Как сменить профессию и прокачать пять навыков за три месяца?

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. Но были моменты, когда четко понимала: пойду до конца. Этот рассказ – не история успеха, а пример того, на что способен человек, которому «очень надо».

Начну с предыстории. По образованию я психолог.

Для справки: работа психолога в госучреждении имеет свою специфику. Часто приходится работать с немотивированной аудиторией, другими словами, причинять людям добро. После четырех лет усердного труда я выгорела и стала думать над тем, куда уйти. На помощь в выборе нового направления мне пришла старая как мир схема «Хочу / Могу / Надо».

Итак, «Хочу». Несмотря на то, что я интроверт, больше всего в жизни мне нравится общаться с людьми. Другой человек для меня как целая Вселенная. Хлебом не корми, дай только поговорить с интересным собеседником.

«Могу» – это навыки: то, что я умею и могу делать. Я могу писать. Писала с детства, но никогда не придавала этому особого значения. Да и максимум успехов заключался в хороших оценках за школьные сочинения. Позже по работе тоже приходилось писать статьи, но особого энтузиазма этого не вызывало. Скорее воспринимала это как данность, которую нужно выполнять. Все.

Итак, я люблю общаться и могу писать. Из этих двух пунктов логически вытекла профессия журналиста. «Ок, – сказала я себе, – вызов принят».

В канун Нового года я отправила резюме в районную газету. Им нужен был корреспондент на период больничного основного сотрудника. Ни по опыту, ни по стажу я мягко скажем не подходила. Но все же решила попробовать.

Через несколько дней меня пригласили на собеседование, а затем на стажировку. Еще через пару дней я сидела в редакции газеты и писала первый материал. В общем, меня взяли. Весь процесс занял чуть меньше недели, как я и хотела.

Так я стала корреспондентом в районной газете. Первое время было очень тяжело: не хватало навыков и знаний. Я буквально слышала, как скрипит мозг в попытках переключиться на новую деятельность. Уже первый материал был на 12 тыс. знаков, плюс первая полоса. Пока его писала, думала, что умру. Но ничего, справилась. Первые полтора месяца из трех прошли в режиме «Работаю / Ем / Сплю», потом стало немного полегче.

Про ЭГО

Отсутствие необходимых навыков было полдела. Куда более серьезный и масштабный процесс развернулся внутри меня: это была психологическая ломка.

Поясню: когда работаешь психологом, то находишься в роли эксперта. Ты знаешь, как надо. Ты даешь людям рекомендации. Клиенты платят деньги за то, чтобы поговорить с тобой. И конечно же за столько лет я привыкла к этой роли.

Не зря говорят, что сложнее всего обучать учителей – они ведь сами знают, как правильно. А здесь мое личное мнение никого не интересовало. Вообще от слова «совсем». Я больше не специалист, к которому люди сами приходят за помощью, я прислуга. Ни в коей мере не принижаю или обесцениваю работу журналистов. Я говорю именно о психологической стороне вопроса.

Первое время, когда руководитель говорил что-то сделать, внутри сразу возникало сопротивление и желание сделать по-своему. К счастью, я быстро поняла, что с таким подходом далеко не уеду. Поэтому просто стала выполнять распоряжения и прислушиваться к советам.

Профессия журналиста очень сильно помогла стать более открытой и восприимчивой, открытой к новым знаниям, мнению других людей, а также уменьшить свое раздутое ЭГО.

Про поездки

Я люблю разнообразие в работе. А еще нравится, когда нужно постоянно двигаться. В течение полутора месяцев три раза в неделю у нас были выезды. За это время мы посетили 18 сельсоветов нашего района.

В составе рабочей группы мы посещали детские сады, школы, ФАПы, дома культуры. Моя задача была простой – освещать эти поездки.

Довелось побывать и на паре предприятий. Конечно очень интересно наблюдать за тем, как проходит производственный процесс. Правда есть один минус – обычно там очень шумно и диктофон оказывается практически бесполезен. Максимум из возможного – делать заметки в телефоне.

Забавные случаи

В рамках одного из выездов мы посещали военную часть. Находилась она в лесу и со всех сторон была огорожена забором. К части вела одна-единственная проселочная дорога. Когда визит был завершен и нужно было двигаться дальше, выяснилось, что на подъезде к части застряла фура с углем, и перегородила проезд. Другой дороги не было. Напомню, что дело происходило зимой. В итоге экскаватором нам прокопали «окольный путь». Спецоперация по освобождению заняла сорок минут, а так, кто знает, может до весны пришлось бы ждать, пока снег не растает.

