Как я выбирал MBA в России?

Иван Вдумчивый

Полагаю, что читателю, который озадачен выбором программы MBA в России, будет интересно ознакомиться с результатами моего собственного опыта выбора такой программы в России. Возможно, некоторые мысли автора (иногда немного сумбурные) помогут читателю более осознанно выбрать программу для себя.

Disclaimer

Данный материал ни в коем случае не претендует на объективность (т.е. очень субъективен, и выражает только частное мнение автора). Также уверен, что упомянутые в статье школы, весьма достойны, и наверняка являются лидерами в своих нишах (к сожалению, не все эти ниши мне удалось обнаружить) и наверняка найдут своего абитуриента. Полагаю, что относиться к данной статье, следует только как к частному опыту/запискам/мыслям будущего абитуриента MBA. И тут, как и в выборе «второй половины», выбор очень индивидуален.

Постановка задачи

Мне 30+ лет (трудовой стаж 10+ лет), работаю в Москве, в международной компании, на менеджерской позиции начального уровня. Работаю, как мне кажется неплохо, но на текущей позиции уже достиг потолка и есть острое ощущение, что надо двигаться дальше. Как и в большинстве представительств международных компаний в России, программы подготовки кадрового резерва и/или программы развития сотрудников с высоким потенциалом по факту отсутствуют. Также, к сожалению (для меня), в локальном представительстве вышестоящий менеджмент вменяем, дееспособен и обладает отменным здоровьем => расти вертикально не представляется возможным. Движение «вверх и вбок», в ближайшей перспективе не представляется возможным ввиду очень плоской оргструктуры.

В связи со всем вышеизложенным, успешное прохождение программы MBA рассматривается как мощный импульс для карьеры и перехода на новый уровень в текущей или другой компании. За обучение планирую платить из собственного кармана.

Методика выбора программы MBA

Задумываться о получении MBA я стал достаточно давно, пожалуй, уже более четырех лет. Читать все статьи подряд, которые попадались мне на глаза и в которых встречалось слово MBA, начал около года назад. Окончательное решение поступать на MBA, принял для себя в начале 2009 года.

Для выбора MBA программы использовал следующую методику:

1) Сбор данных.

2) Кристаллизация критериев.

3) Формирование шорт-листа школ.

4) Окончательный выбор.

Далее о каждом этапе более подробно.

Этап: сбор данных

Статьи. Помимо простого чтения статей со словами MBA, стал их собирать и складывать в папочки. Да, завел толстую папку с файлами и складывал в нее все материалы в хардкопии и собственные заметки. Из информационных площадок для получения умных мыслей по теме в рунете, пожалуй, могу выделить только проект executive.ru. К сожалению, проект good2work.ru, в этой части, не оправдал моих ожиданий. Информационное наполнение сайтов MBA школ, с точки зрения темы статьи, к сожалению, близко к нулю.

Книги. Тут выбирать особо не из чего, по данной теме была найдена только одна русскоязычная книга – «Путеводитель по MBA в России и за рубежом». И, хотя в книге достаточно много воды, материал не очень хорошо структурирован, не однороден, многие вставки и комментарии не стоят бумаги, на которой напечатаны, но, в виду полного отсутствия другой литературы по теме выбора MBA, это книгу смело можно рекомендовать для ознакомления, тут как говорится «на безрыбье и рак рыба». Книгу купил в «Республике», та, что на Тверской (уж очень мне нравится этот магазин за то, что работает круглосуточно и хороший ассортимент – не путать с богатым).

Дни открытых дверей. Очень помогла новостная рассылка e-xecutive, а также проект begingroup.com, который приглашал меня на большинство дней открытых дверей, которые я посетил (а посетить я их хотел как можно больше). Впечатления от посещений – позже, в разделе «кристаллизация критериев». К таким встречам я всегда заранее готовил множество вопросов.

Выставки. Выставок, посвященных MBA, я посетил целых три. Две реальные, в «Рэдиссон САС». Хочу отметить удобный формат, с 16:00 до 20:00, который позволил не нарушать рабочий график, при этом посетить выставку и собрать на ней дополнительную информацию. И одну виртуальную конференцию, организованную webinex.ru. Также считаю ее достаточно полезной, т.к. она позволила существенно сократить список претендентов. Тут я активно использовал тактику «инопланетянина» и тактику «а вот в другой школе мне сказали».

Социальные сети. Использовал только linkedin.com, т.к. считаю ее наиболее развитой социальной сетью, ориентированной на бизнес. Использовал простой способ просмотра публичных профайлов знакомых, которые точно имеют степень MBA, а также поиск и анализ сообществ выпускников школ.

