Большинство бизнесов и бизнесменов попадают в ловушку, считая, что главной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли.
Нет, это не так, хотя может и показаться, что только прибыль, то есть коммерческий успех и есть основа и главная цель бизнеса.
«Бизнес», чья главная цель получение денег, живет один день, после этого все вокруг понимают, что их обманывают и используют, и бизнес просто остается без клиентов. Либо «бизнесмен» попадает в тюрьму, потому что «бизнес», построенный на получении только прибыли ― это банальный грабеж.
У любого настоящего бизнеса есть цель, лежащая за пределами банального получения прибыли. Это и удовлетворение личных амбиций бизнесмена, это и доказательство кому-то чего-то, изменение мира и так далее и тому подобное, но только не прибыль, даже если сам бизнесмен так не считает.
Все великие компании и капиталы мира создавались именно из-за желания кому-то что-то доказать, а не просто заработать много денег.
Даже бизнес рейдеров и инвестбанкиров ― это не получение только прибыли, это нечто большее, хотя эти два бизнеса и имеют меньше всего отношения к реальному бизнесу, то есть бизнесу, приносящему реальный продукт, а не деньги на деньгах. Кстати, об этом еще писал Аристотель, который ввел понятие хрематистика ― как определение бизнеса, не полезного для общества и приносящего только деньги, а не производящего реальный продукт. Аристотель считал такой вид бизнеса отвратительным.
И тут возникает один парадокс. Почему все, понимая (пусть и внутренне), что бизнес, основанный только на прибыли, неэффективен по определению, используют инструменты, характерные именно для такого типа «бизнеса», в нормальном бизнесе, рассчитанном на длительный период существования?
Вот некоторые инструменты такого хрематистического или просто жлобского бизнеса.
1. Экономия на персонале
Типичный инструмент псевдобизнеса ― это желание экономить на персонале! Глупость несусветная, все же читали в пятом классе, что труд рабов неэффективен. Так почему то, что не работало в Египте и Греции, должно работать сейчас?!
Это бизнес-жлобство проявляется в желании нанять подешевле лучших специалистов ― уже само по себе это звучит абсурдно, хороший специалист не может стоит дешево.
Это просто какое-то унижение здравого смысла.
За примерами далеко ходить не надо: загляните на любой работный сайт и посмотрите вакансии российских компаний.
Западные компании меньше замечены в этой глупости, и если даже их зарплаты могут быть не самыми большими, это все компенсируется бОльшим соцпакетом и реальными гарантиями при увольнении и соблюдении ТК.
Кстати, пример, к чему может приводить экономия на персонале, это маркетинговые коммуникации компаний. Это просто цирк какой-то!
Мне особенно запомнилась маркетинговая акция моего любимого (в прошлом) сотового оператора, который сначала ввел акцию «Безумные дни», когда сумма платежа удваивалась. Это было выгодно всем. Мне ― я получал как бы халяву, а на самом деле давал оператору беспроцентный кредит. И оператору, который получал мои деньги уже сейчас.
Но потом все изменилось, и следующей акцией оператора было «сомнительное» предложение, что теперь при оплате на определенную сумму мне давали, аж страшно сказать, 10% бонуса! Вот она щедрость!
Опять попытка не упустить прибыль!
Что вы хотите? Дешевые маркетологи делаю дешевый маркетинг!
2. Экономия на клиенте
Следующий пример бизнес-жлобства, который не просто странен, но и опасен для бизнеса ― это сильное желание экономить на клиенте!
Это чем надо думать, когда подсовывают клиенту «гнилую» продукцию и «гнилой» сервис, не снижая при этом цены и выдавая это все за премиальность?! Последнее ― вообще высший пилотаж бизнес-жлобства.
Что после этого происходит? Клиент просто уходит. И даже если он не уйдет сейчас, это всего лишь вопрос времени, потому что лояльность такого клиента минимальна.
Типичный пример, когда в результате сокращения персонала и увеличении нагрузки на оставшихся сотрудников в период кризиса у компаний резко снизился уровень сервиса, при этом, чтобы компенсировать потери и соответственно прибыль компании, предложили очередное «гениальное» решение ― повышение цены продукта…
Ведь главное ― сохранить прибыли!
Честно говоря, я не знаю, чем думали люди, которые это предложили. Это такое отношение к Клиенту, как к идиоту, который будет покупать дороже тот же продукт при ухудшении сервиса.
3. Отсутствие Стратегии
Именно так ― с большой буквы. Потому что Стратегия не может создаваться на год-пять, как это происходит сейчас, и приход каждого нового СЕО в компанию сопровождается появлением «новой» стратегии.
«Веселый» пример компании HP, когда предыдущий СЕО Лео Апотекер предложил «гениальную» идею-стратегию ― продать весь бизнес HP по производству РС и заняться только сервисом и софтом, и это он предложил для компании, которая занимает первое место в мире по производству и продажам РС!
Конечно, Апотекер пришел из рынка софта из компании SAP и другого предложить не мог, но это означает то, что компания HP не имеет четкой стратегии, и приход нового человека с «новыми» идеями может ее легко разрушить.
