Популярность аутсорсинга в IT-сфере растет с каждым годом. Согласно данным исследования Computer Economics, в 2020 году компании тратили 13,6% своего IT-бюджета на разработку с привлечением сторонних команд. По данным статистики, собранной Capital Counselor, в 2019 году этот рынок суммарно оценивался в $92,5 млрд, а к 2025 году он вырастет до $397,6 млрд. На эту тенденцию повлиял продолжающийся бурный рост IT-индустрии, особенно в развивающихся странах.
Например, при создании решений на базе машинного обучения нужно проводить разметку данных, и все чаще эти задачи передают фрилансерам на аутсорсе из Индии, стран СНГ, Африки или Юго-Восточной Азии. Такая практика часто становится основой бизнес-модели, достаточно вспомнить пример стартапа ScaleFactor, который автоматизировал бухучет с помощью искусственного интеллекта, но на самом деле использовал армию фрилансеров на удаленке. Услугами сторонних компаний чаще всего пользуется крупный бизнес, например, на IBM работает более 380 тыс. человек, и значительная часть базируется за пределами США. Интересно, что Amazon неоднократно оказывалась в эпицентре скандалов из-за практик аутсорсинга. Известно, что записи с камер умного дома Amazon Ring анализирует не столько искусственный интеллект, сколько операторы из Украины. Компания передавала удаленным сотрудникам незашифрованные файлы с пользовательских устройств, они просматривали и обсуждали стримы с чужих камер, а иногда даже обменивались видео друг с другом.
Спектр аутсорсинговых услуг тоже расширяется – сторонние подрядчики занимаются разработкой, маркетингом, бухучетом, рекрутингом, дизайном, производством, логистикой. Для креативных задач, например, пиара и рекламы, компании также часто привлекают агентства. Даже вопросами кибербезопасности все чаще занимаются сторонние сервисы. У такого подхода много плюсов – это и сокращение издержек, и экономия времени, и возможность уделить больше внимания ключевым направлениям бизнеса. Но, как показывает наш опыт, далеко не все задачи стоит передавать на аутсорс.
Это подтверждает и свежее исследование BCG. Аналитики выяснили, что в период пандемии свои позиции сохранили и даже укрепили те компании, которые сделали ставку на in-house разработку. А бизнес, который полагался на сторонних подрядчиков, развивался медленнее. Некоторые даже приостановили процесс цифровой трансформации, потому что из-за ограничений не могли привлечь к работе специалистов из других стран. В результате более 60% респондентов планирует пересмотреть условия контрактов с аутсорсинговыми компаниями, а 46% – инвестировать в in-house разработку. Изменение предпочтений в пользу собственных команд вызвано в том числе и опасениями появления «Черных лебедей»: компании боятся, что вместе с делегированием задач внешним специалистам они частично теряют контроль над разработкой, что может быть чревато возникновением непрогнозируемых и серьезных проблем.
Наш бизнес развивается в IT-сфере уже более 10 лет, и все эти годы мы работали без помощи аутсорсинговых «ферм». Мы своими силами разрабатываем собственные проекты. Самостоятельно занимаемся разработкой, дизайном, UI/UX-оптимизацией. Также запустили свой корпоративный мессенджер и профильное СМИ о технологиях. Опираясь на свой опыт, могу выделить как минимум три преимущества in-house разработки.
1. Перспективы роста и развития
Привлекая аутсорсинговую компанию, вы упрощаете себе задачу, например, можете быстрее запустить новый продукт или протестировать бизнес-модель. На этапе прототипирования и MVP действительно стоит привлекать разработчиков со стороны на проектной основе – так вы довольно быстро поймете, стоит ли вкладываться в проект. При этом часто услуги стоят настолько дорого, что проверка гипотезы обходится в крупную сумму.
Стратегически же, лучше с самого начала взять на себя разработку продуктов, если это отвечает приоритетам вашего бизнеса. Например, мы сфокусированы на digital-продуктах, поэтому нам имело смысл развивать UX/UI-направление, а также заниматься созданием мобильных приложений. Компания наращивает экспертизу в профильной сфере, привлекает талантливых специалистов и создает фундамент для создания новых продуктов. В этих же условиях запуск своего колл-центра или логистического хаба не имел бы смысла, потому что мы не планируем делать ставку на эти направления.
Часто на базе in-house подразделений создаются настолько успешные продукты, что компания выводит их на рынок и масштабирует. Например, изначально мы создали мессенджер для внутреннего пользования, чтобы упростить процесс коммуникации в командах. А со временем поняли, что продукт можно масштабировать – его применяют другие компании и даже администрации крупных городов.
Иногда компании создают in-house проекты, потому что не могут найти на рынке подходящее решение. Например, Amazon еще в начале 2000-х отметила, что ее команды работают недостаточно эффективно – для организации внутренних процессов онлайн-ритейлеру требовалась продвинутая облачная инфраструктура для хранения данных. Но на рынке не было удобных и качественных решений. Так появилась AWS – облачная платформа, которая сегодня приносит корпорации почти 15% дохода.
В нашем случае, мы построили всю бизнес-модель вокруг in-house разработки: как только у нас появляется потребность в цифровом продукте или сервисе, мы стараемся запустить его сами.