Однажды на выходных я подготовила материал, а в понедельник утром, когда собиралась на работу, не смогла найти флешку, на которой он был сохранен. Пришлось писать все с нуля. В итоге за один день я написала статью, на которую раньше уходило два. Дедлайны мотивируют.

А еще как-то раз не сохранила важный документ и двухдневную работу пришлось делать с начала. С тех пор постоянно все сохраняю и делаю новую копию документа каждый раз, когда вношу какие-то серьезные изменения. Раньше при редактировании могла удалить кусок текста, не думая о том, что он может еще понадобиться.

Про страх перед статусными людьми

Однажды мне нужно было взять интервью у главы района. Это человек, который находится примерно на том же уровне власти, что мэр или губернатор. Хоть за время работы я уже там примелькалась, и мы знали друг друга в лицо, но все равно было страшно. Наверное, это был какой-то инстинктивный страх перед более статусным человеком. К счастью, все прошло хорошо, и мы уложились в отведенные 10 минут интервью.

Однажды мне дали делать коммерческий материал. Заказчики – очень серьезные люди. Я жутко волновалась перед встречей. Плюс навыков ведения переговоров у меня мягко скажем не было. Благо, помогли психологические знания, которые позволили не растеряться и уверенно вести диалог.

Жизнь – лучший учитель

К своему стыду я не очень много училась после института. Видимо жизнь подготовила для меня другой путь: получать знания и навыки сразу в реальных условиях. В такой ситуации учишься гораздо быстрее и эффективнее.

Хотя ошибки в работе конечно были. Какие-то по незнанию принципов журналистики, какие-то где-то по незнанию сферы политики. К счастью, все оказалось поправимо.

1. Тайм-менеджмент

Работа научила меня эффективно использовать каждую свободную минуту. Организовывать так, чтобы не было «пустого времени». Например, время в дороге я использовала, чтобы писать материал, есть или спать. Кстати последние два пункта крайне важны для личной эффективности.

Поняла, что значит писать на коленке: то есть в любой ситуации, когда есть возможность. Научилась даже писать на ходу в машине, при этом делать так, чтобы не укачивало.

Не могу похвастаться тем, что я все успевала. Первое время часто приходилось вставать в 5 утра, чтобы успеть подготовить материал. Но цель была очень значима, поэтому такие моменты нисколько не смущали.

Научилась приходить вовремя: когда поездка назначена на определенное время и тебя ждать не будут, то иных вариантов просто нет.

2. Стрессоустойчивость

Сейчас я стала намного легче и проще относиться к различным жизненным ситуациям. Даже в сложных условиях или в ситуации большой нагрузки я не паникую, а спокойно делаю то, что требуется.

Поэтому мой совет: если хотите стать стрессоустойчивым человеком, идите работать корреспондентом. Или спасателем. Или пожарным. На крайний случай диспетчером на скорую.

Еще научилась работать в режиме многозадачности: когда нужно было одновременно держать диктофон, делать заметки и фотографировать.

3. Финалить дела

Один из важнейших навыков, которого мне сильно не хватало, начиная со школы – умение доводить начатое до конца. Работая корреспондентом, я научилась не только заканчивать дела, но и делать это почти всегда в срок. Если раньше я сама планировала рабочий график, расписание, то теперь были жесткие сроки, в которые по-любому нужно было укладываться.

Когда работаешь в еженедельном издании у тебя просто нет шансов что-то не успеть или не сдать вовремя: газета ведь не может не выйти из-за тебя. Бывало ли такое, что я сдавала материал в последний момент? Конечно, кто не без греха.

Но, как оказалось, бывает и хуже. Знакомая девочка, профессиональный журналист рассказывала, что работала в издании, где материалы нужно было сдавать день в день. Поначалу ей тоже было очень «весело»: «Приходилось засиживаться допоздна, чтобы успеть все доделать. Более опытные коллеги смеялись надо мной и шли домой, намного раньше закончив свои дела».

4. Держать фокус

У меня всегда были проблемы с удерживанием внимания. В процессе работы корреспондентом я научилась и этому. Плюс очень помогало заранее составленное расписание и запланированные перерывы.

К тому же работа научила меня последовательности и методичности: при большом количестве дел я не бегаю в панике и не хватаюсь за все подряд, а последовательно и методично перехожу от одного дела к другому, начиная с главного.