Этап кристаллизации критериев:

Диплом. Для себя решил, что диплом должен быть на английском языке, т.к. работаю в международной компании, а также, принимая во внимание перспективы России и последние годы «стабильности», от которой иногда очень хочется уехать как можно дальше.

Наличие аккредитаций. Решил, чтобы у программы (не путать со школой, именно с программой) была хоть одна аккредитация любой международной сети MBA. В последствии этот критерий перешел в разряд необходимых – т.е. если нет аккредитации, то программу вычеркивал из рассмотрения.

Формат. Тут выбор был из следующих основных форматов – полный, дистанционный, модульный, вечерний. Full-time (т.е. с отъездом туда) отпал по двум причинам: побоялся выпасть из обоймы на полтора года и семейный совет не одобрил. Дистанционный отпал из-за собственной несобранности – не представлял для себя возможности учиться дистанционно продолжительное время, не смог бы себя заставить, уж очень много соблазнов в виде авралов и «стратегически важных проектов». Модульный – формат интересен в плане того, что предполагает очные занятия и живых преподавателей, однако, учитывая российскую традицию в виде начала чтения учебника в ночь, перед экзаменом, этот формат не стал для меня фаворитом, но и не был полностью отвергнут. И, наконец, победитель – вечерний формат. Да, это то, что было мне нужно. Для себя к преимуществам вечернего формата отнес регулярность (надо постоянно готовиться) и необходимость уходить с работы в 17:00.

Преподавательский состав. Для себя выделил это как очень важный критерий, т.к. диплом дипломом, а знания приходят от преподавателя, и, если преподаватель не производит впечатление профессионала как в области, которую читает, так и в части преподавательской, то школа отметалась. На днях открытых дверей, выбрал следующий подход – с особым усердием слушал преподов по своей и смежной областям знаний (т.е. там, где считаю себя специалистом), если не слышал ереси и материал излагался доходчиво, то школа проходила по критерию.

Также очень внимательно смотрел на саму форму подачи материала, и если преподаватель вылезал на сцену без слайдов и/или слайды были ужасны, то школа тоже получала минус по этому критерию.

К сожалению, большинство школ было отсеяно именно по преподавательскому составу, что подтверждает тезис о разрухе в системе образования за последние годы сидения на нефтяной игле. Также, для себя очень быстро сделал вывод, что с бизнес-преподавателями в России очень плохо, и надо смотреть на англоговорящих преподавателей (ой, хорошо, что 58-ю статью отменили, а то бы сейчас мне досталось). Стал очень вдумчиво и внимательно изучать англоязычных преподавателей на предмет их биографии и опыта (тут Google – наше все).

Стоимость обучения. Вообще не была особым критерием. Т.к. руководствовался принципом – не экономить на здоровье и образовании, более того, ввиду невозможности законным путем заработать на недвижимость (на ту, что мне хочется и с учетом расширения семейства) и проживая который год на съемном жилье, более выгодный объект для инвестирования, чем я сам, найти не смог. Поэтому, если бы собственных накоплений на обучение не хватило, занял бы у друзей и/или взял кредит.

Состав группы. Интересный критерий, т.к. некоторые мои знакомые (сейлы), учащиеся на программах MBA, активно рекламировали свои программы на предмет, что они на этих программах нашли новых заказчиков. Хм…. Для меня немного странный критерий школы, т.к. можно в других местах найти себе заказчиков. Поэтому я стал пробивать предыдущие выпуски школ на предмет того, где народ работает, на каких позициях, и какие позиции на рынке занимают указанные компании.

Как я понял, по всем MBA школам, результативная работа по направлению «ассоциаций выпускников» практически отсутствует и/или находится в глубоком подполье и поэтому найти информацию не представляется возможным. В результате, пробивал по друзьям/знакомым, а также активно присматривался к участникам дней открытых дверей, т.к. многие из этих участников потом и поступают на программу. Также, старался узнать, кто платит за обучение – если работодатель, то для меня это был плохой сигнал. Для себя быстро решил, что от корпоративных студентов лучше держаться подальше.

Нетворкинг. Этот критерий очень часто используется молодыми студентами, у которых много амбиций, мало опыта и пока не наработаны связи. Возможно, если вы после первого высшего сразу и/или с небольшим перерывом идете на MBA, то этот критерий для вас будет важен. Для меня это не было критерием.

Наличие специализации. Если у MBA программы была специализация (не важно, какая, за исключением – стратегический менеджмент), то для меня это был скорее минус, чем плюс, т.к. для себя ставил задачу – перерасти синдром специалиста.

