Есть ли перспективы у онлайн-MBA?

В сети разгораются дискуссии вокруг удаленного образования: а стоит ли возвращаться за парты, если и так, кажется, все хорошо? Татьяна Черниговская — российский биолог, лингвист, семиотик и психолог, участник и ведущая научно-популярных телепередач и фильмов – в своем Facebook высказалась:

«Мы сейчас все преподаем онлайн, но это не замена. Ни один крупный университет мира, это я вам говорю профессионально, ни Гарвард, ни Стэнфорд, ни Оксфорд, ни Кембридж, ни МГУ и СПбГУ никогда не перейдут полностью на онлайн-образование. Это очень хорошее дело, но оно не перекрывает все остальное.

Мы должны понять, что образование — это формирование личности, а не напичкивание информацией. Набить наших учеников – как детей, так и студентов — просто упаковать в них эти знания? А зачем? Если нет понимания, эти знания не нужны. Более того, они еще и вред принесут! Настоящие знания даются дорогой ценой. И очень большим временем!»

Executive.ru попросил экспертов рассказать о своем опыте онлайн-образования и дать прогнозы о ближайшем будущем бизнес-школ.

Юлия Семенова, независимый директор, член совета директоров, эксперт Executive.ru

О бизнес-образовании онлайн знаю не понаслышке. В 2014 году завершила обучение в Moscow Business School по направлению MBA «Управление холдинговыми структурами и группами компаний». Главной причиной выбора онлайн-формата стала возможность совмещать обучение с работой. Однозначно могу сказать, что это был положительный опыт. Обучение систематизировало знания, а работа позволяла сверять теорию с практикой «по горячим следам».

К сожалению, в 2014 году возможности взаимодействия в процессе обучения с преподавателями и другими сокурсниками были ограничены в силу технических возможностей.

Сравнивая с «живым» обучением в Школе бизнеса «Диполь» (г. Саратов) по курсу MBA «Стратегия», вспоминаю прогулки с коллегами после занятий, бурные обсуждения в процессе обучения, огромный бокал коньяка со знакомствами по кругу на выездной сессии, чай с тьюторами перед занятием. Вот этого не хватало при онлайн-обучении, но и времени на это тогда, к сожалению, не было, все забирала работа.

Сегодня технические возможности расширились. Самоизоляция заставила освоить онлайн-общение. Не буду далеко ходить за примером, совсем недавно мы всей семьей отмечали день рождения моего сына в Zoom. И такое застолье не уступило обычному, ведь мы и поднимали бокалы вместе, и даже увлеченно ушли в совместную игру на пару часов.

Хорошо, когда есть возможность для живого общения, но учитывая, что обучение MBA выбирают люди зачастую весьма занятые и с напряженным графиком работы и жизни, я думаю, MBA через Zoom это возможность не просто систематизации знаний по программе, но и живое, эмоциональное обсуждение тех или иных вопросов по обучению и обмен опытом. Это новый вид общения, при котором не важна географическая удаленность, самоизоляция и прочее. Ты видишь собеседников, их глаза и эмоции, в полной мере наслаждаешься сообществом единомышленников, а нужен лишь интернет и желание вместе идти вперед.

Михаил Боднарук, руководитель компании «Leader of Future», преподаватель МВА, эксперт Executive.ru

Я преподавал МВА, как очно, так и в формате онлайн, поэтому могу сравнить.

У формата онлайн на первый взгляд, конечно, есть большой плюс — значительная экономия как финансовых, так и временных ресурсов. Так же формат онлайн-МВА дает возможность обучаться тем, кто живет далеко от больших городов.

Но все эти плюсы убиваются одним важным, критическим именно для бизнес-обучения условием: отсутствует возможность групповых обсуждений, обменом опытом и мнением. А именно это и есть главный смысла МВА: обмен и анализ опыта ведения бизнеса между участниками.

Поэтому, как вариант ликвидировать безграмотность бизнеса в вопросах финансов, HR, менеджмента, то есть прослушать лекции на уровне вуза, формат online-MBA возможен. А как серьезный МВА для реальных профессионалов, желающих качественно изменить свой уровень ведения бизнеса, формат онлайн-обучения, точно не подходит.

Елена Басалаева, доктор экономических наук, эксперт Executive.ru

«Престижным» ваш МВА будет, только если у вас будут корочки Гарварда, Стенфорда и прочих Оксфордов. Но там на это не пойдут по одной простой причине: качество образования определяется личным опытом общения, когда преподаватель понимает, чем его студент «дышит» и направляет его индивидуально. Только личное общение и личный опыт формируют необходимые навыки и передачу опыта.

