Как усилить программы онлайн-обучения?

Мир после пандемии не будет прежним. Жизнь каждого из нас изменится под влиянием тренда на «удаленность». Станут привычными home-офис, онлайн-обучение, доставка на дом, просмотр кино и театральных постановок с дивана, совещания в формате видеоконференций.

Корпоративным программам и образовательным учреждениям тоже придется подстроиться под спрос на удаленный сервис.

Знания переходят в онлайн — и это навсегда

С введением режима самоизоляции жизнь остановилась во многих сферах. Запретительные меры обнажили и слабое место образования: единицы были готовы оперативно перенести занятия в онлайн. «Прокачать» дистанционные формы обучения придется и государственным учреждениям (школам, вузам, институтам повышения квалификации), и организациям дополнительного образования. А также — корпоративным университетам и образовательным программам.

Оффлайн-занятия кардинально отличаются от онлайн-программ. Работая в аудитории, преподаватель видит лица учеников, задает вопросы и контролирует группу. Нельзя просто взять и выйти из класса, если занятие не интересное или лектор не нравится. Когда речь идет об онлайн-обучении, то преподаватель лишен физической возможности влиять на процесс: он не видит реакции студентов, не может «взбодрить» группу при потере внимания. Да и сами ученики нажатием одной кнопки могут покинуть лекцию.

Для достижения сравнимой с оффлайн-образованием эффективности, дистанционные курсы нужно глубоко и тщательно прорабатывать. В новом мире, где удаленная коммуникация займет ведущие позиции, придется искать методы повышения качества удаленного обучения.

Нейротехнологии для эффективности обучения

Как это сделать? Излагать материал максимально доступно и интересно, удерживать внимание учащихся на протяжении всего занятия. В итоге — добиться высокой усвояемости материала.

Получить объективную обратную связь от обучающихся, в том числе дистанционно, можно с помощью нейротехнологий. Специальные программы способны интерпретировать сигналы мозга, оценивая психоэмоциональное состояние человека — уровень концентрации, увлеченности, стресса и когнитивной нагрузки. Совокупность этих параметров дает ясную картину восприятия лекции: где студентам стало скучно, а в какой момент, наоборот, они максимально увлечены, какая часть урока была сложной для понимания, а что воспринималось хорошо.

Как это работает? Рассмотрим такой показатель как когнитивная нагрузка — умственные усилия, которые тратятся на осознание и понимание информации. Если уровень когнитивной нагрузки чрезмерен, значит, они плохо усваивают материал. Преподаватель, заметив это, уделит больше времени на объяснение или попробует дать материал другими способами. Когда уровень когнитивной нагрузки очень низкий, сразу снижается и увлеченность человека. Затем падают показатели концентрации, студенты начинают отвлекаться. Поэтому задача преподаватели — соблюсти баланс когнитивной нагрузки в течение всего урока. Измерить ее без специальных технологий невозможно.

Кейсы: анализируем качество преподавания и работу в группе

Нейротехнологии можно применять для повышения эффективности обучения как в аудитории, так и онлайн. Разные образовательные учреждения тестируют и внедряют такие технологии.

Например, летом 2019 года возможности нейротехнологий протестировали в детском лагере «Артек». Речь идет о российской разработке — нейросервисе NeuroAngel от компании «Лаборатория знаний». Он представляет собой нейроинтерфейс – легкий обруч на голову – и программное обеспечение, которое интерпретирует сигналы мозга. Технология запатентована, в ее разработку вложено более 25 млн рублей.

Целью эксперимента в «Артеке» стало оценить качество преподавания и способность учителей увлечь детей своим предметом. Ребята в группах по 8–10 человек занимались вокалом, керамикой, моделированием в нейроинтерфейсах. На экранах монитора в режиме реального времени отражались графики психоэмоционального состояния группы и каждого ученика в отдельности.

Эксперимент позволил проанализировать реакцию детей на контент: где им было скучно, а какая информация и задания вызвали интерес, что оказалось сложным для усвоения, а что — слишком легким, кому из педагогов удалось удерживать внимание учеников в течение всего занятия, и какие методики преподавания наиболее эффективны.

В итоге преподаватели получили рекомендации по доработке своих программ. Например, больше времени уделить объяснению понятий, вызвавших трудности, ввести игровые элементы обучения там, где дети теряли концентрацию и начинали скучать. В пилотном проекте приняли участие 50 детей, он обошелся лагерю в 10 млн рублей. Сейчас «Артек» рассматривает возможность внедрить нейросервис на постоянной основе для повышения качества преподавания всех программ.

Нейротехнологии позволяют принимать обоснованные решения по введению новых методов и подходов в обучении. Так, в конце 2019 года в Павловской гимназии с помощью нейросервиса оценили эффективность урока математики, проведенного по методике обучения EdStories — интерактивных историй по школьной программе.

Нейросервис проанализировал, что творится в головах школьников во время обучения по классической программе и по методике EdStories. Результаты подтвердили, что математика в формате сторителлинга вызывает большую увлеченность, чем обычный урок, возрастает концентрация и мозговая активность учащихся. А это значит, что знания, полученные на таком уроке, усвоятся лучше. Интересно, что самым стрессовым для шестиклассников оказался момент, когда учитель озвучивает домашнее задание.

Московская финансово-юридическая академия планирует использовать нейротехнологии для улучшения качества образования как в аудитории, так и онлайн. Необходимое оборудование и лицензии на ПО уже закуплены. Планируется, что нейросервис в режиме реального времени будет мониторить состояние обучающихся. Преподаватель, увидев снижение продуктивности группы или отдельных студентов, сможет выбирать инструменты для активизации восприятия и увеличить время для освоения дисциплины. Кроме этого, в вузе планируют тестировать онлайн-курсы на примере реакции фокус-группы с последующей доработкой программ дистанционного обучения.

Нейротехнологии также помогают улучшать качество коллективной работы. В рамках интенсива «Зимний остров» в Сочи в декабре 2019 года нейросервис определял способность модераторов сонастроить группу для работы в команде. Для этого был выведен индекс синхронизации, который показывал, насколько коррелирует между собой психоэмоциональное состояние участников. То есть были ли они «на одной волне». Организаторы мероприятия следили за индексом в режиме реального времени и смогли оценить, кто из модераторов лучше других организовал коллективную работу.

Нейротехнологии начинают применять для создания личностно-ориентированных образовательных программ. Так, на базе Южного федерального университета начали реализовывать проект по созданию программного продукта на основе нейротехнологий, который позволит разрабатывать индивидуальные образовательные траектории.

Платформа сможет определять цели и способности студента, предлагать подходящие программы обучения, адаптировать образовательный процесс под особенности человека и его восприятия информации, следить за эффективностью обучения и анализировать его результаты. На этот проект выделен грант в 190 млн рублей в рамках программы Минобрнауки по кооперации вузов с предприятиями по созданию высокотехнологичных производств. Образовательно-диагностическую платформу на основе нейротехнологий планируют выпустить в 2021 году.

Следить за качеством усвоения материала — важная задача и для очных образовательных программ, и особенно — для дистанционных курсов. Нейротехнологии помогут максимально быстро запустить дистанционные программы, которые смогут конкурировать с оффлайн-обучением.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Евгения Жвакина
Аналитик, Ижевск

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в статье приведены примеры обучения только в сфере образования. А нет примеров или перспектив применения данных технологий в профессиональной сфере - например, корпоративные тренинги, обучения новым корпоративным системам, технологиям и т.д?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.