение которых невозможно без согласованных усилий отделов продаж, маркетинга, рекламы и прочих ключевых бизнес-подразделений. Например, без изменений транслируют для корпоративного PR общую бизнес-цель компании: «Увеличение продаж продукции на 30% по сравнению с прошлым периодом». Постановка такой цели в PR, как правило, встречает противодействие со стороны руководителей отдела продаж или главного маркетолога, которые воспринимают такую формулировку PR-целей, как покушение на их «суверенитет». Ведь получив такую цель, PR-топ часто пытается ставить задачи другим бизнес-подразделениям, без участия которых этой цели достичь нельзя.
Однако реальных полномочий для постановки задач другим подразделения и контроля их выполнения PR-менеджер, как правило, не получает.
В результате: задача поставлена PR-структуре и в случае провала ― она и отдувается за всех, под тихие (или не очень тихие) усмешки со стороны «продажников», «маркетологов» и «рекламщиков». А в случае успеха раздается стройный хор тех же «продажников», «маркетологов» и «рекламщиков», утверждающих (не без основания), что хороший результат обеспечили именно их усилия. А выделить и показать руководству ― какой же конкретно вклад в общий успех внес PR ― у PR-специалиста не получается. А все потому, что цель не соответствовала предназначению PR.
2. Обжегшись на масштабных задачах, PR-щики начинают формулировать PR-цели таким образом, чтобы можно было измерить работу PR-специалистов «в граммах и килограммах» ― в объемах публикаций, цитируемости, количестве посещения корпоративных страниц в соцсетях. Цели могут быть сформулированы как «повышение уровня присутствия компании в медиаполе на 15%» или «повышение частоты цитируемости экспертов компании в СМИ в два раза», «доведение численности подписчиков корпоративных страниц в социальных сетях до 10 тыс.». Иногда это срабатывает: достижение обозначенных PR-целей совпадает с успешным достижением компанией ее бизнес-показателей. Вроде бы все хорошо, все результативно поработали, результат налицо.
Однако хорошие времена не длятся вечно. По результатам очередного периода компания не достигла удовлетворительных бизнес-показателей. Вроде бы все работали! Маркетологи все анализировали и внедряли «как всегда», «рекламщики» размещали рекламу, «продажники» вели старых и искали новых клиентов, но наша компания в убытках, а конкуренты с прибылью. Начинается разбор полетов: маркетинг, конечно, подкачал, реклама не так хороша, как могла бы быть, сейлзам нужно быть активнее. А что у нас делал PR? Чем помог бизнесу? Какую пользу получила компания от роста медиа-активности? Главному эксперту работать не давали ― он уже от журналистов прячется! Да на ваш отдел тратится ежемесячно треть миллиона, не считая расходов на журналистов и пресс-мероприятия! Где отдача? Для чего все эти траты?
И попадают PR-щики из огня, да в полымя. И хотя цели PR были измеримыми, измерения эти оказались бессмысленными.
Значит ли это, что PR не нужен? Конечно, нет!
Подвели ли PR-щиков неправильно поставленные цели? Безусловно, да!
В основе этих ошибок ― неправильное понимание зоны ответственности PR, а в ряде случаев ― еще и попытка подмены PR какой-либо его частной составляющей, например ― связями со СМИ (Media relations).
Очевидно, что зона ответственности PR проистекает из определений, данных этому виду деятельности:
Известный французский исследователь Жан-Пьер Бодуан дал PR такое определение: «Деятельность PR состоит в установлении и поддержании результативных отношений с полезными аудиториями».
Об этом же говорит и американский исследователь Рэкс Харлоу, определивший PR как функцию управления, когда на первое место ставит такое ее предназначение, как «устанавливать и поддерживать взаимосвязи, взаимопонимание, взаимопризнание и сотрудничество между организацией и общественностью»
Как мы видим из этих определений, сфера ответственности PR – установление и поддержание отношений (взаимосвязи, взаимопонимания, взаимопризнания и сотрудничества) с некими «полезными аудиториями», направленных на достижение некоего результата.
Как же в действительности должна формулироваться цель для PR?
Представим такую ситуацию: проводится чемпионат мира по лыжным гонкам. Натренирован претендент на чемпионский титул, с ним работает команда специалистов: тренеры, психологи, медицинские работники и массажисты, люди, отвечающие за безопасность и специалисты, отвечающие за исправность инвентаря: формы, лыж, палок.
