Всякому – свой дар от Бога. Надобно образовать ту способность, какая есть,
а не вымучивать ту, которой нет. Всякий служи Богу своим дарованием.
Из учения святых отцов
Продолжая серию статей о призвании человека, поговорим сегодня о работе. И о любви. О любви к работе. И о работе по любви.
Часто на собеседованиях в ответ на вопрос: “Любите ли Вы свою работу?” приходится слышать: “Что значит: “люблю”. Какие-то вопросы Вы задаете… Я работаю. Получаю деньги. Мне моя работа нравится”.
С уверенностью можно сказать про такого человека: “Не любит. И не нравится”. И если бы появился легкий способ поменять работу, скорее всего, сделал бы это.
Работа – это большая часть нашей жизни. И если человек не любит свое дело, большую часть жизни он проводит неудовлетворенным.
Просыпаться по утрам с мыслью о ненавистной работе. Идти туда, куда идти совсем не хочется. Все время смотреть на часы, ожидая окончания рабочего дня – удел каждого, кто занят нелюбимым делом.
Да, работа, по библейскому преданию – наказание Господне. После того, как Адам и Ева нарушили закон, Господь изгнал их из рая и наложил на них тройное наказание: они стали смертными, Ева должна была теперь в муках рожать детей, а Адам – добывать хлеб в поте лица своего.
Но пот тоже бывает разным. Одно дело – возделывать землю с любовью, и совсем другое – ненавидеть землепашество.
Существует множество способов, чтобы найти себе дело по душе. Некоторые методы определения своего призвания описаны в моей статье “Талант есть у каждого!”
Но что же делать тем, кто по тем или иным причинам не может изменить свою жизнь? Здесь также существуют свои методы.
Наверное, многие помнят фильм “Влюблен по собственному желанию”. Там главный герой занимается аутотренингом: “Я люблю свою работу”. В результате меняется отношение. Прием работает. Проверено неоднократно теми людьми, которые были уверены, что не могут поменять работу, или боялись это сделать.
Конечно, они не достигали больших карьерных высот и не показывали выдающихся результатов. Но становились более удовлетворенными, находили положительные моменты в своей работе. И оказывалось, что не все так уж плохо. Здесь работает принцип: или делай то, что любишь, или люби то, что делаешь, - если не можешь поменять ситуацию, измени свое отношение к ней.
Также работает прием “Три плюса”. Если тебе не нравится то, чем ты занимаешься в данный момент, найди в этой работе для себя как минимум три позитивных фактора. И увидишь, как изменится твое отношение к делу. Этот метод можно применять к любой ситуации, которая вас не устраивает. Происходит трансформация сознания. У кого-то - мгновенно, у кого-то - через некоторое время. Но то, что метод является эффективным, признают все, кто его использовал.
Но нередки и такие случаи, когда на вопрос “Любите ли Вы свою работу?” отвечают прямо и открыто, и реакция явно положительная: лицо озаряется внутренним светом, а далее следует вдохновенный рассказ. Будь это делопроизводитель, который вспоминает о том, как аккуратно все у него разложено по папочкам, пронумеровано, подшито и подписано. Будь то рабочий, который объясняет, какой инструмент нужно подобрать, и какие хитрости затем он использует для того, чтобы достичь высочайшей степени шлифовки изделия.
И даже сдержанные в эмоциях респектабельные ТОР-менеджеры, смущенно улыбаясь, рассказывают, как бывает приятно прийти утром в свой кабинет, выпить чашечку кофе, посмотреть новости в Инете, настроиться на рабочую волну, чтобы затем вступить в бой. Какой драйв испытывают они от решения сложных задач. И какое удовлетворение – от победы над собственными слабостями.
Сейчас уже никто не спорит о пользе позитивного мышления. Многое зависит от восприятия. Любую работу нужно делать с энтузиазмом, и тогда та энергия, которую ты вкладываешь, вернется к тебе умноженной.
Конечно, наилучших результатов мы достигаем, если работаем по призванию. Поскольку призвание, желание реализовать свои способности в конкретной сфере – это сублимированная энергия человеческих возможностей, творческого потенциала. Это следствие тех талантов, которые заложены в каждом из нас от рождения. И настоящим мастером своего дела становится только тот, кто реализует в продукте своего труда свои самые сильные и самые лучшие качества.
Если же человек в процессе деятельности вынужден основную часть времени задействовать свои слабые стороны, то большая часть энергии тратится на преодоление затруднений и сопротивления, которое всегда сопровождает такую работу.
И в том, и в другом случае человека можно сравнить с лебедем. Только в первом случае – это красивая гордая птица, которая легко и свободно плавает, находясь в своей стихии, а во втором – большая косолапая утка, с трудом передвигающаяся по суше.
И в заключении – о грамотном использовании сильных сторон работника в рассуждениях дворецкого Афанасия (Б. Акунин “Коронация”):
“Я присматривался к каждому, чтобы определить, кто чего стоит и на каком месте может быть использован с большей пользой.