Место расположения/фасилити. По месту расположения особых преференций не было. Главное, чтобы можно было добраться на метро, т.к. из-за пробок не всегда получалось бы добираться на машине. Однако на всех Днях открытых дверей пользовался старым дедовским способом – «зайди в туалет».

Параметр Тип Важность
Диплом необходимый важно
Наличие аккредитаций необходимый важно
Формат необходимый важно
Преподавательский состав достаточный очень важно
Стоимость обучения не принципиально не важно
Состав группы не принципиально средне
Нетворкинг не принципиально средне
Наличие специализации не принципиально скорее минус
Место расположения/фасилити не принципиально не важно

Таким образом, для меня критериями выбора школы стали (в порядке приоритета): преподавательский состав; диплом на английском; формат обучения; наличие аккредитации.

Этап формирование шорт-листа школ:

На этом этапе из множества MBA школ, работающих на российском рынке бизнес-образования, был сформирован шорт-лист. В него вошли четыре школы:

1) Сколково

2) Vlerick

3) UAMS

4) Стокгольмская школа экономики

Этап окончательного выбора:

К сожалению, вынужден признать, что по моим критериям, выбор был практически безальтернативным. И это плохо, т.к. свидетельствует с одной стороны о неразвитости рынка высококачественного бизнес-образования в Москве/России, а с другой – его низкой востребованности, т.к. сформированная за последние годы «откатная экономика» не предполагает востребованность грамотного и эффективного менеджмента.

После, более четкого анализа критериев, выбор был остановлен на UAMS. Однако, окончательное и бесповоротное решение принял, только после успешной сдачи вступительных экзаменов.

На этом все, ушел учиться.

P.S. А какова же школа моей мечты? Ну ладно, попробую описать.

Формат – вечерний. Диплом – международный. Учебный кампус – внутри Садового кольца. Преподавательский состав – 20%/80% - местные/зарубежные. Аккредитация программы/школы – три основных. Абитуриенты – возраст 30+ и платят за себя сами. Присутствует возможность пройти пропущенный модуль/модули за рубежом. У программы есть жесткий отсев на входе. Наличествуют развитые связи с executive-рекрутерами. Наличествует развитое сообщество выпускников.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>В него вошли четыре школы: 1) Сколково … Так бы сразу и сказали, что вы – миллионер. А в общем и целом, - все четыре названные школы имеют между собой общего только одно – крайне острую потребность в слушателях. Вернее, даже не в них самих, а в их деньгах. Похоже, что именно это и стало причиной того, что они оказались в данном, столь тщательно отобранном списке. Поскольку на текущий момент ни одна из них не дает чего-то выдающегося в том, ради чего специалисты поступают на программы в подобные учебные заведения. А именно – в области теоретических и практических знаний. Все четыре школы имеют весьма раздутый рекламой имидж, делающий их якобы высоко престижными. Но в реальности то же “Сколково” уже сегодня совершенно конкретно обманывает ожидания поступающих на учебные программы лиц. Т.е. заявлено и “раскручено” много, а на поверку оказывается практически ничего из обещанного. >На этом все, ушел учиться. При этом, самый главный критерий, который должен волновать любого специалиста, поступающего на программы МВА, так и не был в процессе этого отбора отслежен и рассмотрен. Весь вопрос заключается в том, - кем в итоге видит себя будущий выпускник той или иной программы МВА ? Для чего он идет именно на нее, и чем мотивирует свой выбор ? Какова его будущая специальность ? Останется ли он в своем текущем профессиональном поле или пойдет по итогам обучения в другую область ? И если эта область действительно будет другой, то хватит ли ему сил, знаний и ресурсов, чтобы освоить на своем текущем уровне новую для него программу ? Т.е. «какую специальность и зачем выбрать в рамках программы подготовки МВА» ? Вот этим краеугольным вопросом люди, как правило, не озадачиваются, - выискивая для себя те или иные курсы – где-то подешевле, а где-то и позвучнее. Слабо представляя, для чего они все-таки нужны им для их будущего, - иначе как не ради диплома МВА. И вот здесь про критерии отбора как-то обычно ничего и не услышишь. Хотя между тем, за рубежом МВА - это обычно некий поворотный элемент карьеры, когда тот или иной специалист, исчерпав все имеющиеся у него профессиональные возможности и ресурсы для карьерного и профессионального роста, меняет свою основную сферу деятельности на смежную или иную. Т.е. МВА подобен стрелке на железной дороге, переключение которой перенаправляет человека с основного профессионального пути, которым он сравнительно рутинно следует, в новое профессиональное направление, ведущее примерно в ту же сторону, но по другой местности. >А какова же школа моей мечты? Ну ладно, попробую описать. … Т.е. в итоге, единственной школой, безусловно отвечающей данным критериям, является «ВШЭ». С чем всех и поздравляю. Все остальное находится либо «по ту сторону» Садового Кольца в г.Москве (даже знаменитая «Плешка»), либо вообще ближе к окраинам города. Выбор, скажем прямо, не велик. Николай Ю.Романов ----
Председатель совета директоров, Москва
Николай Романов пишет: ...Для чего он идет именно на нее, и чем мотивирует свой выбор?...
''Также, к сожалению (для меня), в локальном представительстве вышестоящий менеджмент вменяем, дееспособен и обладает отменным здоровьем => расти вертикально не представляется возможным. Движение «вверх и вбок», в ближайшей перспективе не представляется возможным ввиду очень плоской оргструктуры...'' ''...программы MBA рассматривается как мощный импульс для карьеры и перехода на новый уровень в текущей... компании'' :| :| :|
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>''...программы MBA рассматривается как мощный импульс для карьеры и перехода на новый уровень в текущей... компании'' В итоге получается и даже пропагандируется, что МВА представляет собой некий обходной маневр, позволяющий обойти все это сообщесто вменяемых, дееспособных, здоровых и т.д. руководящих лиц, чтобы либо выйти на их уровень, либо даже перепрыгнуть через их головы. Как внутри одной компании, - пусть и самой ''плоской'' в своей структуре, так и путем перехода из компании в компанию. А это - не так. Можно получить несколько дипломов и потратить на них уйму времени и денег, но так ничего и не добиться, если неправильно подобрать в конъюнктурном отношении направление программы МВА. Т.е. обходные маневры тоже нужно уметь применять с умом. Николай Ю.Романов -----
Руководитель, Москва

