Договоримся о терминах
Что будем считать бизнесом? Любое предприятие, зарабатывающее деньги? Я считаю такое определение в корне неверным.
Предприятие, не приносящее прибыль – это не бизнес. Предприятие, где собственник не может уехать в отпуск, потому что оно без него не работает – это не бизнес. Предприятие, у которого структура управления одного уровня – это не бизнес.
Бизнес – это предприятие, которым можно управлять дистанционно и оно не теряет в прибыли. Бизнесмен управляет линейными руководителями и может не знать работников более низкого уровня. Бизнес с большой буквы «Б» – это когда собственник управляет директорами предприятий. Пока вы сами «крутите педали и держите руль» предприятия – вы предприниматель. Если вы показываете, куда надо ехать, следите, чтобы не сбивались с пути – вы бизнесмен. Запустите два «велосипеда», и вы уже не сможете сами «крутить и рулить».
Для меня бизнесмен – это собственник предприятия, приносящего прибыль и имеющего минимум два уровня управления в структуре. Инвестор и директор предприятия – это другие социальные роли и другой функционал в управлении, хотя эти роли могут совмещаться в одном человеке.
Бизнесу нельзя научить, но можно научиться
Я убежден, что нельзя. Можно человека научить кататься на велосипеде? Можно, если он сам сядет на велосипед и поедет. Это я о том, что научиться он может только сам. Ему можно помочь научиться. В чем может быть польза будущим и настоящим бизнесменам от небизнесменов?
Чему учат те, у кого никогда не было своего бизнеса
Большинство людей, которые учат бизнесу, никогда не имели своего бизнеса. Тогда чему они могут научить?
Первое – это передача хорошо структурированной актуальной информации по функционалу бизнесмена. Это основы управления, основы маркетингового стратегического и тактического планирования, построения системы продаж, основы управления финансами и бюджетирование, основы логистики, основы рекрутинга, основы бухгалтерского учета, основы юридических аспектов функционирования бизнеса, основы психологической типологии. Все это «велосипеды». Их можно изобретать самому или искать в книжках.
Второе – это передача навыков. Навык может передать только тот, кто сам им владеет. В этом принципиальная разница с передачей информации. В идеале надо учить мышлению, в том числе системному, психологическому восстановлению и предупредительным психологическим мероприятиям, ведению переговоров, противостоянию мотивационным программам.
Возникает вопрос: какие навыки являются главными для бизнесмена? Уметь учиться эффективно – добиваться максимального результата с минимальными временными затратами? Или главный навык бизнесмена – это освоить динамическое равновесие, баланс за счет скорости перемещения? Или уметь эффективно работать в ситуации высокой неопределенности? В общем, я не знаю, какой навык у них должен быть главным. Пусть каждый решает сам. Бизнесмен обречен на вечный поиск и вечное обучение. Ситуация все время будет меняться и бизнес должен меняться вместе с ней. А значит, должен меняться и бизнесмен. Как только он остановится в своем личном развитии, то остановится и развитие предприятия. Это начало конца.
Как применить полученную информацию и навыки, чтобы получился бизнес
Можно взять ментором успешного бизнесмена и учиться у него. Но как это делать? Расспрашивать, как он ведет бизнес, или спрашивать у него совета в сложных ситуациях? Но это же чужой опыт и, скорее всего, он не «ляжет» на вашу ситуацию и ваши возможности. Что хорошо для одного человека, может быть совсем неприемлемо для другого. Можно набрать кучу чужих «инструментов» бизнеса и так и не сделать их своими.
Информация, не ставшая вашим навыком, не станет знанием.
Как научить системному анализу? Системно анализировать реальную жизнь предприятия. Другого способа я не знаю.
Сколько я знаю бизнесменов – они похожи друг на друга. Это один и тот же психотип, примерно одинаковый психофизиологический статус. Но все равно это только потенциал. Почему у одних он реализуется в бизнесе, а у других нет?
Бизнесмены считают, что бизнес – это удача оказаться нужному человеку в нужном месте в нужное время. Если взять эту модель за основу построения бизнеса, тогда многое становится понятно.
А как удачу сделать успехом, повысить ее вероятность? Нужно к наличию психофизиологического статуса и желания стать бизнесменом прибавить опыт построения бизнесов – надо все время перемещаться в поисках нужной ситуации.
Когда ваших знаний и навыков будет достаточно, вы «увидите» нужную ситуацию и сумеете ей воспользоваться. Фактически вы ее создадите или вам будет казаться, что вы ее создали. У каждого это происходит как-то по-своему.
Когда бизнес обречен на успех
Если ваши родители – крупные бизнесмены, то вы можете опереться на их связи и деньги. Если они позволяли вам в раннем возрасте смотреть, как они ведут бизнес, то вам крупно повезло. Так обучался семейному бизнесу по производству рисового самогона будущий создатель компании Sony. Секрет его успеха – это команда из члена императорской семьи, связи и поддержка правительства, технического гения второго создателя компании и маркетингового гения Акио Морито. Если создать правильную команду, бизнес обречен появиться.
