Питер Друкер в книге «Задачи менеджмента в XXI веке» отмечает, что одной из центральных задач нового времени становится решение проблемы повышения эффективности управления на уровне отдельного человека, то есть персональный менеджмент. Причин тому достаточно много: это и большая зависимость успеха любой организации от результативности использования времени руководителем, и все большая «интеллектуализация труда», когда от эффективности деятельности одного высокопрофессионального специалиста зависит иногда успех целой организации, и острый недостаток времени и сил, особенно когда человеку приходится в течение одной жизни строить свою вторую карьеру и т.д.
Время бежит очень быстро, для персонального менеджмента и его развития особенно. Еще 25-30 лет назад, несмотря на высокий интерес к повышению эффективности использования своего времени и очевидный интерес к проблемам персонального менеджмента в целом, можно было по пальцам пересчитать книги, вышедшие по данной проблематике («Техника личной работы» Г.Попова, публицистическое произведение Д.Гранина «Эта странная жизнь» и ряд других). А сегодня мы наблюдаем скорее избыточное количество литературы, посвященной проблемам управления на уровне отдельного человека, когда рядовому читателю становится уже трудно разобраться в потоке нарастающего количества информации, посвященной эффективной деятельности на уровне отдельного человека.
Актуальной становится проблема систематизации увеличивающегося почти в геометрической прогрессии количества информации по персональному менеджменту.
Давайте попробуем, если не разобраться, то, по крайней мере, сделать в этом направлении первые шаги.
1. Неустоявшаяся терминология
Одним из первых терминов, который использовался в России для описания персонального менеджмента, был термин техника личной работы. Термин в определенной степени удачный, так как обещает для решения разных задач управления собой вполне конкретные инструменты и приемы (например, карточку Гастева для учета времени, методы быстрого чтения, технику «Как съесть слона» для решения крупных задач и др.)
Затем, вероятно благодаря переводу книги Л. Зайверта «Ваше время в ваших руках», изданной большим тиражом, прижился менее благозвучный на русском языке термин самоменеджмент – представляющий собой набор методов и приемов по управлению собой, обеспечивающей эффективное достижения личных целей, «чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время».
Однако очень скоро, благодаря нарастающему потоку литературы по персональному менеджменту, по сути стандартом стал более благозвучный термин «Тайм-менеджмент». В то же время, словосочетание «управление временем» сыграло и свою отрицательную роль в развитии персонального менеджмента. Несмотря на то, что время – ценнейший и невосполнимый ресурс человека, ограничение персонального менеджмента в большей степени только эффективным использованием времени значительно обедняет эту важную сферу деятельности.
Пожалуй, самым удачным термином по описанию деятельности по управлению собой, своей работой и своим временем является термин персональный менеджмент, который был использован в названии первого учебника, написанного большим коллективом российских авторов. Однако, данный учебник, пожалуй, ограничен единственной реальной ценностью – … введением удачного термина - ПМ. Сам учебник представляет собой пример худшего варианта эклектического подхода. Писался учебник, судя по всему, второпях, когда в него включались без каких-либо изменений мало связанные друг с другом целые куски из самых разных книг других авторов, само собой, с необходимыми ссылками на начальное авторство.
Подводя «терминологический итог», следует принять, что хотя термин «Тайм-менеджмент», скорее всего, останется главным стандартом еще долгое время, более удачным и более точно раскрывающим смысл рассматриваемой деятельности человека по управлению самим собой является термин персональный менеджмент.
2. Эволюция персонального менеджмента (ПМ)
В развитии персонального менеджмента можно обнаружить 3 самостоятельных этапа развития. Первый этап – это накопление опыта управления собой и своим временем в жизни каждого человека. Начался этот этап с появлением первого человека и продолжается в жизни каждого из нас.
Второй этап – дифференциация, связан с исследования в самых разных сферах, которые специалисты могут часто и не относить к персональному менеджменту. Этот этап также будет продолжаться развиваться самостоятельно и далее. Например – тренировка памяти, управление своими эмоциями и др.
Углубляющееся разделение труда в процессе исследования ПМ позволило накопить огромный потенциал для того, чтобы перейти к важнейшему третьему этапу - построению систем персонального менеджмента.
Классификация конкурирующих изданий
Для более удобного рассмотрения третьего этапа развития ПМ классифицируем издания по ПМ, объединяя их в группы по сходству сильных и слабых сторон в отношении к задачам и предмету персонального менеджмента - см. таблицу. Конечно, в чистом виде работы, относящихся к той или иной группе, выделить достаточно сложно. Однако классификация тем и полезна, что позволяет подчеркнуть главное, а второстепенные детали можно учесть, если потребуется, на более глубоком уровне анализа.
