Что такое well-being программы, и зачем они нужны бизнесу

Well-being программы — корпоративные мероприятия, которые помогают поддерживать здоровье и благополучие персонала. Именно от того, насколько сотрудники удовлетворены условиями труда и качеством жизни, зависит уровень их продуктивности и вовлеченности в рабочий процесс. Например, если сотрудник постоянно испытывает стресс и тревожность или отягощен финансовыми трудностями, то он не сможет полностью погрузиться в рабочий процесс. А это значит, что его эффективность вместе с качеством выполнения задач будет только снижаться. 

Говоря по-простому, well-being программы — это как раз те практики и мероприятия, которые путем решения личных и профессиональных проблем сотрудников помогают сохранять их производительность, а заодно снизить текучесть кадров в компании. 

И это подтверждается опросами. Согласно исследованию CIPD, внедрение программ поддержки сотрудников повышает успешность бизнес-процессов в шесть раз. При этом, по нашим данным, эффект возможной экономии от внедрения таких программ составляет 54%. Это значит, что каждая вложенная тысяча рублей приносит компании дополнительно 535 рублей. 

Помимо того, что программы корпоративного благополучия работают на удержание ценных кадров и построение сильной корпоративной культуры, они также повышают репутацию компании в глазах наиболее перспективных кандидатов. Именно поэтому следование концепции well-being — залог успеха не только каждого отдельного сотрудника, но и всего коллектива и всей компании в целом.

Из чего состоит благополучие сотрудников

Большинство компаний разрабатывают свои программы благополучия на основе модели Института Гэллапа. Она включает в себя пять универсальных факторов, которые характеризуют человека, довольного своей жизнью, и на которые работодатели могут повлиять. Это: 

  1. Профессиональное благополучие. Чтобы сотрудники не теряли интерес к своему делу, компания может организовать дополнительные курсы по обучению и развитию, включить в программу поддержки консультации с коучем, а также помочь наметить карьерный план.
  2. Социальное благополучие. Для поддержки хороших и прочных отношений с коллегами компания может развивать среду для неформального общения — например, организовать клубы по интересам.
  3. Финансовое благополучие подразумевает умение грамотно распоряжаться своими финансами. С этой целью работодатель может предложить сотрудникам консультации и марафоны по финансовой грамотности, а также юридические консультации.
  4. Физическое благополучие. Давно доказано, что, чтобы успешно справляться с повседневными задачами, человеку необходимо заниматься своим физическим здоровьем. Со стороны компании такая поддержка может выражаться в предоставлении полисов ДМС, консультациях со специалистами по ЗОЖ и фитнес-тренерами.
  5. Комфортная рабочая среда прежде всего предполагает наличие зон отдыха и питания, удобные рабочее место и график, уютную атмосферу в коллективе, а также необходимое оборудование. 

Стоит сказать, что подлинное благополучие достигается тогда, когда каждому фактору уделяется равное внимание. Нельзя за счет продвижения в одном компоненте компенсировать недостаток в другом. Поэтому при разработке well-being программ важно учитывать все пять компонентов. 

Другая популярная модель благополучия — PERMA. Она разработана американским психологом Мартином Селигманом и так же состоит из пяти элементов. Ее аббревиатура расшифровывается как:

  • P - Positive Emotion — положительные эмоции.
  • E - Engagement — вовлеченность в рабочий процесс.
  • R - Positive Relationships — позитивные связи с коллегами.
  • M - Meaning — смысл профессиональной и личной жизни. 
  • A - Accomplishments — профессиональные достижения.

Как и в случае с моделью Гэллапа, модель Селигмана исходит из того, что соблюдение баланса между всеми пятью элементами позволит сделать жизнь сотрудника более счастливой и гармоничной

Как это работает на практике

Danone

В компании разработана большая система льгот, которая направлена на поддержку здоровья сотрудников. Прежде всего это полисы ДМС. Их компания предоставляет сотрудникам и их детям, причем большую часть берет на себя, сотрудники платят лишь 25% от стоимости страховки для ребенка. Как это и полагается, в ДМС входит лечение, регулярный медицинский осмотр, но также и вакцинация. Ее сотрудники могут пройти в любое время. От страховой компании также есть услуга «Дни здоровья». Она включает в себя лекции по теме здоровья, которые можно прослушать в течение года. 

