Главным изменением в бизнесе за время пандемии стала удаленная работа. Для кого-то из руководителей такой режим был шокирующим, но все оказались в одинаковых условиях, под которые подстраивались.
Массовое вынужденное тестирование удаленной работы в течение нескольких месяцев показало, что в мире современных технологий сотрудникам необязательно физически находиться в офисе, чтобы выполнять свою работу. Про основные плюсы удаленной работы, экономию на офисном обслуживании и времени на дорогу уже было много статей, поэтому не будем углубляться.
Пандемия перевернула взгляды работодателей на методы работы настолько, что все еще есть компании, которые не выпустили сотрудников с удаленки, и они уже больше года работают из дома. Так, по данным опроса rabota.ru после отмены коронавирусных ограничений в марте 2021 года на удаленке остались 30% сотрудников. А на гибридный график работодатели перевели 15% работников.
Пандемия и рынок труда
Самое большое изменение коснулось рынка труда. Разница между зарплатами в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах с остальной Россией при одинаковой квалификации уже привела к смещению ряда функций из центра в области. Например, моя родственница таким образом лишилась работы в крупном банке. Ее функцию – обработку эскроу-счетов – передали в регион. В свои 50 лет она уже полгода не может найти новое место. Правда, и в регионах за счет этого процесса уже стали расти зарплатные ожидания. Например, наш партнер в Краснодаре с трудом находит сотрудников – системных администраторов.
Сейчас рынок перегрет предложениями удаленной работы из «центра». В отрасли разработки программного обеспечения распределенные команды используются давно. Но раньше сохранялось понятие регионального офиса, из которого работали. Сейчас, когда все привыкли к удаленной работе и наладили онлайн-взаимодействие, разработчика программного обеспечения за разумные деньги найти практически невозможно даже в регионах России. Если смотреть в сторону стран Евразийского союза, то можно столкнуться с проблемами, связанными с оформлением.
Мы изначально придерживалась экстерриториальной политики найма, поэтому в штате более 60% специалистов не из московского региона. Удаленная распределенная работа компании невозможна без налаженного взаимодействия сотрудников и руководителей между собой, а также с клиентами, поставщиками и партнерами.
Опираться только на телефонные звонки уже не получится – бизнес закроется в течение года. Именно поэтому компании внедряют средства автоматизации: системы видеоконференцсвязи, CRM-системы, учетные системы контроля продаж, контроль доставки, колл-центр поддержки, программы для трекинга задач и т. п. Облачная организация IТ-ресурсов дает доступность из любой точки мира, комфортную производительность, безопасность и масштабирование этих ресурсов.
Роль облачных технологий в бизнесе
Компаниям, которые далеки от информационных технологий, сложно поддерживать полный спектр решений для удаленки: ЦОД, стойки, электропитание, сервера, серверное программное обеспечение, сети и коммуникации, прикладное ПО. Причем надо обеспечить не только надежное функционирование каждого компонента, но и информационную безопасность на всех уровнях.
Облако полностью снимает с компании эту громоздкую задачу, дает большой выбор уже внедренных средств обеспечения надежности (резервная копия данных, кластеризация) и информационной безопасности (антивирусы, Firewall и другие). Все это доступно в виде сервиса с оплатой по факту использования. К тому же, облачные технологии не требуют финансовых или временных вложений, что дает гибкость внедрения более эффективных решений без проведения долгих и сложных развертываний.
Несмотря на множество стереотипов, касательно безопасности работы в облаках, исследования показывают, что корпоративная инфраструктура менее надежна. Это обусловлено низким уровнем используемых средств обеспечения безопасности и специалистов по ИБ, особенно в небольших компаниях. В результате обеспечить системную защиту в собственном корпоративном ЦОДе крайне сложно, а несистемная работа при построении информационной безопасности практически бесполезна. Например, крупнейший нефтепровод в США не восстановился из бэкапа и платил отступные мошенникам. А в облаке за этой функцией резервирования следит специальная команда.
Перспективы внедрения облачных технологий в малом и среднем бизнесе
Анализируя все вышесказанное, можно уверенно утверждать, что облачные сервисы будут ускоренно расти в сегменте малого и среднего бизнеса. Причем на верхнем уровне (кастомизируемый SaaS) пользователю предоставляется уже конечный функционал прикладной системы. Перевод торговли в онлайн, организация и контроль доставки для товаров, максимальная цифровизация предоставления услуг – пандемия сняла возможные консерватизм и фобии с этих процессов. Они стали обыденными не только для бизнеса, но и для обычных людей. Новые современные компании малого и среднего бизнеса рассматривают облачный вариант размещения и использования IТ-ресурсов как основной. Сегодня мысль об обустройстве собственной «пыльной аппаратной» уже не возникает.
