Экономические знания и экономическое мышление
Преамбула, которую в принципе можно пропустить. Внимание: содержит грубую саморекламу!
Недавно я произнес фразу: «им не нужны финансово-экономические знания, им нужно экономическое мышление». Меня попросили объясниться… Объясняюсь.
Исходная ситуация была проста. Группа сотрудников – финансистов и экономистов крупного предприятия решила, что им не хватает знаний, и попросила меня эти знания дать. Знания они получили. Очень необычные для себя – знания по технологии бизнеса. Контроль (неоднократно) – прошли, с успехом. Однако при попытке получить пользу от знаний (честно сказать, вопрос подбросил я – «получите пользу для предприятия на основании новых знаний») впали в удивление. Как это – получить пользу от знаний?
Интересно: эта группа обладала совершенно прекрасными финансовыми и экономическими (и даже – техническими и технологическими!) знаниями, получила знания по внутренней логистике и экономике бизнеса, и – не смогла ответить на простой вопрос. Как с помощью этих знаний снизить расходы, или риски компании, или добиться увеличения продаж, заработать денег?
Контрольный опрос показал, что из 20-ти способов снижения затрат, которые мы обсудили, группа помнит обо всех 20-ти. Кто-то больше, кто-то меньше, но назвали на память – все 20. И никто не сомневается, что эти способы все работоспособны
В чем причина?! Тут я и произнес эту фразу: им не нужны финансово-экономические знания, им нужно экономическое мышление.
В чем же разница между знанием и мышлением?
Знание позволяет решать задачи, мышление – решать проблемы.
Что такое «задача»? Задача – это вопрос, на который кто-то уже дал ответ. Решая задачу, мы повторяем ответ. Задача ограничена условиями, задача – всегда искусственное построение, игра ума. Неверное решение задачи приводит к возможности повторить попытку.
Что такое «проблема»? Это вопрос, ответ на который еще не известен. Проблема ничем не ограничена, она – часть живой жизни. Неверное решение проблемы приводит к удару от жизни. Чем важнее проблема – тем сильнее удар в случае неверного решения. Правда, в случае верного решения – следует бонус J. Жизнь – честная, в общем-то, штука…
Задача – выучить учебник. Решение – известно: один час на страницу, 200 часов на учебник.
Проблема: сдать экзамен. Один из моих сокурсников все время на меня обижался: «Почему, говорит, я знаю все формулы, а ты нет, но ты все время получаешь оценки выше моих?». Я ему честно отвечал: «Дружище, я недостающие формулы вывожу прямо на экзамене!» Кто знает заранее – что приспичит этому экзаменатору? Поэтому лучше потратить время не на заучивание, а на то, чтобы научиться быстро думать.
Пример задачи в медицине: Какие анализы следует взять у пациента, чтобы подтвердить диагноз «гепатит»?
Пример проблемы в медицине: Как вылечить пациента? С учетом его аллергий и общего состояния здоровья?
Пример экономической задачи: как связаны EBITDA и капитализация компании?
Пример экономической проблемы: как повысить капитализацию конкретной компании?
Уже здесь проявляется лукавство «просто знаний». Человек, знающий, что у компаний с высоким показателем EBITDA капитализация обычно выше при прочих равных условиях, очень часто забывает про оговорку «при прочих равных» и проблему капитализации решает. «В лоб»: «для повышения капитализации следует повысить EBITDA». Путает, как говорят математики, необходимые и достаточные условия. В результате EBITDA – повышается, капитализация растет, и… спустя непродолжительное время обрушивается вплоть до банкротства.
Знания помогают на экзамене, мышление – в жизни.
«Я знаю» – равно «я помню наизусть». Это принцип «наук» типа истории КПСС или философии. В продвинутых вариантах «я знаю» = «я помню, где написан ответ». На экзамене разрешено пользоваться любой литературой и любыми конспектами, в том числе полученными от старших курсов. Это знание помогает… экзаменатору. Помогает мгновенно вычислить, учил человек предмет или думал над предметом. Как-то раз наш доцент поставил всю группу в тупик, объявив, что ответ на заданный вопрос содержится вот на этой странице учебника. А всего-то надо было поменять μ на λ…
Знание ориентировано на поиск готовых ответов, мышление – на задавание вопросов, под которые можно найти готовый ответ. Чтобы в итоге – решить проблему.
