Много лет работая с людьми разных профессий, я раз за разом сталкиваюсь с недовольством в формате «Ну я же ему объясняю, это же очевидно! Как можно не понимать элементарных вещей?». Звучит ли это в адрес подчиненного от руководителя или наоборот, каждый совершенно искренне негодует – почему же эти очевидные вещи один понимает, а другой изо всех сил делает вид, что ему открыли Америку?
До некоторого времени считалось, что люди в большинстве своем мыслят рационально, здраво. А уж если мы здраво не мыслим – значит виной тому эмоции, и только они мешают жить и мыслить рационально. Однако мы даже не предполагаем, что наш мозг просто изначально запрограммирован на совершение ошибок и принятие неправильных решений.
Спасибо Канеману и его книге «Думай медленно, решай быстро», теперь мы знаем, что мозг наш работает в формате двух систем – системы медленного и быстрого мышления. Он устроен так, чтобы максимально сохранять энергию и при этом получать по максимуму пользы. Когда мы мечтаем, как бы так сделать, чтобы работать поменьше, а получать при этом побольше – это не мы такие плохие, ужасные и меркантильные, это ровно то, что наш организм от нас требует. Мы так устроены. Так что все ОК: мы работаем в режиме энергосбережения.
Наш мозг хранит практически всю когда-либо увиденную и услышанную информацию – каждый листочек каждого дерева, каждый звук в толпе, каждое ощущение – все попадает в некую систему хранения. Конечно, мозг делает все, чтобы мы не сошли с ума, поэтому дает нам возможность забывать всю эту информацию – но при этом хранить ее он не перестает. Никогда. Мы не можем отключить или стереть что-то из памяти по собственному желанию. Каждый раз, когда от нас требуется принять какое-то решение, мы автоматически используем систему быстрого мышления – даже не задумываясь об этом, оно вообще «как-то само».
Если я спрошу, сколько будет 2 + 2, уверена, вы даже не успеете подумать – в голове моментально рисуется четверка. Эта информация настолько проста и привычна, что даже не возникает варианта «а не подумать ли?». У мозга уже есть готовый ответ. Получите, распишитесь. Но если я попрошу прямо сейчас умножить 29 на 74, подозреваю, большинство читателей на некоторое время зависнут, ведь на этот пример готового часто используемого ответа в голове нет. А когда готового ответа нет, мозг тяжело вздыхает, и начинает нехотя искать решение. Ну ладно уже. Только сегодня и только для тебя я, так и быть, напрягусь.
Смешно, но мозг наш думать не любит. Он максимально бережет себя на случай «вдруг завтра бой, а я уставший!». И только когда понимает, что готового ответа нет – он так и быть включает систему медленного мышления. Мозг настолько не любит работать, что каждый раз, когда можно подставить что-то вместо – подставляет. Он замечательно умеет подменять понятия. Если что-то хотя бы кажется нам знакомым, мы склонны верить, что это правда. Есть такое понятие – иллюзия истины, которым замечательно умеют пользоваться политики и маркетологи. Они даже честно сознаются, что используют в своих речах прием «вставьте в часовое выступление одно слово истины – и вам поверят».
У каждого из нас есть свой набор информации, которая позволяет нам принимать эти самые быстрые решения. Иногда правильные, иногда похожие на правильные, зато напрягаться не надо. Здорово же?
Когда одну и ту же информацию вы регулярно используете в работе, то в любую минуту вы готовы ответить на любой вопрос из вашей профессиональной области – и для вас это будет как дважды два. Но для людей, которые не используют эту информацию в своей повседневной жизни, эта задача потребует включения того самого медленного мышления.
Каждый раз, когда можно выбрать между сложным решением и простым – мозг выберет простое. Чтобы заставить себя переключиться в режим осознанного мышления, нужно приложить усилия.
Наша система медленного и быстрого мышления заточена именно под нас. Мой мозг работает на меня. Соответственно, именно моя картина реальности заложена как наиболее часто используемая. Именно мое восприятие мира включается в те моменты, когда нужно быстрое решение. Когда мы сталкиваемся с очевидными для нас вещами, наша система быстрого мышления выдает что-то вроде «друг, ну тут думать нечего – это вот так и никак иначе».
Приходя на новое место работы, начав изучение новой области, мы часто сталкиваемся с этим эффектом. Будучи в новом пространстве, мы можем задавать совершенно логичные вопросы. Новые коллеги, конечно, отвечают, но иногда на их лицах можно прямо прочитать легкое недоумение, из разряда «ну все же понятно, вот эта папка, она всю жизнь тут стоит, ничего необычного, все примитивно!». Но для человека, который в глаза эту папку никогда не видел, все далеко не так очевидно.
