Для любого бизнеса это вопросы первостепенной важности. Перефразируя старую поговорку «Каков поп, таков и приход», можно сказать – каково мышление, таков и менеджмент. Приглашаю поразмышлять на эту тему.
Но сначала хочу предложить вам одну тривиальную задачку. Правильный ответ будет в конце статьи:
Если сумеешь, найдите три ашибки в этом предложении.
Что разные народы думают об аналитиках
В русском сознании (как и западном в целом) на вес золота ценится аналитический ум. Его хотят все: компании, предприятия, организации, корпорации, агентства, ЗАО и ИП.
Аналитический ум, по общему мнению:
- умеет выстраивать убедительные логические цепочки;
- последователен в умозаключениях и непоколебим;
- способен анализировать огромные потоки информации;
- легко отделяет главное от второстепенного;
- видит перспективы;
- практически не поддается эмоциям;
- ясно излагает мысли.
И единственный его возможный недостаток, как считают многие – отсутствие хороших коммуникационных навыков – этакая «улитка в домике». Но аналитику прощают все, потому что он почти полубог. И на него все надежды.
Мой вопрос: «Почему люди с аналитическим стилем мышления плохо реагируют на отрицательную обратную связь и критику?» – получил больше 300 комментариев в одной из соцсетей. И все представляли аналитика примерно таким, как описано выше. А как ответили бы вы?
Когда же мы обсуждали эту тему с бизнесменом из Таиланда, выяснилось, что в его понимании все эти 7 добродетелей если уж не грехи, то дефекты точно. «Сила мозга – в диалектике!» – повторял он, улыбаясь.
Так же полагают многие китайцы и арабы, которых я наблюдала в действии на своих тренингах, когда они решали проблемные задачки. Как-то один из китайцев в беседе о сущности инь и ян в китайском мышлении даже отослал меня к трудам Владимира Ленина. Я не поленилась и внимательно перечитала то, что в студенческие времена вдалбливали нам в голову на лекциях и семинарах по «диамату» (диалектический материализм). И получила много инсайтов.
Для тех, кто помоложе: дисциплина диалектический материализм была во всех вузах страны. Страшная штука. Наш преподаватель, суровый мужик, помню, на первой же лекции заявил: «Все бабы, прошу прощения, женский пол (в зале было около 180 юных симпатичных лингвисток) – дуры. Диалектику им не понять никогда. Поэтому «пятерок» на экзамене не ждите. Высший балл, на который вы можете рассчитывать – «четыре». Но таких бывает по пальцам пересчитать». После распада Советского союза преподавание диалектического материализма вместе с истматом (историческим материализмом) отменили.
Чем диалектик отличается от аналитика
Возьмем цитату (В. И. Ленин, ПСС, т. 29, М., «Издательство политической литературы», 1967 г.) – я привожу ее в том виде, как есть у автора. Предвижу некоторый сарказм – мол, вытянула скелет на свет. Не торопитесь, давайте вчитаемся внимательно.
[Элементы диалектики]
- Объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе).
- Вся совокупность многоразличных (x) отношений этой вещи к другим.
- Развитие этой вещи (respective [соответственно] явления), ее собственное движение, ее собственная жизнь.
- Внутренне противоречивые тенденции (и # стороны) в этой вещи.
- Вещь (явление etc. ) как сумма # и единство противоположностей.
- Борьба respective развертывание этих противоположностей, противоречивых стремлений etc.
- Соединение анализа и синтеза, — разборка отдельных частей и совокупность, суммирование этих частей вместе.
- Отношения каждой вещи (явления etc.) не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь (явление, процесс etc.) связаны с каждой.
- Не только единство противоположностей, но переходы каждого определения, качества, черты, стороны, свойства в каждое другое [в свою противоположность?].
- Бесконечный процесс раскрытия новых сторон, отношений etc.
- Бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явлений, процессов и т. д. от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности.
- От сосуществования к каузальности и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей.
- Повторение в высшей стадии известных черт, свойств etc. низшей и
- Возврат якобы к старому (отрицание отрицания)
- Борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания.
- Переход количества в качество и vice versa. ((15 и 16 суть примеры 9-го)).
«А разве аналитик думает не так? – спорят со мной некоторые предприниматели и менеджеры. – Он также дробит вещи на части, а потом складывает их в целое, чтобы понять, как они устроены. Анализ, синтез».
Нет.
