Профессиональный менторинг, или Кин-Дза-Дза для бизнес-тренера


Что мы знаем о менторе и менторинге?

«— А пацаки и чатлане это национальность?

— Нет.

— Биологический фактор?

— Нет.

— Каста?

— Нет.

— Лица с других планет?

— Нет.

— А чем они друг от друга отличаются?

— Ты что, дальтоник, Скрипач? Зеленый цвет от оранжевого отличить не можешь? Турист…»

Мало. Очень мало мы знаем об этом. Суть всех объяснений в основном сводится к историческому персонажу, другу Одиссея – Ментору, которому тот поручил воспитание своего сына Телемаха на время путешествия в Трою. И еще нескольких пространственных, философских размышлений об институте наставничества в трудах Д. Меггинсона (D. Megginson), Д. Клаттербака (D. Clutterbuck), Э. Парслоу (E. Parsloe) и др.

(Термин «менторинг» не закрепился в современном русском языке, вероятно, по причине негативной окраски слова «ментор», «менторский тон»).

Чаще всего менторинг упоминается в сравнительных объяснениях со своим старшим братом «коучингом». В сопоставлении методов работы бизнес-тренера граница проходит в отношении проблемы, задачи, которую ставит клиент. Наставничество, как правило, используется для решения стандартных производственных задач (если такое решение есть), коучинг — применительно к многовариантной управленческой деятельности (если такого решения нет).

Постановка проблемы

И еще: я бы добавил в эту солянку определений порцию негативного соуса из слов-эпитетов, которые (на мой взгляд, неправомерно) приписывают менторингу: «жесткий», «авторитарный», «навязываемый», «обязательный к исполнению».

Этой статьей автор делает попытку исправить существующее положение и расширить диапазон сферы применения термина «ментор» и нового направления сферы деятельности бизнес-тренера – профессионального менторинга.

Есть ли запрос? Место менторинга в системе современного бизнес-образования

«— Дядя Вова,что они хотят?

— Ку они хотят…»

Около 100 000 000 000 долларов в год платят компании и частные лица, тренинговым и консультационным фирмам за новые знания и навыки. Не сомневаюсь, что среди читателей этой статьи тоже есть те, которые внесли свою лепту в эту астрономическую сумму.

На самом упрощенном и примитивном уровне объяснения этого явления люди интуитивно ищут три волшебные вещи своих будущих преобразований.

«Волшебную таблетку» – недостающее знание в цепочке звеньев применяемых технологий, приводящих к феноменальным результатам и эффективности.

«Волшебное признание» – своих талантов и трудов в системе коммуникаций и среде, где происходит соревнование и показ профессиональных навыков (тренинг)

И наконец «волшебный пинок» – стартовую точку начала новой жизни и радикальных перемен, ведущих к собственному пониманию успеха.

Если все это экстраполировать в услуги менторинга, то мы получим весьма скудный список запроса:

  • ситуации, где наставничество жизненно необходимо для передачи знаний и опыта от старшего поколения к молодому;
  • ситуации, где выпускников вузов приходится «доучивать» уже в процессе работы;
  • если в организации внедрены и функционируют HR-системы, которые без наставничества не имеют смысла;
  • если наблюдается резкое падение качества или других производственных показателей (например, высокий травматизм).

Наставничество может стать действенным инструментом исправления и упреждения ситуаций такого рода.

За рубежом менторинг применяется немного шире. В качестве наиболее яркого примера (возможно тренда) можно привести пример менторинга одаренных детей, где методы ментора помогают ребенку эффективно справляться с возникающими проблемами и достигать поставленных целей. Они берут на себя решение внешних проблем или отвлекающих факторов, оценивают социальные потребности ребенка и изыскивают ресурсы для решения возникающих проблем.

Еще одним примером использования сегодня менторов можно отметить краудрекрутинг (процесс поиска «лучшего из лучших» кандидатов для работы) и т.д.

Так или иначе, но в такой форме подачи вряд ли мы можем надеяться на перспективное развитие профессии ментора.

Почему «профессиональный»?

«Желтые штаны! Два раза «ку»!»

В самом начале написания этой статьи автор оказался в весьма невыгодном положении.

Количество запросов на востребованность и интерес к теме менторинга в литературе и сети настолько низок, что говорить о монетизации этого вида услуг, которые описаны выше, и не пришлось бы.

Но! Мое убеждение, что при правильном подходе и актуализации методов менторинга, мы сможем получить новый формат профессии XXI века – профессионального ментора, вдохновляет сделать это.

Поэтому первое изменение в этой трансформации, которое произойдет сегодня, изменить статус с «любительского» подхода к понятию ментор, на «профессиональный».

Для знатоков спорта эта разница хорошо понятна, для остальных объясню: это то, что может быть основной профессией и источником дохода, делом всей жизни.