В Zoom это все превращается в видеолекции с «говорящей головой», ибо лично общаться со студентом никто не будет, ведь оплачивается только «эфирное» время. Кроме того, невозможно полноценно реализовать кейс-метод, так как не видно живой групповой динамики и не видно, каков вклад каждого участника группы в результат, у кого какие успехи и какие проблемы, над чем нужно дополнительно поработать, или на какие сильные стороны опираться как на фундамент.

Соотношение цена-качество очень здорово «просядет», если, конечно, цена не будет совсем копеечной. Но ведь высококвалифицированный преподаватель запросит за свои услуги достойную цену — готовы ли школы ее оплатить? А если и оплатят — то будет слишком велик соблазн просто пускать все «в записи», что не добавляет качества.

Так что «дистанционка» хороша для тех, кто живет далеко в плане транспортной доступности, но ими МВА вряд ли будет востребовано. В этом смысле полноценное участие несколько раз в год в очных конференциях по интересующим вопросам с возможностью поделиться со спикерами и задать вопрос, познакомиться лично и наладить контакты будет намного эффективнее и значительно дешевле, чем онлайн-курс МВА. Так что на МВА через Zoom точно бы не пошла.

Артем Ступак, бизнес-тренер программ MBA нескольких вузов, эксперт Executive.ru

Два года назад мне пришлось проводить тренинг «Командообразование с DISC» в онлайн-формате на программе MBA одной авторитетной бизнес-школы Москвы. Участниками были руководители среднего и высшего звена промышленных предприятий, которые не смогли присутствовать на очном обучении в столице. Технически бизнес-школа не была готова организовать качественный онлайн-тренинг равноценный живому обучению, а именно: возможность объединить участников в малые группы, создать виртуальную доску для выполнения заданий, организовать контроль за работой и вовлеченностью участников и, хотя бы, одного помощника в качества модератора в группах. В общем, все было сделано, как говорится «с колес». И тем не менее, даже при отсутствии всего вышеперечисленного, удалось, как мне показалось, провести что-то похожее на тренинг.

И вот наступил день вручения дипломов данной группы MBA. Конечно же, на такое знаменательное событие приехали все выпускники. И после выпитого бокала шампанского, некоторые участники моего онлайн-тренинга кулуарно признались мне, что после 30 минут обучения, (выключив камеру под благовидным предлогом), сажали за компьютер своего подчиненного или коллегу, а некоторые умельцы передавали возможность получить бизнес-образование своей жене. А так как камера была выключена, дублеры изо всех сил пытались создать видимость присутствия и вовлеченности в процесс обучения, отвечали на вопросы, активно поддерживали дискуссию в чате, выполняли задание как могли. Цирк получился знатный.

Любая программа MBA включает в себя не только теоретическую часть от практиков отрасли, но и практико-ориентированные тренинги, бизнес-игры и симуляции для выработки навыков, формирования новых подходов в управлении и моделей мышления. И, что немаловажно, живое общение с коллегами по отрасли, возможность лично проговорить и решить свою управленческую задачу или проблему с преподавателями и тренерами программы после официальной части обучения. Также как студенты надолго задерживают учителя в аудитории после лекции или семинара.

Анна Колосай, предприниматель, эксперт Executive.ru

Имела опыт получения Executive MBA в Европе, училась в Польше на модульной системе.

Безусловно базовые теоретические знания и опыт от преподавателей можно получить и в Zoom, но на обучении MBA очень большую пользу приносит общение с однокурсниками, обмен личным опытом и знаниями, что не все будут делать на камеру. Работа очная в группах тоже помогает развивать навыки нетворкинга и моделирование условий реальной работы в командах, что онлайн конечно можно сделать, но не так эффективно. И большой плюс от учебы — дружба и общение с людьми твоего уровня образования, амбиций, опыта и лидерства. Это бесценно. Работа в группах онлайн, на мой взгляд, не даст такого преимущества, какое дает личное общение. Про сборы вечером в барах и ресторанах на совместных вечеринках, встречах на годовщины выпуска даже и говорить не стоит — онлайн такого не получится.

