«У тебя есть резюме?». Люди реагируют на этот вопрос тревожностью, потому что для многих необходимость иметь готовое резюме равно «я ищу работу», а это равно «у меня нет работы». Это часто равно «я не такой успешный, как хотелось бы».
Многим людям, претендующим на руководящие позиции, никогда в жизни не приходилось составлять резюме. Они начали с низкой должности и росли в компании до управленческих позиций. Потом их «схантили» знакомые. Потом их повышали, и все было хорошо много лет. А потом наступил кризис — и неважно, внутри компании или внутри личности. Когда приходит время перемен, человек не готов — и не потому что у него нет резюме, и оно ему ни разу не было нужно, а потому что человек отказывается быть «ущербным» в глазах окружения, а работать над резюме и искать работу, особенно когда дошел до топ-позиций, в российском обществе часто вызывает своего рода жалость.
Я сменила три страны, и мне каждый раз нужно было начинать заново. Не было никого, кто мог бы устроить на работу, познакомить, замолвить словечко. Я просто искала работу и отправляла всем резюме и сопроводительные письма. У меня есть резюме (несколько версий), CV, resume, Lebenslauf (нужен в Германии).
В Москве, как я заметила, есть некий культ знакомств и «своих». Некоторые люди довольно пренебрежительно относятся к работным сервисам и предпочитают искать среди «своих», где «свои» по рекомендациям таких же «своих» каким-то образом моментально могут распознать классного специалиста и познакомить с нужными людьми.
«Меня позвали» в проект/компанию» часто переводится как «резюме у меня не спрашивали». И в текущей системе общественных ценностей для многих людей это является поводом для гордости.
Что если посмотреть на резюме и систему ценностей под другим углом? К каким качествам руководителя ведет данная философия и страх быть в ситуации, когда необходимо иметь резюме (особенно на двух языках)?
- Многие люди на хороших позициях, с одной стороны, отмечают цикличность — через определенное количество лет, часто 3-4 года, им стремительно хочется сменить работу, должность, окружение. А с другой стороны, они хотят как можно дольше сохранить тот мир, который они создали для себя на этой позиции. Мир, который удобен, потому что привык к людям, потому что тебе разрешают работать два дня из дома, можно всегда договориться с начальством, можно работать меньше, когда все системы налажены, есть регулярные командировки в Европу бизнес-классом и прочее. Когда заканчивается цикл, не замечать внутреннее состояние бессилия и одновременно злости от мысли «я иду по наклонной не туда» становится невозможно, но внешне человек стоит на месте, потому что бросать образ жизни, который сам столько лет создавал, кажется безрассудным. Садиться за свое резюме кажется тем более нелепым занятием. Человек в таком состоянии какое-то время остается на своей позиции, пока его поведение и настрой не начинают вредить компании, и его «неожиданно» просят уйти.
- Многие топы и руководители рассказывают, что их постоянно «хантят». Звонки минимум раз в неделю от рекрутеров, с одной стороны, расслабляют и укрепляют позицию «я очень крут». С другой, они также укрепляют позицию «можно ничего не делать». Другие компании могут предлагать в два раза больше денег, больше дней отпуска, больше ресурсов, но, как говорят люди — «Ну нет, это же надо будет работать…!». Я слышала эту фразу много раз. Когда человеку 45+, когда тщательно выстроен образ жизни вокруг конкретной компании, когда найдены способы работать меньше и получать столько же, человек охраняет «нажитое», как бы не металась душа. Многие делают параллельно что-то свое, но, как правило, не хватает ресурса довести «свое» до того уровня, где оно дает финансовую свободу и одновременно поддерживать удобный уклад жизни в текущей компании.
С такими качествами, собственноручно развитыми из страха потерять уровень комфорта и социальной значимости, руководитель, оказавшийся в позиции «ищу работу», почти никогда не ищет ничего активно. Несколько месяцев он пребывает в уверенности, что такого потрясающего руководителя работа найдет сама.
Некоторых действительно находят и забирают, не дав им отдышаться и переосмыслить прежний опыт. Другие, и речь о них, оказываются в очень неприятной для себя позиции поиска, то есть — безработицы, то есть — непривычного отсутствия активного интереса к своей персоне и абсолютно без навыка «продавать себя».
Как самостоятельно исправить ситуацию без карьерного коуча?
