Маркетолог в российской компании похож на бедного родственника. С него строго спрашивают, но мало что разрешают. Специалист загнан в угол: он не может выстроить эффективную коммуникацию без бюджета. Все пропало? Нет!
Позиционируя себя как специалиста по продвижению, хочу пояснить для желающих, что я вкладываю в это понятие.
В маркетинге методы продвижения товара — это, по определению Филипа Котлера, «действия, с помощью которых компании распространяют сведения о достоинствах товара и убеждают целевых потребителей покупать его». В связи с этим речь идет о так называемом комплексе маркетингового продвижения (promotion mix) — сочетании рекламы, личных продаж, мероприятий по стимулированию сбыта и связей с общественностью (PR).
То, что детализируется в этом «джентльменском наборе», порой воспринимается отечественным бизнесом как исчерпывающее содержание маркетинговой деятельности. Роли маркетинга внутри компании у нас традиционно уделяется меньше внимания, поскольку российские предприниматели не привыкли позволять маркетологам вмешиваться во внутреннюю политику компаний, координировать работу производственных подразделений.
Не вдаваясь в подробности того, как трудно и зачастую неблагодарно убеждать владельцев бизнеса в том, что их деятельность должна быть маркетингоориентированной (они скорее всего ответят, что сами добились успеха и не нуждаются в советах книжных теоретиков), я остановлюсь на том, как эффективно использовать маркетинговое продвижение.
Взаимосвязь его компонентов я представляю так (рис. 1):
Рисунок 1. Взаимосвязь компонентов маркетингового продвижения.
Ведущая роль в комплексе маркетингового продвижения отводится рекламе как основному средству информирования потребителей о товаре или услуге. Это «локомотив», который тянет за собой продажи как результат убеждения продавцом покупателя в необходимости совершения покупки. В отсутствие рекламы «утеплить» клиента (склонить к приобретению) трудно, и это тем сложнее, чем дороже и специфичней реализуемый продукт. Реклама должна предварительно дать ему необходимый минимум знаний, которые он после определенного числа повторов сообщения и его запоминания воспримет как свои собственные.
При этом связи с общественностью — рельсы, по которым движутся реклама и продажи. Они направляют восприятие рекламы по нужной колее, развеивая изначальное недоверие к ней. Когда «Дека» (производитель кваса «Никола») громко заявляет: «Квас — не кола, пей Николу!», то это агрессивная реклама. Когда же устами одного из дистрибьюторов, «Грааль», говорится: «Квас «Никола» — настоящий натуральный квас. Живого брожения. При производстве используются чистые натуральные ингредиенты — хлебопекарные дрожи, ячменный и ржаной солод, сахар, вода. В отличие от марок, производимых с помощью молочно-кислых бактерий, которые придают напитку неестественно кислый вкус и запах, в квасе «Никола» в процессе брожения используются только хлебопекарные дрожжи. Этот традиционный способ производства кваса применяется на Руси уже несколько тысяч лет», — это связи с общественностью, пиар-поддержка, благодаря которой осуществляется продвижение продукта от производителя к потребителю.
Стимулирование же сбыта (ориентированные на покупателей и посредников специальные акции) — это топливо, помогающее двигаться «поезду» из рекламы и продаж. И как топливо постоянно должно быть в наличии, чтобы поезд двигался, так и акции по стимулированию сбыта необходимо проводить регулярно, чтобы «подогревать» интерес к продукту или услуге и двигать их на рынок дальше и дальше.
На что я предлагаю обращать внимание маркетологам?
В условиях кризиса (который на данный момент, на мой взгляд, не какая-то страшная заокеанская зараза, а всего лишь естественная структурная перестройка экономики) особое внимание следует уделять продажам. Не случайно подавляющее число вакансий сейчас — вакансии специалистов по продажам, которые должны обладать определенными психологическими качествами, позволяющими убеждать потенциальных клиентов, что именно предлагаемый продукт в наибольшей степени удовлетворит их потребности. Но нельзя требовать от продавцов невозможного. Для успешных продаж надо, чтобы покупатель имел первичное представление о товаре, сформированное в рекламе, которое должно способствовать его лояльности.
Реклама, таким образом, выполняет функцию первичного убеждения клиента в превосходстве продукта над изделиями конкурентов, в его нужности, в том, что он стоит тех денег, которые хочет получить за него продавец.