Николай Добровольский, исполнительный директор «ПроПродукт», эксперт Executive.ru

Уверен, что определенный спрос на такой вид обучения будет, тем более, что ряд зарубежных университетов предлагают подобный продукт.

Учитывая мой опыт прохождения программы Executive MBA, могу сказать, что выделяя время, приезжая в школу бизнеса, ты переключаешься с текучки, с рутины на обучение, фокусируешься, на 100% получаешь от этого больше, чем, если бы из дома занимался в привычной обстановке. Речь не о том, что дома нельзя самоорганизоваться, а именно об атмосфере и обстановке. 

Второй важный момент — это тимбилдинг и нетворкинг. В данный момент я и моя группа очень дружны и имеем совместные проекты, хобби и увлечения, сомневаюсь, что через Zoom будет такой же эффект.  Лично я бы не пошел на полноценный MBA через Zoom.

С точки зрения стоимости программы, доступности для удаленных регионов, онлайн-программа — это большой плюс. И это может быть альтернативой офлайн-обучению. но никак не основной формой.

Елена Беляева, директор по персоналу, эксперт Executive.ru

Как человек, закончивший программу Executive MBA, могу с уверенностью сказать, что онлайн-формат для такого рода программ не будет эффективен.

Во-первых, программы МВА ценны общением с соучениками и преподавательским составом. Нетворкинг, живой и динамичный, ничто не заменит. Многие инсайты, мысли и идеи приходят именно в процессе такого общения. Во-вторых, цифровой формат, к сожалению, пока далек от идеала. Периодические сбои связи, задержка трансляции, ограничения в передаче видео – с этим никто на 100% пока не справился. В-третьих, ценность оффлайн образования – в живой дискуссии, когда можно быстро задать вопрос, дать комментарий, поспорить. Особенно это актуально для западных форматов обучения, где предполагается, что студенты должны не просто слушать профессора, а выражать свое мнение, делиться собственным опытом, активно разбирать кейсы.

Все это сложно реализовать в онлайн-формате. В итоге теряется очень важная, человеческая и коммуникативная составляющая процесса обучения. Но если вам нужно просто получение академических знаний, вы не нуждаетесь в нетворкинге, вы очень структурированный человек, который в процессе лекции фиксирует вопросы, а потом ищет на них ответы, то, вероятно, вам такой формат подойдет.

Елена Аронова, соучредитель «Попсикуб Рус», эксперт Executive.ru

Считаю, что перспективы для бизнес-образования онлайн однозначно есть.

Я не получала онлайн именно MBA, однако я училась в онлайн-формате на двух программах коучинга в школах, имеющих международную аккредитацию профессиональной ассоциации ICF. Обучение строилось следующим образом: один раз в неделю – лекция в виде вебинара в Zoom, и два раза в неделю – практические занятия в малых группах. На практические занятия подключались в Skype три ученика и преподаватель: два ученика отрабатывали практический навык, а третий давал обратную связь, затем менялись, преподаватель вел весь процесс, давал пояснения. Обучение очной группы строилось точь-в-точь так же, только они приходили в кабинете учебного центра.

Помимо этих программ, у меня есть опыт участия в бизнес-игре НТИ в онлайн-формате: когда группа из семи человек выполняет серию кейсов в течение 24 часов. В этой программе участвовало более 100 человек, и все команды справились с заданиями.

Практические занятия на программах менеджмента, включая MBA, представляют собой то же самое: чтение кейса, обдумывание, предложение своего варианта решения, обсуждение вариантов решений других учеников. Это все вполне можно делать онлайн. Для коллективного решения кейсов вовсе необязательно находиться в одном помещении с другими участниками коллектива, а для индивидуальных кейсов – тем более.

Проблемы могут быть связаны с технической реализацией обучения. Моя подруга – репетитор математики, специализирующийся на подготовке к ЕГЭ. В период карантина она вела занятия по скайпу и отметила, что сложно «царапать «мышкой» уравнения в Paint, чтобы ученик на расшаренном экране в скайпе мог это видеть. Поэтому по тем дисциплинам MBA, которые включают большую долю обучения в аналогичном формате, когда педагог пишет формулы, сопровождая пояснениями, а обучающийся должен наблюдать за этим процессом, — нужно оснастить преподавателей «умными ручками» с сенсорными экранами.

Елена Шацких, основатель Relocation Services

Я — бывший директор департамента поддержки бизнеса компании IBS, сейчас живу в Португалии, развиваю собственный проект, связанный с поддержкой людей, которые меняют место жительства.