- Тренироваться объяснять себе же свой опыт в формате видео, записать видео-резюме для себя. Это одно из самых эффективных упражнений. Если видео делать тяжело, начать с аудио. Если бы кто-то попросил срезюмировать ваш опыт, чтобы порекомендовать вас на интересную вам позицию, что бы вы сказали? Полезно просто включить диктофон и записать свои мысли. Потом переслушать и честно ответить себе, наняли бы вы человека в команду, который так формулирует? Очень многое становится понятно о себе без консультаций психолога или коуча. Затем перейти к видео. Когда мы смотрим видео со своим участием, мы видим, как другие люди видят нас. Хотя видеозвонки очень популярны, для многих людей очень непросто внятно объяснить на камеру, кто они, и в чем суть их компетенций. Люди, которые просто ждут работы, зачастую боятся общения с людьми, так как боятся негативной оценки. Вдруг новые люди не увидят и не признают тот авторитет и талант, который был всем понятен на прошлой должности? Тренировки в режиме видео, где сам человек — свой единственный зритель, помогают привыкнуть к себе, своему голосу, и частично этот страх снимается. Если человек ищет позицию в международной компании, можно работать с видео на русском и английском, потому что часто на другом языке еще сложнее сформулировать свои достижения.
- Написать свое резюме и пока никуда не отправлять. Посмотреть на это как на возможность внятно сформулировать свои навыки и компетенции. Я всегда рекомендую делать это самостоятельно, а не делегировать агентствам, потому что ни один специалист не сможет отразить глубину вашего опыта потому, что не знает вас и опирается на ваши же неточные формулировки. Если человек ищет позицию руководителя, не нужно расписывать в резюме должностные обязанности. Часто достаточно четко сформулировать свой вклад на предыдущих позициях в цифрах и с примерами, то есть представить только результаты. Это самое сложное для человека, который раньше не придавал значения своему резюме, но этот навык отлично тренируется.
- Научиться продавать себя на русском и английском языках. Не «упаковать» себя в слащавые продающие слова — именно такое восприятие часто вызывает негативную реакцию, — а понятно, используя минимум слов и на простом языке объяснить свой стиль управления, мотивацию, свои критерии формирования команды, свои ресурсы и возможности. Другими словами, показать в общении свои человеческие качества, которые и выступают решающими по итогам собеседования.
Поиск работы, когда человек уже был на уровне C-level позиции, бывает сложным, если человек впадает в состояние «я особенный».
- Таких предложений мало.
- То, что делал я, невозможно сформулировать ни в каком резюме.
- Я не согласен на меньший уровень комфорта на новой работе.
- Мне не нужно писать резюме, меня должны найти сами.
- Мне не нужно себя продавать, все должны сами понимать, кто я.
Это иллюзии. В реальности человеку просто не хватает навыков, чтобы идти дальше того потолка, за который он много лет держался. Наработав навыки в пунктах выше, люди идут дальше, потому что дальше — это там, где эти навыки есть у всех.
Есть не только резюме, но и персональный бренд через публикации и интервью в профильных порталах. Но вот уже два месяца, как бесчисленные собеседования на директора завода, а достойного предложения нет. И у меня по-прежнему нет ответа на вопрос - почему не востребованы знания и умения руководителей предприятий, кто может вывести ущербное по всем параметрам производственное предприятие в число лидеров, просто поставив там регулярный менеджмент. Уж сколько статей на этом и других ресурсах опубликовано, сколько интервью и комментариев роздано, а 90% отечественных заводов по-прежнему возглавляют бестолковые директора, а на заводах по-прежнему управленческий бардак и разруха: потери, брак, срывы отгрузок, невыполнение плана, неудовлетворенность потребителей, убытки и т.д. Честно говоря, одно предложение о работе я получил, но не принял его. В ситуации поиска работы последний раз был в конце 2017 года, и тогда директором завода стал по рекомендации. И в 2015 году директором завода стал по рекомендации. Оба раза выводил заводы из убытков в прибыль, повышал качество до 0 customer ppm, повышал культуру производства, внедрял системы менеджмента качества и т.д., а потом результаты пожинали другие люди. Оказывается, это сейчас называется интерим менеджмент. Неужели в стране, где примерно 90% заводов и фабрик погрязли в управленческой разрухе, не востребованы компетенции управленцев западного типа, кто уже всем все доказал. Все цифры сейчас в открытом доступе, год, прибыль-убыль.
Статья понравилась. Просто и лаконично.
Думаю, что это одно из основных объяснений. Должен быть пахать, кузнец и жнец. А , есть свой человек, под которого этот пахать подготовит какой-нить заводишко, купленный за даром по случаю, в работающее предприятие. Чтобы сыночка/племяшка или кто там, пришёл и мальчику было чем заняться. Сам-то не осилит... наверняка есть и другие...
