5 навыков, без которых вы не сделаете карьеру

В марте-апреле 2017 года кадровое агентство Kelly Services произвело замер настроений работодателей, опросив HR-специалистов, рекрутеров и менеджеров, непосредственно нанимающих персонал. В исследовании приняли участие представители более 200 компаний. Как меняется в них ситуация с кадрами? Около 38% опрошенных заявили, что планируют в 2017 году расширение штата, что радует. На аналогичный вопрос, прозвучавший год назад, утвердительно не ответил никто. Это означает, что российский рынок труда ожидает и вакансий становится больше. Но какими качествами нужно обладать, чтобы получить хорошее рабочее место?

Потенциальные кандидаты не питают иллюзий: 62% из 2200 работников, охваченных другим исследованием Kelly, проведенном в феврале-марте 2017 года, считают, что требования работодателей выросли. А сами работодатели выделяют пять ключевых навыков, сочетание которых гарантирует сегодня успешное трудоустройство.

Навыки идеального кандидата на вакансию

Насколько приведенные оценки соответствуют действительности? И что за ними стоит? Executive.ru попросил ответить на эти вопросы топ-менеджеров компаний и профессионалов кадрового рынка.

Навык №1. Многофункциональность

Под многофункциональностью имеется в виду способность работать в смежных областях, например, маркетинг и продажи, бухгалтерия и финансы, IT и коммуникации. Действительно, в бизнесе все сильнее укрепляется тренд, когда недостаточно сильных сотрудников (или даже целую команду) меняют на людей, которые могут выполнять разноплановые задачи и совмещать несколько функций.

Руководитель межотраслевой группы рекрутинговой компании «Бигл» Ольга Телегина вспоминает кейс. В команде работали три сотрудника, один из которых не только успевал выполнять свои задачи, но и брал на себя задачи коллег. В итоге компания решила заменить двоих специалистов одним с более высокими компетенциями, и это решение полностью себя оправдало.

Директор по развитию «Апостроф-медиа» Татьяна Ананьева добавляет, что сегодня все больше задач лежат на стыках. Поэтому запросы от работодателей на многофункциональность сотрудников будут только расти: «К примеру, руководитель учебного центра одной крупной компании сам изучил один из языков программирования, чтобы писать запросы в IT-системе самостоятельно, поскольку это ускоряло процесс для получения нужных шаблонов и данных. И это нормально для бизнеса, который очень активно развивается».

Представитель хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Вероника Ноговицина отмечает, что помимо очевидной выгоды (сокращение ФОТ в 1,5-2 раза) для работодателей важно, что подобные кандидаты проще находят общий язык с подразделениями и смежными департаментами, тратят меньше времени на поиск компромиссов и чаще добиваются ситуации win-win. Например, некоторое время назад «Агентство Контакт» искало директора по маркетингу для крупной fashion retail компании, которая потребовала, чтобы кандидаты, помимо глубокого понимания продвижения бренда в разных каналах, знали о связи расходов на маркетинг с доходами и расходами бизнеса, а также понимали специфику работы с департаментами HR и продаж. По мнению заказчика, только такой кандидат сможет принимать решения, всесторонне учитывая интересы компании.

Навык №2. Умение выполнять свою работу лучше других

«Заметно, что по сравнению с 2016 годом важность этого требования снижается, – обращает внимание директор по маркетингу Kelly Services Жанна Волкова. – Это подтверждает еще один важный тренд. Если раньше был важен лучший кандидат в лучшее время, то сейчас нужен нормальный кандидат и побыстрее».

В целом это наблюдение сочетается с аналогичными исследованиями. По прогнозам аналитиков «Работа.ру», в 2017 году количество вакансий вырастет более чем на 10%, а количество резюме снизится на 8%. Это значит, что конкурс уменьшится с 5,3 до 4,2 резюме на вакансию. Однако говорить, что рынок работодателя начинает превращаться в рынок соискателя пока рано. Большинство компаний по-прежнему готовы ждать своего сотрудника, просматривая многих кандидатов. И даже если закрыть вакансию нужно срочно, требования к квалификации никто не будет снижать. В любом случае предпочтение отдается и будет отдаваться соискателям, в которых наниматели видят высокий профессионализм, стремление к совершенствованию и развитию.

