Для того, чтобы повысить свою компетенцию, необходимо постоянно учиться, мы все это знаем. Но не каждый понимает, каким образом нужно наладить процесс обучения не только для себя, но и для всей команды в компании.
Современный мир требует от нас быстрой адаптации и освоения новых навыков, что невозможно без обучения. Чтобы сделать процесс изучения информации эффективным, нужно понимать технологию обучения.
Казалось бы, мы учимся всю жизнь: сначала в школе, затем в университете, на профильных курсах и т. д. Но, на самом деле, большинство людей не умеют учиться. Итак, четыре базовых правила, как освоить технологию обучения, которая поможет научиться учиться за каких-то 4-5 часов.
Первое правило: захотеть
При обучении чему-то первое, что нужно, — это желание.
Невозможно научить человека, если он думает, что уже все знает об этом. Поэтому, научиться могут только те, кто действительно хотят получить эти знания. К тому же, если спросить у человека, хочет ли он научиться чему-нибудь в какой-то области, он, скорее всего, просто попытается уклониться от ответа, так как на самом деле имеет ошибочное представление, что он и так все об этой области знает.
Второе правило: поставить четкую цель
Ключевой момент в области обучения — это ваша цель.
Целью обучения не может быть обучение. Когда мы что-то изучаем, целью изучения не является само изучение. Цель всегда другая.
Цели — это очень определенное желание достичь чего-то, но, обратите внимание, чего-то в реальной жизни. То есть, чему бы мы не обучались, мы должны иметь некую реальную цель в жизни.
Когда у человека есть цель, то у него есть энергия. Цели заставляют нас генерировать энергию, может быть, цели — это и есть энергия.
Поэтому, когда вы проходите любой курс, никогда не принимайте такую точку зрения: «Я прохожу этот курс, потому что его надо пройти, но я не знаю почему».
Когда вы начинаете что-то изучать, необходимо поставить практическую цель: как я смогу это применить? Зачем мне это нужно?
Третье правило: понять и принять, почему мы не любим учиться
Обычно желание впитывать новые знания пропадает по трем причинам.
1. Нет четкого понимания, что вы изучаете
Независимо от того, что вы изучаете — должно быть четкое представление о предмете. Допустим, вы решили научится планировать, и автор рассказывает о блокноте, деленном на разделы и с определенным наполнением. Если вы не будете держать этот блокнот в руках, то вряд ли сможете разобраться в применении планирования, используя данный блокнот. То, что можно потрогать, почувствовать, увидеть о вещах, которые вы изучаете, называются «массой». Вы не будете понимать каких размеров должен быть планер, какие разделы в нем, количество листов, вес и т. д. Без этой «массы» новые знания кажутся неподъемными и очень сложными.
Когда невозможно получить предмет изучения, используйте схемы, фильмы, картинки.
2. Нарушена постепенность
Это значит, что учиться делать что-то не сразу, а шаг за шагом.
Если то, что вы изучаете, кажется слишком трудным, значит, вы пропустили какие-то шаги или не полностью усвоили знания на предыдущих этапах. Нельзя стать программистом за один день. Нужно начать с основ и двигаться, увеличивая свою экспертность в области.
Чтобы устранить нарушение, нужно выяснить, что вы понимали хорошо, и когда начали появляться мысли о том, что все сложно. Затем постепенно усваивать материал дальше.
3. Слово не было понято, или было понято неправильно
Если вы что-то изучаете, а по завершении появляется чувство пустоты в голове или вовсе хочется уснуть, это не означает, что книга плохая. Скорее всего, в ней использовалось слово, которое было непонятно вам, и без которого был лишен смысла весь материал.
Для того, чтобы справиться с этим, нужно обратиться к словарю или к «Википедии», например. Прочитать все значения слова и составить 3–5 предложений с ним.
Четвертое правило: применить навыки, и довести их до автоматизма
Как сделать так, чтобы все то, что мы изучили, начинало применяться очень легко и весело?
Знание какого-то предмета — это наше понимание, это область идеи. Когда у нас есть правильное представление о чем-то, это далеко еще не означает, что мы можем это с легкостью и изящностью применять, и получать результат настоящего мастера. Изучение и понимание предмета сразу же не приводит к мастерству.
Для того, чтобы легко пользоваться каким-то знанием, нужно выработать этот механизм в разуме, создать этот автоматизм.
Автоматизмы вырабатываются очень просто. Нужно просто повторять применение навыка некое количество раз, то есть количество физических повторений, которое вы сделаете. При этом время имеет более важное значение, чем скорость, когда вы учитесь. Когда вы создали какой-то автоматизм, он начинает работать на вас.
Для того, чтобы достичь профессионализма, необходимо:
- получить знания;
- выработать автоматизм, навык;
- использовать его.
Существует закономерность: сильная команда идет за сильным лидером, а сильный лидер притягивает в команду сильных людей. Я уверен, что в компетентность необходимо вкладывать силы и средства. Возвратная инвестиция часто оказывается гораздо больше ожиданий. Для меня обучение стало привычкой, и повышению своей компетентности я уделяю не менее 2−3 часов в день вне зависимости от загрузки на работе.
Читайте также:
Как убедить учиться и применять знания линейный персонал - операторов, рабочих, грузчиков. Безопасность и качество это важные ценности компании, которые начинаются с обучения. Вот в чем вопрос.
Интересно. Я бы добавил в самом начале еще то, что человеку необходимо понять, как он может учиться. Некоторые учатся читая, некоторые участся визуально просматривая видео, некоторые слушают аудио. Я, например, учусь в процессе чтения и говорения. Мне необходимо сначала прочесть, а после проговорить прочитанное.
Попробовала разобраться с цифрами - на что собственно это время надо потратить, как было посчитано и можно ли ускориться. Или ускоряться не надо, как с пятновыводителем: написано 4-5 часов - столько и осваивать. Сразу не получится - повторить.
К профессионалам это тоже относится - чем профессиональнее, тем веселее? Или только к тем, кто за 4-5 часов научится учиться?
Интересно, как отнесутся к такой формулировке ("выработка механизма в разуме") философы и нейрофизиологи? Или "механизму создания автоматизма" все равно, где создаваться?
Навык и автоматизм, судя по тексту, должны быть синонимами. "Повторять применение навыка", чтобы получился автоматизм, - терминологический нонсенс. Или в случае данной технологии такие мелочи во внимание не принимаются?
Это, скорее всего, из другой статьи/статей. У меня не получилось вписать "сильного лидера" в основной текст.
По-моему, количество часов надо увеличить (см. начало статьи).
Можно вывести и другую формулу эффективного обучения:
желание + упражнение + терпение.
Вопрос в другом. Автор делает вывод:
"Для того, чтобы достичь профессионализма, необходимо:
получить знания;
выработать автоматизм, навык;
использовать его". (Вспомните, как доводили до совершенства навыки герои "Операции ""Ы" и как они им пригодились в реальной ситуации).
Где больше степень доверия - "Я умею забивать гвозди" или "У меня есть навыки заивания гвоздей"?
Поставить требование обучения в условия соответствия занимаемой должности.
Говорить, предлагать и обязательно прописывать выгоды, которые специалист получит овладев новыми знаниями. И это не обязательно увеличение оклада. Хотя очень важное и на поверхности.
Руководители сами порой не понимают, а в чём выгода сотрудника от новых знаний. Начать со своего понимания выгод.