Главный талант любого начальствующего лица состоит именно в этом: определить сильные и слабые стороны каждого из подчиненных с тем, чтобы использовать первые и оставлять нетронутые вторые. Людей вовсе бездарных, ни к чему не способных, на свете очень мало. Когда кто-нибудь в нашем клубе жалуется на никчемность лакея, официанта или горничной, я про себя думаю: эх, голубчик, плохой ты дворецкий.
Надо чтобы каждый любил свою работу – вот и весь секрет.
Высшее искусство настоящего дворецкого – досконально разбираться в человеке, понять, что он любит, ибо, как ни странно, большинство людей не имеют ни малейшего понятия, к чему у них склонность, и в чем их дар. Бывает, приходится пробовать и так, и этак, прежде чем нащупаешь.
Нужно непременно поощрять и награждать подчиненных – но в меру, не просто за добросовестное исполнение обязанностей, а за особенное усердие. Наказывать тоже необходимо, но только справедливо. При этом следует доходчиво объяснять, за что назначено наказание и, разумеется, оно не в коем случая не должно быть унизительным.
Еще раз повторю: если подчиненный не справляется со своей работой – виноват в этом начальник.
Например, в позапрошлый год в Гатчинском дворце попал в штат один младший лакей – слов нет, до чего бестолковый. Я взял парня – захотелось блеснуть. В столовой оказался негоден, в гардеробной тоже, в кухне - тем более. Одним словом, как говорят в народе, крепкий орех. А как-то раз гляжу – сидит он во дворце и через осколок стекла на солнце смотрит. Стало мне любопытно. Остановился, наблюдаю. И так он с этим стеклышком возился, будто ему достался бриллиант бесценный. То подышит на него, то рукавом потрет. Здесь меня и осенило. Поручил ему в доме стекла протирать – и что вы думаете? Засияли мои окна, как горный хрусталь. И подгонять парня не нужно было, так с утра до вечера и полировал стеклышко за стеклышком. Теперь он лучший мойщик во всем Петербурге. Вот что значит - нашел человек свое призвание”.
Вот, что на эту тему я писал в 2009 году:
Ошибочные и деструктивные взгляды в менеджменте Ф.Малик предлагает рассмотреть на двух ложных теориях.
Первую он назвал «Погоня за счастьем». Эта теория в ее крайнем представлении заключается в том, что генеральной целью организации является удовлетворение от работы, которое должны получать ее сотрудники, а еще лучше, чтобы они были счастливы. В более мягких вариантах, эта цель, если не генеральная, то одна из главных.
Данная теория базируется на твердом убеждении, что государство и общество несут ответственность за благосостояние каждого человека. Такой была доминирующая, но ошибочная идея ХХ века, кстати, крайняя форма этой идеи было желание построить в ''в отдельно взятой стране'' коммунизм ''от каждого по способностям, каждому по потребностям''. И к слову сказать, дело ''Маркса-Энгельса-Ленина'' живет и процветает и обостряется особенно в кризис, возьмите любую газету, журнал, новости по телевидению или многочисленные рассылки в интернете. Халява и иждивенчество (в том числе и социальное) не только порождение нашей страны - это глобальное явление... Но вернемся к менеджменту. В нем, суть этой теории сводится к следующему: сделайте людей счастливыми, и они будут работать…
Ошибочность этой теории не в том, что люди должны испытывать удовлетворенность. Кто бы в здравом рассудке и трезвом уме возражал против этого. Ошибка кроется в самой идее, согласно которой ответственность за счастье несут не сами люди, а другая сторона - будь то организация или же государство и общество. То есть мы с вами кто вкалывает день и ночь не просто должен, а обязан содержать этих социальных иждивенцев. Таким образом, данная теория прямо основана на том, что в первую очередь необходимо создать условия для удовлетворенности и только потом можно ожидать от них исполнения, хоть эффективной работы на компанию, хоть на свое собственное содержание.
Во-первых, данная теория не учитывает, что удовлетворенность еще никогда не способствовала переменам и прогрессу, как бы мы это не называли...ну а дальше ''охота к перемене мест''... известна.