Чему Вы удивляетесь. Это Россия!
На наше правительство посмотрите. А рыба как известно...
А еще он мог попасть в черный список, который ведут HR на секретных каналах телеграмма. Тогда надо менять ФИО.
Тогда уже ничего не поможет
Коллеги, статья, очевидно, о преодолении внутренних установок руководителя, в результате которых он упускает возможности по продолжению карьеры.
Однако первые комментарии о другом. О внешних факторах.
Вопросы внешних негативных факторов статья не рассматривает: резкое сокращение числа вакансий в виду падения рынка, отсутствие профессионализма нанимающей стороны ( хотим "волшебника", а сами ничего не делали; посредники-рекрутеры, которые не знают индустрии и подходят к процессу найма формально и др.)
Статья действительно про преодоление себя - перестройка под сегодняшнюю действительность. Как раз об этом и пишет автор статьи- что обладать превосходным профессиональными компетенции мало. В наше время, к сожалению, важнее приобрести навык самопрезентации. И разместить свое именно "продающее" резюме на работных сайтах, соцсетях, LinkedIn. А если Вы работаете над собственным брендом- отличная практика, в этом случае может сработать принцип "меня позвали", так как о Вас могут слышать или прочитать те, кто сейчас находится в поиске директора. Про поиск 2 месяца на вакансию директора- это не большой срок поиска. Рассмотрите свой поиск работы как проект- постройте проактивную стратегию поиска. Здесь пригодятся навыки продаж - если рассмотреть работодателя как своего клиента, то надо выбрать клиента, наладить контакт, выявить его потребности, рассказать о выгодах работы с Вами, какую пользу и результаты Вы можете показать, преодолеть возражения или сомнения и заключить сделку/договор.
Вам успехов в поиске работы, Ваш завод обязательно найдется)
Статья понравилась. Автор в теме рекрутинга. В теме создания искусственных препон. Резюме, личный бренд...
Я первое резюме, которое написал сам - показал не кадровику, а знакомому административному директору. Он спрашивает - зачем написал книгу.........
Крайности в работе специалистов по подбору персонала огромны. И, как и везде, по одним судят обо всех коллегах.
Кратко изложить свои достижения на каждом месте. А это как? Я считаю, что важны эти достижения, про которые ресечер понятия не имеет. В каждом конкретном случае высказываются требования работодателя. И под каждую вакансию надо создавать отдельное резюме? Потому, как есть целый пул жалестных статей, как этим специалистам тяжело работать, когда на одну вакансию пришло 140 резюме. Читают бедные вскользь, выискивают необходимые навыки. Тратят не более двух минут. И не всегда отвечают, хотя бы отказом. Мульку про личный бренд придумали коучи. Этих не хочется называть бизнес наставниками или тренерами. Заплати ..дцать рублей и я наставлю тебя на путь истинный. Спрашиваешь про гарантии - пропадают бедняги. Специальные команды по трудоустройству ТОПов (есть такие) тоже заряжают существенную предоплату. Но начинаешь уточнять, оказывается что это только консультационные услуги.
Должность менеджера/директора по развитию имеет краткий жизненный цикл. И тут постоянно надо искать себе новое место. Моральные принципы не позволяют идти к конкурентам. Надо искать смежную нишу. А этого кадровики позволить не дают.
Был у меня свой случай десять лет назад. Должность в отделе продаж московского представительства с функцией контроля производящего завода. Приехал на собеседование, расслабился. Пять минут поговорили с руководителем кадрового органа. Он попросил подождать в переговорной. Чай/кофе. Минут через 15 заходят несколько человек. Собственник, ген.директор, директор завода, коммерческий директор. После вводных фраз знакомства, мне задали вопрос - как я буду контролировать завод. И тут "Остапа понесло", у меня "падает планка".... Включаюсь... Все сидят прямо, двое уже доложили ситуацию, директор завода заканчивает... В глазах коммерческого паника, у кадровика отвисла челюсть. Тут я понимаю. что безвозвратно завалил собеседование.
Свой опыт из этого вынес. Далось с большим трудом изображать мягкого и пушистого.
А статья. Это всего лишь еще одна точка зрения. Еще одного специалиста по персоналу.
Супер ! Чувствуется что человек занет о чем пишет. Можно было бы конечно развить тему, но для ТОПов практивков, по моему, и так все понятно, без комментариев.