Бизнес-образование в России: онлайн или офлайн?

Университеты как «храмы знаний» чаще вспоминаются веселым студенчеством, чем темами лекций. Помнится и фраза первых работодателей: «Забудь, чему тебя учили». Проходит время, студенты вырастают в менеджеров, предпринимателей. И к выбору дополнительного образования подходят уже гораздо ответственней. Кто-то хочет закрыть пробелы в знаниях, кто-то – сменить работу, пойти на повышение, увеличить зарплату, открыть свой бизнес.

Еще лет 15 назад говорить об обучении в интернете не приходилось. Выбор был однобоким, в отличие от дня сегодняшнего. Но что же лучше: современные курсы перед экраном монитора или традиционное сиденье за партами? Рассмотрю вопрос с точки зрения человека и руководителя, испытавшего на себе онлайн и офлайн-обучение.

Учат в школе, учат в школе… МВА

Программа МВА (Master of Business Administration) предлагает стать универсальным солдатом на бизнес-поле. В какой бы сфере не работал специалист – консалтинг, продажи, строительство, производство – ему разложат по полочкам технологии управления бизнесом. Программы охватывают теорию и практику в области финансов, менеджмента, антикризисных мер, стратегии и маркетинга. Дальше можно внедрять знания на своем предприятии, уходить в другие русла, строить карьеру руководителя среднего/высшего ранга – квалификация позволяет.

Программ постдипломного образования МВА множество. Обычно они создаются на базах крупных университетов и длятся 1-2 года. Доступны как в России, так и за рубежом (что весьма влияет на дальнейший статус человека, прошедшего курс).

Рынок бизнес-образования в России: актуальная ситуация

Программе МВА в этом году исполнится 117 лет. В России же бизнес-образование обрело официальный статус только в 1999 году. Несмотря на временную разницу, онлайн-программы МВА – это некая «новинка» даже для США и Европы. Первые дистанционные курсы там начали запускать всего 6-8 лет назад. И то, чтобы повысить узнаваемость университетов и привлечь аудиторию, которая бы вряд ли пришла на очные занятия (онлайн-продукт дешевле). Нам же только предстоит зарождающийся бум. Одна из причин такой «запоздалой реакции» — востребованность и доступность бизнес-образования. Только в Соединенных Штатах выдают более 90 000 дипломов МВА в год. Цифра, несопоставимая с отечественным спросом.

Разница между получением степени МВА офлайн и онлайн — в качестве продукта и полноте возможностей, предоставляемых на период обучения. И я считаю, невозможно стать успешным управленцем и повести компанию вперед, обучаясь бизнесу на кухне.

Мой выбор очевиден

Очное дополнительное обучение – то, что нужно бизнесу и руководителям. У них всегда стоят текущие задачи, а взгляд и стратегия – устремлены вперед. Обучаясь офлайн, мы получаем быстрое решение текучки и заглядываем в будущее с помощью педагогов и одногруппников.

Увольняться, брать отпуск, тратить все свободное время на прохождение курса необязательно. Можно выбрать наиболее удобную форму обучения: вечернюю, модульную или в выходные дни.

Устаревшая информация в очных школах МВА – миф. Современные программы учитывают экономические изменения с начала нулевых, после кризиса 2008 года, сегодняшние реалии. Бизнес-школы отлично понимают потребности своей целевой аудитории: практика, реальные кейсы, современные методы решения проблем на предприятии, актуальная информация, которую можно применить сейчас. Книжные знания если нужны, то по минимуму.

Я сам недавно получил степень МВА в Президентской Академии РАНХиГС. Направление – стратегический менеджмент. На момент поступления, да и в период учебы, слышал много домыслов: «Все эти МВА неэффективны, трата времени, устаревшая информация». Могу сказать: такие возмущения либо от неправильно выбранного учреждения/направления обучения, либо из-за нехватки ума и стремления получить новые знания. Человеку попросту это не нужно.

Неужели так однобоко?

Онлайн-обучение – полезная штука только при рассудительном подходе. Создатели популярного ресурса онлайн-образования утверждают, что могут вывести в интернет-обучение даже медицину и гимнастику. Возможно, не одаренные критическим мышлением люди и пойдут «учиться» стоматологии или завоевывать спортивный титул только благодаря онлайн-образованию. В остальном – включаем фильтр. А чтобы его правильно настроить, рассмотрим объективные преимущества разных форматов обучения.

Плюсы online неоспоримы:

1. Можно выбирать удобное для себя время (занимайся хоть ночью, если курс без обратной связи).

2. Не нужно тратить время на дорогу. И дело не только в городских пробках. Не каждый живет в мегаполисах, где есть выбор учебных учреждений с приставкой «стоит пойти». Не у каждого есть возможность оставить работу и уехать учиться в big city. А тут – хоть на кухне изучай предмет, хоть у камина на даче.