Как это работает по-новому?

«— А ты что видишь? А?

— Песок…

— Значит, сработала эта хреновина… А этот козел-то… с дырочками, там, что ли, остался?...

— Солнце есть. Песок есть. Притяжение есть. Где мы? Мы на Земле. Или…

— Или?

— Нет, давай будем считать, что мы на Земле в какой-то пустыне. Каракумы! А? Какие у нас еще пустыни?

— Гоби, Сахара…

— Ну я же сказал, что у нас!

— Ну, у нас еще Кызылкумы.

— Нет! Давай будем считать, что это — Каракумы. Значит, так. Солнце на западе, значит Ашхабад — там! Понял? Пошли!»

Собственно говоря, с этого раздела статьи и надо было по законам жанра начинать, но как говорится «из песни слов не выкинешь».

Работа профессионального ментора начинается на тех же первых этапах любого бизнес-тренера:

  • согласование и одобрение цели (модели) будущих изменений личности и/или компании;
  • диагностика основных проблем и типовых ошибок в текущей деятельности;
  • определение возможностей и механизмов достижения;

В этом разрезе надо признать ключевым инструментом будет в основном коучинг и его главная фишка – раскрывающие вопросы.

(Отмечу, уважаемый читатель, что в применении профессионального менторинга не имеют никакого значения элементы сопоставления методов работы бизнес-тренера. Главенствующим принципом является только один – клиент-заказчик).

Гораздо важнее стоит следующий вопрос: «что нам делать с этими исследованиями?» – определяющий следующие этапы работы.

Как правило, и в большинстве случаев, тренинги и коучинговые сессии заканчиваются советами, рекомендациями, в лучшем случае сопровождением тренера первых проб и тренировок новых навыков.

Понимая такую ущербность конечного результата для клиента, тренеры и коучи «маскируют» свои мероприятия под громкие названия и рекламные трюки (бренд) своих интеллектуальных продуктов, делая акцент на развлекательность, по сути, превращая их в шоу.

Задачи профессионального ментора стоят намного глубже и шире:

1) Определить способы изменения ментальных установок, приводящих к самым дорогостоящим ошибкам, применительно к каждому участнику программы тренинга (индивидуальный подход).

2) Определить и показать, как работают ключевые навыки бизнес-процессов (создавать – продвигать – продавать).

На мой взгляд, понятие бизнес-тренер образуется не аудиторией, собирающейся у того, кто называет себя тренером. А процессом монетизации идей и навыков, которые тренер демонстрирует участникам своего мероприятия. Другими словами, если идеи, навыки презентации, делегирования, тайм-менеджмента и т.п. остаются у клиента в разделе «интересно», а не «как можно из этого делать деньги», вряд ли это можно назвать бизнес-обучением.

3) Составить и определить индивидуальную систему тренировок.

Два важных пояснения к этому этапу работы:

  • задача бизнес-тренера не научить навыкам, а показать, как они работают и как их можно развивать;
  • для достижения степени совершенства навыков необходима долгосрочность – системный подход, органично вписывающий тренировки в существующий режим и жизнь клиента.

4) Разработать систему ключевых параметров изменений и результатов (оцифровка), вывести клиента на принятие важнейших и ответственных решений (договор с самим с собой).

5) Определить и внедрить методы ежедневного и долгосрочного контроля и систему личного, персонального сопровождения («под ключ»).

Базовый принцип специфики работы профессионального ментора, который характеризуется не просто некой массовкой по принципу «игры» или пари на деньги клиента, а реальным участием в «живой» деятельности теперь уже партнера по бизнесу.

И еще об одном важном моменте…

Каким видит своего клиента профессиональный ментор?

«— Ты кто? Я спрашиваю — ты кто?

— Пришелец-прораб.

— Нет, ты паца́к! А ты кто?

— Я грузин.

— Не-ет, ты тоже пацак! Ты́ пацак, ты́ пацак и он пацак! А я — чатла́нин! И они — чатлане! Так что ты цак надень, и в пепелаце сиди, ясно?»

В первых абзацах статьи, где описывался «любитель-наставник», у читателя мог сформироваться образ некого пенсионера, который чуть ли не бесплатно, по поручению и просьбе поправлял и направлял в нужно русло новобранцев.

Теперь, когда список компетенций ментора расширился, можно поговорить и его миссии.

Для профессионального ментора клиент видится не просто как человек с временными недостатками и проблемами. Принимая на себя заказ, бизнес-тренер, вне зависимости от запроса клиента, выстраивает у себя ментальную схему его будущего, как специалиста входящего в топ-рейтинг 100 лучших по своим профессиональным талантам в регионе, стране и может даже и в мире. Со всеми вытекающими последствиями: уровнем зарплаты, признанием и капитала.