В содержании рекламы, в том, что впоследствии говорит продавец при личном контакте, должна быть выстроена следующая взаимосвязь (рис. 2):
Рисунок 2. Расстановка акцентов в рекламном сообщении.
Выгода — ключевое понятие. Это то, что хочет получить клиент, удовлетворяя свою потребность. Скажем, обращаясь в бюро переводов, заказчик покупает не перевод как таковой, а возможность расширить свой бизнес за пределы страны, выстроить эффективные взаимоотношения с поставщиками, получить работу за рубежом и так далее. Профессионализм переводчиков в данном случае — гарантия качества услуги, функциональность перевода заключается в его адаптации под нужды определенной отрасли.
Пирамида акцентов при этом приобретает следующий вид (рис. 3):
Рисунок 3. Акценты в рекламном сообщении бюро переводов.
В стимулировании сбыта, по моему опыту, обычно бывает «перекос» в сторону акций для потребителей (дегустации, подарки, викторины, конкурсы, розыгрыш призов), в необходимости которых производителей, по крайней мере, товаров массового спроса убеждать не нужно. А вот акциям для посредников уделяется недостаточное внимание. Стимулирование сбыта в большинстве случаев ограничивается предоставлением скидок в зависимости от объема.
Как расширить спектр услуг для посредников, я рассмотрю на примере оборудования для узлов учета тепловой энергии, сбытом которого мне приходилось заниматься. В процессе реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» все большая доля рынка энергосберегающего оборудования отходит к управляющим компаниям (УК) и товариществам собственников жилья (ТСЖ). И если в УК работают профессионалы, то в ТСЖ право принимать решения получают люди без специальной подготовки.
Вместе с тем, ТСЖ — это мелкий клиент для компании-производителя. Уделить существенное внимание работе с ним может посредник, находящийся в том же или близко расположенном населенном пункте, готовый потратить время ради заказа на небольшую сумму, добиваться которого самому производителю в силу удаленности и ориентации на оптовые поставки нерентабельно. А для успешной работы посредников производитель должен проводить бесплатные семинары, снабжать рекламными и информационными материалами в таком количестве и качестве, чтобы конечный продавец обладал готовой информацией для убеждения и завоевания клиента.
Таким же образом можно поступать с проектными организациями, особенно в регионах, имеющими отношение к выбору того или иного оборудования: для них могут напрямую или через посредников предлагаться типовые проектные решения, специальное программное обеспечение. Должно проводиться регулярное обучение технического персонала компаний-посредников для наилучшего узнавания ими конкретного оборудования: при наличии выбора большинство специалистов предпочтет работать с теми приборами и устройствами, которые они лучше знают. Есть еще возможность для компаний-производителей, пока практически ими не используемая: безвозмездно предоставлять оборудование для учебных заведений, устанавливать за свой счет действующие макеты в организациях, ответственных за реализацию крупных проектов.
Следующая беда, характерная для отечественных рекламодателей, — игнорирование ради мнимой экономии такого обязательного критерия успешной рекламы как минимально необходимое количество повторов для ее запоминания. Обычно это происходит примерно так: смотрит некий руководитель медиаплан и решает: вот тут рекламный блок, допустим, на радио идет в прайм-тайм, дорого — дай-ка я возьму три выхода, хватит, а еще три — днем, подешевле, и один ночной, бонусом. В итоге реклама, вроде бы, каждый день. Аудитория же у дневных, прайм-таймовых и ночных выходов разная, в результате рекламу мало кто запомнит, а маркетолог, не решившийся сказать своему начальнику, что тот поступает неправильно, в итоге получит от него выговор за неэффективное расходование рекламного бюджета.
О бюджете
Для сегодняшних реалий главное — он должен быть. И планировать его расходование должен маркетолог. На практике же, особенно в маленьких компаниях (где и маркетологов-то обычно не держат) подходит менеджер к начальнику и говорит: «Дайте денег на рекламу, пожалуйста, а то клиенты нам мало звонят». И выбирает потом носитель не по принципу охвата целевой аудитории, а на какой денег хватит. Попросить же выделить бюджет на рекламу и PR сразу на год в таких компаниях обычно не решаются, а если решаются, то получают от владельца отповедь: «Деньги мои, не тебе планировать, сколько тратить и на что. Дам в месяц, сколько смогу. Или не дам. А ты выкручивайся. Зря я, что ли, тебя нанимал?» В итоге о заблаговременном выкупе перспективных рекламных мест, сезонном планировании, оперативном реагировании на действия конкурентов не может быть и речи.
