Каршеринг развивается в России достаточно быстро. Несколько лет назад о такой услуге никто даже не слышал, а уже сегодня в Москве ее оказывают пять компаний, и в Санкт-Петербурге – три. Причем если полгода назад в Санкт-Петербурге количество машин на весь город не превышало 50, то с приходом компании Delimobil ситуация резко изменилась, и каршерингом уже реально можно пользоваться. На всякий случай напомню, что каршеринг – это кратковременная аренда автомобиля без водителя. Причем важным фактором является то, что машину можно сдать где угодно (ну, или почти где угодно – об ограничениях ниже).
Споры о том, дешевле ли каршеринг, чем личный автомобиль, еще идут. Но, на мой взгляд, если рассматривать автомобиль только как средство передвижения, а не статусную вещь или любимую игрушку – то по затратам на пользование каршеринг однозначно выигрывает. Я вообще считаю, что аренда всегда дешевле, чем владение, за исключением тех случаев, когда стоимость аренды непропорционально высока, и дешевле купить, чем арендовать. Но я хочу рассмотреть каршеринг не как способ экономии денег, а как инструмент экономии времени.
Итак, может ли каршеринг полностью заменить личный автомобиль и сэкономить время? Для начала рассмотрим, какие временные затраты несет счастливый обладатель автомобиля.
Предположим, что автомобиль покупается новым, в автосалоне, и эксплуатируется в течение трех лет, достигая за это время пробега 80 тыс. км, а затем сдается по трейд-ин, в рамках обмена на новый автомобиль. Данная схема достаточно часто используется, особенно в Европе, и в России тоже все чаще прибегают к этой схеме.
Какие затраты времени исключает каршеринг?
1. Автомобиль не нужно покупать и выбирать перед приобретением. Сколько времени на это требуется? У всех по-разному. Я, например, раньше мог делать выбор год, изучая автомобильные журналы, заходя в автосалоны, штудируя тематические интернет-порталы. А кто-то, наверное, решает такую же задачу в течение дня, определившись с характеристиками машины или просто приехав в автосалон или на авторынок. Оценим (очень примерно!) требуемое время для выбора конкретного автомобиля в 20 часов – разовые затраты времени. Сам процесс приобретения автомобиля (оставить залог, оформить и забрать документы) оценим в сумме в 10 часов – чуть больше полного рабочего дня. Получаем: всего 30 часов.
2. Автомобиль не нужно ставить на учет в ГИБДД. Пусть будет тоже 3 часа с учетом того, что до регистрационного отделения нужно доехать.
3. Автомобиль не нужно продавать. Предположим самый малозатратный по времени способ – трейд-ин. Но даже в этом случае оценка машины может занять пару часов. Плюс: подготовка к сдаче, собственно сама передача автомобиля и оформление документов. Итого: 5 часов.
4. Не нужно проходить техобслуживание. Если ТО требуется каждые 15 тыс. км, то за три года это «счастье» случится как минимум пять раз и отнимет по три часа в среднем. И еще один час займет дорога до техцентра. Получается: (3 часа х 5) + (1 час х 5 раз) = 20 часов.
Автомобиль также иногда ломается, но среднее количество поломок оценить невозможно, поэтому не будем их учитывать. Предположим, что ваш автомобиль за все три года ни разу не ломался.
5. Не нужно оформлять страховку ОСАГО / КАСКО. Занимает эта процедура не больше часа, но заниматься ей придется каждый год. Итого еще 3 часа.
6. Не нужно покупать зимнюю резину и менять шины два раза в год. Пусть заказ-доставка запаса шин на три года займет 1 час. Но гораздо более затратно по времени пройти муки шиномонтажа. Если в среднем замена шин займет 2 часа, шесть замен за три года – 12 часов. И на все манипуляции с резиной потребуется 13 часов.
7. Машину не нужно мыть, да и заправлять тоже. Здесь вопрос немного спорный, так использование каршеринга подразумевает, что арендатор автомобиль и заправляет, и моет. Но можно избежать и того и другого, выбирая чистые автомобили, с достаточной заполненностью бака: и то, и другое отображается в мобильном приложении еще на этапе поиска свободного автомобиля. Фактически за полтора года пользования каршерингом я только однажды автомобиль заправлял и ни разу не мыл. Со своим же автомобилем придется хотя бы два раза в месяц на мойку заехать, потратив на этом примерно час. Считаем: 1 час х 2 х 12 х 3 = 72 часа. Предположим, что заправляться тоже нужно один раз в две недели, тратя на это 15 минут. Тогда за три года на это уйдет 18 часов. Общие затраты времени на мойку и заправку: 90 часов.
Безусловно, мы посчитали не все. Есть еще посещение автомагазинов, тюнинг и другие непредсказуемые ситуации. Но в общем и целом можно сделать заключение: разовые затраты, связанные с владением автомобилем, составляют 38 часов (пункты 1-3), а на регулярное обслуживание своей машины вы тратите минимум 126 часов, что составляет чуть больше трех полноценных рабочих 40-часовых недель за три года. Можно смело говорить: каждый год одну рабочую неделю вы тратите на автомобиль.
