Термин «установка» определяется как психологическая переменная, которая с одной стороны представляет собой направленность личности на определенные объекты, понятия и ситуации, а с другой – готовность к действиям одним из привычных для индивида способом. Как направленность, так и готовность к действиям имеют эмоциональный, мотивационный и интеллектуальный аспекты.
Установка является одной из составляющих внутреннего мира индивида и скрыта от непосредственного внешнего наблюдения, отражая сложную совокупность потребностей, склонностей и взглядов человека, и часто самим индивидом не вполне осознается.
Если говорить понятным и доступным языком, установка – это некий устойчивый и привычный настрой каждого человека по отношению к различным явлениям внешнего мира, положительный или отрицательный, и проявляется этот настрой в поведении, имеющем определенные общие черты, которые обусловлены прошлым индивидуальным опытом каждого.
К примеру, у двух разных индивидов отношение к организации рабочего процесса может быть разным. Один имеет положительную установку – он воспринимает любые организационные изменения без сопротивления, у другого отрицательная установка и он воспринимает любые перемены в организации рабочего процесса с активным или пассивным протестом.
Конечно, было бы просто отлично, если бы каждый человек, имея какие-то собственные виды и намерения по отношению к другому человеку, подошел бы к нему и прямо сказал: «Мне нужно, чтобы ты сделал это, это, и это!», а другой бы немедленно согласился и сделал бы все, как хочет другой. Но нет! Этого не происходит! Когда один человек что-то сообщает другому, то другой начинает что-то делать с полученной информацией.
Он обрабатывает ее внутри себя, пропуская ее через фильтры восприятия, которые у каждого настроены индивидуально, учитывая личные критерии сортировки. Эти критерии вполне можно назвать нравственными понятиями, определяющими, что человек может себе позволить сделать, а что категорически не может. Пропустив полученную информацию через фильтр, человек отсеивает ту ее часть, которая не совпадает с его внутренними ценностями и установками.
Оставшуюся часть информации человек подвергает интерпретации, чтобы адаптировать ее под свою внутреннюю картину мира и определить – на каких условиях он может согласиться эту часть выполнить. Все эти процессы сопровождаются различными по силе и внешней выраженности эмоциональными реакциями.
И только после фильтрации и интерпретации полученной информации человек начинает действовать, в данном случае – вступает с другим человеком в общение, чтобы сообщить ему результаты своего выбора. Другой, получив это сообщение на свое предложение, тоже начинает процесс отбора и интерпретации полученного ответа.
Таким образом, формируется «петля обратной связи» – один человек что-то предлагает, второй реагирует на эту информацию и сообщает свое предложение в ответ, другой в свою очередь проделывает в процессе общения тот же самый путь.
Выглядит этот процесс довольно сложно, никому из собеседников не дано понять, что именно отфильтрует другой из его сообщения, как его интерпретирует, какие эмоции у него возникнут, и что он ответит на полученное предложение. Таким образом, общение идет не прямолинейно, оно передается от одного к другому в виде обратной связи уже со значительными изменениями, которые определяются способом интерпретации, индивидуальной у каждого. Эти изменения взаимно влияют на каждого участника, которым приходится реагировать на них.
Системное мышление каждого идет не по прямой линии, оно протекает циклично, образуя петли и предполагая обратную связь со всеми остальными участниками процесса. Все части любой системы, будь-то семья или рабочее производство, связаны между собой, и изменения в одной части расходятся волнами ко всем остальным частям, вызывая в свою очередь их изменение.
Принцип обратной связи настолько прост и широко распространен, что все человечество буквально живет в петлях обратной связи, принимая их как нечто само собой разумеющееся. А между тем их значение трудно переоценить.
Знание о том, что существует петля обратной связи, от которой мы все находимся в зависимости, позволяет сделать несколько выводов:
- Петля обратной связи взаимно влияет друг на друга.
- Реакция человека происходит в ответ на действия другого.
- Изменение поведения одного партнера может изменить поведение другого.
Перед тем как готовить любые перемены, необходимо представить себе с полной ясностью, как отреагирует на любое предложение другой человек. Какую эмоциональную реакцию вызовет у него это предложение, какую установку к действию оживит. Обратная связь важна в любом деле. И без предварительной оценки такого психологического феномена в общении как «петля обратной связи» достичь позитивного результата просто невозможно.