Конкурентов, что бы ни делал продвиженец, он должен не упускать из вида. В отечественной практике есть примеры успешного использования конкурентной разведки. Так, перед выходом на российский рынок немецкой сети гипермаркетов бытовой техники и электроники MediaMarkt компания «Эльдорадо» практически полностью скопировала агрессивный красно-черный фирменный стиль, используемый MediaMarkt в Западной Европе. В итоге специально для России MediaMarkt вынужден был сменить один из фирменных цветов с красного на ярко-лиловый, а компания «Эльдорадо» успешно удержала свою рыночную долю (рис. 4а-4г).
Рисунок 4а. Фирменный стиль компании «Эльдорадо» до прихода MediaMarkt на российский рынок.
Рисунок 4б. Фирменный стиль MediaMarkt в Западной Европе.
Рисунок 4в. Смена фирменного стиля компании «Эльдорадо» после получения информации о приходе MediaMarkt на российский рынок.
Рисунок 4г. Фирменный стиль MediaMarkt в России.
И самое главное, что нужно помнить: «Если у вас нет товара — значит, у вас ничего нет». Продвигать можно товар или услугу, которые существуют и обладают конкурентными преимуществами. Если их нет — надо придумывать. Но это уже — тема для отдельной статьи.Фото: pixabay.com
Анатолий,так как эффективно организовать маркетинговое продвижение даже в невозможных условиях (читайте без бюджета)? :))
Анатолий, Статья прочиталась как сказка для детей. Весело и с настроением. Что плюс.И даже задумываться над содержанием было как-то неприлично )) Непонятно вот плюс это или минус.Вообще без бюджета вполне можно сделать рекламу. Но вертется конечно придется сильно и на самом деле непонятно надо ли. Мы делали примерно так: - использовали интернет-сайт и переписку по электронной почте.по максимуму - максимально работали с фрилансерами из отдаленных деревнь Сибири )) - создали нужный нам проект,половину которого оплатили вторичные спонсоры (это как если если купить громадный баннер за 500 000р, разрезать на две части - на одной разместить свою рекламу, а вторую перепродать спонсорам за 600 000р) - все что смогли использовали под рекламу не только нас. как конюшни F1 размещали рекламу на машинах. - использовали принцип бритвы Оккамы в работы - ничего лишнего или сложного. все должно быть просто как ноутпад если что-то сложнее ноутпада - ищем другие решения - использовали принцип Web 2.0. (когда пользователи общаются между собой и техн. поддерживают и продают сами себе, необходимо только модерировать, иногда встряхивать, проводить конкурсы и всячески поощрать общение и принимать заказы) - создали партнерскую сеть и переложили по максимуму рекламу на партнеров - максимально использовали талантливых новичков, обучая их до профессионалов на месте а также планируя не требовательные к квалиф. людей бизнес-процессы - подружились с государственными учреждениями чьи цели достигаются нашим продуктом (типа если мы продаем яблоки без ГМО, то это дает здоровое питание людям - и помогает федеральной целевой программе, денег вряд ли дадут на продажу яблок, но возможно помогут с арендой склада, и размещением рекламы здорового образа жизни - с яблоками конечно) - были очень критичны к качеству конечного продукта - максимально использовали идеи и креативность студентов - их рисунки на полях тетрадок и т.д.и вообще предоставляли платформу для реализации любых их сумасшедших идей - были нигилистами и панками в плане страха перед грандами - слушали потребности клиентов и реагировали - были в курсе всех новостей и были знакомы со всеми с кем только можно (электронная почта - дешевый ресурс)Много как-то всего. Но вроде все это было.