Навык №3. Способность брать ответственность

Это базовая компетенция, которая будет актуальна независимо от состояний рынка и уровня позиции. «Среди наших клиентов есть крупный западный работодатель, который проводит с кандидатами кейс-интервью, выявляя возможность самостоятельно отвечать за вверенный участок работы, даже если речь идет о массовых производственных позициях», – приводит пример Ольга Телегина.

Однако в России в 2017 году, по опросу Kelly Services, работодателей, которым остро нужны ответственные сотрудники, не теряющиеся в сложных ситуациях, оказалось на 2% меньше, чем год назад. Динамика, конечно, еле заметная. Но, может быть, действительно, приоритет лидерских качеств снижается? «Сложно с этим согласиться, – сомневается Татьяна Ананьева. – Ответственность за результат – это не функция лидера, а то, что ожидают от каждого человека. Бизнес находится в ситуации развития и конкуренции. Все меньше нужны исполнители, которые только выполняют свою работу, но не берут ответственность. Компании такие процессы предпочитают автоматизировать, а от сотрудников ждут как раз идей и готовности их реализовать».

Надо полагать, что небольшое снижение роли «качества №3» в глазах работодателей можно списать на статистическую погрешность или объяснить завершением острой фазы экономического кризиса. В условиях стабилизации потребность в сильных менеджерах, способных принимать рискованные решения, снижается. И вместо этого, как обращает внимание Жанна Волкова, растет потребность в специалистах.

Навык №4. Умение достигать поставленной цели

Российские компании переходят от процессной системы организации работы к ориентированной на результат, в том числе – к проектной системе. Поэтому способность достигать цели, доводить проект, контракт, продажу до конца – стала одной из важнейших компетенций менеджера и специалиста. Да, по-прежнему есть профессии, для представителей которых важно качественно выполнять текущую работу. Но и в этом случае в оценке качества все чаще используются метрики, позволяющие оценить эффективность.

«Наш клиент, генеральный директор компании, производящей и дистрибутирующей премиальные аксессуары, рассказал о серьезном приросте продаж и доле рынка, который был достигнут за счет изменений отношений с ключевыми и региональными клиентами, – приводит пример Вероника Ноговицина. – Это позволило перевыполнить цели на 2016 год, несмотря на общерыночное падение продаж в данном товарном сегменте».

Заметим, что важность этой компетенции для работодателя зависит от позиции сотрудника и специфики его работы. Если на одних ролях в компании важно, чтобы работник стремился к поставленной цели, то в других случаях необходимы люди, способные грамотно управлять своими процессами. Впрочем, сотрудники, которые выполняют много рутинной работы, также должны стремиться к достижению целей. Просто их цели иного характера: качественное решение задач к поставленным срокам.

Навык №5. Знание иностранного языка

Самый популярный в бизнесе, конечно же, английский язык, хотя, отмечают в Kelly Services, в последнее время есть заказы на кандидатов с китайским. Английский может пригодиться при общении с головным офисом за рубежом, экспатами, иностранными клиентами или поставщиками. А китайский язык нужен компаниям, у которых есть проекты, связанные с этой страной. Впрок кандидатов со знанием китайского никто не берет. «Но Китай становится зоной повышенной активности российского бизнеса как в сфере производства, так и в продаже услуг. Поэтому спрос может расти», – прогнозирует Татьяна Ананьева.

Заметим, что многие компании настроены на выращивание руководителей из собственных сотрудников. Поэтому, даже принимая на работу линейного менеджера по продажам, они отдают предпочтение англоговорящему кандидату. «HR-директор крупной розничной сети, который искал с нашей помощью руководителя отдела обучения персонала, отклонил кандидатуру одного финалиста только потому, что тот не владеет английским, – приводят пример в «Агентстве Контакт». – Это означает, что такой топ-менеджер не сможет самостоятельно анализировать лучшие мировые практики обучения. И появляется риск, что он будет изобретать велосипед вместо того, чтобы оперативно использовать опыт других компаний».

Получается, что незнание другого языка может стать минусом, который перечеркнет все плюсы? Не всегда. Если на конкретной должностной позиции иностранный язык используется каждый день, то компромиссов, действительно, быть не может. Но если речь идет о вакансии, для которой английский просто желателен, то с учетом сжатых сроков ее закрытия работодатель скорее откажется от своего пожелания в пользу других сильных качеств кандидата.