В правильной команде должен быть генератор идей. Он видит, куда двигаться и все время придумывает что-то новое. Должен быть человек, умеющий выстраивать веер стратегий, как двигаться в том новом направлении. Должен быть тот, кто «пробивает лбом стены», для которого нет понятия «нельзя, не получится, этого никто не делал». Когда стало ясно, что и как делать, вступает четвертый: пишет план, нанимает людей, покупает что нужно и рулит всем процессом. Это не одноразовый цикл. Команда все время должна работать над обновлением товарного портфеля бизнеса. Бывает, что все это умещается в одном человеке, но чаще это разные люди. Кто читал Коллинза, тот знает, каким должен быть лидер команды, чтобы бизнес развивался всегда.
Поиски себя и своего дела
Чтобы построить свое дело, нужно найти идею, которая не просто вам нравится, а которая раскрывает вашу сущность как человека, как личности. Для этого нужно понять – кто вы? В чем ваша главная ценность для людей? Не поняв свою ценность, нельзя осознать свою картину мира. Без этого невозможно совершенствоваться. Совершенствуя свою картину мира, вы совершенствуете себя, и вместе с вами изменяется мир вокруг вас – это и будет вашим делом.
Понять свою картину мира можно, если есть возможность сравнить с другими картинами. Для этого нужна регулярная практика беседы с другими бизнесменами по определенной технологии. Это даст возможность проверить свою картину мира на правдивость через осознание разных взглядов на вашу конкретную ситуацию. Такие беседы организуются как коллективное мышление по поводу актуальной проблемной ситуации. Они развивают навыки мышления всех участников беседы. Будете развиваться вы, будет развиваться ваше дело вместе с вами. Лучшего способа развития я не знаю. Я считаю этот метод более эффективным, чем мотивационные беседы по шаблону «ты сможешь».
Комплекс универсальности
Многие из обучающих бизнесу страдают «комплексом универсальности». Освоив одну важную для бизнеса тему, они начинают искренне считать, что она главная, что без нее вообще никак, что она решит все проблемы бизнесмена, что только она и нужна. Я и сам такой. Тема коллективного мышления – это то, вокруг чего крутятся все мои размышления. Но это заблуждение. Все-таки надо пытаться видеть обучение как систему, в которой вы важная, но только часть системы. Это психологически трудно. Все мы продукт научного мировоззрения. А это первенство анализа над синтезом. Поэтому целостная картина мира для многих из нас недоступна. Хотя так было не всегда. Холизм (с греческого «целый») господствовал в европейской философской мысли с древности до XVII столетия. Холистами были Гегель и Гиппократ. Да и сейчас многие современные философы и психологи опираются на целостное мировоззрение.
В итоге
Те, кто создал бизнес, бизнесу не учат. Сначала им неинтересно, а потом они понимают, что научить этому нельзя. Поэтому учат не бизнесмены и не построению бизнеса, а продают информацию о том, как теоретически функционирует бизнес. Редко кто продает навыки, которые могут пригодиться бизнесмену. Это все, на что можно рассчитывать.
Также читайте:
Если бы опирались на целостное мировозрение, то в мире бы давно не было бы войн, неравенства и нищеты. Никто бы не убивал друг друга за ресурсы, чтобы потом больше есть, пить и спать.
Так как нет понимания, что планета Земля единый организм и все люди на ней одна раса и один единый организм, который поедает сейчас сам себя.
Так что нет никакого Единого Целостного Мировозрения.
В ООН ни по одному вопросу не могут договориться! Волки и овцы, а где Люди?
Собственно, в большом спорте похожая ситуация: тренер способен добиться успехов "чужими телами", при этом не всякий великий спортсмен-ветеран со временем может стать тренером...
Также верно и то, что теория без практики мертва, а практика бессистемная и без теоретической подоплёки - нестабильна
Это совсем не так.
Олег Тиньков - мультимиллионер, учит. Учил по крайней мере, вёл свой журнал, книжки писал.
Игорь Рыбаков - реальный миллиардер, совладелец компании «Технониколь». Свой видео блог.
И по мельче:
Максим Батырев, предприниматель, который сам добился выдающихся успехов в бизнесе, владелец собственной консалтинговой компании. По крайней мере сам умеет продавать.
Максим Поташев, директор аналитического центра ”Лаборатории Касперского”. Магистр игры “Что? Где? Когда?”, математик, маркетолог и бизнес-тренер.
Сергей Азимов, автор произведения “Шут и деньги”, который стал бестселлером и переиздавался 8 раз. Психолог, бизнесмен. Вице-президент центра Иррациональной Психологии Германии.
И ещё много действительно достойных, у кого можно учится навыкам.
И тот же Николай Ягодкин, владелец "Advance" - и развитие памяти, и иностранные языки, скорочтение и работа с информацией, т.е. навыки, которые необходимы для ведения бизнеса.