Любая проблема бизнеса решается с помощью триады: маркетинг, логистика, финансы. Но знания мало помогают в решении проблем, а мышление – позволяет это делать. Поэтому каждому руководителю нужны обязательно все три вида мышления: маркетинговое, организационное, экономическое.
Знание получают снаружи, мышление вырабатывают изнутри.
При этом «учитель» в первом случае служит источником (расход = 100%, эффект ≈ 0, эффект >> 100%).
Знание – способность отвечать на хорошо и жестко сформулированные вопросы. Мышление – способность отвечать на «открытые» вопросы и задавать вопросы до тех пор, пока нельзя будет принять решение
Повторюсь, но знание идет от упрощения. Знание логично, даже в случае имплицитного знания. Знание выводится из моделей и не позволяет получить новое знание – только тавтологию старого. Лобачевский заменил постулат Евклида своим – и создал новый раздел геометрии. Это было мышление, потому что толчок дала реальная жизнь. Дальше начались тавтологические пляски вокруг новой версии постулата – опять знание о свойствах модели, а не жизни.
Экономические знания vs экономическое мышление
Я знаю двести способов снижения издержек и пятьсот способов повышения дохода фирмы. А также – 1001 способ повышения отдачи капитала и 814 основных финансовых показателей. Хочу получать оклад 200 тысяч рублей.
А я месяц назад нашел, как снизить ежемесячные расходы нашей компании на 50 тысяч рублей без ущерба для качества и ритма работы. И неделю назад мы сделали это! Прогнозируемый экономический эффект составляет 600 тысяч в год. Через три месяца подведем предварительные итоги, через год – зафиксируемся, даст Бог!
Sapienti sat! Кого вы предпочтете взять на работу – знающего или мыслящего? Что нужно развивать у имеющихся сотрудников – знания или мышление?
Так чем они все же отличаются?
Резюмируя все, что сказано выше, а также то, что осталось за рамками разговора, хочется сказать просто: а ничем! J
Экономические и финансовые знания не отличаются от экономического и финансового мышления. Они дополняют друг друга.
Экономические знания – это как фундамент у дома. Фундамент – необходим, на нем держится все здание. Но сам по себе фундамент бесполезен. Закачивание денег и иных ресурсов в основном в фундаменты привело к гибели не одно неплохое начинание. Пора от «недостроя» переходить к результативному строительству. Особенно с учетом того, что большинство знакомых мне «строек» можно вести на гранитной плите, данной нам Природой в качестве универсального фундамента. Эта плита носит название «здравый смысл», и требуется очень немного бетона марок Прибыль, ЦФО, «Трансфертное ценообразование» и «Продуктово-результатный подход в бизнес-процессах», чтобы можно было начинать возводить Здание Бизнеса.
Экономическое мышление позволяет состыковать фундамент экономических знаний, стены организационных технологий и маркетинговую «начинку» здания. Экономическое мышление позволяет выбрать стройматериалы-решения из толстенных «каталогов» предлагаемых поставщиками, согласовать эти материалы между собой и в крайнем случае – сделать заказ на необычный, но нужный именно данному зданию Бизнеса материал.
«Такой же, но с перламутровыми пуговицами»…
Dixi!
P.S. Если будут желающие, готов поделиться своими знаниями на тему «как вырабатывать экономическое мышление». Причем не только у «технарей» и «продажников», но и у экономистов-финансистов. Многим из них мышления очень не достает.
P.P.S. О строительстве Стен Здания Бизнеса – читайте у Рикардо Семлера. Особенно хороши «Выходные…»
P.P.P.S. О Крыше – это уже иная история…
Фото: pixabay.com
Игорь, огромное спасибо за статью. Давно я не ставил статье «Очень полезно». Спасибо.
Для меня удивлением было то, что Вы экономист, поскольку, Вы уж извините, именно встречавшиеся на моем пути и в литературе экономисты омертвляли все, к чему они прикасались. Пришедшие толпой в маркетинг экономисты, начиная с Котлера, превратили его в жуткую схоластику. Но во всем бывают исключения. Кстати, самый лучший маркетолог в моей команде по образованию экономист. Его отличает тонкое маркетинговое мышление.
