Наш век — новая эпоха технологий и развития. Он диктует нам всем свои вызовы, условия и способы их реализации. А современный человек — продукт влияния корпораций. Что в этих реалиях становится языком индивидуальности, способом реализации личности как таковой? Только наш творческий потенциал! А что максимально активизирует творческий потенциал личности, соединяя высший накал и интеллекта, и эмоций? Музыка и игра.
В сфере бизнеса известно понятие семи касаний: чтобы, помимо интереса, у клиента сформировалось доверительное отношение к продукту, человеку в среднем требуется семь раз провзаимодействовать с ним — увидеть, услышать, получить совет от знакомого и прочее. А что происходит, когда мы взаимодействуем с музыкой?
- Сначала — непонимание. У абсолютного большинства включается защитный механизм против всего нового — удивление и отторжение незнакомого и «опасного».
- Затем — интерес. Тот неиссякаемый спектр эмоций, с помощью которого музыка воздействует на человеческую психику, рано или поздно заставляет задуматься. Музыка вызывает ряд ассоциаций, которые облегчают ее восприятие, и вызывают к ней дальнейший интерес.
- Вовлечение. От картины или скульптуры можно отвернуться, книгу — закрыть, танец — прекратить. Музыка остается в нашем сознании еще долго после прослушивания, а может возникнуть спонтанно, без каких-либо внешних воздействий — вспомним случаи, когда мелодия «застряла» в голове.
- Инсайт. Это выход из зоны комфорта, концентрация на внутренних переживаниях от звука и мелодии и возникающие в процессе ассоциации и воспоминания.
- Погружение. Музыка позволяет каждому человеку глубоко погрузиться в состояние, сходное с медитацией. Происходит эмоциональный обмен: мы входим в это ощущение, а оно проникает в нас.
- Катарсис. Его можно пережить только через искусство. И самым сильным импульсом может стать музыка или театр — неудивительно, что залы театров и концертных площадок каждый вечер наполняются людьми, а сейчас трансляции лучших мировых шоу делают кассу стриминговым платформам. Получая за пару часов бурю разных эмоций, ты возвращаешься в свою жизнь другим человеком — обновленным, очищенным от лишнего. Полная перезагрузка.
- Заряд. Прочувствовав это полученное от музыки состояние, мы привносим его дальше в мир и делимся с другими — будь то гармоничное спокойствие или заряд бодрости.
Теперь посмотрим на человека, играющего на любом музыкальном инструменте — не важно, профессионал это или любитель. Процесс музицирования очищает мозг от навязчивых мыслей и зацикливания на рутине, снимает напряжение и состояние тревоги, дает эмоциональную перезагрузку. Неслучайно и Альберт Эйнштейн, и литературный персонаж Шерлок Холмс — типичные олицетворения гениев — в минуты раздумий играли на скрипке.
Если спорт позволяет нам перезапустить эмоциональные реакции и восстановить ресурсы через физический уровень, то музыка — через все уровни сразу. Во время исполнения происходит мгновенное погружение в процесс и полная концентрация на нем. Уже первый извлеченный звук дает моментальный эмоциональный отклик — и неважно, что человек еще даже не начал «красиво играть».
Учиться игре на фортепиано во взрослом возрасте приходят в основном люди в состоянии трансформации или кризиса: рост в карьере или в бизнесе, скачок или переход на новый уровень в любой сфере жизни — женился, развелся, переехал. А жизнь, как и бизнес — это постоянный рост, кто застывает на месте — регрессирует. Человек интуитивно ищет мощный ресурс для рывка или роста. Особенно личность, привыкшая отвечать за свою жизнь и результаты своих амбиций. Тем, кто занимается музыкой с детства, просто не приходится потом тратить время на недостающие компетенции — они остаются с человеком на всю жизнь.
Российский предприниматель и общественный деятель Игорь Рыбаков (78-й в списке Forbes) прекрасно сформулировал взаимосвязь музыкального творчества и успеха в любой сфере в интервью Forbes по поводу выпуска своего первого музыкального альбома:
«Мне нравится такой способ самовыражения и донесения своих вибраций души. Он меня подпитывает и доставляет огромное удовольствие. Кроме этого, я с детства люблю играть на гитаре, фортепиано, флейте. Музыка, песни — это спонсор новых нейронных связей для меня. Я давно заметил, что подобное творчество сильно улучшает качество жизни, качество проживания, бизнес-результаты, жизненные и общественные результаты. Все это влияет на меня необычайным образом, и не заниматься этим было бы глупо».