Каких затрат времени требует каршеринг?
1. Поиск нужного автомобиля. С учетом того, что операторов каршеринга несколько, а толковых приложений-агрегаторов пока не придумали, на это может уйти до 10 минут. В среднем пусть будет 3 минуты.
2. До забронированного автомобиля нужно дойти пешком. Это главная статья затрат. Почти все каршеринговые сервисы дают 20 бесплатных минут, чтобы добраться до автомобиля. И этого хватает с лихвой, ведь если до ближайшего свободного авто добираться час, вы вряд ли станете его бронировать. Возьмем среднее время, необходимое, чтобы дойти до машины, 10 минут.
3. Осмотр выбранной машины. Автомобиль нужно осмотреть на предмет повреждений, открыть дверцу с помощью мобильного приложения, проверить салон и документы. Все это займет в сумме около 5 минут.
Завершить поездку не сложнее, чем на собственном автомобиле: нужно просто заглушить двигатель и запереть автомобиль. Это никакого дополнительно времени не занимает. Итого трудозатраты на аренду каршерингового автомобиля составляют 18 минут на одну поездку. Если вы будете использовать каршеринг как полную замену личному автотранспорту, то есть в среднем 25 раз в неделю, затраты времени в течение года составят… 390 часов! То есть в десять раз больше, чем при использовании собственного автомобиля.
Конечно, в реальности разрыв будет меньше за счет того, что иногда вам будут попадаться каршеринговые машины ровно в тех местах, где они вам понадобились, и добираться до них не придется. Придет со временем и ловкость в осмотре машины и ее фотографировании. А собственный автомобиль может принести сюрпризы и дополнительные потери времени. Но грубый расчет показывает, что пока использование каршеринга на порядок затратнее по времени, чем собственного автомобиля.
Основные ограничения каршеринга и сложности с его использованием
- У всех сервисов свои правила, которые могут значительно отличаться: если их не выучить, можно попасть на штрафы. Например, некоторые машины разрешается бесплатно оставлять на муниципальных парковках, а некоторые – нет. И, кстати, правила могут меняться.
- Зеленые зоны, в которых можно оставлять автомобили, пока имеют недостаточное покрытие. Поэтому каждый раз, выбирая сервис, нужно это учитывать: иначе вы не сможете сдать машину там, где хотели, и придется или возвращаться в зеленую зону или оплачивать длительную парковку. Если вы живете или работаете за пределами МКАД, каршеринг пока не для вас. Если хотите выехать за город, только один из сервисов позволяет это сделать, да и то недалеко.
- Автомобили в каршеринге используются недорогие. Поэтому, если вам нужен комфорт Mercedes или спортивный характер BMW, каршеринг здесь тоже не выручит. На всю Москву в настоящее время есть один уже довольно ушатанный BMW 1-series. В Санкт-Петербурге, по слухам, живет один Mini Cooper. Но лично я ни ту, ни другую машину «живьем» пока не видел.
- Разные сервисы используют разные автомобили. Поэтому, если вы долго привыкаете к управлению новой машиной, поначалу будет нелегко. Впрочем, выбор не так велик: Hyundai Solaris, Kia Rio и Smart суммарно составляют более 90% автопарка всех сервисов.
Какие сервисы я использую
- Delimobil. Самый распространенный вариант. Выбора автомобилей нет: только Hyundai Solaris. Но машин много, мобильное приложение беспроблемное. Автомобили можно оставлять на московских паркингах бесплатно. А в Санкт-Петербурге у этого сервиса вообще нет конкурентов, так как все остальные работают только в пределах центра города.
- AnyTime. Не понравились заморочки со сдачей-приемкой автомобиля: процесс очень долгий. Зато у AnyTime есть мини-грузовички Renault Cangoo: если нужно что-то перевезти, очень удобно. С другой стороны, если нужно просто куда-то доехать, а поблизости только этот грузовичок – вариант получается не самый лучший: стоит дороже, обзорность плохая, коробка передач механическая.
- YouDrive. Самый веселый сервис, так как автопарк состоит в основном из улыбчивых Smart. Огромный минус – зеленая зона весьма ограниченная. В Москве она расширяется, но не так быстро: чуть выехал за ТТК, и все. А в Санкт-Петербурге вообще сужается! В прошлом году я парковался на самой границе зеленой зоны, у Обводного канала, а теперь зеленая зона ушла ближе к центру, и для меня сервис потерял часть привлекательности.
Остальные сервисы я использую значительно реже, но в целом они все достаточно похожи. Некоторые сервисы имеют в автопарке по 20 машин, работают в одном городе, поэтому я пользуюсь ими раз в несколько месяцев.
Вывод можно сделать такой: рассматривать каршеринг как реальный инструмент экономии времени пока нельзя. Однако это дело времени, так как причин, по которым каршеринг пока не может экономить ваше время, всего три: недостаточное количество автомобилей, недостаточная зона покрытия и неудобный процесс приемки-сдачи автомобиля. Однако нет никаких сомнений, что этот сервис быстро распространится, наводнив российские города оранжевыми машинками. И тогда каршеринг сможет составить серьезную конкуренцию личному автотранспорту. Уже сейчас каршеринг дешевле, чем содержание собственного автомобиля. Да и прогуляться пешком к ожидающему тебя арендному автомобилю гораздо полезнее, чем возиться с бумажками, оформляя свидетельство о регистрации или страховку на собственную машину.
