Термин Pro bono означает оказание профессиональной помощи на безвозмездной основе. Почему руководители и предприниматели этим занимаются? Что им это дает?
Редакция Executive.ru собрала истории профессионалов об их бесплатной работе и о неочевидных выгодах таких проектов.
Группа поддержки для самозанятых
Евгения Олейникова, управляющий партнер консалтинговой компании «Юнайтед Бизнес Груп»
В феврале этого года я предложила центру «Мой бизнес. Краснодарский край» организовать регулярную группу поддержки для самозанятых в формате мастермайнда со мной в роли ведущей на безвозмездной основе.
На тот момент уже больше года я развивала себя как бизнес-наставник и окунулась в общение с начинающими предпринимателями, экспертами, которые работали на НПД (налог на профессиональный доход). Основная сложность, с которой они сталкивались – много энергии для действий, отсутствие знаний в области управления и продвижения и недостаток средств на старте, чтобы нанимать всех тех классных экспертов, которые готовы их продюсировать. Да, они пользовались государственными программами поддержки, но этого было мало.
Я видела, какие крутые идеи они хотят воплотить. Мне откликалось их желание делать что-то свое, развивать себя и улучшать мир вокруг, и я подумала, что группа поддержки станет отличной площадкой, чтобы:
- побыть в кругу единомышленников,
- получить полезные знания,
- создать возможности для сотрудничества.
Идея нашла отклик, и вот уже почти пять месяцев раз в две недели у самозанятых Краснодара есть возможность поделиться своими сложностями, узнать опыт коллег в подобных ситуациях и получить конкретную обратную связь от меня. Появилось уже два совместных проекта внутри нашего сообщества самозанятых, кто-то решил расширяться и создавать команды, кто-то перешел из надомной работы в арендованное помещение. После каждой встречи участники уходят с тетрадями, исписанными идеями.
Самый главный отклик от участников, помимо того, что нравится сам формат – «А почему же я не делаю все то, что я предлагаю другим?». Так что это еще и точка роста для каждого. И для меня в том числе: вести группу – не самое простое дело. Каждый раз я узнаю что-то новое о себе, о том, как тот или иной участник меня зеркалит, что еще мне нужно подкачать в себе. В целом, я очень довольна этим проектом и хочу продолжать его до тех пор, пока будут желающие приходить на встречи.
Работа в стартапе в качестве директора по развитию
Максим Оганов, предприниматель, маркетолог, основатель рекламного агентства Oganov.Digital
В 2021 году я в качестве директора по развитию бизнеса участвовал в небольшом стартапе, не требуя за это никакого материального вознаграждения. Команда энтузиастов разрабатывала сервис управления проектами – российскую альтернативу Trello, Jiro, Asana и им подобных.
Мне поступило предложение от этого сервиса поучаствовать в подкасте – это их продуктовая точка входа для новой аудитории. Они приглашают к участию предпринимателей, маркетологов и других спикеров – всех, кто поделится знаниями о продуктивности, управлении проектами и так далее. С помощью подкаста они также привлекают внимание к сервису. Я изучил их продукт, и он меня заинтересовал.
Меня пригласили на подкаст, я пообщался с ребятами, и мы сделали выпуск. Все это показалось мне интересным, мы продолжили коммуникацию с командой, и в итоге я предложил им свою помощь. Сервис был молодой, развивающийся, и я решил на безвозмездной основе поделиться своей экспертизой с ребятами. Я хотел помочь команде выстрелить и получить раунд инвестиций, чтобы они могли развиваться дальше.
Мое участие в проекте никак не оплачивалось, все было на безвозмездной основе, но все-таки некоторые бенефиты я получил. Поскольку я был тем, кто непосредственно отвечал за развитие проекта, мне было необходимо взаимодействовать с большим количеством людей, чтобы использовать подкаст как точку привлечения, договариваться о сотрудничестве и так далее. Поэтому я постоянно общался с представителями крупных компаний, таких, например, как Т-банк или банк «Точка», с разными блогерами и селебрити.