5. Навык делания

Сейчас я стала меньше времени уделять тому, чтобы «витать в облаках» и больше делать. Да, может быть неидеально. Но хоть какой-то результат лучше, чем ноль. Девиз перфекционистов «Лучше идеально, но никогда, чем никогда, чем плохо, но сегодня» я сменила на «Сделай хоть как-нибудь». Угадайте, какая из этих двух стратегий оказалась более эффективной?

Про людей

В рамках работы мне довелось познакомиться и пообщаться с множеством разных интересных людей. Например, как-то брала интервью у ветерана афганской войны. Узнала, каково это: в 19 лет каждый день быть на волоске от смерти. А еще однажды беседовала с девушкой, которая в одиночку воспитывает двоих дочерей и платит ипотеку. Плюс у одной из дочерей серьезные проблемы со здоровьем.

Когда еще в жизни я бы познакомилась с этими людьми?

Про восприятие мира

Любая профессия накладывает на личность определенный отпечаток. Это называется профессиональная деформация.

Если вы врач, то в общении с другим человеком можете машинально обратить внимание на цвет зрачков вашего собеседника. Если вы стилист, то будете обращать внимание на то, как одеты люди. Когда вы журналист, то любого человека невольно начинаете воспринимать как потенциальный источник информации.

Ни один здравомыслящий журналист не пройдет мимо интересного материала. Мы с редактором однажды даже пошутили, что из каждого человека можно вытянуть информации минимум на один материал.

Про ангелов-хранителей

Вспоминая однажды самые сложные, но при этом самые интересные периоды своей жизни, я поняла, что рядом со мной всегда был человек, который поддерживал. Ангел-хранитель. В разные периоды это были разные люди.

Во время работы корреспондентом таких ангела было сразу два: мой редактор и мама моей подруги, профессиональный журналист, которая иногда помогала с текстами.

Два этих человека оказали мне не только профессиональную поддержку, но и психологическую. Очень благодарна им за помощь и присутствие в моей жизни. Каждому, кто сейчас читает этот текст, желаю иметь таких людей.

Про самооценку

Оглядываясь назад без стеснения могу сказать, что горжусь собой. Я прошла квест и освоила новую профессию за три месяца. Моя самооценка и уверенность в себе сильно выросли за это время.

Когда было очень сложно

Иногда я чувствовала себя марафонцем, который бежит свой последний километр: кажется, что сил уже нет, но добраться до финиша нужно любой ценой. Ведь если сойдешь с дистанции, то все предыдущие усилия окажутся зря.

Заключение

Это был уникальный жизненный и профессиональный опыт. Я бы ни на что его не променяла. Мне дали шанс, и я им воспользовалась.

Сейчас я снова вернулась в психологию, но продолжаю писать. Поняла, что статьи – это еще один инструмент, через который я могу помочь людям.

Жизнь интересная и разнообразная, когда мы позволяем этому быть.

Мечтаю о том, чтобы брать интервью у разных интересных людей, которые добились успеха или преодолели серьезные сложности. Тем самым мне хочется вдохновлять и мотивировать других. Показывать, что все возможно, и все барьеры лишь у нас в голове.

Надеюсь, на примере своей историей мне удалось показать, что попробовать себя в новой профессии не так уж сложно. Главное – иметь правильный настрой и не останавливаться перед трудностями.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Сам подход к смене профессии интересный. Но менять профессию психолога на работу журналиста в местной газете - это как-то не комильфо, на мой взгляд. Например, Михаил Лабковский берет 90 тыс. руб. за одну психологическую консультацию. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Материал интересный, но хочу заметить, что описанная Вами работа журналиста это нижний этаж профессии, и дело тут не в том, что газета районная, а в том, что Вы работали в рамках чужой повестки дня, а не создавали свою.

Аналитик, Москва

Очень откровенный и смелый рассказ! 
Мне всегда очень симпатичны пытающиеся люди! Под лежачий камень портвейн не течёт )))

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

может стоило податься в науку, интраверт, любите писать. С бэкграундом психолога можно делать интересные исследования в сфере менеджемента, политологии, государственного управления. 

Консультант, Украина

Заголовок-то обрывочный!

Зачем менять себе профессию? Цель?

 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Андрей Роговский пишет:
Заголовок-то обрывочный! Зачем менять себе профессию? Цель?

Человек творческий, ищет самореализацию. Если бы рассматривала вопрос, где можно заработать, пошла бы в HR.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.