Мы все имеем примерно одинаковые представления: в MBA нужно идти, чтобы выстраивать связи в профессиональном сообществе и смежных с ним областях. MBA – это общение, мастер-классы, контакты. Пока мы сомневаемся, нужно ли нам MBA, какой именно курс MBA нам нужен и в какой стране, некоторые школы бизнеса предлагают «эксклюзивное решение для тех, кто намерен руководить компаниями, ориентируясь на будущее».

Основная идея: технологический рост и цифровые инновации приобретают особый вес в обществе, поэтому школа предлагает учебный процесс, в котором участники занимаются в основном онлайн, но также есть возможность очных занятий. Во время обучения используются цифровые платформы, плюс ко всему программу возможно настраивать под свои потребности и свой темп — самому определять структуру и сроки обучения.

Уже сейчас одна бизнес-школа предлагает еженедельные вебинары в прямом эфире на своем YouTube-канале. Организатором является исполнительный директор по инновациям и развитию, также в вебинарах принимают участие приглашенные эксперты, среди которых научные сотрудники и основатели компаний, связанных с цифровым развитием, построением цифровых стратегий и прочих digital issues.

Конечно, эта португальская школа далеко не единичный случай. Онлайн-MBA гораздо ближе, чем нам кажется. Будущее уже наступило. Не стоит отрицать или бояться «тепловоза». В эпоху Индустрии 4.0, которая подразумевает новый уровень организации производства и управления цепочкой создания стоимости на протяжении всего жизненного цикла выпускаемой продукции, как раз и нужны люди, которые будут формировать и менять тренды автоматизации и обмена данными. Почему же тогда мы думаем, что эти люди должны учиться по-старинке, строго офлайн? Еще и выпадая из производственной жизни на несколько лет — в случае классического MBA.

Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School

Программы онлайн-MBA существуют на международном рынке уже довольно давно, и на них стабильно высокий спрос. В первую очередь, это объясняется тем, что они позволяют гибко совмещать обучение и работу. С развитием технологий этот формат становится все более и более интерактивным и гарантирует такой же уровень вовлеченности студентов, качество подачи материала, как и фулл-тайм. Ситуация с коронавирусом наглядно демонстрирует, что такой формат имеет много преимуществ.

Тут важно понимать, что не всегда под словом онлайн подразумевается полное отсутствие очного обучения. У престижных школ больше ресурсов, чтобы инвестировать в технологии, а также привлекать профессоров, которые умеют доносить материал «через экран». По нашему опыту, именно это в итоге становится тем самым «секретным ингредиентом» успеха – более важным, чем сами технологии или даже содержание программ. Тем не менее, технологии тоже играют критически важную роль.

Я недавно окончила интенсивную пятинедельную программу полностью онлайн.  Осталась очень довольна: программа состояла из разных элементов: заранее записанные мультимедийные материалы, вебинары, групповая проектная работа, индивидуальные задания, форумы. Было очень полезно и интерактивно, с одноклассниками мы теперь поддерживаем регулярный контакт. Семь лет назад я окончила full-time программу, и, сравнивая два опыта, могу сказать, что единственный элемент, которого не хватает в онлайн-программах – это опыт долгосрочного проживания в стране.

Игорь Корнеев, ведущий преподаватель школы бизнеса МИРБИС

Надо учитывать, что переход в онлайн потребует от бизнес-школы огромной работы и ресурсов, более того, считаю, что необходимо полное переформатирование имеющихся курсов. Для эффективного дистанционного обучения необходимо часто менять активности, слушатели не могут сидеть перед компьютером столько же, сколько на очном занятии – внимание рассеивается, растет утомление, и материал плохо усваивается.

Однако, уже имеющийся опыт реализации программ, переведенных из очного формата в онлайн, показал и ряд неоспоримых преимуществ. Обучающийся может самостоятельно выбирать, где заниматься. Будет правильно, если к обучающемуся прикрепляется преподаватель-куратор, который в переписке разъясняет непонятый материал. Каждые 5-20 минут преподаватели должны переключать слушателей в разные форматы: слушание, обсуждение, участие в опросе, прохождение теста, разбиение на группы и групповая дискуссия, выработка решения задачи внутри малой̆ группы.