Не поверите, был в Сочи, там тоже есть каршеринг, машин полно.
Рекламная ссылка удалена модератором. Нарушение п.7 Декларации Сообщества.
7. Участникам Сообщества настоятельно рекомендуется воздерживаться от саморекламы и рекламы бизнеса на портале. В том числе недопустимо размещение в профайле, комментариях, вопросах или ответах информации о товарах, услугах, вакансиях и мероприятиях;
Если учитывать только затраты времени, то самый лучший вариант- это такси. Выходишь на улицу, машина уже ждет тебя, по пути можно заниматься своими делами, не отвлекаясь на процесс управления автомобилем. При использовании такси получается даже не затраты времени, а освобождение времени.
При этом можно выбирать самый быстрый вариант маршрута - например на такси до ст. метро, далее на метро без пробок через весь город, и от метро до места назначения опять на такси.
Но не зря говорят, что время-деньги. Затраты времени нельзя рассматривать отдельно от денег.
Услуга актуальна для мегаполисов, в регионах этого нет и вряд ли будет массово. Хорошо развит общественный транспорт и такси + все друг друга или знакомы через одного.
Затраты времени в 7 пунктов, могут быть значительно ниже, да и использование своего автомобиля в большинстве случаев удобнее и приятнее. Свобода передвижения которую даёт личный автомобиль перекрывает все остальные моменты. Как говорится, на каждый продукт (услугу) найдётся свой покупатель.
Спасибо автору за статью.
Утверждение 1 о затратах времени неверное, уже есть приложения-агрегаторы каршеринга, по крайней мере, в Москве.
То, что в каршеринге используются недорогие автомобили, ограничением не является, автоматическая коробка делает управление простым и доступным любому человеку с правами ... хотя я как-то искал выключатель дворника заднего стекла в одном каршеринговом автомобиле, пока не сообразил, что я на седане - но это говорит обо мне, а не об автомобиле, как и то, что автор страдает от недорогих автомобилей, говорит исключительно о нем, а не об экономии времени, которую сервис предоставляет или не предоставляет.
Самое большое время при использовании каршеринговых автомобилей - то, что автомобиль может находиться весьма далеко от точки нахождения потребителя, и не может быть никаких гарантий, что в нужное время он будет в нужном месте или в разумно достижимой области.
Неудобством каршеринга является то, что в таких машинах нет детских бустеров/кресел.
В то же время, каршеринг очень выгоден с точки зрения денег при поездках в аэропорт, например, так как сервисы предоставляют там возможность парковки бесплатно. Выгода резко растет, когда дороги свободны, но заметно снижается, если движение плотное или "все стоит", так как тарифы основных служб такси в аэропорты фиксированы и не зависят от продолжительности поездки, а стоимость аренды каршерингового автомобиля, естественно, зависит.
Почему-то в удобный каршеринг пока не верю - пару раз брал автомобиль в аренду на 3-5 дней, при этом оба раза приходилось менять его в течение срока действия договора аренды, то есть ещё выступать в роли механика по выявлению неисправностей и бета-тестера! А ЧТО заставит пользователя экономить ресурс автомобиля, в наших реалиях?
Машина, на которой ездят часто меняющиеся наездники, не может не быть подверженной поломкам.
И если на своей о поломке/отказе намекает изменение поведения машины - новые звуки, сигнализация штатных систем и пр., то в прокатной можно неожиданно оказаться в сложной ситуации, когда что-то сломалось, "хотя ничего не предвещало".
Грубо говоря, предыдущий ездюк набил грыжу на покрышке, влетев в ямку на полном ходу, в связи с чем покрышка лопнула от наезда под моим управлением на небольшое препятствие...
Это обстоятельство меня отталкивает от каршеринга куда больше, чем его отсутствие в нашем райцентре.
А я в статье указал, что по деньгам каршеринг выгоднее, чем личный транспорт. Это уже без меня посчитали :) Поэтому я акцентировал внимание на затратах времени.
Да, возможно. Очень давно не был в Сочи (лет 15), и видимо поэтому как-то упустил этот момент. Спасибо за замечание.
И Вам спасибо ) На самом деле, по всем пунктам оценка времени весьма грубая, суть не в этом - а в том, что пока (подчеркну, пока) - разница в затратах времени - на порядок.
Ну и по удобству своего автомобиля - трудно спорить. Поэтому я сам от личного авто пока не отказался.
Михаил, Вы невнимательно прочли статью. Цитирую: "...толковых приложений-агрегаторов пока не придумали..." Агрегаторы, безусловно, есть - но зачем мне такой агрегатор, в котором расположение автомобилей не соответствует реальности и противоречит расположению автомобилей, показываемому в самом приложении?
Ну я не очень огорчился, так как давно заметил тренд, что комментарии к статьям на e-xe почему-то все злее и злее с каждым годом :)
Кстати, по остальным пунктам - согласен с Вами.