Пять лет назад технологии онлайн-обучения не входили даже в десятку инвестиционно привлекательных ниш. Сегодня на них в России инвестиционный бум. Вместо очных тренингов и мастер-классов компаний создают электронные курсы и обучают сотрудников дистанционно. Объем рынка корпоративного онлайн-обучения в России, по данным исследования российского рынка образовательных технологий «Высшей школы экономики», уже в 2017 году превысил 3 млрд рублей, а в 2021 году возьмет отметку в 11,3 млрд. И это консервативный прогноз.
Чтобы запустить онлайн-обучение в компании, нужна СДО. Система помогает сотрудникам проходить курсы и смотреть вебинары в удобное время с планшета и телефона, а руководителям следить, как обучение влияет на показатели бизнеса.
Выбрать систему дистанционного обучения сложно — на российском рынке больше 10 решений, которые, на первый взгляд, мало отличаются друг от друга. При этом спонтанная покупка может обернуться потерей нескольких миллионов рублей и месяцев впустую потраченного времени. Эксперты онлайн-обучения из IDS Borjomi, «Лукойл», iSpring и других компаний рассказывают, на какие грабли чаще всего наступают новички при выборе СДО, и как их обойти.
Неправильно спланировали бюджет
Александр Макаров, руководитель обучения IDS Borjomi:
Новички думают, чтобы запустить онлайн-обучение — достаточно заложить в бюджет деньги на СДО и программу для создания курсов. Потом начинается... Сотрудников нужно вводить в систему в первый рабочий день для правильного администрирования. При большом штате это трудоемкая операция. Нужно либо расширять штат, либо настраивать интеграцию с другими IT-системами: 1C, SFA или CRM.
Для запуска обучения в СДО нужен учебный контент. Иногда на его создание уходит от 3 до 6 месяцев. И важно забюджетировать контент-менеджера, который будет работать над курсами, или покупать контент у компаний-провайдеров.
Бизнес регулярно спрашивает об эффективности использования СДО. Для этого нужно настроить систему непрерывной отчетности на дашбордах с Power BI. Доступ к отчетам должен быть у СЕО и HR-директора 24 часа в сутки. В результате система может простаивать, а отдел обучения вынужден запрашивать новый бюджет и обосновать дополнительные инвестиции.
Решение
Когда планируете бюджет, учитывайте полную стоимость проекта:
- Аренда или покупка системы дистанционного обучения.
- Интеграция системы обучения с другими IT-решениями.
- Доработка, например, дизайн учебного портала, настройка архитектуры, брендированное мобильное приложение.
- Оплата серверов, если вы хотите хранить данные внутри компании, а не у провайдера.
- Создание дашбордов со сводными отчетами через Power BI или Tableau.
- Конструктор курсов, если планируете создавать контент сами. Некоторые конструкторы стоят больше $1 500.
- Инструменты для дизайна курсов. Например, Adobe Photoshop и CorelDRAW.
- Оборудование для видеосъемки, если решите снимать видеокурсы.
- Зарплаты контент-менеджеру, администратору, руководителю проекта.
- Железо, на котором будут учиться сотрудники: компьютеры, планшеты или телефоны, сим-карты с хорошим Интернетом.
- Мощные компьютеры для людей, которые создают курсы.
- Оплата техподдержки.
- Стоимость часа разработки на разработку кастома от провайдера.
Также учитывайте, насколько быстро бизнес просит развернуть СДО, и запустить проект. И есть ли конкуренция за IT-ресурс внутри компании. Если результат нужен еще вчера, проект будет стоить намного дороже.
Переплатили за ненужные функции в СДО
Виктория Савицкая, ведущий специалист Корпоративного центра компетенций «Лукойл»:
Система дистанционного обучения — технически сложный продукт. Но ее часто выбирают, как блендер в магазине — чем больше функций, тем круче. Так в чек-листе появляются новые опции: лента новостей, чат-бот, корпоративная соцсеть, система управления талантами. Пока не знаем зачем, но пусть будет.
Потом все происходит как с любой спонтанной покупкой — в комплекте с блендером много полезных насадок, из которых пользуются двумя от силы. Остальные ржавеют в коробке. Зачем переплачивали?
Другая проблема — система получается настолько сложной, что сотрудники не понимают, как ей пользоваться. И приходится искать отдельного специалиста, который наладит работу и будет следить за работоспособностью СДО.
Решение
При выборе системы дистанционного обучения отталкивайтесь от бизнес-задач. Если в ближайший год вы планируете только тестировать сотрудников, остальные опции лишние. Докупите их позже, когда проект выйдет на нужный уровень.
Без ленты новостей и встроенной соцсети можно работать. Но если в СДО нет нужного отчета или теряется статистика, автоматизировать аттестацию не получится. Тогда зачем это все?
Чтобы правильно расставить приоритеты, составьте техническое задание. Оно поможет выбрать систему под задачу и не переплачивать.