Логика аналитического ума построена на законах непротиворечия:
«Нечто есть или А или не А, третьего нет»
Для него причина и следствие разделимы, второе всегда идет за первым, субъективный взгляд считается предвзятым. Это основа рационального осмысления реальности. Иначе этому уму грозит когнитивный диссонанс. Он просто не может быть иррациональным (по понятиям).
И потом, аналитическое мышление все-таки про «разобрать», если следовать строгим дефинициям. «Разбирать и складывать» – это, как выразил типичное понимание системного мышления Герман Греф в интервью ТАСС:
«Этот процесс включает в себя анализ и синтез. Условно говоря, людей можно разделить на аналитиков — тех, кто может до деталей разобрать любую ситуацию, и тех, кто способен вовремя синтезировать полученные данные и посмотреть на ситуацию с высоты птичьего полета».
По логике получается, уж если кого и любить компаниям – так системщика. Но опять появляется но.
Что не так с системщиком
Почему диалектическое мышление шире и глубже системного?
Остановлюсь только на двух важных выводах, предоставив читателям самим поразмышлять над другими. У меня не было задачи в этой статье поставить все точки над i.
Во-первых, системщик – тоже существо рациональное. Тот же Греф в своем описании «человека будущего» и идеального сотрудника, очень хорошо это чувствует и разделяет:
Первое – это человек, который обладает высокой степенью креативности. Второе – у этого человека хорошо развито системное мышление.
Ведь творчество и креативность процветают на непоследовательности. На борьбе противоположностей. На оппортунизме. На смелости идти против течения. На умении видеть разрозненные и соединять в одном порой несовместимые вещи. На озарениях, иногда иррациональных и необъяснимых.
Во-вторых, даже если системщик и видит части, целое и отношения между ними (что, собственно говоря, главное в системном мышлении), реальность можно постичь только в контексте. Не существует проблем, решений и стратегий, независящих от контекста.
А контекст всегда:
- изменчив – все течет, все меняется;
- ситуативен – одна и та же вещь в одной ситуации и для одних выступает как причина, а в другой и для других является следствием;
- контринтуитивен и человечен – определяется внутренним культурным кодом с его ценностями, нормами, практиками, стереотипами, традициями и образом мыслей.
Контекст есть суть диалектики. И только диалектик с его складом ума – сначала видеть фон, а потом фокусироваться на объектах – способен учитывать этот контекст.
Всего лишь один маленький пример из множества для иллюстрации.
Фонс Тромпенаарс попросил разных национальных операторов расставить приоритеты по пяти универсальным критериям для базовой оценки менеджмента, генерируемых головным офисом Shell.
- Геликоптер (способность одним взглядом с высоты оценить положение).
- Сила анализа.
- Воображение.
- Чувство реального.
- Эффективность лидерства.
Посмотрите, какая получилась картина:
- Нидерланды – 4, 2, 1, 5, 3
- Франция – 3, 2, 5, 1, 4
- Германия – 5, 2, 4, 3, 1
- Британия – 1, 3, 4, 2, 5
То, чему опрашиваемые менеджеры уделили главное внимание, свидетельствует о том, что за любым аналитическим подходом стоят приоритетные базовые ценностные ориентации.
Закончить статью хочу словами Эйнштейна: «Ни одно из своих открытий я не сделал с помощью рационального мышления».
И обещанный ответ на задачку. Редко кто сразу же дает правильный ответ. Многие замечают только две ошибки: слово «ашибка», и согласование «сумеешь, найдите». Чтобы увидеть третью, нужно выйти в другое измерение. Как говорят англичане, when you are in the jar, it’s hard to see the label (дословно: когда ты сидишь в банке, трудно увидеть этикетку). Итак, третья ошибка – в этом предложении их две, а не три, как оно утверждает.
Читайте также:
Немного не понятно. Существует аристотелевская логика. Есть системное мышление это когда есть части целого, а целое включено в что то большее и важно определить связи между частями целого и надцелым. Есть диалектика Гегеля, есть триалектика Платона, есть вероятностная логика позволяющая работать с рисками и тд. Это логические модели.
Есть эмоциональные модели мышления когда люди принимают решения на основе эмоций и чувств, они тоже сложные и глубокие бывают.
Есть модели мышления обывательские-шкурные. Это когда человек все рассматривает через призму понятного материального профита.
Как можно системное с гегелевской логикой противопоставлять? Гегелевская отлично встраивается в системное. Например Альтшулер отлично запихал Гегеля для анализа технических систем. Собственно триз это и есть поиск и работа с противоречиями в системе по алгоритму ариз.
А не мог ли преподаватель быть прав?