Для профессионального ментора основным источником дохода является, как правило, часть успеха его клиента (партнера). Именно поэтому в систему его тренингов, рекомендаций включается не только список литературы, фильмов и мероприятий, которые он сам прошел, но и новые направления, колоссальный объем самостоятельной работы и подготовки, которые приведут к основной задаче – помочь клиенту применять только те знания и навыки, которые необходимы в моменты принятия ответственных решений.

«Авторитарность», «жесткость» и прочие навязываемые стили в профессиональном менторинге не приемлемы, т.к. людьми управлять невозможно – управлять можно только договоренностями между ними и создавать условия для их выполнения!

Ну а теперь самое простое – о самих клиентах

Зачем мне это все?

«— Какой дурак на Плюке правду думает?… Абсурд!

— Вот потому, что вы говорите то, что не думаете и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю… и Владимир Николаевич тоже»

Целевая аудитория профессионального менторинга формируется из людей, которые сделали в своей жизни три честных и принципиальных признания.

Первое: что делать, если полученные знания и навыки – не работают в полной мере и исправить ситуацию своими силами не удается?

Второе: эффект запланированных результатов долгое время не приходит и волшебные таблетки и пинки уже не помогают.

Третье: существующие привычки и образ жизни, требуют «хирургического» (радикального) вмешательства и изменений.

Выводы

«- Товарищ, там человек говорит, что он инопланетянин, надо что-то делать

- Звони в 03.

- Я-то позвоню, только он почти босой»

Самое забавное, что написав и прочитав эту статью, автор избавил себя от тяжкого труда описывать модные сейчас «профессиональные стандарты».

И в самом деле, обычным тренерским стажем и фирменными корочками здесь не поможешь. Способность погружаться в проблемы и ошибки своего клиента возможна, только если сам ментор испытал их на собственной шкуре, т.е. имеет многолетний практический опыт работы менеджером.

Деньги профессионального ментора это – каторжный труд и система постоянного самосовершенствования. Вряд ли это заинтересует любителей отбарабанить «готовые блюда» и по легкому переключиться на следующего клиента по конверсионной воронке продаж.

Но в целом, более интересной и полезной работы, как использование своего накопленного потенциала для будущих чемпионов и миллиардеров, трудно найти.


Этот текст опубликован в рамках конкурса «Большая игра-2013» (Номинация: Карьера) ― литературного состязания авторов, работающих в сфере Non fiction. В конкурсе могут участие авторы, зарегистрированные в Сообществе менеджеров Executive.ru (независимо от срока регистрации), приславшие свои публикации на content@e-xecutive.ru с пометкой «Конкурс» (с указанием номинации в поле «Тема письма») или выложившие их на портал самостоятельно с пометкой «Конкурс. Номинация такая-то» в период с 22 июня по 1 декабря 2013 года включительно.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Добавлю (по согласованию с редакцией) строчку из конечного абзаца статьи:
« В 2014 году автор статьи собирается выпустить книгу с одноименным названием. Буду благодарен читателям E-xecutive.ru за конструктивные предложения и помощь в ее публикации»
А в остальном все хорошо, все по-плану:
«Сначала тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь»

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Внимательно прочитал Выводы.
''Деньги профессионального ментора это – каторжный труд и система постоянного самосовершенствования. ...более интересной и полезной работы, как использование своего накопленного потенциала для будущих чемпионов и миллиардеров, трудно найти''.

Сколько же будет этих миллиардеров, которых будут готовить менторы?

Ведь автор пишет:
''Способность погружаться в проблемы и ошибки своего клиента возможна, только если сам ментор испытал их на собственной шкуре, т.е. имеет многолетний практический опыт работы ....''

Надо полагать, миллиардером. Ментор - миллиардер. Интересный персонаж. Кто конкретно имеется ввиду?

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Александр Пикалев пишет:
''Работа профессионального ментора начинается на тех же первых этапах любого бизнес-тренера:
-согласование и одобрение цели (модели) будущих изменений личности и/или компании;
-диагностика основных проблем и типовых ошибок в текущей деятельности;
-определение возможностей и механизмов достижения;''

Надо бы п.1 поменять местами с п.2. Откуда можно знать, какие нужны изменения, если диагностика не проведена? Или ментор настолько профессиональный, что заходя в организацию уже все знает? В том числе,какие изменения и зачем нужно провести.
Тогда зачем диагностика текущих проблем? Это ведь все равно будет изменено.

Александр пишет:
''В этом разрезе надо признать ключевым инструментом будет в основном коучинг и его главная фишка – раскрывающие вопросы.
(Отмечу, уважаемый читатель, что в применении профессионального менторинга не имеют никакого значения элементы сопоставления методов работы бизнес-тренера. Главенствующим принципом является только один – клиент-заказчик)''.