Дьяков Анатолий продемонстрировал типичное отношение к маркетингу в России.Стоит заметить, что на разных рынках (B2C, B2B) ситуация несколько отличается. :!: Действительно у большей части маркетологов многостаночников занимающихся продвижением, работающих за рекламщиков, дизайнеров, продажников и еще много кого, фактически [B]не хватает времени для предварительного анализа целесообразности и эффективности используемых каналов коммуникации. [/B]В условиях огромного выбора, когда продукция разных производителей мало чем отличается, используются аналогичные способы рекламы и продвижения, потребитель перестает реагировать. Таким образом [B]средства вложенные в массовую, непродуманную рекламу, не приносят ожидаемый результат,[/B] являются лишь видимостью активной деятельности, напоминая стрельбу из пушки по воробьям. [B]В этой связи, на мой взгляд у отечественных маркетологов выбор не большой:[/B]1. Выполнять работу маркетолога: оперативно анализировать ситуацию на рынке, разрабатывать и реализовывать стратегию развития ( в т.ч. оригинальные способы позиционирования и дифференцирования от конкурентов и каналы донесения информации о вашей продукции до целевой аудитории).2. Становится 'золушкой' и выкручиваться. :idea: [URL=http://www.e-xecutive.ru/blog/PROM_competitiveness/2401.php]Всем, кого интересует будущее отечественной промышленности!!![/URL]
Маркетинг...Реклама ....Продвижение.....Товара! При этом, часто, 'товара с переменным количеством и качеством'. И основной вопрос не в том '[B]как?[/B]' продвигать, а '[B]сколько его нужно продать?[/B]' с очень важной добавкой '[B]за определенный ПЕРИОД[/B]'.Всё очень тонко. Слишком 'рекламнул' - создал избыточный спрос.Но, 'вызывает антерес вот ещё какой разрез....'Чем лучше Я торгую, тем больше могу продать.Чем больше Я могу продать, тем больше может произвести моё предприятие.Чем больше товаров одного предприятия, тем меньше цена.Чем меньше цена, тем меньше прибыль.Получаем: работали бы по-меньше и жили бы лучше....
Увидела интересную тему в рассылке и обрадовалась, но ненадолго...(((( Тема волнующая (по крайней мере, для меня), но статья показалась немного сумбурной и скучной: зачем давать столько 'ликбеза' (полстатьи!) по продвижению? Не нашла никакой полезной информации.....
И мне понравилось) С нетерпением жду детализации. А так же гуру Маркетинга, могли бы Вы описать каким должен быть, настоящий высококачественный Маркетолог? От личного портрета, до достигаемых результатов. Буду очень благодарна!
Анатолий,
так как эффективно организовать маркетинговое продвижение даже в невозможных условиях (читайте без бюджета)? :))
Анатолий,
Статья прочиталась как сказка для детей. Весело и с настроением. Что плюс.
И даже задумываться над содержанием было как-то неприлично )) Непонятно вот плюс это или минус.
Вообще без бюджета вполне можно сделать рекламу. Но вертется конечно придется сильно и на самом деле непонятно надо ли.
Мы делали примерно так:
- использовали интернет-сайт и переписку по электронной почте.по максимуму
- максимально работали с фрилансерами из отдаленных деревнь Сибири ))
- создали нужный нам проект,половину которого оплатили вторичные спонсоры (это как если если купить громадный баннер за 500 000р, разрезать на две части - на одной разместить свою рекламу, а вторую перепродать спонсорам за 600 000р)
- все что смогли использовали под рекламу не только нас. как конюшни F1 размещали рекламу на машинах.
- использовали принцип бритвы Оккамы в работы - ничего лишнего или сложного. все должно быть просто как ноутпад если что-то сложнее ноутпада - ищем другие решения
- использовали принцип Web 2.0. (когда пользователи общаются между собой и техн. поддерживают и продают сами себе, необходимо только модерировать, иногда встряхивать, проводить конкурсы и всячески поощрать общение и принимать заказы)
- создали партнерскую сеть и переложили по максимуму рекламу на партнеров
- максимально использовали талантливых новичков, обучая их до профессионалов на месте а также планируя не требовательные к квалиф. людей бизнес-процессы
- подружились с государственными учреждениями чьи цели достигаются нашим продуктом (типа если мы продаем яблоки без ГМО, то это дает здоровое питание людям - и помогает федеральной целевой программе, денег вряд ли дадут на продажу яблок, но возможно помогут с арендой склада, и размещением рекламы здорового образа жизни - с яблоками конечно)
- были очень критичны к качеству конечного продукта
- максимально использовали идеи и креативность студентов - их рисунки на полях тетрадок и т.д.и вообще предоставляли платформу для реализации любых их сумасшедших идей
- были нигилистами и панками в плане страха перед грандами
- слушали потребности клиентов и реагировали
- были в курсе всех новостей и были знакомы со всеми с кем только можно (электронная почта - дешевый ресурс)
Много как-то всего. Но вроде все это было.