В российской ментальности особенно принято всячески принижать себя перед руководством и испытывать трепет и страх ради сохранения хороших отношений на работе. Однако подобный подход часто приводит к обратному эффекту и раболепие перед вышестоящими чаще становится причиной неуважения к подчиненному.
Мало кто сегодня может спокойно и уверенно чувствовать себя при встрече с начальником, и уж тем более едва ли кто-то способен держать себя на равных с вышестоящими по должности, не нарушая при этом правил субординации. И если в такие моменты вам действительно не хватает самообладания, то вот несколько техник самовнушения и самонастройки, чтобы быстро взять себя в руки и комфортно чувствовать себя во время любых переговоров с людьми более высокого статуса.
1. Настройтесь на лучшее
До сих пор в современном обществе принято упоминать поговорку, полушутя – полувсерьез «Я начальник – ты дурак, Ты начальник – я дурак». И если начальник сказал, что крокодилы летают, значит летают, но низенько-низенько. Нас воспитывают в такой традиции, что нужно начальство уважать, бояться и всячески «самоуничижаться» перед ним и заискивать, чтобы ни в коем случае не выделяться на фоне талантливого руководителя. Традиция настолько укоренившаяся, что еще со времен Петра такое поведение диктовалось на уровне государственного закона. Указ, датированный 9 декабря 1709 года, гласил: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».
Такой подход внушается в нашей культуре с детства, и если вы заметили за собой подобное поведение, и в присутствии начальства чувствуете себя неуверенно, дрожите, покрываетесь холодным потом, хотя знаете, что выполняете все свои обязанности, стоит обратить особое внимание на этот аспект вашего самосознания, и поработать над ними с помощью самых простых способов, таких как аффирмации. Даже если вы не сильно верите в силу слова, для начала попробуйте каждый день просто вслух самому себе говорить элементарные слова и утверждения, выражающие внутреннюю уверенность, спокойствие и поддержку самому себе:
- «Я спокойно и четко выражаю все свои мысли и идеи, аргументированно доказывая свою позицию и мнение».
- «Я имею право чувствовать себя уверенным и абсолютно спокойным человеком».
- «Я настроен доброжелательно и открыто».
- «Я готов выслушать любую точку зрения или пожелания по моей работе».
- «Меня ценят и уважают, я достоин внимания и расположения».
2. Визуализируйте это
Любая негативная картинка сценария, которого мы так опасаемся в своем воображении, может на пустом месте серьезно подкосить нашу уверенность в себе, и даже стать причиной одышки или нарастающего напряжения, вплоть до выброса адреналина. Точно также позитивные образы будущего способны нормализовать сердечный пульс, успокоить дыхание и расслабить мышечные зажимы, настраивая нас на положительный исход и приятные события. Чтобы искусственно не создавать себе проблем, попробуйте сфокусироваться на желаемых картинках.
Представьте, что вы видите перед собой улыбающегося руководителя, который внимательно слушает вашу речь и кивает вам в такт. Вы можете представить ситуацию, в которой он разделяет ваши взгляды и соглашается с вашим мнением. Вы спокойно приводите доводы и в максимально комфортной для вас обстановке рассказываете про нюансы проекта, над которым сейчас работаете, делитесь своими переживаниями и идеями.
Представьте, как вас хвалят и благодарят за успешное выполненные проекты, оценивают все ваши достижения по достоинству. И если начать прокручивать в голове такие картинки как можно чаще, то ваше подсознание быстрее привыкнет, и вы не заметите, как начнете жить в ожидании чего-то приятного. Видя такие вполне положительные и безоблачные картины ваш мозг уже настраивается на позитив и успешный исход вашей встречи, заранее проигрывая все, будто так и должно быть. Такая настройка привлечет мощные психические ресурсы, столь нужные в стрессовые моменты общения.
3. Снимите ореол превосходства
Хороший руководитель на самом деле не любит, когда перед ним лебезят или льстят. В таком поведении чувствуется неискренность, и когда человек ведет себя именно так и принимает позицию жертвы, то даже самому адекватному захочется лишний раз такого тюкнуть или уколоть. А внутреннее напряжение передается и собеседнику, и он тоже начинает нервничать и раздражаться, зачастую даже не понимая в чем же дело.
Мы бессознательно считываем, какую роль выбирает наш визави и занимаем чаще всего ту, которая нам по предложенному сценарию выпадает. Так что если один – жертва, то второй – палач, и он вам это покажет.
Если вы, напротив, демонстрируете доброжелательную уверенность, самодостаточность и ассертивность, (то есть активную устойчивую социальную роль без агрессии), то и руководитель поведет себя подчеркнуто уважительно и внимательно. Тогда и деловые отношения становятся доверительными, но без перехода или нарушения личных границ уважения личности.
