Эти вопросы меня волнуют давно. Почему одни даже в кризис быстро и просто находят работу? Почему одни на раз-два-три проходят собеседование, их рекомендуют сразу нескольким компаниям, а другие все время жалуются на «стрессовые интервью» и плохих рекрутеров? Почему одним без разговоров подписывают заявление на увольнение, а других уговаривают остаться?
Что бы не быть голословным, разберу реальные примеры из своей трудовой деятельности. Я очень часто слышу фразу: «Не надо усложнять себе жизнь! Надо жить проще и думать – тем более проще!» Но когда я учился в школе бизнеса, меня учили разбивать любую проблему на составляющие, анализировать ее, только затем реализовывать принятое решение. Думать для этого нужно немало, и это не просто! Но именно такой способ позволяет избежать многих ошибок в работе и повседневной жизни. А с опытом выяснилась еще одна деталь. Очень часто, проблема, которая кажется неразрешимой, или задача, которая кажется невыполнимой, при разбивке ее на составляющие становится решаемой!
Реальный пример из прошлого опыта. Начальник вызывает к себе и требует закупить партию товара из нового ассортимента. Раньше продажей такой продукции мы не занимались. Но коммерческий директор решил, что это направление выгодно. Поэтому говорит: «Закупи где-нибудь по-быстрому...». Можно было просто кивнуть и по-быстрому закупить товар по любой доступной цене. Но компания может потерять деньги, а ведь надо, чтобы она выиграла в конкурентной войне. Иначе что я вообще тут делаю? Пришлось задавать вопросы:
- По какой цене отдел продаж планирует продавать этот товар?
- А что с конкурентами? Рынок сканировали?
- Каков максимальный порог закупочной цены на единицу этого товара?
- Каким должно быть качество товара? Обязательна ли брендовая закупка? Или от любого производителя?
- Как будем рассчитываться с новым поставщиком? Наверняка, он потребует предоплату.
Ответ от начальника был изумительным: «Не выноси мне мозг! Не усложняй никому жизнь! Попроси кого-нибудь из наших поставщиков «подогнать» этот товар и все». Я уперся: «Мне для работы нужна информация». Но, видимо у моего начальника, тогда был не самый лучший день: «Сам найди. За что тебе деньги платят?!».
Фиаско, провал? Да ни чего подобного! Размахивая, словно красным флагом, приказом своего начальника, я пошел искать информацию. Все выяснил у сотрудников других отделов. Сделал анализ поставщиков. Добавил к их ценам затраты на доставку и издержки склада. Свою закупочную цену наложил на прогноз продаж. Свел план закупки в таблицу, передал ее коммерческому директору. И со спокойной совестью приобрел товар на выгодных условиях. Этот товар вошел в постоянный ассортимент компании. Когда по доходам от его продажи все подтвердилось, мне дали премию. Работать после этого стало проще: не жить проще, а работать! Сейчас смешно вспоминать, а тогда начальник за излишнюю активность меня чуть не уволил. Давно это было. Может блефовал мой начальник?!
Позднее, с началом кризиса, я много раз был свидетелем обратного процесса, когда руководитель требовал от подчиненного плана закупки с ответами на интересующие его вопросы. И желание сотрудника все сделать «как проще» заканчивалось его увольнением... Времена меняются. Сейчас в кризис все чаще ищут людей, которые умеют разбивать проблему на составляющие и решать ее. Все чаще на собеседовании эйчары говорят, что им плевать на прошлые достижения кандидатов, что им нужен менеджер, который сегодня может решать проблемы с выгодой для компании!
Поэтому человек, для которого не подходит принцип «Надо жить проще!», спокойно находит работу. И чем лучше он решает проблемы компании, тем выше его цена на трудовом рынке. Кризис в стране все расставляет на свои места! Возможно он для этого и нужен, этот самый кризис, что бы не жилось «как проще».
Почему одни даже в кризис быстро и просто находят работу? Почему одни на раз-два-три проходят собеседование, их рекомендуют сразу нескольким компаниям, а другие все время жалуются на «стрессовые интервью» и плохих рекрутеров?
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Думаю, потому, что это Россия. Есть блат - есть хорошая работа с хорошей зарплатой. Приглашают в хорошие компании. Нет блата - к вашим услугам чёрно-серые полу-законные шарашкины конторы Никанора, в которых персонал меняется на 100% за пару месяцев - вот там как раз "стрессовые интервью", неадекватные-невменяемые руководители и плохие рекрутеры. У нас в стране уже фактически сложились касты, как в Индии. Блатным у нас везде дорога, независимо от личных и профессиональных качеств. Причем, практически в любой профессии и любой отрасли (может, за исключением IT, но тоже далеко не факт)
То, что автор статьи обучался в бизнес-школе для того, чтобы узнать банальную интуитивно-ясную вещь о способе решения проблем - ну, я рад за него. Побольше бы нам таких. С дипломами MBA. Это из серии откровений одного нашего гениального маркетолога - Игоря Манна. Он сказал - для того, чтобы что-то сделать, нужны 3 составляющие: 1. знать, что делать, 2. знать, как делать, 3. взять и сделать. Гениально, не правда ли?