Перспективы внедрения облачных технологий в крупном бизнесе
Крупный бизнес живет и работает по другим принципам. Существует ряд факторов, не позволяющих одномоментно перенести весь функционал компании в облако:
- высокая степень кастомизации решений;
- сложность используемых IТ-решений;
- совершенные инвестиции в IТ-инфраструктуру;
- повышенные, в том числе специальные, требования к информационной безопасности;
- структура и менталитет IТ-службы.
Но, тем не менее существует потребность в использовании гибких удобных облачных ресурсов. Традиционно это были второстепенные временные задачи тестирования и пилотирования. А сейчас наступила другая эпоха – цифровизации, что означает появление задач искусственного интеллекта, глубокого анализа большого количества данных, моделирование на цифровых двойниках и т. п. Большинство из них не могут быть развернуты в корпоративных ЦОДах, потому что не существует подходящего программного обеспечения. Такие задачи решаются только на одном из существующих облачных сервисов, поэтому в крупном корпоративном сегменте будут продолжаться тенденции построения гибридных облачных инфраструктур и планомерный рост использования облачных сервисов.
Перспективы внедрения облачных технологий в государственном секторе
Отдельно хочется остановиться на использовании облачных сервисов в государственном управлении всех уровней. При этом стоит разделять два таких понятия, как процесс цифровизации госуслуг в целом и размещения госуслуг в облаке.
На сегодняшний день очевиден процесс систематизации и сбора ведомственных IT-ресурсов на единой облачной площадке, что обеспечит их прозрачность, контролируемость и интеграцию. Но это слишком большая задача, поэтому в ближайшие годы мы увидим только первые тестовые внедрения и «нащупывание» модели. Пока что сложно уверенно утверждать, будет это две-три государственные облачные площадки или для конкретных задач откроется более широкий рынок.
В обозримом будущем ожидается более активный рост облачного рынка до 40% в год. Это обусловлено активной пандемической цифровизацией и выходом экономики из коронакризиса. Несмотря на множество стереотипов, касательно безопасности работы в облаках, статистика последнего десятилетия показывает отсутствие существенных массовых инцидентов при размещении IT-ресурсов в облаке. Например, к 2020 году, согласно исследованию PWC, 30% компаний использовали облачные технологии более 5 лет. А это значит, что практически треть компаний эксплуатирует облачные технологии еще с момента их появления.
Читайте также:
Облака с вас снимают только необходимость держать свой ЦОД. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ (вы перечисляете: "резервная копия данных, кластеризация,антивирусы, Firewall и другие") вы должны настраивать сами. Откуда облачный провайдер знает, какие настройки фаерволла вам нужны? Откуда он знает по какому принципу у вас строится кластеризация? Откуда он знает какой технологией и с какой периодичностью вам необходимо делать резервное копирование?
Все, что вы пишите, звучит, как слова менеджера, который где-то что-то слышал, но слабо понимает, как это работает(именно отсюда растут ноги у этих извечных баталий между технарями и менеджерами). Будто вам показали слайды, где по волшебству все начинает само работать - это не так.
Простите за резкость, но, как технический специалист, вижу в статье много, как это называют- "булшита".
Про какое облако вы говорите? Никакая команда не следит за вашими бэкапами. Вам гарантируют сохранность данных. Если вы туда сложите пустые или "битые" файлы, никто, кроме вас не будет нести за это ответственность. Это ВАША инфраструктура на базе сервиса, который работает уровнем ниже, и только вы знаете, как и что там должно делать или не делаться. Грубо говоря - вам дают микроскоп, а что вы сним будете делать - забивать гвозди или проводить исследования,- уже ваше дело.
Облако никакие задачи и ни с кого конкретно не может снять.
Cloud Computing - это прежде всего модель работы, когда потребитель платит по факту предоставляемых услуг.
Насколько можно судить, в статье речь идет о неком идеальном провайдере, в списке услуг которого есть все перечисленное. Есть ли хорошие примеры на эту тему?
У компаний SMB со слаборазвитой IT инфраструктурой и нехваткой квалифицированного персонала проблем может быть достаточно, но сами проблемы понятны и решается легче.
Более тяжелые вопросы, возникающие у более подговленных средних и крупных компаний: как быть со специальными требованиями заказчика, включая интеграцию SaaS и существующих приложений, зависимость от провайдера, масштабирование, производительность, безопасность и наборы конкретных лицензий? Как в этом случае выглядит контракт? Что делать с доступностью самих предлагаемых услуг, параметрами SLA и контрактами E2E?