Бывший миллиардер Сергей Полонский, помните: «У кого нет миллиарда, могут идти в ж..у!», тоже читает лекции, как строить бизнес.
Так, что выбора "море".
В России принято, что если ты ведёшь тренинги по бизнесу, то у тебя должна быть действующая компания, типа сапожник с сапогами.
На Западе, особенно в США, если ты ведёшь тренинги, и у тебя есть действующий бизнес, то с тобой что-то не так? Значит не может тренингами заработать на жизнь, значит они никому не нужны и пользу не приносят, так это тоже бизнес.
Поэтому в бизнес-тренера идут те, кто закончил карьеру, добился успеха в крупной компании, или вёл в прошлом собственный успешный бизнес. Написал об этом книгу, и теперь делится опытом.
А опытом делились:
Бил Гейтс вёл в университете курс «творчество в бизнесе», не имея высшего образования. Джек Уолч – GE. Стив Джобс придумал презентацию нового продукта на огромную аудиторию. И многие другие, которое занимаются консалтингом, как бизнесом и делятся опытом.
Не уверен, что они учат бизнесу. Уверен, что научить этому нельзя.
Вы получаете только то, на что изъявляете свою волю. Это закон свободной воли. Если считаете, что вас нельзя научить бизнесу, то это так и есть.
– Я ничего в этом не понимаю. Вы специалист, вот вам деньги, расскажите, как правильно.
– Вот так правильно.
– Я не согласен!
Цитируя автора:"В идеале надо учить мышлению, в том числе системному, психологическом
На мой взгляд мышлению после 20 лет научить очень сложно.
"Чтобы построить свое дело, нужно найти идею, которая не просто вам нравится, а которая раскрывает вашу сущность как человека, как личности. Для этого нужно понять – кто вы? В чем ваша главная ценность для людей? Не поняв свою ценность, нельзя осознать свою картину мира. Без этого невозможно совершенствоваться. Совершенствуя свою картину мира, вы совершенствуете себя, и вместе с вами изменяется мир вокруг вас – это и будет вашим делом."
"Понять свою картину мира можно, если есть возможностьсравнить с другими картинами. Для этого нужна регулярная практика беседы с другими бизнесменами по определенной технологии. Это даст возможность проверить свою картину мира на правдивость через осознание разных взглядов на вашу конкретную ситуацию."
Я считаю,что написано красиво, но для другой реальности. Это единичные случаи, а бизнесов без этого тысячи. Хотя мне хотелось бы чтобы они были высокоодухворëнные.)) Также мне непонятно, как несостоявшийся ещё бизнесмен будет делать это:"Для этого нужна регулярная практика беседы с другими бизнесменами по определенной технологии." И о какой технологии идëт речь?
1) Вряд ли успешные бизнесмены кого то учат. Скорее это для реализации вершины потребностей пирамиды Маслоу, которую за деньги не купишь.
2) Успех не может быть постоянным, будут и провалы. У всех перечисленных лиц они были.
3) Тиньков интересен повторяемостью - пельмени Дарья создал узнаваемость и продал, после этого торговая марка умерла, то же самое с пивом - раскрутил и продал, а кто сейчас вспоминает пиво Тиньков? Сейчас продает банк. Я еще три года назад писал, что он его продает. Если сделать анализ, то очевидно Тиньков работает на растущем рынке или сегменте. Далее делает почти 100% узнаваемость и как только темпы роста сегмента снижаются - сразу продает лохам/хомячкам. После этого торговая марка умирает, т.к. никакой особой уникальной ценности в продуктах нет. Вот и весь его залог успеха. Бизнес и ничего личного.
Сложно согласиться по вполне понятным причинам: и тренер, и спортсмены, и доктора, массажисты и другие члены команды - это наемные работники. В любой момент любой из перечисленных может перейти из этой команды в другую, но это не означает автоматического краха бизнеса. Требования к тренеру и спортсмену при найме в команду включают предыдущий опыт и спортивные достижения, иногда это важно, иногда не очень, но уместно ли говорить об аналогичных требованиях к бизнесмену и его тренеру? Добивается ли учитель бизнесмена успеха руками своего ученика?
Другое дело, когда бизнесмен становится студентом. У любого студента есть слабые места, пробелы в образовании, отсутствие практики, открытые вопросы и еще многое из того, что каждый из нас знает на собственном примере. Дальше все зависит от темы, знания материала и качеств преподавателя.
Все правильно. Вопрос - в первую очередь - к тем, кто сидит в аудитории, начал поиски бизнес-тренера, уже занимается или только думает об этом.
Нужен ли откровенный разговор о своих и чужих ошибках с анализом причин и возможных путей решения? Или проверка применимости новых концепций, о которых что-то узнал, но требуется внешняя помощь? Изменения во внешней среде, с которыми нужно детально разобраться? Трудности мотивации? Глобальные и локальные проблемы, и как с ними справиться без чрезмерных затрат и усилий?
Мало ли вопросов вне рамок стандартных программ и курсов, для которых нужны опыт, знания и мысли тех, у кого они есть или могут быть.