Группа | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. ПМ – в большей мере как рациональная деятельность. Пример - Л.Зайверт. Ваше время - в ваших руках, 1991. |
Практическая польза для читателей книг, которые могут применить конкретные инструменты повышения эффективности достижения личных целей и использования времени. | Рассмотрение человека как некой «технической субстанции», в большой мере пренебрегая важной психологической компонентой. |
2. Психологические аспекты ПМ. Пример Ю.Орлов Восхождение к индивидуальности, 1991. |
Глубина рассмотрение одного из важнейших аспектов деятельности - «Человека-психологического». | Недостаточное использование современных достижений теории управления. |
3. Эклектический подход. Пример – «Персональный менеджмент», 2002 - учебник для слушателей по специальности «Менеджмент организации». |
Широкий круг рассматриваемых вопросов, возможность использования подобного рода книг как справочника. | Эклектический подход, слабая взаимосвязь различных разделов, отсутствие системы ПМ. |
4. Персональный менеджмент – («обогащенный» само- менеджмент) Пример В.Токарев «Как научиться управлять, если у вас пока нет подчиненных», 2001. |
Творческий подход к построению новых моделей в ПМ, благодаря переносу знаний - «обогащения» ПМ. Взаимосвязанная система, помогающая практике. Возможно широкое применение для решения большого круга задач. | Высокая трудоемкость освоения. |
Первая группа подходов к ПМ, отличающаяся практической значимостью - рекомендациями по повышению эффективности использования времени, продолжает активно развиваться. Это обусловлено, в первую очередь, одной из важнейших проблем во все времена - нехваткой времени. Однако если в трудах А.Гастева главное внимание уделялось самому времени, его учету и анализу результатов учета, то в настоящее время процесс тайм-менеджмента включает в себя важнейшие управленческие функции. Например, у Л.Зайверта управленческий цикл включает в себя хронометраж времени, постановку целей, планирование, принятие решений, реализацию и организацию, контроль, информацию и коммуникации.
Однако в изданиях первой группы в большинстве своем авторы пренебрегают психологической компонентой человека. Так, например, у Л.Зайверта хотя и нашлось место разделу, посвященному биологическому ритму, среди функций управления мотивации на уровне отдельного человека нет, а разве можно достигнуть намеченных целей, если к деятельности по их достижению отсутствует мотивация.
Возможно причинами того, что представители, которых мы отнесли к первой группе, недостаточно уделяют внимание психологии, является достаточная сложность рассмотрения психологических аспектов деятельности человека.
Подходы второй группы. О недостатках подхода только с точки зрения психологии писал еще Ф.Лезер, когда рассматривал вопросы тренировки памяти.
С момента, когда психология в России наряду с кибернетикой перестала быть «буржуазной наукой», количество литературы российских авторов и особенно переводных книг значительно «утолили жажду» в знаниях по психологии человека любого самого взыскательного читателя. Однако наряду с глубиной рассмотрения разнообразных тем по психологии управления личностью, удивляет параллелизм, с которым многие психологи развивают свою терминологию, открывают собственные управленческие инструменты, без которых трудно объяснить процессы управления психологическими аспектами человека, примером такого рода является замечательная книга Ю.Орлова 'Восхождение к индивидуальности' - книга по психологии для самого себя.
Эклектический подход. Попытки включить в сферу ПМ дополнительных разделов техники личной работы, таких как рациональное чтение, умение вести телефонные переговоры и т.п. наблюдались еще в первых работах советских авторов. Так, еще Г.Попов (Техника личной работы, 1971) в технику личной работы добавил важное во всех отношениях ораторское искусство. Ярким примером эклектического подхода является уже упомянутый учебник 'Персональный менеджмент'. Однако удивительно, что, эта объемная монография, где использовано почти 250 литературных источников, фактически является не современным учебником по персональному менеджменту, а скорее еще одним пособием, продолжающим несколько устаревшие традиции книги Г.Попова 'Техника личной работы'. Несомненно, такого рода эклектический подход имеет и свою ценность - им можно пользоваться как справочным пособием. Главным недостатком работ подобного рода является недостаточная системность. Их задача - охватить как можно больше аспектов ПМ, но в этом и их недостаток.