Часто сотрудники начинают избегать контакта с руководством из-за таких страхов. И даже когда этого требует ситуация и нужно сказать неприятные факты, но зато есть время исправить их, такие сотрудники предпочитают не сталкиваться с руководством, от чего страдает компания. Стоит вопреки страхам найти в себе силы и обязательно оповестить о таких обстоятельствах, и тогда, нервничать придется намного меньше.
* * *
На самом деле начальник такой же человек, и если признавать за ним право быть доброжелательным, то можно установить неплохой контакт. Так что работать надо над собой. Если кто-то добился в карьере большего, это не значит, что он лучше или умнее, да это и необязательно. Ведь, как сказал Стив Джобс: «Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам».
Все мы люди, одинаково достойные уважения в этом мире, никто не хуже, никто не лучше. А как сказал американский философ и экономист Людвиг фон Мизес: «Работник не должен своему работодателю раболепия и подчинения. Он должен ему только услугу, за которую получает плату, являющуюся не милостью, а заслуженным вознаграждением».
Читайте также:
Указ, датированный 9 декабря 1709 года, гласил: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». - Вы серьёзно?
Все в наших руках. У Ольги Демчук есть хороший ролик на эту тему. От себя добавлю, второй совет может вызвать немотивированную агрессию со стороны оппонента. Будьте внимательны.
а как второй совет вызовет агрессию? В какой свой части он ее вызовет?
Ну как пример, можно на улице подойти к кому-то и сказать - здорово, брат!
Это может вызвать позитивную коммуникацию, а может спровоцировать агрессию.
Говоря проще, действуя по второму совету можно привнести в общение нотки развязаности и панибратства, сократить дистанцию при общении, и это может не понравиться оппоненту.
может я слепа, но второй совет заключается в настройке себя на позитивный диалог, какая агрессия? я не пойму ничего.. вы что там видите?
Второй совет дает рекомендацию проработать внутреннее состояние. Все это происходит в воображении человека и до открытого диалога не доходит.
Весь этот позитивный настрой творится только в голове, не языком.
Надеюсь, стало понятнее:)
Это неприемлемо для рук-ля. И, чревато для подчинëнного.
К тому же, всякие мантры, и визуализация в том числе, это путь от реальности в искусственный мир. Что уже в зоне ответственности психотерапии и психологии, не как псевлонауки, а как инструмента.
Ну женщина скорее всего не спровоцирует агрессию со стороны мужчины.
Очень верный текст но есть как говорится нюансик. Карьеры с таким подходом - как минимум быстрой и лёгкой - не сделать. А так всё честно
Очень странные предпосылки для написания статьи. Просто очень странные!
Для воспитания уверенности в себе советы наверное сгодятся.
Но поразительные по глупости утверждения:
"В российской ментальности особенно принято всячески принижать себя перед руководством и испытывать трепет и страх ради сохранения хороших отношений на работе
...
Мало кто сегодня может спокойно и уверенно чувствовать себя при встрече с начальником
...
До сих пор в современном обществе принято упоминать поговорку, полушутя – полувсерьез «Я начальник – ты дурак, Ты начальник – я дурак». И если начальник сказал, что крокодилы летают, значит летают, но низенько-низенько. Нас воспитывают в такой традиции, что нужно начальство уважать, бояться и всячески «самоуничижаться» перед ним и заискивать, чтобы ни в коем случае не выделяться на фоне талантливого руководителя".
Ё-моё! Откуда такие выводы? Кто вам такое наговорил? Вы считаете, что вы знаете наш менталитет? Вы когда-нибудь руководили чем-то кроме офисного планктона? Представления из какого-то сериала, в котором приходит новая молодая, красивая женщина-следователь ( в кино все красивые, в кино все женщины или следователи, или опера) и таким строгим голосом говорит: "Майор, я здесь начальник" и майор начинает трепетать перед новой командиршей.
Ну, пожалуйста, включите чувство юмора, чтоб всерьёз не воспринимать слова "ты начальник - я дурак....". Чтоб не принимать как формулу жизни указ 300-летней давности.
Я приведу слова нашей с вами коллеги: "Человеку свойственно принимать границы своего кругозора за границы мира".
Для таких нервных работников офиса дам совет, которым пользуются военные.
1. Научитесь посылать на...Твёрдо и с достоинством.
Может вы нас с японцами перепутали? С французами (Фильм "Игрушка")? С американцами?
Меня поразил сценарий проведения дня Нептуна у американских моряков! Если в нашем сценарии Нептун предлагает испытания новичку, то в их - унижение.