Конечно, надо признать, что онлайн-формат лишает часто главного приобретения в программе — коллектив группы. МВА – выборка людей, которые молоды, амбициозны и думают о будущем, имеют неплохой бэкграунд в плане карьеры, образования и личного развития, активны. С другой стороны, лица, обладающим малым опытом, или не обладающим таковым вообще, находятся в более выгодном положении, так как нет необходимости очно коммуницировать в среде профессионалов. Этот аспект может быть решающим для многих при выборе программ в режиме онлайн.

Яков Кротов, менеджер проектов группы администрирования и управления проектами ICL Services

Весь мир стремительно оцифровывается – это уже не тренд, а суровая управленческая реальность. Поэтому я считаю, что перспективы у бизнес-образования в режиме онлайн безусловно есть. При таком формате базовые ценности МВА – прикладной характер знаний и доступ к опыту преподавателей и одногруппников – будут актуальны для слушателей.

Какие бы условия не создавались для слушателей программы, важно отдавать себе отчет, что онлайн-МВА, впрочем, как и офлайн – это не автоматический пропуск в успешный бизнес, а мощный инструмент, который при адекватном применении имеет высокую рентабельность. Проще говоря, на онлайн-МВА вы можете взять даже больше, чем может предложить офлайн-формат. Вопрос в том, чего вы реально хотите, поступая на программу.

Я сам пошел бы на «MBA через Zoom». И дело тут не только в сложившейся эпидемиологической обстановке и тотальном переходе бизнеса на удаленку. Чего вечно не хватает даже самому эффективному менеджеру? Правильно – времени. Онлайн-формат позволяет осваивать программу без отрыва от производства, без затрат на логистику, в комфортных для себя условиях.

Большинство бизнес-школ сейчас готовы организовать вам демо-день, в том числе в формате онлайн. Я ради интереса воспользовался такой услугой в одной из топовых бизнес-школ. Из положительных моментов отмечу, что формат и качество материалов с переходом на цифру заметно похорошели. Кроме того, формат взаимодействия с преподавателем заметно расширяется. Например, в виртуальном классе можно оставить вопрос по теме и гарантированно получить на него ответ, (за этим следят как преподаватели, так и администрация бизнес-школы).

Можно выделить ключевой недостаток – отсутствие общения f2f, в том же Zoom’e начать чатиться двум топ-менеджерам будет сложнее, нежели за чашкой кофе в перерыве. Тем не менее, даже этим минусом можно пренебречь, так как в существующих условиях переход на онлайн-формат это реальный выход как для слушателей, так и для бизнес-школ.

Екатерина Жеребина, основатель консалтинговой компании «Взлет»

Степень MBA получала в Международном институте менеджмента ЛИНК, по программе Открытого университета Великобритании, с 2015 по 2018 год без отрыва от работы. Программа на 80% была в формате онлайн. Как только прошло зачисление, мне был присвоен номер в системе The Open University, и с этого момента заведен личный кабинет. Я получила доступ ко всем ресурсам университета: библиотека, групповые форумы по разным изучаемым темам со всеми обучающимися в разных странах мира, к другим образовательным материалам. Tutor forum groups – платформа, на которую приходили задания по каждому учебному курсу. В ней же мы выгружали свои работы. Получали оценки от тьютора и вели совместные групповые проекты. Остальные 20% занимали офлайн-встречи по защите учебных кейсов и выездные школы, на которых в течение трех дней велась работа с реальным бизнес-кейсом.

С моей точки зрения, перспективы для MBA в онлайне огромны, что и доказывает много лет The Open University. Обучение онлайн позволяет экономить время и финансовые ресурсы студента. Однако надо обладать высокой самодисциплиной и конечно грамотно подойти к выбору учебного заведения.

Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner

В Москве отменяется самоизоляция, но когда откроют границы — неизвестно. Поэтому тем, кто нуждается в таком образовании прямо сейчас, прямая дорога в местные школы или дистанционные зарубежные. Я сама окончила барселонскую бизнес-школу IESE. Главный плюс — это живое общение с такими же предпринимателями и руководителями, как ты.

Благодаря этому, я наладила контакты с зарубежными коллегами, переняла много фишек и заметила новые точки роста своего бизнеса. Например, что мне не хватает продажника в отделе FMCG. В сети разговор редко становится таким доверительным, потому что тебя тянет на рассказы забавных историй из жизни компании и решений курьезных ситуаций.

Антон Клишин, ректор АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия»

За время своей работы по этому направлению мы заметили рост спроса со стороны слушателей, что говорит о росте интереса как к бизнес-образованию, так и удаленным его формам.

