Учиться и учить – никогда не поздно и не рано. Тот, кто придумал правило «не делитесь информацией, а то кто-то узнает ваш секрет успеха и произойдет нечто ужасное», во-первых, не уточнил, что именно такое произойдет, во-вторых, был явно закомплексован. В реальности, обмен знаниями – это базовая вещь, необходимая для достижения успеха. Из своего опыта, могу выделить пять не совсем очевидных плюсов обмена знаниями.
Давайте рассмотрим каждый пункт подробнее. Я постараюсь убедить вас в том, что учить и учиться – не только нужно и важно, но также круто и весело. А также напугать тем, что люди, которые отказываются учиться, навсегда застревают на своем этапе развития, а потом и вовсе откатываются назад. Но обо всем по порядку.
1. Это единственный путь научиться новому
Чтобы научиться играть на пианино, выучить язык или повысить экспертизу в инженерии, нужен доступ к знаниям, в идеале, ментор. Вы можете возразить: «Я всю жизнь учусь самостоятельно, с помощью интернета и книг, никто мне не нужен!», однако здесь есть противоречие.
При самостоятельном обучении вы тоже пользуетесь услугами ментора, правда, в некоторых случаях, частично. Сейчас объясню. Задачи ментора – давать рабочие методики, контролировать обучение, работать над «слабыми местами», мотивировать. Если вы учите, например, английский по курсу из интернета, то вы пользуетесь готовой методикой, программа проверяет ваши домашние задания, а некоторые онлайн-курсы даже адаптируются к вашему уровню знаний, чтобы прорабатывать именно ваши слабые места. Чем не ментор?
Если учитесь при помощи книг, вы берете часть функций ментора на себя. Сами выстраиваете процесс обучения, контролируете выполнение своих домашних заданий, всячески себя поощряете и мотивируете. Однако информация, с помощью которой вы учитесь, была предоставлена вам другим человеком – по сути, ментором, но в другое время и другом месте.
Даже когда вы кого-то учите, вы все равно учитесь новому! Осваиваете навык преподавания, структурируете свои же знания у себя в голове, вспоминаете давно забытые детали. Ученики задают каверзные вопросы, ответы на которые удивляют даже самых продвинутых экспертов. Так что обучение другого человека – такое же развитие, как и обучение у ментора.
Лучший, на мой взгляд, способ обмениваться знаниями – это обучение в реальном времени, лицом к лицу или хотя бы в формате созвона. Почему я так считаю, расскажу дальше.
2. Обмениваясь знаниями, вы развиваете эмпатию
Когда вы учитесь у ментора, вы перенимаете не только знания, но и привычки, манеру держаться и жизненный опыт вашего преподавателя. Особенно это работает при длительном индивидуальном обучении. Вот поэтому я люблю формат обучения лицом к лицу – только так передается комплекс знаний, а не только сухие факты.
Если вы с ментором совпали по взглядам на жизнь и у вас сформировались хорошие отношения, вы можете поговорить на любую тему. Ментор может стать вашим другом и помочь не только по интересующему вас вопросу, но и в других. Также хорошие отношения с ментором помогут сохранить мотивацию до самого конца обучения.
Именно умение чувствовать людей, подстраиваться под их привычки и манеры, перенимать нужный вам опыт и есть эмпатия в практическом понимании. Это качество помогает достигать высот в общении с людьми, легко заводить друзей и управлять коллективами.
Обучая, вы также подстраиваетесь под характер и запросы своего ученика. К организованному человеку и к необязательному нужны разные подходы. Найти подход к ученикам – непростая и удивительная задача, выполняя раз за разом которую, вы также разовьете свою эмпатию.
3. Вы встретите разных, удивительных людей
Люди, которые открыто делятся знаниями, интересны для окружающих. Ваш ментор может заниматься рыбалкой, танцами и писать картины, параллельно повышая квалификацию в инженерии, например. Этот человек может быть широко известным в узких кругах почитателей того же вида увлечений, и возможно, «заразит» одним из своих хобби вас.
Перенимая знания, вы берете от вашего ментора не только сухую информацию, но и любовь к жизни и разнообразным увлечениям. Ментор может стать вашим вдохновителем, и привить вам любовь к определенной отрасли знаний. Например, есть люди, которые в детстве не любили математику и аналитику, но когда они идут на курс по смежной теме с хорошим преподавателем, у них все получается и появляется интерес к предмету. В этом заслуга именно ментора, а не магических сил, которые изменили ученика за один день.
