Согласно данным исследования, опубликованным в HBR, только 35% корпоративных проектов оказываются успешными. При этом для крупных, к каким относятся архитектурные проекты, риск выйти из бюджета и сроков в два раза выше. За 17 лет работы в области проектирования и дизайна коммерческой недвижимости я участвовала в проектах самого разного масштаба. В этой статье делюсь опытом о том, на что действительно важно обращать внимание при выборе исполнителей для архитектурного проекта.
Шаг 1. Определить и четко описать цель
Любое пространство – полноценный проект, у которого есть задачи и ожидаемые результаты. Их важно сформулировать конкретно уже на старте, так как они позволят определить набор требований для будущего подрядчика.
Пример цели: офис может быть нужен для быстрого размещения увеличенного штата сотрудников, или для улучшения показателей их лояльности. В случае с отелем задача повышения его прибыльности может решаться, например, за счет создания «вау-эффекта» в общих зонах. При этом их площадь часто составляет всего пару процентов от всей территории и не потребует больших вложений.
Каждая из таких задач требует своего подхода и конкретных компетенций от исполнителя.
Шаг 2. Найти исполнителей с реальным опытом
На рынке огромное количество исполнителей, и разобраться, кто есть кто, заказчику непросто, ведь эстетичное портфолио не исчерпывающий критерий. Оно показывает стиль, но не дает полного представления о том, как команда решала реальные задачи. Риск получить «красивое», но нефункционирующее пространство уменьшают наличие законченных проектов, номинации и победы в премиях. Проверяйте работы и отзывы у заказчиков.
Инженерная составляющая и соответствие нормам критически важны – они определяют многие решения. Например, в медицинских объектах нужно предусмотреть возможность быстрой дезинфекции помещений и выбрать материалы, пригодные для постоянной обработки.
Шаг 3. Проверить, что команда умеет работать в бюджет
Исполнителю важно уметь работать с разными бюджетами — как крупными, так и скромными. Предлагая материалы, он должен знать, где их можно достать и по какой цене, как их поставляют, а в нынешних реалиях поставляют ли вообще.
Детальное представление о проекте на старте — положительный сигнал для заказчика. Это говорит о том, что специалисты знают, как работает ценообразование, и имеют постоянную связь с подрядчиками и поставщиками. В противном случае они упустят выгоду, сделав проект дороже там, где этого можно было легко избежать.
Шаг 4. Оценить амбиции
Репутация и опыт – основа. А что если вам нужен нестандартный и сложный проект, требующий большого количества разных технологических решений? Понадобятся дополнительные критерии. Часто масштабные уникальные проекты в дизайне и архитектуре создавались людьми, которые прежде не занимались похожими объектами. Зато у них были амбиции, видение и умение создавать новое.
Так, в 2010 году бюро Нормана Фостера впервые спроектировало больницу. Английская сеть частных клиник Circle пригласила их в проект в городе Бат. Компании был важен радикально новый подход к планированию нового филиала, который и обеспечила команда Фостера. С тех пор бюро реализовало не один медицинский проект по всему миру.
Множество качественно выполненных проектов: в разные сроки, на разных локациях, с разными задачами и масштабами – покажет вам, насколько команда готова к экспериментам и умеет ли их воплощать.
Шаг 5. Познакомиться с исполнителями лично
Менять команду в процессе — дорого и неэффективно. Не пренебрегайте возможностью познакомиться со специалистами лично. Выбирать исполнителя только по предыдущим заслугам рискованно: проекты создаются конкретными людьми, при этом состав команд на рынке меняется, а выращивать новые таланты умеют далеко не все. Хотя именно это – основа стабильного качественного результата.
Возьмите на вооружение методики эйчаров и проведите «собеседование» с потенциальным исполнителем. Ответы на эти вопросы дадут вам более полное представление о том, с кем вы имеете дело:
- Кто их ключевые заказчики?
- Умеют ли работать со сложной внутренней структурой заказчика? Хороший пример, подтверждающий этот навык – наличие выполненных в срок проектов для госкомпаний.
- Есть ли внутренняя система обучения сотрудников?
- Есть ли в портфолио каждого члена команды крупные объекты?
- Могут ли предоставить персонального главного инженера и главного архитектора для проекта на весь период выполнения работ?
- Проектируют ли BIM-модель в программе REVIT? Это 3D-модель здания, упрощающая его эксплуатацию. Для сложных объектов ее наличие в проекте обязательно.
- Взаимодействуют ли с внешними структурами: с управляющей компанией, муниципальными организациями и другими?
- Имеют проверенных подрядчиков или выполняют работу только своей командой? Любой крупный проект – совместная работа множества узкоквалифицированных профессионалов, а не одного специалиста широкого профиля.
- Как устроено взаимодействие с поставщиками? Ответ покажет, опирается ли проектировщик на какую-то базу, и умеет ли работать в бюджет.
- Как решают проблемы в проектировании, учитывая текущую ситуацию с поставками?
- Какие дополнительные услуги могут предложить? Ответ покажет широту возможностей проектировщика и понимание потребностей проекта.
- Готовы ли провести экскурсию по реализованным объектам, и предоставить рекомендательные письма?
Шаг 6. Привлечь партнера к работе как можно раньше
Теперь, чем быстрее вы подключите команду к работе над проектом – тем более проработанным и отвечающим вашим целям получится проект. Проектировщик поможет учесть все необходимые технические аспекты, включая выбор местности.
Основополагающие задачи проекта – самые первые: создать стратегию, просчитать бюджет, оценить риски, построить грамотную дорожную карту. Есть хорошо известные примеры, когда ошибки в основании проекта привели к проблемам при его реализации. Один из них – Сиднейский оперный театр. Известно, что изначальный бюджет уникального проекта был рассчитан без привлечения профессионалов. А из-за отсутствия четкого плана в процесс проектирования постоянно вмешивался заказчик – власти. В результате театр был построен на 10 лет позже запланированного срока и в 14 раз превысил первоначальную смету.
Правильная команда должна быть рядом с самого начала работы. Это позволит выстроить эффективную коммуникацию внутри проекта и избежать ошибок. Выбирайте исполнителей тщательно, чтобы претворять планы в жизнь, а не заниматься кризисным менеджментом.
Читайте также:
Не совсем понятно почему слово архитектура используется в статье где речь идет о дизайне помещений. Архитектура это вписывание зданий и сооружений в окружающий природный и городской ландшафт. В рамках архитектуры рассматривается целевое назначение зданий и сооружений и общие объемно-планировочные и фасадные решения.
Важно не путать понятия цели и задачи. Это портал менеджеров, а у них цель и задача главный рабочий инструмент. Разделить помещение прегородками это задача - отвечает на вопрос "что конкретно сделать?". Цель отвечает на вопрос - "куда надо попасть?". Пример цели: "обеспечить плотность сотрудников до 1 шт на 1 м2". Смысл - отвечает на вопрос - "зачем это нужно?"
Просто называть дизайн архитектурой при декларации 17 летнего опыта работы в отрасли не комильфово. Хотя у меня был знакомый занимался росписью плитки - называл себя архитектором. Это воспринимается как человек заправляющий самолет называл себя летчиком, на основании что он рядом и вообще с летчиком знаком.