Фактически онлайн-МВА не имеет отличий от классического обучения. Темы и образовательные программы идентичны, преподаватели курса – компетентные специалисты в своей отрасли. Единственное, что может быть непривычным – невозможность «реального общения», пожать руку при встрече нельзя, но общение от этого не изменится. Оно все также может быть живым и динамичным.

Другое дело, что многим необходимо развивать культуру цифрового общения, вырастить в себе понимание того, что рабочее собрание, которое проводится через Zoom, не перестает быть рабочим собранием только из-за того, что его участники находятся в разных городах.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются со ссылкой на профайл участника Сообщества.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Екатеринбург
Есть ли перспективы у онлайн-MBA?

Я бы задался вопросом: "А нужен ли МВА?" 

"Консерватория, частные уроки, еще одни частные уроки, зубные протезы, золото, мебель, суд, Сибирь. Консерватория, концертмейстерство, торговый техникум, зав. производством, икра, крабы, валюта, золото, суд, Сибирь. Может, что-то в консерватории подправить?" М.Жванецкий

Партнер, Красноярск

Хотите цитат? Их есть у меня: "МВА - это уровень советского торгового техникума" М.Хазин. Ни в одной из предлагаемых программ не видел а)нормальной подачи макроэкономики и б)постановки процессного управления. О чём можно говорить с продуктами деятельности таких школ? Ты ему про двигатель, он тебе про поршня... Ну не понимает он как двигатель может/должен работать, и зачем. Но про поршня - соловьём заливается.

Управляющий директор, Москва

Напряг пиар в начале статьи про названия зарубежных университетов. Ах, как там хорошо...

А кто Вам здесь мешает сделать лучше? К таким учителям я б не пошел.

А вывод из представителей бизнеса - получить возможные контакты. Кто-то здесь, кто-то там...

Руководитель группы, Москва

Итого, что получается.

Юлия Семенова, независимый директор, член совета директоров:

"Вспоминаю прогулки с коллегами после занятий, бурные обсуждения в процессе обучения, огромный бокал коньяка со знакомствами по кругу на выездной сессии, чай с тьюторами перед занятием. Вот этого не хватало при онлайн-обучении"

Николай Добровольский, исполнительный директор «ПроПродукт»:

"В данный момент я и моя группа очень дружны и имеем совместные проекты, хобби и увлечения, сомневаюсь, что через Zoom будет такой же эффект"

Анна Колосай, предприниматель:

"Работа в группах онлайн, на мой взгляд, не даст такого преимущества, какое дает личное общение. Про сборы вечером в барах и ресторанах на совместных вечеринках, встречах на годовщины выпуска даже и говорить не стоит — онлайн такого не получится"

 

Вывод 1. Онлайн-образование (как и удаленная работа) не подходит тем людям, для которых, помимо собственно образовательной составляющей, важно личное общение: посиделки с группой и преподавателями, чаи и коньяки, прогулки, караоке, сплавы на байдарках, взаимодействие в хобби. И

Даже не обязательно караоке и сплавы: некоторые люди не чувствуют необходимого заряда энергии, если не видят лицо собеседника в трех метрах от себя (то есть, такие люди, находясь в Москве, не могут эффективно работать по скайпу в команде с людьми, находящимися во Вроцлаве, Владивостоке и Риге).

 

Елена Басалаева, доктор экономических наук:

"В Zoom это все превращается в видеолекции с «говорящей головой», ибо лично общаться со студентом никто не будет, ведь оплачивается только «эфирное» время. Кроме того, невозможно полноценно реализовать кейс-метод, так как не видно живой групповой динамики и не видно, каков вклад каждого участника группы в результат, у кого какие успехи и какие проблемы, над чем нужно дополнительно поработать, или на какие сильные стороны опираться как на фундамент".

Артем Ступак, бизнес-тренер программ MBA нескольких вузов:

"Два года назад мне пришлось проводить тренинг «Командообразование с DISC» в онлайн-формате на программе MBA одной авторитетной бизнес-школы Москвы. [...] Технически бизнес-школа не была готова организовать качественный онлайн-тренинг равноценный живому обучению, а именно: возможность объединить участников в малые группы, создать виртуальную доску для выполнения заданий, организовать контроль за работой и вовлеченностью участников и, хотя бы, одного помощника в качества модератора в группах".