«Горящие глаза» учеников и желание впитывать новую информацию тоже будут мотивировать ментора. Каждый, кто уделяет время получению новых знаний – яркая и достойная внимания личность. А если человек не проявляет интереса к информации, которую вы пытаетесь донести, возможно, вам стоит поменять подход или спросить, в чем дело. Может быть, у человека сложные семейные обстоятельства или он терпеть не может графики, а вы поставляете ему информацию именно в таком виде. Если вы увидите не только профессиональные качества учеников, но и личные, вы узнаете много нового об окружающем мире и о себе благодаря постоянно развивающейся эмпатии.
4. Легко построить команду из тех, кто учился у вас, и здорово работать с теми, кто вас научил
Немногие компании готовы нанимать сотрудников без опыта, чтобы их «вырастить». А зря, такая практика помогает сотрудникам чувствовать себя нужными и важными, и формирует чувство долга перед работодателем. Именно так формируется лояльность – одна из главных ценностей для компании. Уменьшается текучка кадров, быстрее происходят бизнес-процессы.
Сотруднику будет морально тяжелее уйти из команды, куда он пришел без опыта и вырос до серьезного специалиста, особенно если другие факторы лояльности на хорошем уровне. Люди с удовольствием работают с теми, кто заботится об их развитии, личностном и карьерном росте.
Если вы обучаете людей, позаботьтесь о хороших взаимоотношениях. Каждый ваш ученик – это личность, с разными хобби, психотипом и компетенциями в других вопросах. Вы можете сформировать команду мечты из подходящих друг другу людей и воплотить практически любую вашу идею в жизнь.
5. Независимо от вашей экспертизы, всегда есть кто-то круче и что-то, чего вы пока не знаете
Вы можете считать себя самым крутым инженером на планете, однако технологии движутся вперед и чтобы сохранять свой статус, придется учиться. А чтобы эффективно учиться, стоит сначала признать, что есть кто-то круче вас. От такого признания вашему эго может стать нехорошо, но поверьте, это только к лучшему! Даже самому крутому эксперту полезно побыть в роли ученика. Это опять же развивает эмпатию, убирает ненужное ЧСВ, и помогает смотреть на мир проще. Не зря древние философы говорили «я знаю то, что ничего не знаю».
Последствия нежелания обмениваться знаниями
«Не убедили вы меня. Я самый крутой специалист на планете, и в кресло ученика ни за что не сяду. Это я вас всех тут могу научить». Узнали себя? Тогда прочтите, пожалуйста, эту часть, а если нет – можете смело ее пропустить.
Как я уже говорил, технологии развиваются стремительно. То, чего мы не могли вообразить 50 лет назад, теперь – наша реальность. Вспомните мир без интернета, а если вы не помните, то представьте. Могли бы вы, живя в таком мире, вообще вообразить интернет и все его возможности? Вряд ли. Вот и сейчас вы вряд ли можете себе точно представить то, что ожидает нас еще через 10, 20, 50 лет. Точнее, представить то вы представите, но это вряд ли будет соответствовать действительности, потому что вы не можете этого знать. Тем более, если вы не хотите учиться, и считаете все новшества глупостью. Хотите вы этого или нет, но технический прогресс будет развиваться экспоненциально, ваши навыки, опыт и знания устареют.
Без постоянного обучения в теории и на практике вы рискуете остаться на обочине жизни. Если вас не устраивает такая перспектива, но вам пока морально тяжело учиться у других, начните хотя бы учить. Попробуйте видеть личности ваших учеников, а не только то, насколько хорошо они усваивают материал. С помощью такого подхода вы будете постоянно личностно развиваться, а не закроетесь от мира в коконе собственных убеждений.
Выводы
Учиться – не страшно и не стыдно, а необходимо, если вы хотите стать крутым специалистом или таким оставаться. Иногда полезно оказаться снова «за партой», чтобы не дать ЧСВ выйти за разумные пределы.
Обмен знаниями развивает эмпатию – качество, необходимое для успешного руководства людьми или продвижения в карьере, развития человеческих отношений и так далее.