Более того, мы основали собственную IT-кафедру, на которой с нуля готовим разработчиков. Если учесть, что на российском рынке ощущается довольно острый дефицит кадров, это стратегическое решение с фокусом на будущее. Кстати, наличие талантливых специалистов – это существенное рыночное преимущество. При необходимости ваша команда может самостоятельно оказывать аутсорсинговые услуги, а это неплохая возможность диверсифицировать бизнес и получить еще один источник выручки.
2. Глубокое погружение
Еще один плюс in-house разработки – это глубокое понимание продукта. Ваша команда лучше знает о сильных и слабых сторонах компании, о ее ресурсах и потенциале. Аутсорсинговые службы могут предложить быстрое решение, но зачастую они полагаются на устоявшиеся шаблоны. Не понимая специфику бизнеса, они предлагают универсальные инструменты, которые могут вам не подойти. Собственный отдел разработки разбирается, какие шаблоны стоит использовать, а в каком случае лучше создать новую функцию или «изобрести с нуля».
Погружение необходимо и в процессе рекрутинга, особенно при подборе ключевых специалистов. Управляющий магазином в разгар сезона может обратиться в HR-агентство на аутсорсе для расширения штата продавцов. Но топ-менеджеров и разработчиков по основным направлениям бизнеса лучше отбирать самостоятельно – так больше шансов найти человека, который разделяет вашу корпоративную культуру и стратегию.
3. Полное владение и управление продуктом
Это преимущество в первую очередь касается IT-решений. Собственная команда разработки позволяет запускать продукты на ранней стадии, чтобы протестировать их в сыром формате. При необходимости всегда можно улучшить сервис, добавить новые фичи, выбрать новую платформу или движок. При работе с аутсорсинговыми компаниями такой возможности не будет, вы вряд ли сможете тестировать прототипы на ранней стадии, так что придется ждать окончания разработки. Более того, сторонние software-продукты могут со временем оказаться не совместимыми с вашей инфраструктурой – в этом случае придется создавать собственный сервис, что потребует дополнительных ресурсов. Если потребуется доработка или обновление, вы не сможете привлечь сторонних специалистов, они вряд ли смогут разобраться в первоначальном коде. Поэтому вы будете связаны с одними и теми же подрядчиками на протяжении всего цикла жизни продукта.
Вы также никак не влияете на продуктовую стратегию аутсорсинговой компании – она может повысить стоимость услуг или ввести ограничения.
In-house продуктом бизнес может распоряжаться на свое усмотрение, например, продать или предоставить бесплатно. Часто технологические компании создают ПО с открытым кодом. Например, Mail.Ru Group в 2010 предоставила доступ к своей системе управления базами данных Tarantool, хотя изначально создавала ее для внутреннего пользования. Такие запуски положительно сказываются на имидже компании.
Выводы
Проанализировав еще в самом начале пути все плюсы и минусы in-house разработки и аутсорсинга, мы однозначно решили делать все собственными силами. И еще ни разу не пожалели об этом – команда талантливых специалистов растет, а спектр возможностей постоянно расширяется. Но важно понимать, что in-house – это не панацея. В каждом случае нужно оценивать целесообразность внутренней разработки и количество доступных ресурсов. Например, e-commerce платформе имеет смысл создать ПО для отслеживания товаров на складах, а вот небольшому магазину необязательно. IT-компании нужно строить свой отдел дата-аналитики, а рекламное агентство, которое тоже регулярно работает с данными, может воспользоваться сторонними решениями. Перед тем, как принять решение, проведите аудит бизнеса, так вы с точностью определите, когда нанять специалистов со стороны, а когда запускать свою «лабораторию инноваций».
Также читайте:
Все ясно. Я бы с радостью ходил в рестораны, но мама на кухне готовит лучше...
Согласна с автором.
Полностью согласен. Планируем собственный штат разработчиков и никакого аутсортинга.
И что, Сергей, будете со всеми ими делиться прибылью? Или нарушите свое обещание - Сотрудник бери свою часть прибыли или умри!
К моменту, когда мы начнем создавать IT-продукт, у нас произойдет некоторое разделение в структуре компании и данный вопрос уже не будет актуальным.
Соучредителями являются те первые десять человек, которые стоят у истоков. Понятно, что с ростом и масштабированием эта система превется..
Ну так все как я и предсказывал, Капустянский!
Нет, я требую, чтобы вы там прибыль делили поровну. Тыж Костика Камшукова предал своим этим резонерством о новых принципах управления, равных правах. А ведь он мечтал, что вот наконец мир изменится с приходом Капустянского в бизнес.
Михаил, поспорим на бутылку коньяка "три топора" что в течении 4х лет человек на электросамокате уедет с выручкой компании, повторив знакомый поведенческий паттерн?
Все зависит, когда его накроет экзистенциальный кризис личности.
Формулировка забавная конечно, но похоже что все-таки работает стратегия человека на электросамокате. Пока кто-то делает ставки, он занят делом, едет себе в нужном направлении и видимо правильно делает. Катится даже, а не едет.
А что тут спорить, вот актуальное событие:
В Москве задержали кассира банка за кражу из отделения 12 миллионов рублей. Об этом в понедельник, 16 августа, сообщает Telegram-канал «112».
В Москве кассир вынес из банка 12 миллионов рублей
По его информации, в конце рабочего дня 26-летний Виктор Гадиев вынес пакеты с купюрами и направился в туалет, где спрятал деньги в сумку, после чего покинул здание банка. На два пустых сейф-пакета в уборной впоследствии обратили внимание представители службы безопасности.
Возможно он уехал не на самокате, а на другом траспортном средстве, но разве это является предметом спора?!