Выбрали СДО по совету друзей
Михаил Кречин, руководитель проектов iSpring:
Бывает так: компания запускает онлайн-обучение. Проект выстреливает, и его авторы начинают рассказывать всем на конференциях, что встать на онлайн-рельсы выгодно и легко. Конкуренты уже на подхвате и делают все под копирку: покупают ту же СДО, набирают в штат похожих специалистов. Проект не взлетает. Деньги и время потрачены впустую.
Часто это ошибка выжившего: если у человека что-то получилось, это не значит, что получится у другого.
Решение
Купить СДО по рекомендации все равно, что надеть чужой пиджак — в плечах широко и узко в талии. Если и собрался носить, придется перешивать. То же самое с системой дистанционного обучения — если она подошла вашим коллегам или конкурентам, не значит, что подойдет вам. У каждой компании разные задачи и бизнес-процессы.
Чтобы не ошибиться в выборе и зря не потратить миллионы рублей, проведите пилотный проект. Например, запустите онлайн-обучение для одного отдела компании. Для этого у каждой СДО есть бесплатная пробная версия. Здесь важно пройти весь путь — от настройки системы обучения до создания курсов и анализа результатов.
Пилот покажет, какая система решает задачи, какие есть ограничения, насколько оперативно отвечает техподдержка поставщика, и довольны ли ваши сотрудники. Просто изучая демо-версию и общаясь с менеджером, невозможно узнать все нюансы. Позже удачный пилот станет весомым аргументом для бизнеса — почему стоит инвестировать именно в это решение, а не другое.
Выбрали систему под тренера, а не сотрудников
Часто систему обучения в компании подбирают под тренера, который будет ей управлять: добавлять пользователей, назначать курсы и выгружать отчет. Логика простая: если тренеру удобно, систему можно брать. О сотрудниках никто не думает, а стоит.
Пять секунд — столько времени люди обычно проводят на отдельном сайте и уходят, если он сложный и там нет ничего полезного. Уже на главной странице пользователи должны видеть, что этот сайт — для них.
Та же история с учебным порталом или как его еще называют — система дистанционного обучения. Пройдя по ссылке, сотрудник должен сразу понять, куда ввести логин и пароль, где хранятся электронные курсы, как посмотреть оценки за пройденные тесты и место в общем рейтинге успеваемости. Иначе к порталу быстро пропадет интерес, и люди начнут саботировать обучение.
Вот условный Матвей открыл на корпоративной почте письмо с приглашением пройти электронный курс по пожарной безопасности. Он перешел по ссылке
и оказался на портале с десятками папок и подпапок. Куда нажимать? В лучшем случае Матвей напишет письмо в отдел обучения и попросит его сориентировать
на портале. В худшем — просто закроет вкладку.
Запомните: если пользователю нужно сделать десять кликов, чтобы открыть учебный материал, вы его потеряете. Возможно, навсегда. Проект, на который вы потратили несколько миллионов, не окупится.
Решение
Самый очевидный совет — не покупать СДО со сложным интерфейсом. Если деньги уже потрачены, а СДО раздражает сотрудников, попросите провайдера «заточить» систему под ваши задачи.
Еще один вариант — организовать техподдержку внутри компании: нанять одного-двух специалистов, которые хорошо разбираются в учебном портале и проконсультируют сотрудников по всем техническим вопросам, зарегистрируют новых пользователей, выгрузят отчеты по успеваемости. Да, это лишние траты для компании, однако внутренний саппорт сбережет нервные клетки пользователям и не отобьет желание учиться онлайн.
Не подумали о контенте
Мария Сафиуллина, руководитель цифрового обучения в Ralf Ringer:
Когда компания выбирает систему обучения, то смотрит на масштабные вещи: аналитику, мобильное приложение, интеграцию с другими программами. При этом не все уделяют внимание деталям. Например, какой контент работает в СДО. Условная компания «Торфлекс» купила систему обучения, которая отвечает всем хотелкам. Есть и встроенная соцсеть, магазин подарков и даже личный кабинет руководителя в телефоне. Один нюанс — СДО поддерживает только видео и тесты.
Начинаются проблемы. Мерчендайзеров нужно научить правильно расставлять товар на полках. Что делать: искать оператора в штат или обратиться в студию? А деньги заложены в бюджет? А как выбрать подрядчика? Наверное, нужно проводить тендер?
Как быть с регламентами, которые меняются каждые полгода? Тоже снимать видео? Не вариант. Через шесть месяцев придется делать новое. В итоге проект буксует, результата нет, и собственник хочет сменить команду.
Решение
Чтобы быстро запустить онлайн-обучение в компании, отталкивайтесь от готового контента. Если у вас есть комплект инструкций и регламентов — СДО должна «переваривать» Word и PDF. Тогда регламенты можно загрузить в систему и открыть с телефона. Вот уже готова база знаний для сотрудников.