3. Если с силой воли все ok — курс доведется до конца, домашние задания выполнятся, материал усвоится минимум на 80%. Нет желания? Любые отданные деньги не удержат.

Преимущества офлайн-обучения

1. Ты находишься в реальном коллективе. Получаешь уникальный опыт своих товарищей из разных сфер и отраслей: банки, промышленность, производство, государственный сектор (это только начало списка).

2. Обмен жизненными знаниями. На курсах МВА разбирают кейсы, учатся думать и находить решения в нестандартных ситуациях. Этого нет в онлайне. Не то качество.

3. Нетворкинг с приставкой «полезный». Можно лично обсудить наболевшие вопросы. Можно придумать совместный проект. Можно задать вопросы лично приглашенным топ-менеджерам на мастер-классах и семинарах, завести знакомства, заполучить ценные контакты.

4. Знания от коллег и педагогов распределяются в соотношении 50/50. Причем от коллег получаешь исключительно практику и инсайты (а что еще нужно в бизнесе?). Соответственно, онлайн-образование не даст и 50% того, что предоставляет очное обучение.

5. Подстегивает дойти до конца и получить престижный документ, если не хватает усидчивости.

Рекомендации по выбору обучения для тех, кто пока в раздумьях

1. Определитесь с направлением, которое хотите изучить, и проштудируйте рынок. Что предлагают образовательные учреждения в вашем городе? Что можно приобрести в интернете? Соберите информацию и отзывы. В идеале – свяжитесь с людьми, прошедшими курс, и попросите поделиться впечатлениями. Это несложно. Внимательно изучите программы, сроки, личную практику педагогов, чтобы отсеять теоретиков и пустозвонов.

2. Качество программ МВА / ЕМВА подтверждает международная аккредитация АМВА. Сейчас ею аккредитованы 13 бизнес-школ России.

3. Финансовый вопрос – явно не последний. Здесь все зависит от возможностей кошелька. Ценовой сегмент обучающих программ разный: от нескольких десятков тысяч рублей до миллионов, если речь идет о зарубежных школах. Зависит от наполненности программы, количества и раскрученности педагогов, сроков проведения, формата обучения и востребованности курса в целом. Маркетинг, знаете ли.

4. Если выбор пал на онлайн-обучение, стоит остановиться на свежих курсах, выпущенных за последние 2-3 года. Информация быстро меняется и наполняется глубиной. А опытные преподаватели всегда держат руку на пульсе и следят за качеством предлагаемых материалов. Между курсом без обратной связи и с ней выбирайте последнее. Так гораздо больше вероятности получить практические знания и закрыть ответы на вопросы, с которыми пришли.

Каждый выбирает для себя. Повторюсь: я нахожусь по обе стороны «баррикад». Бизнес-образование и курсы иностранного языка или математики – все-таки разные «весовые категории». Я, например, с удовольствием учу английский по скайпу уже второй год, и доволен результатами. Практикуюсь в частых поездках за границу. Нужды в одногруппниках и партах не испытываю – все вопросы предугадываются и закрываются с онлайн-преподавателем. Бизнес же – механизм многограннее и сложнее.

Если на выбор онлайн / офлайн влияет только стоимость образовательного продукта, стоит задуматься. Главное для бизнеса что? Получить работающие средства, методы и материалы. Тут же суметь применить их в своем деле. И, соответственно, получить больше, чем вложил. Абсолютный бизнес-подход.

Фото: карпушов.рф

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Преимущества офлайн-обучения

1. Ты находишься в реальном коллективе. Получаешь уникальный опыт своих товарищей из разных сфер и отраслей...3. Нетворкинг с приставкой «полезный».

У меня иное мнение на тему:

Но сначала исходная информация - управленческое образование не помогло нашей стране изменить к лучшему практику управления на предприятиях. Бизнес-образование - это просто бизнес (есть спрос, есть предложение). Качество самого образования - нормальное, но оно "уничтожается" после попадания на реальное предприятие, где практикуется менеджмент личных проб и ошибок конкретного руководителя.

Кстати, обозначенный менеджмент одинаковый повсюду - так что у коллег поучиться не получится.

По поводу - "полезных" связей - несомненно, только к менеджменту это имеет мало отношения.

Справка - офлайн образованием как преподаватель занимался без перерыва 10 лет, затем урывками - в течение еще 10 лет (то есть было что посмотреть).

2. Цитата - онлайн — ... я считаю, невозможно стать успешным управленцем и повести компанию вперед, обучаясь бизнесу на кухне.

У меня небольшой опыт онлайн обучения (и как в роли преподавателя и как в роли слушателя), к кухне это не имеет никакого отношения - слушатель получает практическое задание (практикум) - далее его выполняет "не на кухне". А вот разбор кейсов в классе - это можно делать и на кухне.

Но лучшее всего самообразование - используя эффективные методы овладения знаниями.

ПРИМ. - в ближайших планах заняться онлайн образованием в роли преподавателя.