Есть опция поддержки родителей. Это материальная и нематериальная поддержка будущих мам и сотрудников, которые стали родителями. Она включает в себя доплаты к больничному, выплаты на роды и период беременности. Компания предоставляет также дополнительные дни отпуска в первые полгода после рождения ребенка.

В компании сохраняется дистанционной формат работы. Если многие компании вывели сотрудников, то Danone оставил за ними возможность выбирать для себя формат работы. Сотрудники могут выбрать либо полностью удаленный формат, либо гибридный, либо выбрать временно дистанционную работу.

ЛАНИТ

С 2021 года в компании действует Центр Карьерного консультирования. Профессиональный психолог и коуч работает с запросами на развитие, помогает структурировать карьерный трек или решить сложные ситуации, которые могут возникнуть на работе. Кроме карьерных запросов в центр стали обращаться сотрудники и за психологическими консультациями, поэтому с 2022 года деятельность центра была расширена и в этом направлении. 

Есть большое сообщество волонтеров, которые участвуют в проектах, связанных с помощью театрам и музеям, учебным заведениям, приютам для животных.  Есть программы помощи в развитии и социальной адаптации детей-сирот и детей-инвалидов. Все проекты в равной степени ценны и интересны.

В последние годы стало развиваться сообщество эко-активистов, благодаря которым в офисах компании было запущено несколько проектов. Кроме этого, поддержку программам социального благополучия оказывают и другие проекты, например, участие корпоративных команд в киберспортивных мероприятиях, посещение совместных экскурсий, сообщества по профессиональным интересам, совместные занятия спортом и кинопросмотры. 

Какие варианты поддержки востребованы сегодня

Исследование «Талантист», проведенное в начале 2023 года, в очередной раз подтвердило востребованность программ поддержки сотрудников. Так, 69% респондентов ответили, что им необходима поддержка от работодателя, тогда как 31% — что в поддержке не нуждаются.

При этом из тех, кому необходима поддержка:

  • 34% — хотели бы иметь возможность выбирать удобный режим работы;
  • 32% — доступ к медицинским услугам;
  • 21% — помощь в приобретении или оплате жилья;
  • 19% — в занятии спортом;
  • 18% — помощь в переквалификации. 

По своим данным мы видим, что среди россиян растет спрос на следующие три направления: 

  1. Помощь в профессиональной реализации.
  2. Поддержка связи с работодателем.
  3. Профилактика выгорания.

С их помощью компании могут напрямую влиять на лояльность каждого члена команды. Остановимся на каждом подробнее. 

Помощь в профессиональной реализации

Сотрудникам необходимо давать возможность расти внутри компании, в том числе путем индивидуального и корпоративного коучинга. Причем это должно касаться всех сотрудников без исключения — как линейного персонала, так и руководителей нижнего и среднего звена. К коучингу можно обращаться, когда сотрудник не видит внутри компании возможностей для роста, не озвучивает свои потребности и желания, когда у него сложно проходит процесс адаптации. В таком случае вышестоящий руководитель направляет сотрудника на консультацию к коучу и сам ставит цель на работу с ним. Это такой формат поддержки, когда инициатива по прокачке навыков или адаптации идет со стороны работодателя, а не сотрудника.

Поддержка связи с работодателем

В условиях, когда многие сотрудники перешли на удаленную работу или оказались релоцированы в другие страны, поддержание корпоративной культуры стало задачей номер один для работодателей. Мотивировать и выстраивать слаженную работу удаленной команды можно, главное — не забывать, что сотрудникам, как и всем другим, нужно встречаться не только онлайн, но и вживую, общаться неформально и обсуждать вопросы, касающиеся не только работы. Для этого можно проводить еженедельные планерки, стратегические сессии с подведением итогов и составлением планов на следующий год, корпоративные мероприятия, деловые игры и т. д. Важно также давать обратную связь сотрудникам — например, на какие моменты в своей работы им стоит обратить внимание, какие компетенции подтянуть. Можно и даже нужно спрашивать сотрудников об их интересах, ожиданиях и проблемах, связанных с работой. Опросы вовлеченности и пульс-опросы могут с этим помочь. 