Персональный менеджмент («обогащенный» самоменеджмент). Термином «обогащенный» самоменеджментавтор«окрестил» деятельность по использованию в ПМ достижений наиболее близкой дисциплины - общего управления, описывающего методы и принципы в отношении к управлению организациями. Подход «обогащенного» ПМ оказался плодотворным, встречающиеся технические проблемы такого обогащения в целом достаточно легко преодолеваются - http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1486654/
В указанной книге «Как научиться управлять, если у вас пока нет подчиненных», ПМ рассматривается как сложная управленческая деятельность по управлению собой, опирающаяся на системный, процессный и ситуационный подходы.
ПРИМ. На рисунке ниже представлена модель системного подхода в ПМ, где выделены пять взаимосвязанных подсистем человека.
Эта деятельность, включающая в себя текущее и стратегическое управление собой и своими действиями, имеет целью эффективное достижение разнообразных целей (личных и профессиональных), а также управление своими мыслительными и психологическими, в частности, эмоциональными процессами
Из этого определения следует, что ПМ – достаточно сложная наука, и потому ее освоение следует начинать с самого раннего возраста.
3. Практическое применение персонального менеджмента
Пожалуй, особое значение для современной России имеет практическое приложение персонального менеджмента (почему такая проблема актуальна именно в России – см. ссылку - http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1182433/).
Итак, в каких областях ПМ может дать реальную отдачу для бизнеса:
· Применение ПМ руководителями фирмы и специалистами для управления собой – позволяет повысить эффективность деятельности любого человека. Например, преодолевая собственную лень, можно добиться значительных результатов не только в личной работе, но и в понимании сопротивления при проведении необходимых изменений (как в отношении самого себя, так и в коммерческой организации) – см. http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1317405/.
· Применение ПМ как инструмента для изучения поведения отдельного человека, чтобы применить эти знания для стратегического управления персоналом (например, для создания благоприятной среды для построения карьеры каждого руководителя и специалиста фирмы).
· Использование ПМ для апробации новых управленческих инструментов управления, предлагаемых менеджменту фирмы со стороны внешних консультантов. Например, вам предлагается применить бечмаркинг. Почему бы его сначала не апробировать руководителю в своей личной работе, прежде, чем принять решение о найме консультантов. Или ССП – сегодня уже есть пособия по применения ССП к отдельному человеку, Проверьте на практике это сложный инструмент в отношении реализации личной стратегии, прежде, чем будет принято дорогостоящее решение о покупке консалт-продукта (ССП) для реализации стратегии фирмы.
Но, пожалуй, в России одним из наиболее привлекательных объектов приложения ПМ является использование ПМ как менеджера-тренажера – http://www.e-xecutive.ru/community/articles/118243... . Потребность в таком тренажере очень высока: низкие производительность труда и качество продуктов являются главным тормозом в развитии нашей экономики, и потому потребность в освоении современного менеджмента весьма высока. И потому такой тренажер может быть весьма полезным инструментом, например, для практического освоения научного метода, отработки сложного инструментария стратегического управления и т.д.
Следует признаться, что за 20 лет рыночных реформ наше поколение не смогло создать конкурентоспособную экономику. И потому эта задача ложится на плечи молодых. А для решения этой задачи ПМ, как менеджер-тренажер, может быть использован с максимальной отдачей.
Литература:
Зайверт Л. Ваше время в ваших руках, 1995.
Берд П. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени, 2001.
Архангельский Г. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы, 2003.
Гастев А.К.Как надо работать, 1977.
Лезер Ф. Тренировка памяти, 1995.
Орлов Ю. Восхождение к индивидуальности, 1991.
Токарев В. Профессиональные навыки менеджера ('обогащенный самоменеджмент')//Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 6/2000.
В.Токарев «Как научиться управлять, если у вас пока нет подчиненных», 2001.
Спасибо автору, тема очень важная для бизнеса в России, где большинство компаний управляются одним человеком, который зачастую совмещает в себе функции собственника, исполнительного и инновационного менеджера. В копилку тезисов могу добавить следующее наблюдение: в Азии, то есть в Японии, Корее, а сегодня и в Китае немножко другое отношение ко времени и там акцент смещен по другому, чем в американском менеджменте. В стратегическом менеджменте большее значение придается не технологиям увеличения скорости и экономии времени, а качеству принимаемых решений. Здесь считается, что у менеджера всегда есть время и главная задача, это не успеть, а точно выбрать цель, технолгию, метод из общей массы имеющихся вариантов. В азиатской ментальности роль руководителя традиционно очень высоко, так как считается, что хороший полководец победит, даже имея плохих солдат. И наоборот - плохой проиграет, какое бы превосходство и в чем у него не было. Рыба расцветает с головы :-)