"Поэтому человек, для которого не подходит принцип «Надо жить проще!», спокойно находит работу. И чем лучше он решает проблемы компании, тем выше его цена на трудовом рынке. Кризис в стране все расставляет на свои места! Возможно он для этого и нужен, этот самый кризис, что бы не жилось «как проще»."
Святые слова, но к сожалению, мои надежды на кризис как на органический процесс очищения совершенно не оправдываются.
Т.е. вопрос выживания приводит к самоочищению от накипи, но накипь сама себя не чистит и чистить не будет, а выживание для абсолютного большинства средних и крупных компаний не вопрос краткосрочной перспективы.
Здесь и сейчас результат? да, может быть. Из моего опыта поиска работы в кризис 2009 я вынес то, что в этих ситуациях ничего так не помогает, как связи. Только люди, которые тебя знают, могут предложить стоящую работу.
Все что через интернет в такие времена предлагается - это поиски бэтмэнов, которые за два месяца решат проблемы с продажами. Если у работодателя завышенные ожидания, особенно если он думает, что сейчас возьмет человека со связями в отрасли и тот сразу развернет продажи в его сторону, то все это не то, на что стоит надеяться и если соглашаться на такую ерунду, то только под грузом обстоятельств, понимая, что это временно.
Поэтому мой совет: активизируйте связи, но только не просите о трудоустройстве, найдите форму другую и не показывайте, что работа вам очень нужна. Это важно. Когда работа очень нужна, её не предлагают. Когда работа не нужна, её предлагают с избытком. Как и кредиты в банках.
Вот именно. Связи-связи-связи. Блат и знакомства. В России больше ничего не работает.
Виктор, Вы сейчас смотрите на мою статью с другой стороны медали... Ваше трудоустройство в 2009 году, можно уместить в пословицу: "Сначала ты работаешь на репутацию, а потом репутация работает на тебя!" Если бы Вы, Виктор, не были, как минимум, специалистом, в своей области, ни кто из людей, которые Вас знают, ни чего бы Вам не предложил! Спасибо за Ваш отклик.
Максим, спасибо за комплимент. Я не ради спора, а обсуждения важной темы для, продолжу:
Когда вы делаете карьеру и достигаете уровня руководителя, топ менеджера, то у вас заведомо должны уже накопиться связи, знакомые, которые знают вас с хорошей стороны. Иначе быть не могло. Обычно те, кто не создает о себе хорошего впечатления, они не продвигаются в карьере.
Также обязательно появляются те, с которыми вы в контрах. Ну где-то какой то конфликт. Без конфликтов карьеры не бывает. Со временем острота проходит и к ним тоже эффективно обращаться с просьбами. Они из великодушия не откажут. Всякому приятно, когда вы первый пошли на примирение, да еще обратились с просьбой, то есть с низкой позиции в диалоге.
Иван, я рад что Вы рады по поводу моего диплома Школы бизнеса:) Я не знаю, как давно Вы были в Индии... Ну да Бог, с этой Индией... Иван, простите, но Вы не пробовали, что-то менять в себе и в своей жизни? Блатные бывают двух видов: первые из мира криминала, вторые из прошлого "совка", Вы вообще про каких блатных? Сначала Вы работаете на репутацию, да же в черно-серо шарашкиных конторах, а потом репутация работает на Вас! Так что Иван, если Ваша репутация будет, как у профи, Вы то же станете "Блатным"! Все в Ваших руках! "Измени себя, и мир во круг тебя изменится!" Правда менять себя ой как трудно, по себе знаю...
Виктор, спасибо за Ваш отклик. Самоочищение от накипи?! Накипь и не будет сама себя чистить, она что должна заняться самоуничтожением?! Я полагаю, Вы знаете, что в машинках автоматах образуется накипь, так вот она само не очищается! Нужно "Калгон" добавить или на худой конец - лимонной кислоты. То есть, что-то сделать надо, для очищения от накипи! А делать хоть что-то, обычно начинают в кризис. Ну по Вашему, когда у машинки автомат барабан начинает заклинивать, тогда владелец хватается за голову и начинает что-то делать... Хорошо, если владелец читал инструкцию к машинке автомату, или знает к ко кому мастеру обратится для ремонта агрегата... А то порой, просто бэтмэна ищут, который за два месяца должен восстановит, все что разрушалось годами:)
Виктор, я с Вами полностью согласен. Ваши советы, это уже инструменты для решения проблем, в Вашем случае с трудоустройством. Репутация в бизнесе решает, если не все, то очень многое! И именно репутация создает связи. А репутация в бизнесе, это как раз и есть: умение быстро и оперативно решать проблемы компании! И в кризис очень часто, здесь и сейчас, ну на худой конец в кратчайшие сроки... Как высказывался мой начальник :"Вот у нас проблема, но решена она должна быть еще вчера:))"
Максим, респект! Молодец! Все верно.