Припомнилась первая лекция по физике в МИФИ. Нам было заявлено, что для физика знания и память находятся на втором места, а на первом – физическое мышление (мы тогда не понимали, что это такое). Один замечательный преподаватель называл это «физической интеллигентностью». Кстати, занимаясь уже много лет маркетингом, я обратил внимание на схожесть некоторых подходов в физике и маркетинге: и там и там нужно тщательно строить модели, и там и там следует очень осторожно относиться к математике, и там и там следует оговаривать области применения тех или иных положений, и там и там воображение важнее знаний. И т.д. и т.п.
[COLOR=red=red]Несколько лет тому назад я написал книгу «Маркетинговое мышление». Она вышла и в США. Сейчас готово ее второе, переработанное издание. Мне было бы интересно Ваше мнение. Могу выслать – info@horses.ru.[/COLOR]Отрывок из книги:
«Почему из студентов-отличников далеко не всегда получаются хорошие практические врачи, дипломаты, режиссеры, военные, физики, маркетологи? И наоборот, почему среди наиболее выдающихся деятелей в самых разных сферах много тех, кто не блистал на студенческой скамье и даже вообще не имел высшего образования. А ведь с детства мы постоянно слышим, что знание – это сила!
Что ж, знания нужны. Любая профессия требует определенного объема знаний, приобретаемого в основном из книг. Но чтение автоматически не превратит вас в искусного практика. Как ни странно, запойное чтение профессиональной литературы может быть даже нежелательным. Эйнштейн полагал, что «те, кто слишком много читают и слишком мало используют свой мозг, теряют способность думать». Ему вторит Чехов: «Университет развивает все способности, включая глупость». И Мольер: «Ученый дурак глупее необразованного дурака».
Если книжные знания не подкрепляются навыками и умением решать практические задачи, они превращаются в то, что называют «интеллектуальным жиром». С помощью таких знаний можно, разумеется, делать что-то полезное, например, дорабатывать созданное первопроходцами. Для создания нового знания в науке и для решения сложных практических задач требуется нечто большее.
Многие области требуют навыков, в частности, умения строить модели, выдвигать гипотезы, предсказывать. А это требует изобретательности, интуиции, игры воображения, шестого чувства. Великий немецкий математик Давид Гильберт сказал о своем ученике: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватало воображения». По мнению Эйнштейна, Бора и прочих выдающихся ученых, в практической физике перечисленные выше качества значат больше, чем эрудиция.
В физике, где накоплен огромный объем знаний; причем не просто знаний, а истинно научных знаний, помогающих предсказывать поведение объектов, скрыться за этими знаниями можно далеко не всегда. Что означает решить задачу по физике, даже элементарную? Это означает предсказать поведение физического объекта. Для этого нужно вначале с помощью воображения построить модель этого поведения.
Все профессии требуют умения мыслить, причем не просто мыслить, а мыслить каким-то не поддающимся четкому определению образом, проистекающим из сущности данной науки или данной профессии. Можно слышать об особом «физическом мышлении», «инженерном мышлении», «медицинском мышлении». При этом я подозреваю, что человек, демонстрирующий, скажем, блестящее «медицинское мышление», вряд ли сможет продемонстрировать такое же замечательное профессиональное мышление в сельском хозяйстве, инженерии, экономике.
Во многих областях требуется какая-то «божья искра», какая-то особая хватка. Иногда можно слышать выражение – специалист «от бога». Кто это, и можно ли им стать? Если да, то как?
Склонность к определенным профессиям у некоторых проявляется с детства. В неочевидных случаях что-то могут подсказать тесты профессиональной ориентации. При поступлении в музыкальную школу детей тестируют на наличие у них музыкального слуха. Считается, что музыкальный слух можно развить.
Можно ли тестировать людей на наличие у них «медицинского слуха», «военного слуха», «маркетингового слуха»? И можно ли его развить? Зависит ли сие исключительно от божьего промысла, или здесь также есть определенный простор для наставника и мудрых книг? Честно говоря, я не знаю».
Кстати, о таланте – вряд ли можно дать определение этому понятию. Но я глубоко убежден, что талант в качестве основного компонента включает и тонкое профессиональное мышление.