Профилактика выгорания

Чтобы удержать сотрудников, важно следить за их эмоциональным состоянием. Это поможет предупредить выгорание на ранней стадии, до того, как оно перерастет в серьезную проблему. Например, для линейных руководителей можно организовать программы по оказанию первой психологической помощи, задача которых не просто научить менеджера определять по прямым и косвенным признакам, что у сотрудника начинаются проблемы, а сделать так, чтобы сотрудник обратился за поддержкой до того, как с ним уже все произошло.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Это просто праздник какой-то сегодня на executive.ru, две отличные статьи про гуманное отношение к сотрудникам. Отличный обзор темы well-being, при этом реализация ее может быть очень индивидуально на каждом предприятии и очень даже не дорого. Поиск новых сотрудников намного дороже, особенно с таким числом непрофессионализма в рекрутинге и hr.

Слушатель MBA, EMBA, Москва

Говоря по-простому, well-being программы — это как раз те практики и мероприятия, которые путем решения личных и профессиональных проблем сотрудников помогают сохранять их производительность, а заодно снизить текучесть кадров в компании. 

Говоря по-простому, well-being программы — это когда говорят: "давай я буду тебе недоплачивать зарплату, а когда из-за этого у тебя возникнут трудности, буду участвовать в их устранении "

Хочется спросить: "зачем вам лишние чужие хлопоты, когда есть путь эффективнее? Платите людям столько, чтобы они сами были в состоянии решить свои проблемы. И вы автоматически уклонитесь от риска когда "сотрудник постоянно испытывает стресс и тревожность или отягощен финансовыми трудностями, то он не сможет полностью погрузиться в рабочий процесс.""
Лицемерие это все!

Руководитель проекта, Москва
Сергей Левицкий пишет:

Говоря по-простому, well-being программы — это когда говорят: "давай я буду тебе недоплачивать зарплату, а когда из-за этого у тебя возникнут трудности, буду участвовать в их устранении "

Хочется спросить: "зачем вам лишние чужие хлопоты, когда есть путь эффективнее? Платите людям столько, чтобы они сами были в состоянии решить свои проблемы. И вы автоматически уклонитесь от риска когда "сотрудник постоянно испытывает стресс и тревожность или отягощен финансовыми трудностями, то он не сможет полностью погрузиться в рабочий процесс.""
Лицемерие это все!

Бизнес - это не про добро, а про бабло. Если кто-то ищет добра от бизнеса, то есть ищет мамку у чужих людей, то это очень странно. Бизнес занимается программами well-being, не потому, что любит своих сотрудников или хочет им не доплачивать, а потому что понимает, что сытый довольный сотрудник - работает лучше.

И пожалуйста, не надо примеры реализации таких well-being программ смотреть в отсталых российских компаниях, там часто мозги у руководства всё ещё работают как у "капиталистов" из Незнайки на Луне.

Лучше посмотрите как эти программы реализовнны в российском бизнесе здорового человека: Вкусвилл, Додо-пицца например.

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Михаил Боднарук пишет:
Бизнес занимается программами well-being, не потому, что любит своих сотрудников или хочет им не доплачивать, а потому что понимает, что сытый довольный сотрудник - работает лучше.

...подсказка (лайфхак) - кратчайший путь к этому лежит через достойный зароботок!

Генеральный директор, Москва

Согласно исследованию CIPD, внедрение программ поддержки сотрудников повышает успешность бизнес-процессов в шесть раз. 

Звучит просто невероятно - или это игра слов. Можете привести ссылку на это исследование?

Руководитель проекта, Москва
Сергей Левицкий пишет:
Михаил Боднарук пишет:
Бизнес занимается программами well-being, не потому, что любит своих сотрудников или хочет им не доплачивать, а потому что понимает, что сытый довольный сотрудник - работает лучше.

...подсказка (лайфхак) - кратчайший путь к этому лежит через достойный зароботок!

Скажите, а где в программе well-being, написано, что надо экономить на оплате? 

Вы реально считаете, что жлобы от бизнеса, которые не платят нормальные зарплаты, будут тратить деньги на программу well-being?

Когда человек поест, он хочет внимания к себе/развиваться, даже в Древнем Риме об этом знали: Хлеба и Зрелищ.

Извините, но это и ежу понятно, что надо платить нормально сотрудникам, но вот работать лучше они от этого не будут, если им не дать возможность учиться, чувствовать себя значимым и здоровым, мне кажется, это уже не надо никому доказывать.

Аналитик, Москва

Дело-то хорошее! И Дарья донесла это профессионально. Внимательно прочитал.