Вывод 2. Проблемы неэффективности онлайн-обучения в ряде случаев связаны с неумением организаторов создать эффективный обучающий процесс.

Например, хорошее онлайн обучение включает не только "видеолекции в Zoom с говорящей головой", но и практические занятия в малых группах, и даже индивидуальные часы работы обучающегося и преподавателя. Вклад каждого участника в результат можно не просто увидеть, а с помощью искусственного интеллекта обозначить в процентах (как это, например, сделали организаторы бизнес-игры НТИ). Живая групповая динамика может быть не видна в формате видеолекции, но видна, когда кейс выполняется малой группой участников даже в онлайн-формате: и сильные, и слабые стороны участников отлично видны даже самим участников, не говоря уже о модераторе.

 

Консультант, Москва
Елена Аронова пишет:
Например, хорошее онлайн обучение включает не только "видеолекции в Zoom с говорящей головой", но и практические занятия в малых группах, и даже индивидуальные часы работы обучающегося и преподавателя. Вклад каждого участника в результат можно не просто увидеть, а с помощью искусственного интеллекта обозначить в процентах (как это, например, сделали организаторы бизнес-игры НТИ). Живая групповая динамика может быть не видна в формате видеолекции, но видна, когда кейс выполняется малой группой участников даже в онлайн-формате: и сильные, и слабые стороны участников отлично видны даже самим участников, не говоря уже о модераторе.

Такое обучение ОЧЕНЬ ДОРОГО по стоимости. Прежде всего потому, что требует значительно больших затрат времени преподавателя (лектора), а модератор может решить эту проблему лишь частично, поскольку он априори не обладает такой же высокой квалификацией, как лектор. Для полноценного обучения без потери качества (даже в группах преподаватель + 2-3 человека) обучение онлайн требует БОЛЬШЕГО количества часов, чем очное обучение. Кроме того формат "игры" - это, конечно, хорошо, но игра - и есть игра. А на полноценном МВА не в игры играют (ибо любая игра все же включает в себя развлекательный элемент, в этом особенность игрового метода), а НЕДОСТАЮЩИЕ  ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ НАРАБАТЫВАЮТ. Понимаете? Навыки. То, что слушатель выйдя из аудитории, смело применит (ибо уже знает и умеет) и получит прекрасный результат. Есть вещи, которые преподаватель может передать только лично и никогда не будет передавать в формате экрана и под запись. А в МБА важен именно опыт, ибо сами по себе знания сегодня секртом не являются и доступны всем благодаря интернету. И еще в МБА важны связи, личный непосредственный контакт...Ни одна, даже самая совершенная компьютерная система этого не даст. Не заменит человека в этом.Ну, а если через зум просто знания передавать и домашние (или групповые) работы провеоять...Это каждый мыслящий человек и сам может сделать, без всякого МВА. Зачем за это платить, если в сети все это есть бесплатно? Неразумно и нерационально. Так что, если человек готов и умеет учиться самостоятельно, то ему МВА в онлайне не нужен, бесполезен. А если человек не может учиться сам, и учиться только в, скажем так, "привычном школьном формате" - то да, пусть идет на МВА онлайн.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

в Интернете (бесплатно) можно найти больше информации, чем в лучшей МБА школе.....

Консультант, Москва
Елена Аронова пишет:
Вывод 1. Онлайн-образование (как и удаленная работа) не подходит тем людям, для которых, помимо собственно образовательной составляющей, важно личное общение: посиделки с группой и преподавателями, чаи и коньяки, прогулки, караоке, сплавы на байдарках, взаимодействие в хобби. И Даже не обязательно караоке и сплавы: некоторые люди не чувствуют необходимого заряда энергии, если не видят лицо собеседника в трех метрах от себя (то есть, такие люди, находясь в Москве, не могут эффективно работать по скайпу в команде с людьми, находящимися во Вроцлаве, Владивостоке и Риге).