Когда я читал статью, то почему-то мне пришел на ум Николай Романов, который украшает почти любой текст на E-xe своими трактами. И на этот раз. Я предвидел его реакцию на Вашу статью и не ошибся. Этот человек явно гордиться тем, что он ходячий «книжный шкаф» (выражение физика Лебедева). Меня позабавил надменный выговор, который он мне как-то сделал – технарь должен заниматься техникой. Но он меня просто убил своей рекомендацией прочитать то, что он держит за образец маркетинга: «Маркетинг и международное коммерческое дело» И. Н. Герчаковой. Эта дама не проработала ни дня в реальном бизнесе, но преподает с десяток разных предметов в МГИМО аж с 1964 г. Я ознакомился с рекомендованным шедевром, пролистал также ее откровения под названием «Менеджмент». И мне все стало ясно относительно молодого дарования Н. Романова – более затхлых, убивающих мышление текстов я не встречал.
Игорь, еще раз спасибо.
говорильня.
человеку, осознавшему, что он экономически эффективен - чужая компания не нужна - зачем получать 5-10-30 процентов бонуса, когда эффективно можно положить все 100 себе в карман...
бизнес же крупных компаний, естественно ориентированный и на экономическую эффективность - еще и социален - репутация )позволяет главам компаний позже уходить в политику), рабочие места (государствам, в которых эти компании действуют - спокойней - т.к. они обеспечивают занятость), влияние в мире (а вот это дает приток широкой клиентуры). в итоге, через этот фактор компания заработает больше.
для мелкой фирмы остается удел быть ''кузницей кадров'' - владелец стадию ''экономической эффективности'' как правило, уже прошел (ему на островах бы отдохнуть, а не бизнесом, как правило...) - а ''знающие и не очень'' сотрудники (в т.ч.и средний менджмент), дорастающие до ''осознания'' - либо начинают делать ''левак'', либо уходят в ''крупняк'' (под флагом ''я знаю 100 способов и стою 200 тыс.р''), либо, как уже сказано выше - открывают свое дело.
c''est la vie.
а все остальное - это ''сказки'' для растущих менеджеров - потешить самомнение. ну, и воспитательный момент. бизнес-сообществу ведь невыгодно растить себе конкурентов; лучше ориентировать способных работать на немногих выбившихся в люди - нежели завтра столкнуться с уходом к новому бизнесу своих клиентов.
Так и хочется сказать что-нибудь примитивное.
:D
---------------------------------------------------------------.
Кто не знает эту «тройку»:
Исходные данные + Способ преобразования = Результат ………… (1)
При известных слагаемых левой части, схема (1) представляет прямую задачу.
«Решатель» прямых задач может работать с жесткостью «прошитой» микросхемы. А может работать, как компьютер с программами, хранимыми в памяти.
Для такой работы необходимы знания. Её можно «роботизировать».
Если же известна правая часть, а неизвестны одно или оба слагаемых левой части, то схема (1) представляет обратную задачу. Решается она путём замены на прямую. Замена осуществляется подбором-перебором вариантов неизвестных слагаемых левой части. По-сути – формулировкой прямых задач и сравнением их решений с правой частью схемы (1).
Конечно, область, в которой ищутся варианты неизвестных слагаемых, стараются ограничить. Например, рамками отрасли; рамками доступных ресурсов.
Такая работа и есть мышление. Её вряд ли удастся «роботизировать». Но, есть попытки разработать способы мышления. Например, ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Найденный способ мышления, по мере его освоения, превращается в знание.
Прямые задачи решают «узкие» специалисты. Они требуют, чтобы с ними разговаривали на их узкопрофессиональном языке. Требуют, чтобы им сформулировали задачу. Пример таких специалистов – ИТ-тишники.
Обратные задачи решают спецы-«интеграторы». Они формулируют задачи. И к их решению умеют применять знания, которыми сами не обладают. Пример «интеграторов» – главные инженеры проектов.
Статья интересна как раз тем что автор удивляется ''типа'' отсутствию мышления у топов конкретной компании, а сам судя по всему не понимает, что кто-то должен же еще поставить именно эту проблему. А кто-то возможно еще раньше знал что такая проблема возникнет на этом этапе развития компании и знал что её решат. Поддерживаю комментарий Н.Романова.
С первой попытки не смог сказать достаточно примитивно.
Попробую ещё раз
:D
------------------------------------------------------.
Что первично – знания или деньги?
Ясное дело – деньги. Ибо деньги – это сила. А, как известно, ''сила есть – ума не надо''.