Если еще вспомнить, что всего типов мышления пять, а в чистом виде они почти не встречаются, т.е. каждому человеку присваивается двугорбый (реже трехгорбый) профиль, то вообще не очень понятно о чем речь.
Вот точно эта статья не для чтения на смартфоне... Позже прокомментирую...
Ирина, статья глубокая, на мой взгляд. Верно ли я Вас понял, что уж если ты диалектик, то никогда не станешь аналитиком? И наоборот.
На мой взгляд, высшее образование, любое образование и жизненный опыт раздвигают границы, смещают фокусы и в каких-то случаях (кейсах - устар.) человек способен применять аналитическое мышление, в каких-то системное (техника), а, когда надо, то и диалектику.
Я ожидала этот вопрос) И почему-то именно от вас, Алексей) Даже мысль вчера промелькнула – может удалить это воспоминание из статьи) Конечно, на тот момент преподаватель был прав. Но живые открытые системы , вы же знаете, имеют свойство развиваться)
На свете много чего есть, но я в этой статье про другое. Не про теории. Про различия между мыслительными процессами представителей̆ западной̆ и восточно-азиатской̆ культур. Чтобы понять поведение объекта, первые опираются на правила формальной логики, отделяют объект от контекста, фокусируют внимание на свойствах (атрибутах) объекта. А для вторых важно поле, взаимоотношения между объектами и событиям и зависимость от контекста. А у Ленина все это включено в одно, если внимательно посмотреть на элементы.
Дискуссия Анатолия Курочкина про авралы навела меня на мысль написать эту статью. И еще один коммент Сергея Среднего).
Благодарю Вас!
А какие 5 вы имеете в виду?
Да, вы, Анатолий, вдохновитель этой статьи. Это вам спасибо большое! Лень моя куда-то делась)
Нет, не совсем верно. Люди обладают обоими стилями мышления, но предпочитают привычый. Были исследования, что китайцы вполне легко овладевают этим стилем. Американцам трудней дааеттся холистический, так он еще называается. В 80-х NASA очень этим вопросом озаботилась по поводу своих иженеров. Такая кампания началась в Америке, разрабаттывались курсы и проч. Кстати, в основе всего японского менеджментаа и культуры лежит контекст.
Ирина, Вы плохо учили диамат. Возможно Ваш преподаватель был в чем-то прав.
В Ваших 16 пунктах присутствует смесь диалектики и материализма, а это разные вещи.
Материализм противопоставляется идеализму, а диалектика статичной концепции, не помню как это называется.
Так что Вы описали диалектический материализм, а не диалектику как таковую.
Кстати, напомню 3 источника и 3 составные части марксизма.
3 источника:
- немецкая классическая философия;
- английская политэкономия;
- французский утопический социализм.
Так вот немецкая классическая философия - это философия Гегеля, которая была основана на диалектике и идеализме.
3 составные части:
- диалектический материализм;
- политэкономия;
- научный коммунизм.
Ещё раз прочитал статью на компе и теперь могу увидеть, что меня коробило при чтении статьи на смартфоне:
1. Утверждение о признанных свойствах аналитического ума, но без упоминания о том, что "аналитическое мышление позволяет принимать на основе анализа решения"
2. Мой вопрос: «Почему люди с аналитическим стилем мышления плохо реагируют на отрицательную обратную связь и критику?» - а это всегда так?
Здравый аналитик, как мне видится, способен отделить и в критике "зёрна от плевел" и со временем оценить утверждения тех критиков, которые оказались правыми...
3. Чем диалектик отличается от аналитика - подаётся как АКСИОМА о том, что аналитику не дано использовать даже элементы диалектики... ИМХО, не согласен с этим....
4. ...как выразил типичное понимание системного мышления Герман Греф ... Это столп философского здравомыслия?
5. Закончить статью хочу словами Эйнштейна: «Ни одно из своих открытий я не сделал с помощью рационального мышления» - но сначала он осознал, что некоторые из явлений невозможно просчитать и объяснить с помощью уже известных теорий и закономерностей...
У меня лично другое отношение к АНАЛИТИКУ - я считаю таковым индивида, который может увидеть в процессе/процессах закономерность, оценить возможность для подсчёта результатов процесса/процессов и на основе этого - составить реалистичный ПРОГНОЗ! И вот если его прогнозы сбываются - тогда его ценят... или ненавидят, как повезёт!
По задачке с ошибками: нашёл ошибки, но после этого не стал подсчитывать их количество... не увидел в этом необходимости!
В целом по статье - не смог понять, что побудило обратиться к этой нетривиальной теме...
Жду комментариев Сергея Среднего, неужели не откликнется?