Дело совсем не в этом. По крайней мере, не в психологическом складе личности или большей или меньшей потребности в живом общении...Работат удаленно так или иначе могут все - вопрос с какой эффективностью? А ведь работодатель заинтересован именно в эффективной работе каждого сотрудника, а не просто в том, что "сотрудник есть, и он как-то работает", верно? Чаи, игра в гольф и прочее нужны далеко не ради того, чтобы побаловать лишний раз свой изысканный вкус - они решают совсем иные задачи. Именно так, в живом общении, удается лучше понять, что за человек рядом с тобой, какие вопросы с ним можно решать, а от каких лучше воздержаться, как и какими методами можно на него воздействовать, а какие результата не дадут, стоит с этим человеком иметь дело в дальнейшем или нет, и прочие подобные вопросы, которые при онлайне остаются без ответа (и, как писали выше, многие вообще сажают вместо себя подчиненного или жену - так с кем и как вы общаетесь? Чьи навыки формируете и проверяете?). Это раз. И два. Играть в игры в онлайне можно. А вот серьезные кейсы и опыт передавать нельзя. Есть масса вещей, которыми эксперт-преподаватель поделистя лично (если студент вызывает у него доверие), но никогда не озвучит это на камеру. Вернее, конечно, озвучит. Но только то, что можно, что итак известно...и не будет сообщать некоторые детали... А без этих-то деталей, как раз пазл и не сложится. Т.е. выпускник МВА, наигравшись в игры, так и не сможет решить конкретную производственную или управленческую задачу...А кому это нужно? Корочки - да, важны и нужны...Как и строчка в резюме, если больше предложить нечего. А вот когда есть реальный опыт и навыки, то, как показывает практика, про корочки никто и не спрашивает...

Руководитель группы, Москва
Елена Басалаева пишет:
на полноценном МВА не в игры играют (ибо любая игра все же включает в себя развлекательный элемент, в этом особенность игрового метода), а НЕДОСТАЮЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ НАРАБАТЫВАЮТ. Понимаете? Навыки. То, что слушатель выйдя из аудитории, смело применит (ибо уже знает и умеет) и получит прекрасный результат.

Елена, а можете привести пример, какой практический навык в сфере менеджмента, на Ваш взгляд, можно получить при очном обучении и при этом невозможно получить при обучении онлайн?

Елена Басалаева пишет:
Есть вещи, которые преподаватель может передать только лично и никогда не будет передавать в формате экрана и под запись.
Елена Басалаева пишет:
Есть масса вещей, которыми эксперт-преподаватель поделистя лично (если студент вызывает у него доверие), но никогда не озвучит это на камеру.

Да, здесь, на форуме, уже участники писали, что на программе MBA преподаватель может в личной беседе 1 на 1 поделиться информацией, как в среде крупного бизнеса принято давать взятки властям в той стране, где проходит программа MBA. Но такую информацию не обязательно же получать непременно от преподавателей MBA: ее можно получить в процессе работы от своих коллег, деловых партнеров, партнеров деловых партнеров и прочих лиц.

Елена Басалаева пишет:
Работат удаленно так или иначе могут все - вопрос с какой эффективностью?

А здесь у всех по-разному. Одни люди работают эффективнее удаленно, другие в офисе.

Например, один человек подсчитал, что в офисе из 8 часов рабочего дня у него около 2 часов теряется на вопросы, не связанные с работой: передать коллеге ручку/документы, помочь открыть крышку принтера, сходить на ресепшен и встретить посетителя, сходить на ресепшен и открыть посетителю внутреннюю дверь, ответить на вопрос коллег "как дела", выслушать, как у коллег дела и тому подобное. 

А других людей, наоборот, вдохновляет личное общение, когда коллеги просят передать документы, спрашивают "как дела", рассказывают про свои дела.

 

Партнер, Красноярск
Елена Басалаева пишет:

Есть масса вещей, которыми эксперт-преподаватель поделистя лично (если студент вызывает у него доверие), но никогда не озвучит это на камеру. Вернее, конечно, озвучит. Но только то, что можно, что итак известно...и не будет сообщать некоторые детали... А без этих-то деталей, как раз пазл и не сложится. 

Даже страшно стало, какие такие сакральные знания можно передавать только лично. Не поделитесь? А, да, мы же в онлайн... Табу! )))

Руководитель проекта, Москва
Павел Кузовников пишет:

в Интернете (бесплатно) можно найти больше информации, чем в лучшей МБА школе.....

Именно поэтому формат online обучения не работает, так эффективно как offline непосредственное общения, потому что современное обучение не про знания, их можно найти в любом количестве в интернете и так, а именно про взаимодействия, коммуникацию, развитие навыка анализа и синтеза, а это все возможно только при живом общении с преподавателем и другими участниками процесса обучения, при групповой работе.

Сейчас и роль преподавателя уже изменилась, теперь это не источник знаний, а тот кто может направить развитие, помочь увидеть главное, включить критическое мышление. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.