Вот, как не странно, на роли последних я и хочу остановиться. Когда лыжник выходит на старт, его шансы победить очень сильно зависят, конечно, от его тренированности и от избранной тактики, а также от исправности лыж, палок и выбранной для лыж мази. После выстрела стартового пистолета он остается один на один со снежной лыжней, в условиях, когда конкуренты готовы на все, что бы его обогнать. И в это время от того, как его лыжи «коммуницируют» со снегом, зависит ― сможет ли лыжник наилучшим образом реализовать свой потенциал, принесут ли чемпионский титул (именно это стратегическая цель) долгие месяцы и годы усиленных тренировок. Мазь выбрана неправильно и вместо легкого скольжения спортсмен чувствует, как на лыжи налипает снег и мешает двигаться вперед. Мазь неправильно распределена по длине лыжи и вместо уверенного отталкивания, нога лыжника проскальзывает назад, теряется скорость и энергия. Так мастерство человека, выбирающего и накладывающего мазь на лыжи спортсмена, может решающим образом сказаться на результате работы участника гонки и целой команды тренеров и специалистов.
Можем ли мы поставить этому человеку цель ― выиграть олимпийское золото? Конечно, нет ― достижение этой цели зависит от труда всей команды.
Будет ли правильным поставить ему цель ― «нанести на лыжи три грамма мази». Очевидно, что тоже нет!
От работы этого человека требуется, чтобы снег (важнейшая для спортсмена «целевая аудитория») стал союзником, а не противником, то есть с одной стороны позволял опираться на себя при толчке, а с другой ― помогал скользить вперед с минимальным усилием.
Сделать из снега ― из этой целевой аудитории ― надежного союзника в достижении стратегической цели ― вот настоящая цель специалиста, наносящего мазь на лыжи.
Эта цель очень сильно роднит его со специалистами по PR.
Сделать из целевой аудитории надежного союзника в достижении стратегической цели ― вот настоящая цель PR-деятельности
Да-да, нам тоже для того, чтобы обеспечить достижение стратегической цели компании, необходимо сформировать такую систему коммуникаций, которая, учитывая свойства и состояние целевых аудиторий, превращала бы их в союзников, помогающих компании достичь ее стратегических целей с минимальными усилиями.
При этом круг наших «PR-овских» целевых аудиторий несколько шире, чем, например, в маркетинге или рекламе. Это уже не только потенциальные и реальные потребители продукции фирмы. Это еще и поставщики, инвесторы, представители государственных органов власти ― регуляторов в нашей сфере деятельности, наконец, это собственный персонал фирмы, а в ряде случаев, и родственники сотрудников. И, конечно же, это представители СМИ, от профессиональных и личных отношений с которыми зависит, насколько своевременно и неискаженно будут переданы наши сообщения другим целевым аудиториям, что особенно важно в кризисных ситуациях.
Таким образом, цель PR-деятельности имеет статус коммуникационной задачи, решение которой необходимо (но все-таки, как правило, недостаточно) для достижения стратегической цели компании.
Исходя из приведенных определений PR, цель PR-деятельности должна определяться в формулировках, однозначно показывающих, какого отношения или действия приоритетных целевых аудиторий (ЦА) необходимо добиться, и к какому конкретному сроку.
Разрабатывая цель PR-кампании, нужно ответить на следующие вопросы:
- Какова стратегическая цель, стоящая перед бизнес-структурой?
- Какую роль играют (какое влияние оказывают) в достижении этой цели наши основные целевые аудитории (потребители, сотрудники, поставщики, инвесторы, государственные органы власти, местные органы власти, местные социальные и политические объединения, представители СМИ)?
- Какие из этих ЦА наиболее приоритетны (то есть, без участия каких ЦА стратегическая цель не может быть достигнута).
- Каким должно быть отношение целевых аудиторий или какие действия они должны предпринять (или от каких действий удержаться) для того, чтобы наша бизнес-структура наиболее рациональным образом достигла стоящей перед ней стратегической цели.
- До какого предельного срока должно быть сформировано такое отношение, чтобы другие подразделения нашей бизнес-структуры могли им воспользоваться для решения стоящих перед ними задач в рамках достижения общей стратегической цели компании.
- По каким показателям мы будем определять степень достижения необходимого нам отношения целевых аудиторий или совершения ими нужных нам действий.
- Способны ли мы имеющимися силами и средствами PR в существующих и прогнозируемых условиях обеспечить к требуемому сроку необходимое отношение (действие) целевых аудиторий? И если нет, то…,
- Какие изменения должны произойти внутри организации и во внешней среде, чтобы это стало возможным?
- Приемлемы ли для бизнес-структуры эти изменения?
- Могут ли они быть проведены и использованы для достижения цели PR-деятельности в требуемые сроки.
Ответы на вопросы 1-5 дадут вам возможность ясно и правильно сформулировать цель PR-деятельности.
Ответы на вопросы 6-10 помогут проверить цель PR на достижимость и измеряемость, позволят оценить объем дополнительных мероприятий, необходимых для достижения цели PR.