Дело в том, что исполнение музыкального произведения становится для нас настоящей терапией, работающей на личность.
В эпоху информационного бума большинство из нас привыкли переключаться с рабочих и бытовых вопросов на легкий развлекательный контент — смотреть в свободное время фильмы и сериалы, читать блоги и легкие книги, играть в видеоигры. Все это способствует получению быстрых, но поверхностных эмоций — весело-грустно, спокойно-страшно — и своеобразному «побегу» в другой мир, где можно почувствовать себя смелее, успешнее, любимее, а конец обязательно будет счастливым.
Музыка — это средство погружения в собственный внутренний мир, где правила устанавливаешь ты сам, а не кто-то другой. И с этим же посылом ты выходишь в мир внешний. Это шанс понять и увидеть себя настоящего, глубину своих чувств и безграничность возможностей, а еще — ступить на путь приобщения к миру искусства, творчества и настоящей «богемы», который многие путают с пятничной пьянкой с друзьями или коллегами.
В психологии различают несколько типов восприятия информации, по ним человека относят к визуалу, аудиалу, кинестетику или дискрету-диджиталу. Обычно в каждой личности есть один-два ведущих канала, а одновременно проявляются все четыре. Музыка как раз обладает способностью задействовать и раскрывать все уровни восприятия — через касание клавиш или струн, чтение и запоминание нот, слушание извлекаемых звуков и понимание механизма процесса.
Музыка воздействует на нас так, что возвращается потребность в социализации — хочется выходить во внешний мир, общаться с людьми, делиться переживаниями, а не закрываться в себе со своими проблемами. И учит управлять своими эмоциями. После игры на инструменте любая проблема перестает восприниматься как нечто глобальное и неразрешимое.
Евгения Арестова, бизнес-консультант, политтехнолог, руководитель проекта по строительству города в Краснодарском крае, мама пятерых детей:
На определенном уровне доходов очень важно научиться слушать и слышать — иначе не будет движения дальше. А как научиться слышать? Надо научиться слышать музыку. Не только слова, но и настроение, интонации, смысл. Музыка в этом помогает, особенно музыка без слов. Кроме того, пока слушаешь — молчишь. Музыку невозможно перебить, только «подпеть». А для бизнесмена и переговорщика слушать и слышать — это вообще основное умение.
Творчество помогает преодолеть все. Если ты сам только что, прямо сейчас что-то создал, сотворил и у тебя получился результат — как ты можешь думать, что что-то не получится? И ты привыкаешь к этому и веришь, что у тебя везде и всегда получится все. Красиво. Рано или поздно. Обязательно. Страхов становится меньше в разы!
Сквозь музыку все воспринимается по-другому, все видится иначе. Ваши переговоры пойдут по-другому. Ваши диалоги пойдут по-другому. Ваши интонации станут другими, особенно если вы поете.
Если вы вдруг не умеете играть — у вас всегда есть голос, вы можете напеть новую мелодию и записать ее на диктофон. Семейные гимны или гимн вашего дела, вашей организации — это воплощение вашего творчества, вашей личности и ваших трансформаций.
Любовь Стенякина, продюсер телевизионных проектов:
Телевидение — абсолютно сумасшедший бизнес. Шоубиз отдыхает! И выгорание, эмоциональное и интеллектуальное — постоянный бич телевизионщика любого карьерного уровня. Работа на проекте, а то и на нескольких (десятках) одновременно, с разными командами — в порядке вещей. Представляете себе эту постоянную мультизадачность и уровень стресса? Я в буквальном смысле нашла спасение в игре на фортепиано и смело могу сказать, что спасла несколько своих коллег.