Я установил новые связи в ведущих компаниях, прокачал коммуникативные навыки в работе с топ-менеджерами и с представителями креативной индустрии. Хотя я и не получил материальной выгоды, опыт участия в проекте был для меня и интересным, и полезным.
Чтение лекций в вузах и благотворительных фондах
Светлана Андреева, основатель PR-агентства «Андреева и партнеры» и консалтингового агентства «Redoo», эксперт Executive.ru
Я с большим удовольствием читаю лекции в вузах, которые регулярно приглашают меня как эксперта. Никогда не отказываю, всегда нахожу время. Я осознанно делаю это pro bono. Для меня важно делиться опытом с новым поколением будущих профессионалов, они – наше будущее, а у вузов далеко не всегда есть возможность оплачивать выступление известных спикеров. Однако вместо гонорара я получаю нечто более ценное: полные залы вдумчивых серьезных людей, которые внимательно слушают, задают интересные вопросы, стремятся узнать о предмете как можно больше.
С радостью отзываюсь на приглашения благотворительных фондов, особенно работающих с детьми-сиротами. Как-то давала целый мастер-класс, на котором рассказывала об азах рекламы и PR. Специально готовилась к этому событию, делала презентацию под интересы своих слушателей в возрасте от 13 до 16. Они с большим интересом слушали меня, выполняли практические задания. А затем мы пошли пить чай с плюшками, которые собрала моя команда.
Некоторые дети, подумав, сказали мне, что в будущем хотят стать пиарщиками или журналистами. И это была самая большая похвала моему выступлению.
Наставничество для малого бизнеса
Юлия Федькина, бренд-архитектор, независимый эксперт по маркетингу и развитию бизнеса, эксперт Executive.ru
Участвую в проектах Малого бизнеса Москвы «Прокачай бизнес вместе с наставником». Это созвучно моей личной миссии – чтобы успешных бизнесов в России стало больше. Малый бизнес зачастую не имеет возможности получить консультацию у эксперта или пройти обучающую программу. Поэтому здесь предприниматели получают поддержку от выбранного наставника в течение двух месяцев.
Приятно видеть, как бизнесы стартуют или выходят на новый уровень – это очень вдохновляет. Конечно, есть «звезды», которые создают потрясающие результаты. Одна участница пришла с запросом на старт одного продукта, а в процессе работы придумала и запустила другой продукт, который теперь реализует с большим успехом. Еще один пример – участник пришел с желанием выйти из сегмента B2B в B2C в довольно непростом сегменте специализированного медицинского оборудования, открыл для себя CRM, создал интернет-магазин и теперь успешно продает.
После окончания программы продолжаю общаться со своими группами по мере возможности, помогаю советом, делюсь полезными инструментами.
Благотворительный коучинг
Елена Агафонова, эксперт по счастью и карьере, эксперт Executive.ru
Про себя я называю этот проект «благотворительный коучинг» и провожу его каждый год. Обычно в первую январскую неделю, как бы перед Рождеством. Иногда, наоборот, смещаю на неделю до Нового года, в зависимости от своей нагрузки.
Идея сессий коучинга, которые я предлагаю всем желающим безвозмездно, то есть даром, как сказала бы мудрая Сова из великого «Винни-Пух и все-все все», появилась у меня в тот момент, когда я написала одну из своих книг и решила для ее красочного издания и продвижения собрать деньги через краудфандинг. В ходе этого процесса я также проводила ряд бесплатных марафонов для первых читателей книги, которые применяли предлагаемые практики, вели свои дневники, а затем некоторые давали разрешение на то, чтобы я в анонимной форме делилась их открытиями на портале для сбора средств.
Я тогда поняла, что людей, которым нужна помощь и поддержка в их трансформационных процессах, гораздо больше, чем тех, кто за этой помощью в итоге обращается к специалисту. Потому что у них просто нет лишних денег. А не потому, что они не хотят или считают всех коучей мошенниками. Просто у них такая полоса в жизни: изменения очень нужны, но люди загнаны в угол, и именно поэтому у многих действительно денег от зарплаты до зарплаты.