Во-вторых, данная теория не предусматривает и не понимает стоимости тех усилий, которые бы пришлось бы затратить компании, чтобы сделать людей довольными и счастливыми. Абсолютно любая организация рухнет под тяжестью этих усилий. Ведь любая организация создается с конкретной целью, в соответствии с которой она формируется определенным образом и структурируется. Целью коммерческой организации может быть производство автомобилей, одежды, зубной пасты, а также предоставление банковских или страховых услуг. Целью больницы - лечить людей, целью школы - давать образование. Причиной многих неудач и разрушений организаций является неграмотное и не профессиональное выполнение именно этой главной своей цели. В абсолютном большинстве наши организации, если выразить четко их цель являются одноцелевыми. Мне могут возразить, а как такие многопрофильные гиганты как GE? Ну во-первых, мы сегодня видим, как многие многопрофильные гиганты рухнули, а во-вторых в той же GE, с одной стороны каждое направление имеет свою единую генеральную цель, а с другой - тот же Джек Уэлч на каждом жизненном цикле своей организации и своем как ее первого руководителя ставил также единую цель. Сначала это было осознание реальности и формирование видения и места GE в мире и своего в GE, затем он формировал свою организацию как фабрику людей, после перестраивал ее в организацию без границ, в которой идеи стали влиять на финансовые результаты. После чего он выдвигал новые инициативы и ставил новые цели, как-то глобализация компании, приоритете в развитии по оказанию услуг, затем инновации в электронном бизнесе и пр. Таким образом, GE проходила те же жизненные циклы, что и ее СЕО, т.е. она ''колебалась с линией ее руководителя, а не он колебался в соответствии с линией {партии GE}''. Причем вся эта работа проводилась на системной основе и под лозунгом, все направления, которыми занимается GE, должны занимать в мире или, по крайней мере, в США позицию №1 или №2.
к сожалению, любимая работа всегда мало оплачивается :D
А еще погода должна быть теплая и солнечная, вода не очень мокрая, а водители на дорогах вежливые :D
Как замечательно, что я нашел сайт, где печатаются на полном серьезе столь чудные статьи. Как здорово, что к этим образцам профессиональной мысли пишут комментарии люди, являющиеся, судя по их должностям и званиям, нормальными по определению. А я уж начал думать, что это во мне что-то не так.
С точки зрения трансактного анализа мотивировать наверно и можно из родительской позиции, используя слова «нужно», «обязан», «должен». Но мотивация как внутреннее побуждение, предполагает задействование «внутреннего ребенка», для которого существует только «интересно», «любопытно», «нравится», т.е. все то, что порождает не «нужно», а «хочу».
Мне все чаще кажется, что физиология пола находит свое отражение в психике, а затем эта физиология переносится в профессиональную деятельность. «Нужно, чтобы любил» можно трансформировать в более категоричное «должен любить».
Нужно – должен – Долг.
Есть такая штука – Супружеский Долг. Наверно для представительниц прекрасного пола это естественная последовательность: должна любить мужа – нужно исполнить супружеский долг – закрываем глаза и занимаемся аутотренингом – получаем удовлетворение. И надо же – понравилось! «И какое удовлетворение – от победы над собственными слабостями». Тут и «лицо озаряется внутренним светом», тут она уже не должница-наложница, а «красивая гордая птица». И аутотренинг нужен лишь в периоде «должна», потому что: «Происходит трансформация сознания. У кого-то - мгновенно, у кого-то - через некоторое время». Эх, завидую я женщинам! А я если не хочу любить, то хоть нужно, хоть должен, хоть «3 плюса», хоть четыре виагры – не хочу и все тут. Одно лишь средство действенно – спиртное и много. Но ведь его нельзя использовать на работе даже для того чтобы ее любить?
За ''три плюса'' спасибо. Хорошая аргументация, чтоб вернуть себе или другому трезвость восприятия действительности.
А все остальное, скажу так, ввергло меня в недоумение.
Работа -- это договор наемного с нанимателем, нацеленный на совместное создание некой ценности, которую они бы друг без друга не создали. Как любой договор, он должен быть нужным обеим сторонам. (Краткосрочно нужным или долгосрочно -- отдельный вопрос.) Следовательно, каждому необходимо понимать, что он имеет от этих трудовых отношений. Вот и все. Все логично и предельно просто. Но как только мы приплетаем эмоции (ведь любить -- это эмоции), все становится сложно, неизмеримо и неэффективно. Внимание, вопрос: кому и зачем это надо?
По самим эмоциям. Как можно любить работу? Поэта или врача не рассматриваем -- берем что-нибудь более прозаическое вроде автослесаря или бухгалтера. Фирма, где эти люди работают, является социальным механизмом, который позволяет всем этим людям совместно добывать средства к существованию на протяжении более-менее продолжительного времени: хозяевам в виде прибыли, сотрудникам -- в виде зарплаты. а наемная работа -- часть этого социального механизма. Если механизм хороший, то средства добываются и даже до некоторой степени страхуются от случайностей конъюнктуры. И все-таки: как можно любить механизм, пусть даже и хороший? Можно ли любить автомобиль, компьютер или микроволновку?
Теперь по примерам. Автослесарь с увлечением рассказывает о том, какой хитрый нужен в таком-то случае инструмент, делопроизводитель -- как хорошо у него организованы бумаги, а менеджер -- какой эффективный у него был проект. Одним понятием это можно охарактеризовать так: люди принимают работу, как свое, как личное дело, включаются в нее всеми силами, намерены довести его до внятного конца и желают сделать его хорошо. На мой взгляд, это называется личная добросовестность. ''Любить / не любить'' здесь не при чем.
Если гора не идет к Магомеду, Магомед идет к горе. :-)