Фото: freeimages.com
Расскажите коллегам:
Комментарии
Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

Заявить, что планируется расширение штата - не равно расширять штат. Ценность таких заявлений - нулевая. Я вам сейчас заявлю, что в этом году создам 25 млн. рабочих мест. А потом, естественно, ничего не создам. Поэтому все эти рейтинги, основанные на каких-то высказанных ожиданиях каких-то усредненных руководителей - полное фуфло, имеющее такую же достоверность, как измерения какого-нибудь ВЦИОМа про 95% счастья россиян. И рынок труда не оживает ни разу - наоборот, стагнация продолжается и усиливается. Огромное количество появляющихся вакансий - пустышки, которых фактически нет, и которые размещаются с какими-то иными целями нежели найм персонала. Ну и главное - все эти перечисленные качества кандидата не имеют ровно никакого смысла без главного - наличия "связей с нужными людьми". Без связей остальное значения не имеет. По крайней мере, в России точно, где лояльность и преданность всегда ценились намного больше, чем профессионализм и компетентность.

Финансовый директор, Казахстан

По-видимому, мнение о статье сильно зависит от личного опыта по поиску работы. Я слышу от знакомых хедхантеров, что рынок труда оживает понемногу. Что радует. А перечисленные прекрасные качества кандидатов,- суть вечные ценности, разве они не были востребованы 3-5 лет назад?

Адм. директор, Санкт-Петербург

Собственно, ещё раз обозначены прописные истины. Поэтому и "юноше, обдумывающему житьё", и подходящему к "кризису среднего возраста", да и "окопавшемуся офисному ветерану" не мешает лишний раз взглянуть на себя со стороны и критически оценить - а как у меня с этим? Fine, or no?

IT-консультант, Москва

Вот читаешь такие статьи и радуешься… Набор кусочков, которые подобраны, видимо, людьми, не очень понимающими, что за термины они используют, и как одно связано с другим. То есть, нет целостности в этой статье и все тут.

Так вот о жизни.

Навык №1 Многофункциональность. Странное толкование не термина, нет, примеров. Одной – двух областей сейчас уже не хватает. Особенно в ИТ. Там помимо глубокого знания ИТ надо глубоко понимать не только предметную область, но и весь ее контекст. А это, как минимум, 4-5 областей. Плюс необходимы управленческие знания – отдельная песня. И наоборот, если ты метишь в передовые специалисты или руководители, никак нельзя не разбираться в управлении, руководстве, лидерстве, ИТ и смежных областях, причем надо постоянно быть на актуальном уровне этих знаний. Кроме того, надо бы не только уметь менять ненужных сотрудников на нужных, но и думать о том, как растить новые кадры. Это – не сиюминутная задача, она требует стратегического мышления. Поэтому кейсовое мышление тут не применимо, даже вредно, т.к. вырвано из контекста. Кроме того, навык №1 напрямую связан со всеми остальными навыками. Ну и самое главное лично для меня – такие люди думают по-другому, они интеллектуально более развиты.

Навык №2 Умение выполнять свою работу лучше других. Осмелюсь заметить, что «нормальный кандидат и побыстрее» - частный случай опции «лучший кандидат в лучшее время»… Может, просто изменилось качество тех, кто занимается подбором кандидатов? Они стали уже (ударение на «у») мыслить?

Навык №3. Способность брать ответственность. Опять кейсы… Знаете, вот вам пример из другой области, где, как правило, все все понимают, потому что больно. Если вам зря поставят кардиостимулятор, вам понравится? Ну кейс какой проведут, а вы, к примеру, волноваться будете, адреналин пойдет… Врач возьмет, да и решит, что у вас больное сердце… Сплошь и рядом, как ни обидно. Так и гипертензию (гипертонию), как диагноз, частенько ставят и другие диагнозы. А потом таблетки, операции и т.п. И прощай, здоровье, уже навсегда.

Термин « ответственные сотрудники, не теряющиеся в сложных ситуациях» означает «сотрудники, умеющие работать в кризисной ситуации». Т.е. в ситуации, где часты изменения, есть элемент неожиданности и т.п. Простите, что изменилось? Может опять стоит подумать о том, что «выбирающие» изменились, а ситуация – нет?