Генеральный директор, Москва

По сути, на мой взгляд, в названии статьи ошибка. Не тот вопрос поставлен. Я бы задал по другому - есть бизнес образование в России или нет. Хотя и это не вопрос. Для меня очевидно - нет. Обучайся у лучших преподавателей, слушай миллион семинаров, строй на бумаге красивейшие и креативные бизнес проекты.... А как только столкнулся с реалиями бизнеса, а тем более с "взаимодействием" с государственными структурами, сразу понятно - образование не помогло и помочь не может.... Точнее оно бесполезно

Генеральный директор, Москва
Михаил Шепелёв пишет:

По сути, на мой взгляд, в названии статьи ошибка. Не тот вопрос поставлен. Я бы задал по другому - есть бизнес образование в России или нет. Хотя и это не вопрос. Для меня очевидно - нет. Обучайся у лучших преподавателей, слушай миллион семинаров, строй на бумаге красивейшие и креативные бизнес проекты.... А как только столкнулся с реалиями бизнеса, а тем более с "взаимодействием" с государственными структурами, сразу понятно - образование не помогло и помочь не может.... Точнее оно бесполезно

Мы тут на другой ветке, как раз обсуждаем ЧТО помогает в бизнесе.

https://www.e-xecutive.ru/quorums/1018-pereezd-v-d...

И судя по всему, получается. что вместо супер бизнес-образования, лучше стать зятем не простого человека и завести дружбу с Губернатором...

Генеральный директор, Москва

Наткнулся на интересное видео преподавателя Оксфорда!!! о проблемах образования в Великобритании:


HR-директор, Ижевск

хм.мм.. если автор позиционирует себя как специалиста в бизнес-образовании... как то странно видеть пункты - 2, 3 и 4 в плюсах оф-лайн образования. Современные он-лайн курсы прекрасно позволяют общаться ( и не только в чатах), делиться полезным опытом и делать совместные проекты, не говоря уж о полезных связях. Это надо уж совсем низкокачественный курс выбрать, чтобы там "не было обратной связи". Хотя я не знаю качества курсов, на которых предлагают МВА

Генеральный директор, Москва
Наталья Кравченко пишет:

хм.мм.. если автор позиционирует себя как специалиста в бизнес-образовании... как то странно видеть пункты - 2, 3 и 4 в плюсах оф-лайн образования. Современные он-лайн курсы прекрасно позволяют общаться ( и не только в чатах), делиться полезным опытом и делать совместные проекты, не говоря уж о полезных связях. Это надо уж совсем низкокачественный курс выбрать, чтобы там "не было обратной связи". Хотя я не знаю качества курсов, на которых предлагают МВА

Уважаемая Наталья, автор позиционирует себя как человека получившего офлайн бизнес образование (рассуждая на тему его очевидных достоинств), но не отвергающего и онлайн образования (2-й году учу английский язык онлайн). Нельзя отрицать тренд развития образовательных программ в онлайне, такой метод обучения бесспорно имеет свои преимущества тоже. Каждый выбирает для себя наиболее удобный и эффективный метод обучения. Специалистом в бизнес образовании не являюсь, MBA моя первая ступень к специалисту в будущем).

Менеджер по маркетингу, Санкт-Петербург

Онлайн-образование является иной, новой средой для обучающихся. Для того, чтобы добиться высокого качества требуется более пристальное изучение особенностей восприятия информации у обучающихся. Согласитесь, для успешного выступления в живой среде необходимо владеть азами ораторского искусства. Я последний год активно участвую в онлайн-курсах и замечаю качественный рост форматов подачи материалов.

Онлайн-образование, по моему мнению, актуально для тех, кто получил основное образование и опыт в живом, очном курсе. Оно позволяет совершенствоваться и получать навыки, которые применимы именно к той базе знаний, которая сформировалась в условиях офлайн деятельности.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Владимир Токарев пишет:
ПРИМ. - в ближайших планах заняться онлайн образованием в роли преподавателя.

Владимир, поскольку это в Ваших ближайших планах - просьба при погружении в эту среду также обратить внимание на обеспеченность необходимым учебными, справочными, тематическими и иными материалами ОБУЧАЕМЫХ!

К сожалению, не сохранил полученный мной несколько лет назад гневный текст от тьютора примерно такого содержания:

...если вы не нашли упомянутых в курсе обучения учебников, пособий и иных материалов в нашей электронной библиотеке, значит - вы ОБЯЗАНЫ найти их самостоятельно, и обладать для этого необходимыми навыками! Меня это удивило, по крайней мере...

Пока что, как мне видится, любое онлайн-образование должно заканчиваться ОЧНОЙ защитой полученных знаний и умений в живом общении, тогда и определится стоимость получаемого подтверждения полученного образования!

В том числе и бизнес-образования, которое я не рассматриваю как сильно отличающееся от какого-то другого специализированного!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.