Например, при проведении локальной предвыборной PR-кампании (таких кампаний одного кандидата в ходе подготовки к выборам может проводиться несколько) цель может быть сформулирована таким образом (без привязки к реальной предвыборной ситуации):
«До 30 августа 2013 года добиться активного вовлечения жителей микрорайонов Планерная, Левобережный, Сходня городского округа Химки в социальные проекты, реализуемые по инициативе кандидата в мэры (ФИО) во взаимодействии с районным Советом ветеранов войны и труда, отсутствия эффективного противодействия реализации этих социальных проектов со стороны районных администраций, а также формирование мнения не менее чем 50 процентов членов активных групп электората Г.О. Химки о превосходстве административных, человеческих качеств (ФИО кандидата) и его планов по повышению социального уровня жизни населения округа по сравнению с качествами и планами других кандидатов».
Как измерить эффективность достижения этой цели?
Очень просто:
- Через количество местных жителей, реально принявших участие в социальных проектах (ведь требуемое количество рабочих рук для посадки, например, аллеи имени кандидата в мэры известно заранее). Обеспечено число участников-добровольцев или нет?
- Были ли факты противодействия со стороны местной администрации? Вариантов всего три: не было; были, но существенного влияния на успешную реализацию проекта не оказали (тоже приемлемый результат); местная администрация сорвала реализацию социального проекта ― результат неудовлетворительный, нужно разбираться, как такое получилось, в чем недостатки коммуникации (также продумать, как этот срыв можно использовать в дальнейшей предвыборной борьбе).
- Наконец, с помощью опросов определяется доля электората, убежденная в превосходстве нашего кандидата.
Критерием для оценки результативности PR-кампании, проводимой в условиях конкурентной борьбы, может быть только критерий приемлемости (критерий оптимальности в этих условиях категорически не подходит).
Опять пример из спорта: Константин Цзю в финале чемпионата мира по боксу побеждает соперника в пятом раунде. Он ― чемпион мира! С точки зрения критерия приемлемости ― цель достигнута, а с точки зрения критерия оптимальности ― нет. Цзю ведь не отправил противника в нокаут первым ударом в первом раунде, а бился с ним в целых пяти раундах. В условиях конкурентной борьбы не все зависит от вас.
Если же мы разрабатываем PR-кампанию в интересах бизнеса, то цель уже будет описывать те желаемые убеждения (установки) и действия (или бездействия) ключевых групп клиентов, акционеров, сотрудников и государственных регуляторов, которые необходимы для достижения компанией ее стратегических бизнес-целей.
Дмитрий, статья неплохая. Спасибо. Но финал ее оказался смазан. 3/4 статьи посвящено корпоративному PR, а пример взят из политической PR-кампании... Конечно, в глобальном смысле PR-деятельность что на политическом поле, что на корпоративном осуществляется по одним и тем же алгоритмам, решает сходные задачи, etc. Но, как говорится, есть нюансы...
Может быть, стоило все же поработать над примерами из корпоративной практики, чтобы сохранить цельность материала?:) Вообще же, наиболее удачной, на мой взгляд, оказалась вводная, так сказать, часть статьи...:)
А что касается названия, то редакция безусловно права в своем выборе. Заголовок - это именно то, что привлекает внимание. Ваш вариант - более правильный, но типично консалтинговый, академичный - с функцией привлечения внимания разнообразной аудитории e-xe справился бы, на мой взгляд, хуже...:)
Дмитрий, спасибо за статью. Начало читалось как роман, дальше конечно надо самим думать. Мне вообще близка идея сначала задать правильные вопросы, потом на них ответить, а потом уже раздавать цели и задачи
Зоя, спасибо!
Безусловно, никто за PR-специалиста в статье не сможет сформулировать цель его PR-деятельности.
Максимум чем можно ему помочь, на мой взгляд, это сформулировать правильные вопросы для определения цели, дать алгоритм формулирования цели (ЦА-отношение-сроки) и, может быть, предложить некие стандартные формулировки для цели (но последнее очень сильно зависит от области бизнеса, в которой осуществляется конкретный PR, поэтому для этой статьи я себе такой задачи не ставил).
Спасибо!
Дмитрий, с политиками и лыжниками все понятно. а как бы вы сформулировали цель для компаний гигантов? Типа Pepsi, MacDonalds, Samsung, Ашан и пр. из разных областей? и при этом цель не на PR продукта или внутрикорпоративную историю, а общего корпоративного PR? и как считать эффективность? и как считать ROI?
''В условиях конкурентной борьбы не все зависит от вас.'' - вот тут и нужен пиар талант убедить в этом Босса! :)