23 марта 2017 года, в 15.04, в блоге «Яндекса» для веб-мастеров появилось сообщение о том, что текст, «который издревле используется на Руси для SEO», отныне теряет свою актуальность и больше не должен быть переоптимизированным под поисковые запросы. Новый алгоритм, выявляющий такие страницы и наказывающий за них сайты, получил название «Баден-Баден».
Следующим шагом в августе 2017 года стал алгоритм «Королев», обеспечивающий выдачу не по ключевым словам, а по смыслу документа – логическое продолжение алгоритма «Палех», но с использованием нейросети. Такое построение индекса влияет на качество поиска, делая его «живым». «Яндекс» обучает искусственный интеллект, поэтому по сути «Королев» уже собака, а «Палех» еще робот.
Чтобы на более простом языке объяснить, что лежит в основе новой версии поиска вычислительной системы суперкомпьютера «Сергей Королев», поговорим о «кинологах», дрессировке «собак» и копирайтерах.
Копирайтеры как создатели текстов ассоциируются с писателями, которые тупо не разбираются в том, о чем рассуждают. Якобы это авторы, которые не публиковали в своей жизни хороших статей, и зарабатывают скромно своими тысячами знаков. В чем смысл и полезность создания продающих статей? Выражать свои мысли грамотно и кратко, с чувством, но без лишних рассуждений, затеняющих основные «ключи» текста. Вот тогда «Яндекс» быстро будет находить стопроцентно уникальные тексты, а потом их будут воровать – особенно, если в них действительно есть что-то новое. И постепенно уникальность будет падать. Если авторство хочется сохранить, лучше вовремя переработать идеи и добиться уникальности 100% заново.
Программисты утверждают, что «Баден-Баден» и «Королев» – это по сути взаимоисключающие параграфы. Нельзя подстроиться только под один из них, потому что это будет распознано и отфильтровано другим. «Собака-Яндекс» – новейший Цербер в мире! Он трудится и во имя разрушения, и во имя созидания истинной новизны контента. Каждый раз, разоблачая тошнотный спам, инструмент расследования в поиске «Яндекса» создает свой райский оазис чистоты, чем-то напоминающий купальню Баден-Бадена.
Название этого небольшого немецкого городка неслучайно появилось в имени алгоритма, несущего идею очищения интернета от назойливой рекламы. «О...это действительно райский уголок...» – так о нем писал поэт Василий Жуковский. Современники Пушкина бежали в Баден-Баден от беспощадного петербургского ветра и сырого климата. Слава этого бальнеологического курорта поэтично воспета в русской литературе. Кто только не побывал там! Среди самых известных купальщиц была сама английская королева Виктория. В XIX веке город был летней столицей отдыха, куда ехали со всей Европы.
С этого алгоритма официально стартует эпоха LSI. Поисковик «Королев», с которым так тесно связан «Баден-Баден», признан принципиально новым подходом к технологии интернет-поиска.
Почему мне хочется поверить в живость ума твоих роботов, «Яндекс»? Потому что я знаю, люблю собак и вижу сходство. Конец плохому копирайтингу и халтуре! Есть в мировом интернете замечательный и очень породистый робот, с которым даже слепому не страшно бродить по просторам порой очень запутанной паутины в поиске нужной информации. Адская работа кипит на коммерческих сайтах. Это настолько важно, насколько конкретно. Интернет-магазинам надо «всего лишь» переписать все свои карточки товаров. Обидно, но и «честный» трафик из-за рьяной оптимизации резко упал именно по основным поисковым запросам. Коснулась пессимизация даже тех, кто годами платил за раскрутку немалые деньги.
Особенно трудно стало удерживать позиции в поисковой выдаче тем информационным сайтам, которые претендуют на способность к качественной экспертизе контента. Популярным порталам тоже нужно искать свежие пути, руководствуясь чуйкой следователей, а не литературным чутьем копирайтеров. Нужно интуитивно понимать, что показатель академической тошноты текста для «Баден-Бадена» не совсем точный показатель. У нового алгоритма собственное понимание того, что является «лишним» в конкретном контенте. Некоммерческие статьи «Яндекс» почти не наказывает! Здесь и надо копать...
Увлеклась я этой темой на корпоративном сайте ткачей, где мы создали свой островок технологического стриптиза. Главное было донести наши технические лайфхаки о ткачестве до глаз читающей публики. Ибо разного рода обнаженных откровений даже на тему производства и промышленности в мировом информационном пространстве все больше и больше. На рынке контента сменилась парадигма в отношении работы с «ключами», а в ближайшие три-четыре месяца грядут еще более резкие перемены.
Как же устроен королевский «Баден-Баден»? Он неподкупен и великодушен, как хорошо воспитанный поводырь. Он мягко реагирует на блогеров, но, как истинный Робин Гуд, отбирает деньги у богатых, чтобы отправить их на добрые дела. Великий Робин придумал, как строго избирательно и благородно отобрать деньги, тем он и знаменит.