Только сталкиваясь с этим лично, появляется понимание, что вещи, очевидные для вас, не всегда очевидны другим. Чем больше мы общаемся с человеком на близкие нам обоим темы, тем больше начинает появляться совпадений в наших системах быстрого мышления, тем больше нам начинают казаться очевидными одни и те же вещи. Но здесь срабатывает другой закон подлости – чем больше людей начинают говорить с нами на одном языке, тем больший диссонанс вызывают у нас те, кто не находится в нашем смысловом поле. И мы автоматически включаем эмоции раздражения, гнева, неприятия тех, кто «не понимает элементарных вещей».
У каждого из нас своя картина мира, своя «библиотека данных» для быстрого ответа. Иногда именно способность встать и сказать очевидную вещь может настолько продвинуть нас в коммуникациях, как мы даже и не рассчитывали. Объясняя очевидную вещь подчиненному, руководитель может увидеть ошарашенный взгляд и получить искреннюю благодарность за «открытые наконец-то глаза».
Иногда стоит тормозить себя в своем мышлении. Чем больше мы доверяем стопроцентно знакомым фактам – тем больше наш мозг будет использовать «знакомое, которое похоже на правду». И когда в нашей голове разворачивается плакат «Это очевидно!», просто спросите себя – на чем основана эта мысль. Вдруг это та самая библиотека неправильных подсказок.
Также читайте:
Цитата из статьи: «Ну я же ему объясняю, это же очевидно! Как можно не понимать элементарных вещей?»
Мне понятно и популярно ответил на этот вопрос один из работодателей (чудесный человек, до сих пор очень тепло общаемся). На мой очень эмоциональный вопрос, аналогичный цитате, посвященный «непонятливому» руководителю отдела маркетинга, он ответил: «Вот поэтому ты на своем месте, а он - на своем». Я в то время был руководителем группы компаний.
То есть, уровни интеллекта, компетенций, горизонтов мышления, опыта разные у разных сотрудников. Отсюда и непонимание.
С тех пор я всегда стараюсь говорить с сотрудниками на языке собеседника :)
Статье - лайк!
Как всегда - ответа на вопрос в заголовке в стстье не содрежится..
Но, тем немение, полено задавать себе вопрос - почему я так думаею.На чем это мое домысливание основано.
На самом деле содержится - если вчитаться. Ответ прост - люди не понимают элементарных вещей потому, что понятие элементарности у всех - внезапно! - разное. Тут еще имеет место редакторская правка - в авторском варианте у статьи был заголовок "Капитан Очевидность" - возможно поэтому неоднозначное восприятие.
Но соглашусь с простой истиной - не важно что ты напишешь, важно, что прочитают в твоих словах люди. Поэтому прошу прощения, если ввела в заблуждение заголовком. И надеюсь, что статья все же полезна :)
Шикарный ответ! Прямо можно в цитатник руководителя. Спасибо за этот кейс.
Статья полезна, конечно, но часто редакторы слишком стремятся за кликабельностью..
скорее потому что когнитивные карты разные, это было бы более правильно..
Не понимать могут по следующим причинам:
- не знают слов на которых вы говорите (используемые вами слова не понимаются или понимаются иным образом);
- слишком сложный синтаксис, длинные или сложные предложения могут плохо восприниматься;
- большие умолчания, когда для понимания нужны большие фрагменты значимой информации, которых у Вашего визави нет, а Вы думаете что это все знают;
- Вы с Вашим визави находитесь в разных ценностных полях, то что Вы говорите либо полностью не интересно Вашему собеседнику либо какие то Важные для Вас фрагменты он воспринимает как второстепенные;
- Вы не авторитетный источник, Вас просто не слушают, по каким то причинам;
- У Вашего Визави есть кусок информации о которой Вы не знаете который искажает сказанное Вами;
- временные или постоянные психические нарушения;
- высокая эмоциональная вовлеченность;
- Вас не расслышали;
- Слушающий перегружен или запредельно устал.
Разный уровень работы с абстракциями, как в какой то притче о каменщиках и монахах: один каменщик работал резцом, другой зарабатывал деньги, третий строил храм. То есть на лицо разные представления.
Ах, если бы автор этой байки пообщался с нашими сообщниками, у него еще были бы каменьщики. Четвертый каменьщик бы сказал: "я создаю один из элементов ИТ инфраструктуры для трансляции населению ценностей и коммуникации с экзистенциональным" и тд.
Люди прекрасно понимают элементарные вещи.
Если они не понимают - значит вы не пытаетесь решить их проблему, а объясняете причины ее нерешения.
Иногда причиной отсутствия понимания руководителями проблем подчиненных, является эффект "пилота самолета"
Чем ты выше, тем шире сектор обзора и дальше линия горизонта, но в то же время теряется четкость очертаний предметов на земле.
Но из-за потери зрительной видимости, начинается меняться психология человека.Пропадает эмоциональная связь.
Это касается и многих руководителей, т.к. они, с высоты своего поста, уже начинают воспринимать людей, не как живые организмы, с их заботами и потребностями, а лишь как некие неодушевленные элементы в схеме руководимого ими бизнес-процесса.
Светлана, спасибо, очень хорошая статья.