Кстати, рынок очень чутко отреагировал на «гениальность» Апотекера, акции HP упали, и теперь компания Lenovo активно догоняет HP в производстве и продаже PC.
Стратегия компании не может иметь горизонтов на 1-5 лет, у Стратегии только один горизонт ― 100 лет.
Если стратегия не может быть годной на 100 лет, это всего лишь большая тактика.
Поэтому стратегии большинства компаний, которые звучат как «…увеличить долю рынка…», «… диверсифицировать активы…», «…стать лидером области…» и так далее.
Это не стратегии, это большие тактические задачи, которые лишь должны помогать реализовывать Стратегию.
Вопрос: почему отсутствие Стратегии относится к бизнес-жлобству? Все очень просто: именно бизнес-жлобство заставляет кидаться на любую, даже иллюзорную возможность заработать больше!
При этом все это приводит к очевидным последствиям ― компания получает меньше прибыли в перспективе или даже разоряется, но перспектива никого не волнует.
Кстати, из-за своей зацикленности на прибыли хрематистический бизнес попадает в ловушку, считая, что сотрудникам компаний для хорошей работы необходимы только деньги и, соответственно, только деньги могут быть фактором мотивации.
Деньги никого никогда не заставили работать лучше!
Это легко заметить на топ-менеджменте наших и западных компаний, чья эффективность никак не связана с теми суммами, что они получают.
Люди работают не за деньги!
Хрематистика или бизнес-жлобство ― это не плохо или хорошо, это неэффективно и очень по-детски.
Где народ увидел истерику - непонятно? Автор выразил свое мнение на проблему. Это мнение, а не аналитика. Несколько примеров в поддержку своего мнения автор привел. Те кто считает, что статья истеричная и что автор неуч - приведите примеры того, что автор не прав. Неуч, бла-бла, сказочный мир, Инфантильные рассуждения, истерический манифест, это все теория, книга рекордов по Глупости - нравитесь Вы мне господа своей категоричностью. По-российски так, по-интеллигентному, по ленински. И главное ни одного аргумента - только эти самые бла-бла-бла. Ну давайте, давайте практику. Ждем''c.
Такое ощущение, что автор никогда не занимался бизнесом. Больше похоже на эмоции от личных обид и обман самого себя. А может это какое-то тайное знание (про стратегию, например)?
Прибыль - конечный результат эффективности деятельности всего бизнеса - в том числе по предоставлению высокого качества своих услуг клиентам и по привлечению хороших специалистов.... Это все звенья одного механизма.
И фокусировка на получение прибыли гармонизирует с важными мотиваторами предпринимательства - самореализацией и ''радостью творчества''.
Причина расцвета т.н. ''жлобского бизнеса'' у нас - глобальное отсутствие уверенности в завтрашнем дне.
Поэтому и экономия на всём: на персонале, на клиентах, на стратегии.
Типовой вариант такого бизнеса: раскручивается какой-либо ''квазибренд'', вкладываются в него средства и силы. После закрепления на рынке высоквалифицированные специалисты вытесняются, набираются менее квалифицированные, под флагом раскрученного ''квазибренда'' по инерции продаётся менее качественный продукт (так как менее квалифицированные сотрудники прежнее качество не могут обеспечить), и так пока клиенты не прозреют и продажи не упадут. Потом раскручивается новый ''квазибренд'' и цикл повторяется.
Якрий пример - пиво! Новые сорта вкусны только первые полгода, а потом - обычная бодяга...
Жлобский бизнес по словам автора, это экономия на сотрудниках, клиентах и отсутствие стратегии для получения сиюминутной выгоды, что бы купить приличный стул и не один. Так что пример господина Бурых из другой оперы. Товарищ имеет осознаную стратегию ( хотя и не на 100 лет, но суть стратегии в ее оцифровке, неоцифрованая стратегия - это миссия, идея, направление движения), заботится и о клиентах и о сотрудниках, а то что он скуп - ведь совсем не потому, что денег на стул не заработал, думая о высоком.
Конечно, цель бизнеса не прибыль, прибыль - это средство, посредством которого этот бизнес можно развить, жить соответственно своим принципам ( сидя на стуле или на троне), уважая своих наемных работников и адекватно их оценивая.
На мой взгляд, ключевая фраза автора - про стратегию на сто лет. Задача - зацепить, вовлечь в дискуссию, а там , может, кто и заинтересуется его услугами. Нормальный промоушен.
Мне довелось работать наемным работником у собственника, который на 100% подходит под определение собственника - жлоба. На все мои увещевания о стратегии, он мне отвечал:''У меня одна стратегия, максимальная прибыль'' Сотрудников держал в голоде и холоде. Нашу компанию называли кузнецой кадров. Была большая текучесть. Но работать было очень интересно. Бизнес развивался динамично. Простор для творчества был огромный. Прибыли хватало и на развитие и на личное потребление. Но он был очень экономен не только в бизнесе, но и в быту. Ездил на скромненькой машине, брюки занашивал - ткань на коленках протиралась до марли.....Но более умного, творческого человека, сумевшего в конце 80-х годов создать бизнес, практически с 0 , я не стречала. Очень рада, что с ним работала, многому у него научилась, например, разумной экономии.
Так что , давайте обойдемся без ярлыков.