Пессимизация сайта не всегда очевидна, но она ярко проявляется, когда резко падают позиции по основным поисковым запросам. Ресурс становится инвалидом, и его болезнь уже не вызывает сомнений. В таких случаях врачи говорят: «заболел остро». Чтобы за этим не последовало приговора «умер внезапно», надо водить больного новыми дорогами, предупреждая обо всех препятствиях и опасностях.
Дрессированный пес, который нежно привязан к своему хозяину, превыше всего на свете чтит и любит того, кто его воспитал. Кинолог для собаки – Богочеловек! Но трудно быть богом в чем-либо. Невозможно достичь этого уровня мастерства только упорной тренировкой. Великий дар делает дрессировщика способным на воспитание из животного друга, причем со строго заданными качествами характера и набором разнообразных навыков. Это вполне христианская задача – духовная и техническая. Поводырь отлично понимает разницу между хозяином и тренером, как алгоритм «Королев» знает разницу между наукой и продажей.
Для охотничьих собак есть профессиональный Псарь – с большой буквы. Воспитателем поводырей может быть и не профессионал. Любви к животным, терпения, трудолюбия и великого дара понимания без слов вполне достаточно, чтобы достичь фантастических результатов. В создании контента важны те же самые личные качества человека.
Собака не просто знает дорогу. Она анализирует путь в реальном времени и предупреждает хозяина о верхних препятствиях (ветках деревьев и проводах), нижних и боковых препятствиях (ямах, камнях, бордюрах, ступеньках и переходах), она не реагирует на кошек, петарды, других собак и лакомство в чужих руках. И это далеко не все навыки, которым необходимо обучить. В животном должно быть заложено стремление к развитию и совершенствованию на основе приобретения нового опыта. Если пес-поводырь умеет добывать знания о собственном хозяине, то кинолог, воспитавший такую собаку, достоин офицерского звания ФСБ.
Известно, что поводырей для эпилептиков дрессируют иначе, чем для слепых. Собака, как и искусственная нейронная сеть, обучается на конкретных примерах и знает, чем болеет хозяин. Она наблюдает за ним, старается предупредить о приступе или причинах, которые могут его провоцировать. Так и для решения SEO-кейса необходимы инстинктивный интеллект алгоритма «Королев», интеллект послушания «Баден-Бадена» и адаптивный интеллект всей этой упряжки.
Воспитать замечательного чемпиона SEO-породы, который был бы верен хозяину долгие годы, – задача администратора сайта. Даже в короткие сроки реально спасти сайт от справедливого гнева поисковиков, но только это можно сделать путем полного избавления от SEO-текстов. Обратный билет из «Баден-Бадена» зарабатывается упорным физическим трудом. И количество затраченного времени определяет расстояние, за которое получается уехать не покусанным.
Снятие фильтра «Баден-Баден» стало задачей, связанной с поиском идей. Это вовсе не злой фильтр, ненавидящий SEO-специалистов. Просто собака-робот для охраны пользователей. Вот что говорит команда поиска «Яндекса»: «Рекомендуем веб-мастерам перечитать страницы сайтов и отказаться от бессмысленных и беспощадных текстов, чтобы не было мучительно больно». Нам рекомендуется следующее: «Выберите несколько ключевых фраз, которыми можно охарактеризовать предоставляемые вами услуги. Чтобы страница ранжировалась высоко, она должна давать лучший в интернете ответ на вопрос пользователя».
Проанализировать, что и как именно спрашивают пользователи у «Яндекса», поможет сервис Wordstat. И пусть нашего имени не узнает читатель, и мы, копирайтеры, пишем за других. Теперь труд «интеллектуального дворника» в интернете будет достоин уважения.
Фото: pixabay.com
Уж простит меня автор "Конец плохому копирайтингу и халтуре!"
«Выберите несколько ключевых фраз, которыми можно охарактеризовать предоставляемые вами услуги» - в этой статье это "порода собак"?
Хороший копирайт, творческий, только вот полезной информации корме "LSI копирайт" в статье то и нет, все написано для того же поисковика, уж простите за прямоту.
Уходит время "релевантности по фразам и словам", нужны содержательные материалы которые читают, цитируют, комментируют и делятся в интернет. Поведенческие факторы + внешние сигналы да еще +100500 факторов которые влияют на ранжирование.
Ну а для копирайтеров, которые думают на перспективу, одна рекомендация: ищите свою нишу, будьте профи в каком то вопросе, пишите о том что знаете из личного опыта и забудьте о всех правилах копирайта которые раньше работали. Материал должен вызывать эмоции, в материале должны быть "якоря нейминга", материла должен быть структурирован (заголовки, абзацы, списки) и очень желательно что бы дополнен мультимедиа (графика, инфографика, видео - и о боже! это тоже уникальное, не прокатит уже загуглить и просто выбрать первую картинку).
Спасибо за конструктивную критику! Верно замечено, что "порода собак" - это ключ. Адаптивным интеллектом обладают не все породы.
Релевантный контекст (rLSI) – это семантическое окружение главного ключевика, то что должно дополнять и тематически поддерживать основной ключ. Благодаря этому принципу, "Королёв" и опознал академика Сергея Павловича Королева, в честь которого он назван, а вот Гугл почему-то этого сделать НЕ смог.
