Специалистов по HR нужно обратить в новую религию

Крупный джентльмен в строгом костюме и с серьгой в левом ухе тушит в пепельнице сигарету, закрывает ноутбук, откладывает в сторону свой iPhone и просматривает несколько печатных листов с фрагментами презентации. Джон Вон Эйкен готовится выступать перед аудиторией. Он сделал себе имя на консалтинге в области маркетинга, продаж и управления персоналом. Среди своих международных коллег он больше известен как нонконформист и возмутитель спокойствия, для которого существует лишь один веский довод – здравый смысл.

Выступление Джона Вон Эйкена, организованное силами Ассоциации менеджеров России, было посвящено стратегическим аспектам управления персоналом в компаниях. Во вступительном слове Джон признался, что тема HR увлекла его относительно недавно. Его карьера консультанта развивалась в направлении маркетинга и продаж. Однако примерно 15 лет назад он начал понимать, сколь важную функцию в компании призван выполнять отдел HR. Озарение совпало с началом регулярных визитов Джона в Москву, где у него появились заказчики. Сперва клиенты интересовались только продажами и продвижением своих продуктов, однако из-за роста бизнеса у российских компаний вскоре стали возникать структурные проблемы, в том числе связанные с персоналом. Консультанты, которых российские заказчики воспринимали как бизнес-спецназ, в решении острого вопроса оказались бессильны. «Большинство этих ребят никогда не управляло большими компаниями. Максимум, кем они руководили, – парой-тройкой ассистентов, да и те были членами их семей, - поддел своих менее удачливых коллег Джон. – Мой опыт строился вокруг организации маркетинга и продаж для больших компаний, поэтому я взглянул на вопросы HR иначе. И внезапно все понял: проблема кадровых служб российских компаний в том, что они не понимают, как работает бизнес».

Движущая сила бизнеса – это продукт, результат, а в конечном счете прибыль. Забывая об этом, HR-специалисты пеняют на дремучесть своих руководителей: «Мой шеф ни черта не понимает в технологиях управления персоналом!» Они регулярно просят провести семинар, но лишь одной предварительной встречи достаточно, чтобы расставить все по местам: в 95% случаев Джон не получает ответа на вопросы о сроках и целях обучения. О чем тогда говорить с такими заказчиками? «Вера российских компаний во всемогущество консультантов безгранична, - разочарованно разводит руками Вон Эйкен. – Вам не помешает изрядная доля скепсиса. Чтобы понять, что я имею ввиду, вот вам домашнее задание: присоединитесь к Amway. Amway регулярно промывает мозги своим сотрудникам в одном, но грамотно выбранном направлении. Они никогда не допустят, чтобы консультант со стороны пришел и каким-то идеями разрушил систему, которой уже не один десяток лет».

Положительный пример из практики консультанта – хитроумная система повышения квалификации, которую Джон разработал для 60 тыс. торговых представителей крупной торговой компании. О механизме работы системы консультант умолчал, зато с гордостью объявил о результатах: за 90 дней продажи в компании увеличились в два раза. «Я их очень уважаю, - доверительно сообщил Джон аудитории. – Они очень серьезно подошли к вопросу, потратили уйму денег, но за два месяца отбили все инвестиции. Вот вам пример: если хочешь развивать своих людей, пойми, в каком направлении двигаться и какие ресурсы задействовать. У вас должна появиться новая религия – религия результата».

За 15 лет российской практики Вон Эйкен насмотрелся на ошибки наших компаний. Ошибки в равной степени допускают и генеральное руководство, и управленцы, отвечающие в компании за кадровый менеджмент. Пытаясь оправдаться, обе стороны дружно вспоминают «российскую специфику». «Очень универсальное определение: под него можно подогнать любую проблему, - язвительно заметил консультант. - Каждый из вас работает в какой-то компании, где есть финансовый отдел, отдел продаж, отдел маркетинга, отдел логистики. У всех вас генеральный директор – полный придурок. И это не российская специфика. Это общемировая действительность. Компании отличаются друг от друга только двумя вещами - стилем реализации своих планов и коллективами. Так если люди настолько важны, почему качество и эффективность работы с ними никак не измеряются?»

А вот что действительно является российской спецификой, так это главенство финансовых департаментов. Структурные подразделения, которые во всех организациях мира выполняют функции бэк-офиса, в России замыкают бизнес-процессы на себе, делая компании медленными и неповоротливыми. Так быть не должно, категоричен эксперт: если вы ничего не продали, то вам нечего считать. Откровенный прокол российских кадровых менеджеров в том, что они никак не могут заслужить уважение к HR-департаменту со стороны других подразделений компании и ничего для этого не предпринимают. «Моя философия относительно HR базируется на тезисах, взятых из книг Джека Уэлча: люди и деньги – это все, на чем держится и за счет чего работает бизнес. Во время каждого из 160 проведенных проектов я задавал топ-менеджерам и собственникам компаний вопрос о том, что они знают об HR в их компании. Они приходили в ступор, поскольку не понимали, зачем их компаниям нужны дорогие в содержании HR-отделы, которые никак не повышают ценность компании!»