Ну меня, сами понимаете, смутило это "well-being". Ну так неохота переключать раскаладку. Я понимаю, что ноги наших англоязычных вставок растут из Хирша - людям надо публиковаться, надо такие термины вставлять, иначе на западе не опуьликуют. Но я бы написал просто "программа благополучия сотрудников". У нас даже в советских колхоза такие прогаммы well-being были - и дрова привезут, и лошадь дадут, и газовые баллоны, кому надо, и денег на крышу. )))

Встречал многие компании, где к программе благополучия относятся очень положительно. Как правило, я работал в айтишных. Но выйти за рамки привычного как-то стесняются.
Ну обучение - это хорошо, хотя последние годы как-то утратил интерес к корпортивным формам, слишком поверхностно.
Ну ДМС - но программы ДМС не часто уходят от границ больших городов.
Ну помощь в критических ситуациях - прекрасно.
Но из всех комапний я встретил только одну, к которой отношение было действительно, как к дому, к семье. Где генеральный, если вызывал тебя на срочную работу, заказывал такси для всех, а не только для топов. Где давали премию на день рождения. Где помогали с похоронами близких (увы, это жизнь). Где давали беспроцентный кредит. Где юрист помогал в трудных личных спорах и проблемах, а служба безопасности могла помочь поддержать в каком-то конфликте с посторонними. Где, отправляя обычного работника в командировку давали ему деньги на рубашки, носки - безотчётные расходы. Ну и по-мелочи - не стояли с секундомером у входной двери, не отлавливали опаздывающих, бесплатная паркова для всех (!) сотрудников, а не только для топов. 

Где за работу в выходные по твоему выбору тебе или платили деньги, или давали реальный отгул, их учитывали и тебе не приходилось напомнинать и выпрашивать: "А помните, я три восресенья работал? Нет, не помните? Жаль!". Это было системой. Фирма, кстати, лидер нашего рынка.

Но часто в других компаниях такие программы просто навязываются. Вот тебе на фитнес. А если он мне не нужен, не удобен? Твоё дело, мы галочку поставили. 

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Михаил Боднарук пишет:
Вы реально считаете, что жлобы от бизнеса, которые не платят нормальные зарплаты, будут тратить деньги на программу well-being?

... да, я так считаю. Элементарный арифметический подсчет двух вариантов затрат (через зарплату и через программу) показывает экономию варианта "через программу". 

Михаил Боднарук пишет:
Когда человек поест, он хочет внимания к себе/развиваться, даже в Древнем Риме об этом знали: Хлеба и Зрелищ.

... это похоже на правду... но каждый человек хочет чего-то своего... одному как в Древнем Риме - до пьяного угара, а другой в библиотеке получит гораздо большее удовольствие и развитие... я, например, получаю огромное удовольствие, отдохновение и восстановление от изобретательства. Но программы такой нет и я не встречал ранее... Слава Богу моя текущая зарплата позволяет мне заниматься в свободное время тем, чем хочу...

Каждый человек с критическим восприятием действительности понимает смысл этой буржуйской уловки...

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
У нас даже в советских колхоза такие прогаммы well-being были - и дрова привезут, и лошадь дадут, и газовые баллоны, кому надо, и денег на крышу. )))

... и то правда! Советский Союз, получается, был сплошной программой благополучия - жилье, медицина, образование... важнейшие жизненные потребности или бесплатно или за "копейки"!

Руководитель проекта, Москва
Сергей Левицкий пишет:

... и то правда! Советский Союз, получается, был сплошной программой благополучия - жилье, медицина, образование... важнейшие жизненные потребности или бесплатно или за "копейки"!

СССР был как раз про то, что Вы поставили в вину well-being программа, когда вместо денег, людям обещали квартиру через 25 лет( а пока живи в коммуналке или бараке) и плохую медицину с садистской стоматологией.

Так современный бизнес уже не действует, только тот, где у руководства остались совки, которые пытаются экономить на людях.

Сергей Левицкий пишет:
Михаил Боднарук пишет:
Вы реально считаете, что жлобы от бизнеса, которые не платят нормальные зарплаты, будут тратить деньги на программу well-being?

... да, я так считаю. Элементарный арифметический подсчет двух вариантов затрат (через зарплату и через программу) показывает экономию варианта "через программу". 

Тогда объясните мне, пожалуйста, почему программы well-being бывают только в компаниях, где на зарплате не экономят?

Почему-то там, где и деньги платят и well-being есть.

А там, где и денег не дают и на well-being экономят?

Может потому, что well-being - это не замена денег, а повышение эффективности сотрудников?

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.