Как никогда важно сейчас понять, что старой школе копирайтинга надо полностью менять "фигуру мышления":
Как ответить себе и пользователю:
У меня принцип писать "вихрем" - очень быстро, чтобы захватить больше идей, и порой не самое важное может стать главным.
Статья сначала называлась "Адаптивный интеллект упряжки Баден-Баден - Королёв". - Последний принимает решения, как хорошо воспитанный лабрадор в обстановке, когда надо действовать самому: на основе опыта и оценки ситуации. Спасибо редакции за отлично подобранное фото.
Коммерческое ранжирование сайтов тоже в тренде живости ума искусственного мозга. Он лучше думает о людях, чем сами люди. Вот для него и пишем)
Интересно, посмотрим как это будет работать. У меня вроде бы не изменились позиции, по которым статьи были написаны. Примерно на том же уровне выдачи остались.
Вот такие настали времена.
Виктор, спасибо, что поделились, на Вашем сайте очень по-человечески написаны статьи.
2. Да. Есть сайты не для людей. Для целей, напоминающих расследование поджогов в реальной жизни. Там нельзя без кинологов с собаками обойтись. Эксперты не найдут улик, а собака найдёт.
В интернете дрессура искусственного интеллекта - это не для любителей. Благодарна всем SEO'шникам, которые делятся своими знаниями и опытом в блогах, и каждому, кто рассказывает о том, как выживает без PR и без Директа.
Longread - лонгрид, буквально текст, который обязывает к долгому чтению, очень тренирует фантазию и гибкость ума. Это описания новых явлений и расследования. На этом и будут "обучаться" новые поисковые алгоритмы.
Спасибо за вашу оценку. Да, я прочитал американскую книжку, которая правда про дрессировку гугла и написал все так, как американцы рекомендуют, нормально для людей, чтобы живые люди хоть чуть чуть задерживались.
Но парадоксально, что спустя годы в Гугле вообще не вышел на первую страницу, а в Яндексе поднялся сразу. Я думаю, что алгоритмы ранжирования Яндекса лучше для русскоязычной аудитории. Яндекс лучше знает какую информацию на русском языке поднимать, а Гугл на русском языке видимо использует то же ранжирование, что и на английском.
Виктор, думаю, что Гугл ещё сохранил машинное восприятие, они не запустили ИИ в полной мере, Королёв - первый.
Гугл обучает Искусственный интеллект фантазировать... Но от его картин жутковато как-то. Человеческое восприятие оно даже в техническом вопросе живое.
Когда была в гостях в одной норвежской семье, то удивилась, что пакеты из-под молока и соков меня попросили в ведро с мусором не бросать, а сложить, отогнув уголки, и убрать в отдельное место. Когда зашла на Ваш сайт, то поняла почему.
У Вас про переработку Тетра Пак написано нормально под восприятие художника и ботаника, а не победителя математических олимпиад. Вот Королёв и "пронюхал" сразу, а Гугл пока не ожил.
Меня, конечно, здесь враз камнями закидали. Но Королёв - собака, а Сири, к примеру, никогда ею не будет.Это принципиально разные подходы.
Спасибо!
Потому что я знаю, о чем пишу. Для того, чтобы написать понятно, нужно владеть предметом. А те, кто компилирует свои статьи из вторичных источников, они не могут это сделать никак, потому что они боятся новых слов, они держатся тех терминов, которые были в источниках. В результате пишут витиевытым замысловатым языком, чтобы у них невозможно было найти ошибки.
Но гугл мне кажется при ранжированиии уделяет много внимания рейтингу источника и ссылкам с других рейтинговых источников.
В результате статья компиляционного качества, то есть никакая, не несущая никакой новой информации, но опубликованная на авторитетном источнике в гугле поднимается, а сколь угодно оригинальная и качественная работа специалиста в определенной узкой сфере, опубликованная на сайте без значительной репутации в гугле не поднимается вообще на первую страницу никогда.
Поэтому я лично никогда не использую гугл. Он выдает одно старье на русском языке.
Есть еще принципиальная разница в объеме информации на русском языке и на английском. Гугл разрабатывается под английский язык. Все приоритеты ранжирования, алгоритмы и прочее вырабатываются в США с учетом их повестки дня и их дискуссии. Вряд ли российская команда Гугл вообще допущена к святая святых, алгоритмам приоритезации.
Но ситуация по части отраслевой информации принципиально разная. На английском ее массив во много раз превосходит массив на русском. Если им просто нужно выбрать из большого количества публикаций что-то на первое место а что-то на второе, то на русском языке иногда по отдельным запросам вообще нет нормальной информации, где все было бы понятно можно прочитать тому, кто ищет.
Так что Яндекс совершенно справедливо находит хоть какие то оригинальные статьи и их поднимает, что мотивирует других авторов писать. А гугл этого не делает и не сделает, потому что русский язык не может войти в их список приоритетов и ситуация наша их мало интересует.
Якорь нейминга в этой статье: «Собака-Яндекс» / новейший «Цербер» в мире...