Сейчас, когда проекты останавливаются и закрываются «на лету», эмоциональная адекватность особенно актуальна, иначе с катушек съедешь. Три года назад это и подтолкнуло меня, наконец, к музыкальным занятиям, о которых на самом деле я мечтала с детства. Но «это же несерьезно и нужен талант», вы понимаете… Теперь мой любимый «Роланд» путешествует со мной по всем площадкам — потому что 5-10 минут игры, даже в наушниках, всегда возвращают в нормальное человеческое состояние. «Лунная соната» никуда не девается, она каждый раз звучит, и звучит красиво и успокаивающе — из-под моих рук, которыми я буквально творю себе новую реальность. Вся гениальная музыка вечна, понятна, актуальна — и играя, понимаешь, как преходяще все остальное. Сиюминутные проблемы, которых в нашей работе по сто в час — тем более. Успокаивает и восстанавливает энергию, как ничто другое! А главное, успокаивает и заряжает мозг — балансом и инсайтами.
Музыка — такой же язык коммуникации, как и все остальные. Это язык не только звуков, интеллектуальных коммуникаций, но и чувств, эмоций, переживаний. Музыка — это процесс. Процесс творчества и наслаждения, познания и мышления, программирования и решения задач. И этому можно не только научиться в любом возрасте, но и активно использовать в жизни!
Вот почему мгновенная концентрация на собственных внутренних ощущениях и ресурсах в процессе игры на музыкальном инструменте — это привычка, свойственная успешному и реализованному человеку. А также ключ к решению множества задач, с которыми постоянно взаимодействует наша невероятно сложная и ненасытная психика.
Читайте также:
Тема очень перспективная, но еще не совсем понятно как с ней работать инструментально. Прямых подтверждаемых корреляций нет, но эмпирически работает. В работах одного из самых гениальных психологов А.Кемпинского механизм влияния творчества и гармонизации психики описывался вскользь.
Проблема в неочевидности и невыделяемости как достоверного единственного фактора. Все привыкли работать вставил 5 копеек на выходе получил рубль, а тут получается вставил 5 копеек на выходе получилась более сбалансированная психика, которая может вообще не за деньгами пойти.
Зато точно пойдёт за тем, что НУЖНО личности для самореализации. За талантом - который, кстати, иногда раскрывается только во время занятий музыкой, причём, бывает, совершенно неожиданный и далёкий от неё. У меня был случай с менеджером, который переквалифицировался в УСПЕШНОГО и ПОПУЛЯРНОГО фотографа, тут ему менеджерские навыки для раскрутки и пригодились :) До этого, говорит, был равнодушен к фотографии - я, конечно, пыталась выяснить, не было ли это желанием или хобби... Играет до сих пор с удовольствием - "Мельницу", "Би-2" итп, подбирает по слуху и прекрасно импровизирует. Ну, и корпорации давно с "этим" работают: музыкальные комнаты, полностью оборудованные инструментами, диджейским пультом и студийными записывающими устройствами - данность и норма в современных инновационных компаниях, например в Кремниевой долине. Google и Yandeх не отстают и в России, а Йель и Гарвард начисляют дополнительные баллы при поступлении на престижные технологические факультеты абитуриентам-"музыкантам". У нас, к сожалению, "не принято" показывать свою игру - понимаю, ассоциируется с отсталой советской музыкальной школой и мучениями в ней. А в США, например - вообще не вопрос: взял микрофон, сел за инструмент, сыграл и спел. Кондолиза Райс - профессиональная пианистка, "повернувшая" в политологию только в университете. Билл Клинтон - фактически, профессиональный саксофонист, много раз играл с известными музыкантами на открытиях мероприятий, в том числе во время своего президентства. Обама поёт. Медведев хорошо играет на фортепиано, Путин тоже не поленился сыграть Си Цзиньпину, который обожает русскую литературную и музыкальную классику. Так что - работает, работает: на входе 5 копеек, на выходе - 5 миллионов... :))
Шерлок Холмс играл на скрипке. И не с проста! Так как одно полушарное мышление, например, левостороннее, логическое, не перспективно. Это значить, что мозг работает менее, чем на половину, а то и 1/10 от своих возмжностей. Если конечно предположить, что все проессы мышления упакованы в мозгу.
И правополушарное, творческое мышление может дать большой толчек к решению любых задач, казалось бы ни связанных с творчеством. Хотя творчеством является всё, только люди любят это вгонять в огические рамки, им так спокойней.
Альберт Эйнштейн сказал: "Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир".