И хотя Джон Вон Эйкен любит рассуждать о том, что в бизнесе не может быть шаблонов, однако он не смог отказать себе в удовольствии преподнести аудитории готовое решение. Ниже – самые интересные и далеко не бесспорные тезисы его презентации:

  • Не заблуждайтесь: поиск квалифицированных управленцев не имеет ничего общего с HR. Это продажи. («Удивлены? Ха! Добро пожаловать на Землю!»)
  • Ищите только «своих людей». «Свои люди» идеально встраиваются в корпоративную культуру компании и интегрируются во внутрифирменный социум. Если не принимать во внимание фактор личной симпатии к новому сотруднику, произойдет катастрофа: никто не будет работать с человеком, который вызывает неприятие у коллектива.
  • Помните: работа должна нравиться сотруднику. Об этом правиле говорят все, а соблюдают единицы. В Америке 80% наемных работников ненавидят то, чем занимаются по восемь часов в день.
  • Планируйте обучение и развитие персонала. Оно должно быть адекватно уровню сотрудников: если ваши сейлз-менеджеры заключают сделки на миллионы долларов, им нужны соответствующие тренеры. Осторожно! На развивающемся рынке России часто учат тому, что уже давно устарело.
  • Думайте как медиамагнат. Ваша компания – это социальная сеть. Умелое использование ее технологий позволит одновременно коммуницировать с гигантским количеством людей. iPhone, интернет, Skype, подкасты и сетевое видео - это часть нового мира. Такова реальность. Используйте доступные средства на полную катушку. Управляйте сообществом своей компании.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Михаил Яровой Михаил Яровой Председатель совета директоров, Москва

Нормально все. Правда. Но не откровение. Нового в этой правде ничего нет. Все известно. Вот только к пророкам в своем собственном отечестве не принятно прислушиваться....

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Яровой Михаил пишет:Вот только к пророкам в своем собственном отечестве не принятно прислушиваться....
Вот это точно :)
И внезапно все понял: проблема кадровых служб российских компаний в том, что они не понимают, как работает бизнес».
Ага. Новость. Только на е-хе сколько себя помню, про это пишут. Мы говорим про это всем, начиная от зеленых студентов вузов и кончая топами на 'крутых' тренингах. Но вот, слава Богу, приехал иностранный дядя и открыл нам великую истину. :)Но главное - чтоб польза была. Если хоть после иностранного дяди до кого-то дойдет, я лично, буду очень рад.
«Вера российских компаний во всемогущество консультантов безгранична... Amway... никогда не допустит, чтобы консультант со стороны пришел и каким-то идеями разрушил систему, которой уже не один десяток лет».
Еще одна 'новая' идея. Ксти, я бы вдобавок к руководству компаний велел бы это высказывание повесить в кабинетах всех государственных деятелей. Особенно в системе образования.
Вот вам пример: если хочешь развивать своих людей, пойми, в каком направлении двигаться и какие ресурсы задействовать
Блин! Был, помнится, на е-хе такой Виктор Шишкин, которого сейчас я что-то, увы, не вижу. Так он про это долдонил едва не в каждом постинге. Вот был бы он какой-нибудь Ван-Шишкин из Гарварда, так к нему бы, глядишь, прислушались. :)
Осторожно! На развивающемся рынке России часто учат тому, что уже давно устарело.
НУ КАК ЖЕ Я ЕГО ПОНИМАЮ!!! Вот это 100% в точку. Рынок тренингов - 'вешать некуда, а надеть нечего'.
Председатель совета директоров, Москва
Яровой Михаил пишет:Вот только к пророкам в своем собственном отечестве не принято прислушиваться....
-не только не принято прислушиваться, но и принято платить пророку не в своем отечестве сотни тысяч у.е. за то, что давно известно :cry: Но и то что знают делают с точностью до наоборот ДВЭ говорит: 'Ищите только «своих людей». «Свои люди» идеально встраиваются в корпоративную культуру компании и интегрируются во внутрифирменный социум. Если не принимать во внимание фактор личной симпатии к новому сотруднику, произойдет катастрофа: никто не будет работать с человеком, который вызывает неприятие у коллектива....' :D :D :D , то мне открытие 'США', да у нас все компании в своих людях :!: :!: :!: , которые правда по праву своего не только сами ничего не делают, но и вставляют палки в колеса, тем кто делает :cry: :cry:
Управляющий директор, Санкт-Петербург

Процитирую отечественных авторов:------------'В 60 - 70-е годы американские школы бизнеса расширили свои программы за счет включения в них дисциплин, связанных с человеческими ресурсами: индустриальной психологии, организационного поведения, управления персоналом. В результате в экономику начали приходить руководители, осознавшие необходимость и важность управлениячеловеческими ресурсами, а также понимавшие специфику этого процесса в сравнении с управлением финансами или закупками'.------------У нас пока что всё только начинается. Да и они, по правде сказать, не так уж далеко продвинулись за это время:).