Последнее утверждение требует дополнительной расшифровки, и в первую очередь возникает вопрос об установках к действию, которые наиболее активно действуют на стадии фильтра любой информации. Насколько установка, определяемая социологами как психологическая переменная, может быть изменена в нужную сторону при помощи петли обратной связи?
В этом отношении важен правильный подход к проблеме. Обратная связь предполагает возможность каждого участника процесса донести свое мнение и свое видение возможных изменений до всех остальных. То есть предполагает общение на равных.
Но в рабочих коллективах равенство – понятие относительное. Есть определенная иерархия, действует приказ и необходимость соблюдения дисциплины, то есть подчинение приказу. Это прямые функциональные обязанности, которые не обсуждаются и четко выполняются.
Но когда речь идет о переменах в методах организации трудового процесса, то простым «приказом по цеху», к примеру – повысить продуктивность труда, вопрос не решить. Вот здесь-то и сталкивается руководство с необходимостью учитывать обратную связь со всеми участниками предполагаемого процесса необходимых для компании изменений.
При желании получить ожидаемый и запланированный результат, необходимо преподносить свое сообщение коллективу так, чтобы оно:
- Было принято сотрудниками, то есть благополучно миновало фильтр восприятия.
- Было правильно интерпретировано.
- Не вызывало бы негативных эмоций.
И установка к действию каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива взятого в целом, то есть настрой на перемены и нововведения, в этом процессе преобразований, необходимых владельцам бизнеса и руководству, выходит на первый план.
Читайте также:
Цитата:
"
Это НЕ петля обратной связи. Это Ньютон Исаак - всякому действию есть равное противодействие.
Такое чувство, что статья не закончена. В начале было очень интересно - про то, что все мы по-разному настроены. А в середине произошел сбой и стало скучно...
Укажите точно эту середину - где произошел сбой и можно поговорить об этом.
Да, сейчас "заимствование понятий" происходит всё чаще, и при этом всё чаще я вспоминаю фразу (заимствованную мной давно из названия книги) "тяжкое бремя лёгких аналогий"...
Обратная связь как техническое понятие может быть отрицательной (самый часто используемый для регулирования управляющего воздействия вид обратной связи), положительной, линейной, нелинейной, иметь сдвиг по фазе и далее - по обширному списку...
В применении к умственной человеческой деятельности, мне видится, уместнее использовать термин "логический анализ", а в управлении человеческим коллективом - в части выполнения требуемой задачи, использовать термин "управление функционалом"
С этим можно согласиться, Ньютон был прав - всякому действию есть равное противодействие. Так в отношениях между людьми - всякое действие одного человека есть результат ответа на действие другого. Взаимосвязано - это и есть "петля обратной связи".
Логический анализ - это очень хорошо! Но стоит учитывать при этом, что человек не есть существо только логичное, оно более всего существо настроенное на свой внутренний мир, на свои ценности и установки, и этот пресловутый "человеческий фактор" в любых отношениях, включая деловые, никто не отменял и отменить не может.
Если рассматривать обратную связь в контексте системы регулирования, то параметры, от которых она образуется, должны пройти фильтр - на достоверность, на отказ, на точность, фильтр по времени, по производной от времени и тд. Без этого регулирование может развалиться.
Поэтому, идея "фильтров восприятия" вполне конструктивна.
Какое действие,какое противодействие? Это вам физика? Напоминаю-это психология. А статья точно скучная,а где нестандартная реакция. Меня например учили на некоторые обстоятельства реагировать нестандартно и огромное спасибо моим учителям, очень помогает.
И мы спросим у Вас - а где Ваша не стандартная реакция? Не увидела - все очень даже стандартно! Ваш комментарий - это просто возражение! Так бывает, когда покупатель очень желает, чтобы "продавец" очень сильно "хвалил свой товар"!
У вас есть конкретные вопросы по предлагаемому материалу? Задавайте - будем обсуждать!
Мысль действительно прервалась на середине. Да, приказы сверху надо "продавать" внизу, если хочется реальных результатов. Для психолога наверное это вершина понимания, для управленца - только очевидная затравка для рассуждений.