Почему-то статья напоминает хорошо подготовленную, с рациональной аргументацией и эмоциональными штучками, но все-таки рекламную статью. Впрочем, я могу ошибаться. О том, что она написана интересно (во всяком случае для меня) свидетельствует то, что, хотя я и не собираюсь на MBA в ближайшей перспективе, я не только прочел ее всю, но и написал этот отзыв. Автору - удачи!

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово

Самый позитивный (вероятный) результат от МВА - это тусовка. Здорово, если кто-то из однокашников возьмёт к себе на работу для ''мощного карьерного импульса''. :)

Адм. директор, Казань

А еще некоторые идут в МВА чтобы завязать деловые знакомства

Финансовый директор, Краснодар

И еще одно замечание о ''развитости рынка'': что выбрать за пределами Мск ? даже в пределах 300 км - жизни нет.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

В реале так никто не выбирает Школу. Там действуют другие критерии выбора

Директор по продажам, Новосибирск

-Нетворкинг. Этот критерий очень часто используется молодыми студентами, у которых много амбиций, мало опыта и пока не наработаны связи. Возможно, если вы после первого высшего сразу и/или с небольшим перерывом идете на MBA, то этот критерий для вас будет важен. Для меня это не было критерием. -
Создается впечатление о дилетантском подходе... Я заканчивал top-5 world MBA school и могу сказать, что networking или по другому - состав класса, пожалуй, самый важный критерий при выборе школы. Чем серьезней школа относится к вступительным критериям для студентов и чем тщательней отбор, тем сильнее класс и тем интересней будут ваши одногруппники.Я был принят в несколько top-schools и окончательное решение куда идти учиться принял только после того как посетил все школы, посидел на open classes, пообщался со студентами.
закончил МВА 5 лет назад, работаю на top-sales позиции в крупной международной компании в Европе и могу твердо сказать, что нетворкинг это один из самых главных критериев. Процесс учебы в бизнес школе и получение опыта и связей на 70% зависит от студентов и только на 30% от профессоров, являющихся по сути отличными модераторами.
Поэтому смотрите внимательно с кем вы будете сидеть за одной партой и будет ли вам чему поучиться от своих будущих одногруппников. Если admissions criteria слабые и конкурс низкий, то и ценность такой МВА, сами понимаете, невысока.

Партнер, Нидерланды
Этап кристаллизации критериев:
Хорошая фраза... ''И вот когда критерии перестанут быть динамическими, засахарятся в кристаллы, вот тогда....''
Диплом. Для себя решил, что диплом должен быть на английском языке,
Напомнило древнюю песенку на мотив ''Сижу на нарах, как король -- на именинах''. В ее цивильном мифистском варианте были слова ''Писать диплом я буду только на английском, Чтобы его никто не понимал...'' Just my 5 cents
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.