Андрей Жуков Андрей Жуков Финансовый директор, Москва
Ирина Локтионова пишет:не так уж далеко продвинулись
Вот, допустим, заходишь на участок бирковки: взвесить, написать на бумажке, прицепить.Днями, неделями, годами ...И единственная человеческая мысль при этом, которая должна прийти в человеческую голову, - как это мероприятие передать машине.А не психологии промышленной, увы.ИМХО, конечно.
Аналитик, Екатеринбург

Бог мой, кто-то же заплатил за этот визит.Согласен - в своем отечестве пророки не водятся. Да и специалисты в управлении тоже. Он, Джон Вон Эйкен, просто из другой культуры. То, о чем он говорит, это дико для него, но он ДРУГОЙ, дорогой, а значит стОящий, чтобы к нему прислушались.С петровких времен мы не далеко ушли. Ментально, имеется ввиду и на уровне принимающих решения. Чем больше чиновников (ментально) в менеджменте будет, тем этим господам сытнее. Нашим - им же чужие розги и мягче и душистее! :cry:

Андрей Жуков Андрей Жуков Финансовый директор, Москва

Да ладно Вам, Владимир.Приехал дядька. Ну - и приехал.Если деньги - бюджетные, так их не там, в основном и массе, пилят.Какое-то количество безумных бедолаг подхватят, понесут с полгода, да и бросят.По двум причинам (по минимуму) и одному основанию (отсутстие мозгов):- не клеится- никто не внимает.Да и нести им тяжело. Они ж не физкультурники какие.С уважением, Андрей.

Михаил Яровой Михаил Яровой Председатель совета директоров, Москва
Владимир Ромашов пишет:...Согласен - в своем отечестве пророки не водятся. Да и специалисты в управлении тоже..... Он, то чем он говорит, это дико для него, но он ДРУГОЙ, дорогой, а значит стОящий, чтобы к нему прислушались.
Цитата (выше) - замечательное подтверждение моего поста '... к пророкам в своем собственном отечестве не принятно прислушиваться...' К сожалению...
Андрей Жуков Андрей Жуков Финансовый директор, Москва
Яровой Михаил пишет:Нормально все. Правда. Но не откровение. Нового в этой правде ничего нет. Все известно. Вот только к пророкам в своем собственном отечестве не принятно прислушиваться....
Михаил, а кто, с Вашей точки зрения, является таковым пророком (в нашем отечестве)?Новизны нет, согласен. Про замкнутость на финансовый блок - правильное замечание, ИМХО.Ну, а отношение к людям в нашем отечестве ... Как к деталькам. Формировалось долго советским строем.Деталька должна быть исправна. Остальное - в брак. И чтоб не мелькали вообще в обществе.Единство идеологии исчезло, рассыпавшись на множество аналогичных подходов. Глубоко засело.И не видно желания особого менять базовую парадигму детальки.
Управляющий директор, Москва
Евгений Корнев пишет:-не только не принято прислушиваться, но и принято платить пророку не в своем отечестве сотни тысяч у.е. за то, что давно известно
Евгений, уверяю Вас, там и десятками не пахнет.Я имел случай слушать ДВЭ. Тема выступления была - лидерство. Когда стал слушать, то первая мысль была - человек 15 лет в России и до сих пор говорит через переводчика. То выступление мне показалось формальным, хотя как оратор он - вполне неплохой.При всей своей 'предвзятости' не могу не отметить [B]два[/B] интересных тезиса, прозвучавших в интервью с ДВЭ:[B]1.[/B] 'Типичная ситуация в России, когда часто менеджеру приписывают таланты, забывая, что высокие результаты достигнуты в ситуации блаприятной внешней конъюнктуры'.[B]2.[/B] 'В России, действительно, принято фокусироваться на периоде успеха и не принимать во внимание неудачи'. Видимо, это- юношеская болезнь в нашем бизнес-сообществе, что-то вроде звёздной болезни у молодых спортсменов.В то же время, про корпоративную культуру ДВЭ говорит как о каком-то регламенте, который должен быть качественно [B]прописан(?!)[/B] :o Очень много людей, в том числе и я, считают, что корп. культура это тонкая материя, кот. создаётся по крупицам. В том числе и в первую очередь поведением и поступками топменеджмента. И им же охраняется с величайшей дотошностью...Эта часть интервью ДВЭ - просто 'мимо денег', как у него на родине говорят.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.