Хм, даже не знаю что ответить. В 90% компаний РФ мейнстрим "соковыжымалка" и озвучивание или демонстрация подобного хобби будет воспринята управляющей системой как информация о недозагруженности сотрудника. То есть "у него есть силы после работы, надо подкинуть работы еще". Мы не Америка, сложная психическая деятельность на территории РФ не приветствуется. Вывоз материальных ресурсов и организация сверхэксплуатации населения за пределами возможностей его полноценного воспроизводства не требуют таких сложных инструментов по гармонизации психики. Сложно будет у нас с продвижением подобного инструмента, мне видится что это прям какой то узкий эксклюзивный сектор клиентов.
Вот реальная история.
Одна девушка из России поступала в университет "Massachusetts Institute of Technology". Самый престижный в США технологический университет. Сдала все экзамены. Получила какой-то там 1001 балл. И американский школьник набрал такое же количество баллов. Стали смотреть документы, и оказалось, что наша девочка закончила ещё и музыкальную школу по классу скрипки.
И ей отдали предпочтение.
Видимо они знали высказывание Альберта Эйнштейна.
Согласна, увы :) Даже сейчас, "на дистанционке", знаете, какой самый популярный "запрос" ко мне, как к эксперту в этом вопросе (преподаю дистанционно уже 5 лет, 2 года выпускаю свои видеокурсы)? - "Как их загрузить, чтоб они ТАМ не распустились?" !!! Что преподы из музыкальных школ спрашивают, что корпоративные менеджеры - как под копирку. И выясняется, что насыпают кучу заданий непонятных специально - не дай бог человек отойдёт кофе попить, а ребёнок сегодня "ничего не выучит". Даже я такой дикости не ожидала, на самом деле... Вдохновляет, что у нормальных педагогов и с дистанционкой всё в порядке - и дети, кстати, на ней показывают результаты ЛУЧШЕ и учатся охотнее, по крайней мере сейчас. Они любят новое-нескучное, никто не стоит над душой и не тыкает пальцем в ТВОИ клавиши или ТВОЮ тетрадь, можно заниматься в своём темпе. Совсем нормальные учителя (и это правильно, я считаю!) вообще разрешили своим "каникулы", сказали - связывайтесь, если вопросы появятся. Так через неделю дети одолели просьбами, в том числе "а можно, выучить наконец что-то не из школьной программы?" :) Так что - да, согласна, вопрос здесь в цели и личности, и любой системы (корпорации) вплоть до государства: КАКОГО человека (гражданина, работника итп) мы хотим видеть? В одних системах превалирует запрос на креативного, амбициозного, уверенного в себе - от него очевидная польза и прибыль, и всё это зависит в том числе от его душевного и эмоционального состояния. В других - на"послушного винтика" , который... Не знаю, честно говоря, зачем нужен современным системам и обществу
Да, это нормальная практика американских университетов, ОСОБЕННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ :) Им нужны Эйнштейны!
В этом вы правы. Они деньги умеют считать!
И тем более, что такое деньги? Бумажки ничем не обеспеченные, это как "мошенник на доверии". И доллару не то что верят, просто деваться некуда.
А вот мозги! Их попробуй вырасти, обучи, направь!
А зачем выращивать, когда есть деньги? Дешевле купить!
Про деньги и отношение к ним согласна - ценны ресурсы, компетенции, уникальные навыки, новые технологии, которые могут придумать только креативные мозги. Хотела сказать, в современнлм обществе - но на самом деле в любом, здесь вопрос в осознании и понимании этих ценностей. Но критерии отбора очевидны: кому-то всё это НУЖНО, кому-то - ... И здесь выбор за человеком, за личностью: а что Я могу и хочу нести в современный мир и что хочу получить взамен? "Мозги" не продаются, они ВЫБИРАЮТ для себя подходящую среду для реализации. И у кого больше мозгов и компетенций - за тем и выбор. По своим коллегам и истории могу судить, что, например, очень многие русские талантливые/гениальные композиторы реализовались только в Америке. И часть, уже реализовавшись, вернулась на родину. И талантливые педагоги тоже, несмотря на очевидное препятствие в виде языкового барьера...
А Борис Ельцин! Какой пропал талант дирижёра военного германского оркестра в 1994 году. Мог бы с ним прямо и гастролировать!
Всё же лучше, чем Pizza Hut рекламировать.