По данным крупнейшего в России производителя онлайн-касс и оператора фискальных данных, не менее 20% малого и среднего бизнеса не смогли вернуться к работе после того, как начали снимать коронавирусные ограничения «первой волны». В разных сферах бизнеса этот процент естественно отличается и по некоторым пандемия ударила очень сильно, другие сферы пострадали меньше. Поскольку я мама не только 2 детей, но и 6 бизнесов, все эти удары, разной степени тяжести, я ощутила на всех своих направлениях.
В то же время, различные сферы деятельности давно уже стали для меня «подушкой безопасности». Если в одной случается кризис или форс-мажор, то в других, как правило, ситуация лучше, что позволяет «вытянуть» отстающие позиции за счет более в данный момент стабильных. Однако с началом ограничений «первой волны» пандемии, настали по-настоящему непростые времена для всех бизнесов. И, если для моей сети салонов красоты, обычно кризисы были не страшны, ведь люди хотят хорошо выглядеть всегда, то в этот раз мы были признаны одной из сфер наиболее пострадавших от пандемии. Новые ограничения продолжали появляться, некоторые старые отменялись, и в какой-то момент сложно стало разобраться, что уже можно, а что до сих пор запрещено. Даже при наличии у салона медицинской лицензии, никто не отменял распоряжение столичных властей о социальном дистанцировании в 1,5 метра.
В другом бизнесе, перспективном IT-стартапе – корпоративный мессенджер, несмотря на «локдаун», все должно было быть неплохо, ведь мы изначально работали в онлайн. Но этот проект в разработке и пока не приносит прибыли, а наоборот требует финансирования. Сработают ли привычные «подушки безопасности» сейчас, когда вирус ударил сразу по всем сферам?
Программисты шутят: сегодня антивирусные решения нужны как никогда, но не для виртуальной среды, а для реального мира. Однако, несмотря на репутацию «русских хакеров», новейший коронавирус им оказался неподвластен. В этот раз спасти мир может, пожалуй, только супергерой. И именно меня айтишники вдруг увидели в супергеройском образе, похожей на персонажа некой компьютерной игры, в которой я спасаю планету. Шутки-шутками, однако нужно что-то решать. И иногда решение приходит не из напряженного обдумывания. Иногда нужно «отпустить ситуацию», чтобы подсознание дало подсказку. Важно лишь ее услышать.
Вечером в одном из своих салонов рассказала как «юморили» с айтишниками. Мастера «супергеройскую» идею подхватили, предложили доработать образ. Все знают, что я дружу с пинап художником из Лос-Анджелеса. Посыпались сюжеты комиксов и пинап-постеров.
Вдруг подсознание голосом администратора выдает: «А ведь и правда – сейчас самый пик актуальности на дезинфекцию. Не только на маски и перчатки, но и на обработку помещений. Чем не бизнес?».
Заглянула в вордстат, стало понятно – ниша узкая, конкуренция невысокая. Раньше дезинфекция помещений была нужна в основном для кафе и ресторанов, теперь спрос существенно вырос. Сейчас все стали думать не только о собственном безопасном пространстве, стало актуально создавать его для сотрудников или гостей – всех, кто посещает места скопления людей.
Начиная со следующего дня занялась подробным изучением вопроса. Поскольку мы решили начать борьбу с коронавирусом в помещениях, необходим был соответствующий ОКВЭД и сертифицированный специалист. Сотрудник одного из моих бизнесов, простаивающий из-за карантина, был направлен на обучение и получил диплом. За это время закупили расходные материалы. Также нужно было приобрести два генератора холодного и один генератор горячего тумана.
Однако супергероям всегда мешают «силы зла». В этот раз они проявились в лице мошенников. Оказалось, что купить генератор холодного тумана не так-то просто – их на тот момент нигде не было в наличии. Нашли только одну компанию, условием покупки была оплата на счет. Перечислили порядка 50 тысяч рублей. После этого по указанному телефону представители продавца начали «генерировать туман», давая какие-то «туманные» обещания, а потом полностью «ушли в туман» – перестали брать трубку. В результате только через месяц удалось купить нужный генератор в другом месте.
После первых трудностей, получили и добрый знак – самым первым клиентом стала компания «Гознак», с которой работаем до сих пор. Затем стали поступать запросы от образовательных учреждений, транспортных компаний и таксопарков.
Стало поступать много запросов из организаций, в которых кто-то заболел. Часто работали ночью, пока в помещениях никого не было. Начав борьбу с COVID-19, несмотря на то, что недостатка в заказах не было, сразу решили развиваться и расширяться. Ведь именно это направление, несмотря на кризис, оказалось востребованным как никогда. Новым специалистам пришлось пройти не меньше 520 часов обучения. И теперь даже старая добрая моль не может чувствовать себя в безопасности, не говоря уже о грызунах, клещах, тараканах, муравьях и клопах. Ни одна блоха мимо нас не проскочит, а жук-короед хорошо подумает, прежде чем вредить деревьям. Плесень и грибок также исчезают без следа в клубах аэрозольного пара. Супергерои беспощадны к любой заразе на любых поверхностях, но сами поверхности остаются неповрежденными. Помимо борьбы с коронавирусом, все эти направления оказались достаточно актуальными, за счет чего о простоях в работе мы практически забыли.
Таким образом новый бизнес быстро показал прибыль. Так я неожиданно запустила новый проект в самый разгар пандемии и ограничений, когда все вокруг закрывались. Теперь, когда говорят: «шутка-ли – новый бизнес начать», улыбаюсь в ответ, ведь этот родился как раз из шутки.
Мораль истории такова: нынешний кризис не первый и не последний.
Бизнес-модель: не «складывать в одну корзину», не замыкаться в одной сфере, лично для меня в очередной раз доказала свою жизнеспособность. И как страховка от форс-мажоров и как уже сложившаяся привычка развиваться в разных направлениях, запускать новые проекты. Это дает умение быстро перестраиваться и легко выходить из «зоны комфорта». Сегодня актуальность в бизнесе постоянно и быстро меняется. Поэтому продолжайте искать новые бизнес-модели. Ведь стабильность в сегодняшнем мире – иллюзия. А способность перестраиваться, действовать вне сложившейся, привычной зоны комфорта – ключевой навык предпринимателя.
Читайте также:
Статья понравилась (+1).
Правда доказывает совсем другое - сложить все в разные корзины не помогло. И шутка ни при чем. Просто люди крутились, искали решение, анализировали новые потребности. Нашли. А помогло долговременное конкурентное преимущество этой компании - не унывать и быстро действовать, начиная от поиска новых потребностей, после чего предлагать для их удовлетворения новые продукты фирмы.
Желательно еще при этом действовать умело и осознанно. Опять-же, вопрос интересов и выгод сторон.