Если тренеры строят мастер-классы на презентациях, ищите систему, которая «понимает» PPT. К презентации можно добавить аудиосопровождение — и вот вам готовый курс. Назначайте новичкам перед вводом в должность. Уже потом можно снимать видео, создавать электронные курсы и VR-тренажеры, чтобы развивать проект и закрывать больше задач.
Фото: Pixabay.com
Читайте также:
Все грамотно изложено. Маст-хев для новичков в eLearning. Спасибо за статью.
Создание системы дистанционного обучения - это дело маркетолога, тренеров и в последнюю очередь айтишников.
Иначе они такое наворотят, что выкините мешок денег и получите не переводимый птичий набор звуков, понятный только "продвинутым" яйцеголовым мастерам дебажить код и заасайнивать таски, так как они успели всё зафейлить, и полностью зафакапить.
И еще цитата из публикации:
Самый очевидный совет — не покупать СДО со сложным интерфейсом.
У меня советы иные:
1. Это дело в первую и последнюю очередь руководителя - что он хочет. Повысить компетенцию свою и сотрудников (в такой-то фере)? Или чтобы была, ну, типа, у конкурентов уже есть. .
2. У меня совет не очевидный - вообще не покупать. А (как минимум для начала) - использовать, например, проект Открытое образование - тем есть и много курсов и тесты, платить не нужно, если не нужен сертификат.
Но я бы ограничился этим.
Валерий, у меня другое мнение. Запуск СДО — дело того человека, который хочет получить результат. Например, HR хочет ускорить адаптацию, поэтому внедряет проект со своей командой или отдает на аутсорс.
Руководитель продаж хочет, чтобы менеджеры работали по единым стандартам и больше закрывали сделок. Он либо сам запускает обучение, либо находит подрядчика, который это делает.
За запуск обучения не обязательно должен отвечать маркетолог — вот я к чему клоню.
Про то, что запуск СДО нельзя слепо отдавать IT-департаменту — согласен с вами. Но в статье про это ничего не написано.
”Хочу как у конкурентов“ — стандартная ошибка. Вы правы, за проектом по онлайн-обучению должна стоять понятная бизнес-задача. Просто вкладывать деньги в проект, потому что так можно или такя штука есть у конкурента опасно.
Павел, я не сомневаюсь, что у каждого будет своё мнение. Но, если рассматривать СДО, как проект, пусть даже образовательный, то и подходить к нему надо начиная с анализа - для кого, зачем, конечная цель, почему именно так, и прочее. А это дело маркетолога со вместно с тренером, создателем контента под конкретную задачу.
Продавец продаёт то, что уже имеется в наличии, и в данном случае это технические действия, т.к. продажа - это технология. Можете конечно всё отдать продавцу или кому-то ещё, если вас не интересует результат, а движуха возле СДО.
Айтишнику надо давать конкретно ТЗ на основе анализа и проработанной концепции СДО, контентом, видео, грамотным копирайтингом. А ещё лучше с готовым дизайном, имеется ввиду не только внешний вид, но и юзабилити. Чтобы он это всё перевел в цифру и забросил на хостинг.
Валерий, про "не ИТшникам" - совершенно согласен. Но маркетологам и "иже с ними" - это тоже не варианты. Маркетологам - чтобы было красивее, тренерам - чтобы им удобнее "точить курсы". Точно, не HR - у них свои показатели успешности. Думаю, вы отлично знаете, как умеют разные службы "тянуть одеялко на себя".
Выбирать надо лицу, заинтересованному в самом бизнесе, в прибыли, не в отдельном функционале бизнеса.
Что выберут финансисты? Правильно, самое дешёвое. Что бухи? Правильно, чтобы можно было без проблем списать в затраты или амортизировать. И т.д. и т.п.
Самый близкий к теме выбора СДО - методолог. Но, методологов даже в самих Корп.универах нечасто увидишь.
Вывод - выбирать должны первые лица, либо эксперты, которых позвали для решения этого вопроса (не аффилированных с каким-либо производителем СДО). Не много ли вешаю на первых лиц? Нет. Как говорят все без исключения классики менеджмента, обучение - одна из главных составляющих бизнеса, её нельзя просто так "делегировать".
Единственный совет из статьи, который понравился, с которого всё начинается и заканчивается, от Виктории Савицкой: "...Чтобы правильно расставить приоритеты, составьте техническое задание". И вот в этом процессе, как раз, могут участвовать все вышеперечисленные персонажи.
Без участия в разработке айтишника, тз будет напоминать набор первомайских лозунгов и хотелок не связанных в единую логику. И ценник конский потом выскочит (длительность и сложность разработки). Лучше это, как и любой другой серьезный проект, поручить профи в этой предметной области, либо взять готовое решение типа LMS Moodle и не слишком выеживаться - ориентироваться на имеющийся функционал.
СДО - это индивидуальная история. Все авторы об этом написали. Поэтому вначале пишем маленькое ТЗ на СДО с учетом хотелок и опыта друзей, а затем точечно выбрать. Как в обычной деятельности...