Я спросила себя, что я могу сделать для них? Как могу помочь, не ощущая себя в роли Спасателя, который согласно треугольнику Карпмана в какой-то момент времени обязательно превращается либо в Жертву, либо в Карателя. Так родился ежегодный проект «Коучинг творит благо».
Находясь на связи со многими людьми, которым наше взаимодействие помогло серьезно изменить свою жизнь к лучшему, я точно знаю, что проект имеет высокую ценность, хотя он не приносит мне лично ничего материального. Это ценность более высокой степени, ее вряд ли можно оценить в деньгах.
Благотворительность дает возможность проявить свою любовь, свое человеческое участие, дать надежду и поддержать в трудную минуту того, кто в этом нуждается. А самому благотворителю от этого огромное счастье! Каждый раз я безмерно благодарна людям за их доверие и возможность быть полезной.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Подать заявку в Лигу экспертов
Читайте также:
Снимаю шляпу перед коллегами. Циничным маркетологам надо чистить карму )) Я делаю это примерно раз в 3 года ))) Как правило, это краткосрочный менторинг со стартапом не больше полугода на рынке.
Также могу проконсультировать предприятия МСБ бесплатно. Правда редко, тут меня надо сильно увлечь )))
Довольно забавно, что бесплатная помощь стала чем-то вроде выдающегося деяния.
Хотя это вполне нормальное явление для думающего специалиста.
Одним из важных тезисов этого мира является «сначала приходит опыт, потом деньги...».
А где еще можно получать новый опыт, как не помогая бесплатно?
Истории привлекательные. Не стоит гнаться за Мамоной.
Мы прошли длинный путь.
Раньше удивлялись, что за консультацию нужно не просто платить, но много платить.
Теперь мы удивляемся, что кто-то консультирует бесплатно.
"Капитализьм! Р-р-р-р!", как говорил герой одного кина.
Странно стал работать сайт после выходных.
После написания комментария он перебрасывает на главную страницу.
Так как для меня важно приносить пользу и помогать развитию социальноответственного эффективного управления, то я активно использую возможность поделиться своей экспертизой с компаниям и организациям, которые не могут, в силу финансового состояния, воспользоваться моими услугами на платной основе.
Среди многих проектов Pro bono для детей и взрослых, мне особенно запомнился проект для Общественной палаты РФ, когда я обучал руководителей НКО в Ростове-на-Дону, Казане, Ярославле. Для меня это был потрясающий опыт работы с руководителями, которые привыкли постоянно работать в сложных условиях, и поэтому были очень активны на обучении и делали супер инсайты. Всегда интересно работать с сильными руководителями, это даёт и мне развитие как профессионалу.
Я много лет руководил НКО. Работа не из простых.
Могу узнать детали, чему вы их учили и какой опыт у них взяли?
Работать бесплатно, новыйт капиталистический тренд - такая прибавочная стоимость равная нулю))). Ребята, о чем вы? Если вы профессионал, то у вас должна быть стоимость вашего труда, иначе - меняйте работу. Благотворительность - это совершенно другое, не надо путать.
А волонтерство — это что, по-вашему?
Между прочим, опыт часто бывает дороже денег!
Шутка:
Что-то в последнее время все больше и больше говорят о волонтерах.
Думаю, это неспроста.
Видимо, дело идет к отмене зарплат!
Лучше оказать какую-то ограниченную помощь в бесплатном формате тем, кто не может тебе нормально заплатить, если есть такая возможность, чем работать дешевле своего минимального тарифа.
Когда работаешь бесплатно, ты определяешь, что ты делаешь, а что нет.
А если ты работаешь за деньги пусть и малые, ты должен выполнять требования Заказчика и несешь ответственность за результат.
Анатолий, спасибо, что озвучили этот момент. Взяли в работу. На прошлой неделе на сайте проходили важные технические работы. Аномалии возможны. Просьба сообщать о них: content@e-xecutive.ru.