Навык №4. Умение достигать поставленной цели. Полноте, господа, проектная система – она и есть процессная. Разницу понимаем? Любая методика управления проектами не по Agile состоит из набора процессов, которых в среднем около 20… Да и в Agile процессы тоже имеются, но трактовка термина несколько другая… Тут уж лучше говорить не про проектный (частный случай), а про сервисный подход. И можно вспомнить про остальные навыки… Сама жизнь требует быстрой и, желательно, правильной реакции на изменения, как внешние, так и внутренние. Вот нам остро и не хватает управленческих знаний, чтобы хотя бы в терминах не путаться. Именно этот навык и не востребован, а он – ключевой, и «зарыт» во всех остальных. Любим мы телегу впереди лошади пускать.

Навык №5. Знание иностранного языка. Я бы тут отметила не просто знание языка, как возможность говорить и читать на этом языке. Этот навык дает возможность более глубокого понимания окружающей среды и развивает мышление.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Сергей Никаноров пишет:
По-видимому, мнение о статье сильно зависит от личного опыта по поиску работы. Я слышу от знакомых хедхантеров, что рынок труда оживает понемногу. Что радует. А перечисленные прекрасные качества кандидатов,- суть вечные ценности, разве они не были востребованы 3-5 лет назад?

Правильно. Кого-то папа тащит за ручку по карьерной лестнице, а кто-то бьётся самостоятельно. Рынок труда оживает? "Реальные расходы россиян сократились до минимума за 5 лет" (с) Ведомости, РБК. Как думаете, рынок оживает? Вот чисто логически? Или продолжаем верить сказкам о предстоящем в этом году "массовом наборе персонала", которые рассказывают всякие топ-менеджеры? Лучше всего у топ-менеджеров получается рассказывать сказки. В этом им нет равных.


Менеджер по закупкам, Санкт-Петербург

очень спорная статья. Пример про мультифункциональность убил: когда сотрудника, делавшего работу за троих оставили, остальных уволили, интересно, ему зп тоже втрое повысили?:)

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

Можно было назвать статью "кто нужен работодателям в России", и дать ответ одним предложением - суперпрофессионал, человек-энерджайзер без сна и отдыха, способный и готовый тянуть на себе функционал целого отдела (а то и нескольких), при этом не иметь никаких амбиций, годами работать на одной и той же должности простого специалиста за среднюю по рынку (или ниже средней) зарплату. Вот это и есть голубая мечта российских работодателей, независимо от размера компании, формы собственности и отрасли деятельности.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Олеся Златопольская пишет:
очень спорная статья. Пример про мультифункциональность убил: когда сотрудника, делавшего работу за троих оставили, остальных уволили, интересно, ему зп тоже втрое повысили?:)

Вы и сами знаете ответ на этот вопрос. В России вообще особая культура ведения бизнеса. Из-за крайней нестабильности политической и экономической ситуации бизнес не заглядывает далеко в будущее, стремится максимизировать прибыль сегодня (потому что "завтра" может и не быть) - то есть максимум прибыли и минимум издержек. Поэтому постоянно ищутся люди, способные и готовые героически заменить собой целый отдел.

Менеджер по закупкам, Санкт-Петербург
Дмитрий Карусев пишет:
Можно было назвать статью "кто нужен работодателям в России", и дать ответ одним предложением - суперпрофессионал, человек-энерджайзер без сна и отдыха, способный и готовый тянуть на себе функционал целого отдела (а то и нескольких), при этом не иметь никаких амбиций, годами работать на одной и той же должности простого специалиста за среднюю по рынку (или ниже средней) зарплату. Вот это и есть голубая мечта российских работодателей, независимо от размера компании, формы собственности и отрасли деятельности.

можно вообще без зарплаты, на голом энтузиазме - это точно идеал :))

Аналитик, Москва

Кто уж точно выигрывает от ситуации на рынке труда, так это кадровые агентства. Именно из-за этого появляются совершенно беззубые статьи.

Но сеть "новинка" у работодателей. Все очень полюбили различного рода тесты. Описываешь, например, свой опыт в резюме, а они в ответ: пришлите нам образец вашего техзадания. Но это бы ладно, не сложно отправить. Но был случай, когда директор попросил меня написать служебную записку, как проверку на грамотность. Был случай, когда директор попросил написать бизнес-план на создание учебного центра. Был случай, когда предлагалось написать программу учёта движения материальных средств предприятия в качестве теста.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Рамиль Гайсин
Коллеги, подскажите с такой ситуацией. Мы ООО на осно. Находим заказы на ремонт оборудования. Неп...
Все дискуссии
HR-новости
Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.