Интересный главный принцип:
''клиент-заказчик''.

Добавлю еще несколько подобных принципов:
- сотрудник- работник
- учредитель -собственник
- машина - автомобиль
- аэроплан -самолет.

Написал и еще раз вспомнил слова автора статьи:
''Деньги профессионального ментора это – каторжный труд и система постоянного самосовершенствования''.

Руководитель проекта, Москва
Спасибо Николай за первый отзыв по этой статье. Более сложную конструкцию вопроса я и предположить не мог (если конечно это был вопрос, а не попытка передернуть парочку цитат и сложить «свое понимание» темы) Разложим все по полочкам: «Выводы» - новое понимание и новый инструмент в системе образовательного процесса «чемпионы и миллиардеры» - всего лишь метафора, указывающая на людей с серьезными и амбициозными целями «Сколько?» - отвечу через пару лет ;-) «Практический опыт работы» и «Интересный персонаж» - не вижу связи. А подвох вижу в вопросе: «Должен ли профессиональный ментор, указывая свою декларацию о доходах намного превосходить своего клиента?» - ответ: не должен. Нужны доказательства?
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Последний вопрос не задавал.

Александр пишет:
''Разложим все по полочкам:
«Выводы» - новое понимание и новый инструмент в системе образовательного процесса''

Что означают эти слова? Какое новое понимание и какой новый инструмент? Вложите, пожалуйста некий смысл в Ваши слова.

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

И пожалуйста, вложите его же в Ваш главенствующий принцип:

''Главенствующим принципом является только один – клиент-заказчик''.

Руководитель проекта, Москва
''Диагностика'' - применительно к поставленным целям (поэтому они и идут первыми)... ''Изменения'' - в установке применительно к клиенту (у Вас наоборот?) ''клиент-заказчик'' - читай ''он же заказчик''...привести примеры когда они могут стоять без взаимосвязи? Честно говоря, никак не могу понять: Ваши посты это просто ирония этакого супер-героя или конструктивная критика, делающая тему профессионального менторинга более понятной?!
Руководитель проекта, Москва
Николай Лотох пишет: Что означают эти слова? Какое новое понимание и какой новый инструмент? Вложите, пожалуйста некий смысл в Ваши слова.
Николай Лотох пишет: И пожалуйста, вложите его же в Ваш главенствующий принцип:
Веселый вы человек Николай! Ответ в названии статьи, если Вы вдруг забыли его прочитать : ''Профессиональный менторинг'' ''Главенствующий принцип'' - имеет другой контекст. Попросту говоря, для клиента (он же заказчик) вообще не имеет значения как диагностируются и в какой форме предлагается решить его проблемы: методом коучинга, консалтинга, менторинга итд... принцип в вопросе ''А музыку кто заказывает?''
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Спасибо, Александр!
Ответ на все вопросы в названии статьи.
Название прочитал: ''Профессиональный менторинг ИЛИ КИН-ДЗА-ДЗА ДЛЯ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА''
Все разъяснилось.

Руководитель проекта, Москва
Попробую-ка, господа, и я внести свою лепту в запутывание аудитории. :) Моя точка зрения на бизнес-менторинг еще не сформировалась окончательно, но предварительно специализация в сфере бизнес-образования выглядит (сложилась) примерно так: 1. преподаватель дает, главным образом, теоретические знания. 2. тренер вырабатывает практические навыки при групповой форме обучения 3. коуч - персональный тренер и преподаватель в этих трех случаях руководитель сам заранее определяет чему он будет учиться 4. тьютор помогает обучаемому составить индивидуальную программу обучения (набор курсов) и курирует процесс обучения 5. эксперт помогает руководителю проанализировать конкретную ситуацию и дает свое экспертное заключение о том, что на самом деле происходит и к чему это может привести. 6. консультант помогает руководителю найти решение: что делать? при условии, что ситуация уже достаточно ясна в этих трех случаях руководитель излагает свою ситуацию или проблему, а тьютор, эксперт или консультант помогают ему, т.е. образно говоря, руководитель покупает кота в мешке 7. бизнес-ментор помогает начинающему руководителю в быстром становлении бизнеса. в этом случае и это принципиально ментор, достаточно хорошо владея ситуацией в бизнесе руководителя, объясняет ему что ему на самом деле необходимо делать и почему. Т.е. фокус внимания не на развитии руководителя, а на становлении бизнеса. Руководитель обучается попутно. :) Если руководитель признает авторитет ментора, то ментор может при наличии у него соответствующих опыта и знаний становиться для руководителя и преподавателем, и тренером, и коучем, и тьютором, и экспертом, и консультантом. А если у него нет нужных по ситуации знаний и опыта, принимается решение о поиске и привлечении внешних профильных специалистов.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.