Всегда есть кто-то круче вас, и это нормально. Не стоит этого бояться или переживать по этому поводу. Воспринимайте этот факт как мотивацию постоянно учиться.
Независимо от того, ученик вы или учитель в конкретной ситуации, вы учитесь новым, нужным навыкам в процессе обмена знаниями.
Делясь знаниями, вы ничего не теряете, а только приобретаете: уважение учеников, добрых товарищей, опыт.
Фото в анонсе: freepik.com
Читайте также:
Выводы
Учиться – не страшно и не стыдно, а необходимо, если вы хотите стать крутым специалистом или таким оставаться. Иногда полезно оказаться снова «за партой», чтобы не дать ЧСВ выйти за разумные пределы.
Обмен знаниями развивает эмпатию – качество, необходимое для успешного руководства людьми или продвижения в карьере, развития человеческих отношений и так далее.
Ну, учиться всегда круто. Т.е. верно и прогрессивное. С этим бессмысленно спорить.
Эмпатия. О, очередная мантра последних лет эдак 10, как эмпатия! Эмпатиия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания, не имеет связи с какими-либо определёнными эмоциями, как, например, в случае со словом сострадание. Ну, обмен знаниями-то дадно))) а, развития челоаечнских-то отношений-то здесь каким боком?!))))
В общем, очередная хрень, для одебилленных осоциалено-сетевых обшаблонненных представителей этого поколения и иже с ними.
Есть типа мантра "эмпатия". И, вме радостно пляшет...ну, и?!
Люди,типа авторы, читайте и изучайте определения. Определения даны, для простоты восприятия из инета, и вникайте в суть вами же написанного.
Да, мысль глубокая, и, главное, - новая: "Ученье - свет, а неученье - тьма!"
Да. есть и такой риск.
Вопрос: примерно понятно, как можно изучить новые теории. Книг, пособий и курсов достаточно и их количество только увеличивается, было бы желание. Можно это делать постоянно или в зависимости от текущих интересов.
Значительно хуже с практикой. Каким образом ее можно получить в необходимом объеме? Вспомним также о правиле 10,000 часов. Есть идеи?
Метод естественного отбора?
Откуда данные по лояльности? Мнение каких и скольких топ менеджеров?
Так автор об этом же и пишет - менторство - делать то, что говорит ментор (правда, не мешало бы до этого перечитать "Одиссею", а заодно и вспомнить, что такое "менторский тон"). Менторство - это не обмен знаниями, а односторонняя передача культуры.
То же происходит и с менторством - очередная мантра после психоаналитики и коучинга (чуть-чуть в стороне стоит фасилитация). Согласно п. 4, можно спрогнозировать следующий этап: "Скажи мне, кто твоя няня..." (кстати термин "инвестиционная няня" уже имеет "хождение").
Приобретение знаний для жизни , по моему, подобно пище - гораздо проще, когда тебе все разжуют и покладут в рот, но лучше, когда "Орешек знаний тверд" (для тех, кто понимает).
Отбора кого?
Простой пример - совершенно условный: линейный менеджер со стажем 5 лет и неплохим послужным списком хотел бы погрузиться в корпоративные финансы. Можно прочитать 2-3 хороших книги и пройти 2-3 курса с какими-то упражнениями. Это выполнимо.
Но любая реальная практика в этой области потребует смены профессии, поисков подходящей вакансии и многих других усилий. Кому нужны плохие финансисты без опыта работы?
Боюсь, что в такой форме шансов на успех еще меньше. Ментор - это кто, если мы говорим о реальности и результатах работы?
Так же, грубый, но жизненный пример. Таких с большим удовольствием и берут те работодатели, которые любят экономить на всём, в том числе и на зп. В том же фин.отделе естьтглавный и грамотный специалист, который и ра определяет работу между такими новичками и проверяет её. Да, сложно, не эффективно. Но, эффективность в таких случаях считается по фот фин.отд. А, конкретно доя молодого или начинающего специалиста такие места это отличный старт для набора опытом.
Можно, например, прочитать в РБК https://trends.rbc.ru/trends/education/5ea9e4609a794773d0814bc4
А по-простому, менторинг как процесс (отношения между ментором и менти) описан в анекдоте о старом и молодом быках и стаде коров (я этот пример уже приводил).
Еще одно значение слова "ментор" - "крестный отец" (тенденция, однако!)