К сожалению, у нас мало развита культура увольнения сотрудников. Данный процесс, как правило, проходит весьма болезненно для обеих сторон, как для работника, так и для работодателя. При этом большинство работодателей весьма пренебрежительно относятся к идее аутплейсмента. Возможно, потому что мало о нем знают.
Аутплейсмент — это программа мягкого перехода сотрудника к другому работодателю, которая позволяет первому подготовиться к этому шагу, и снижает напряжение при увольнении. Данная программа, может быть разработана для разных должностных уровней: руководителей, специалистов, младшего технического персонала, стать составной частью социального пакета.
Мало кто из работодателей задумывается, что грамотная организация аутплейсмента в значительной мере выгодна для компании.
Почему аутплейсмент выгоден работодателю?
Ключевые выгоды для работодателя:
- Укрепление доверия со стороны стейкхолдеров (клиентов, инвесторов, партнеров).
- Поддержание благоприятного микроклимата в компании при увольнении работников, сокращении штатов, реорганизации компании в целом или отдельных ее подразделений.
- Сохранение рабочей мотивации в период изменений.
- Создание условий для возможного возврата квалифицированного персонала в компанию, при изменении ситуации.
- Формирование HR-бренда и репутации надежного работодателя на рынке труда.
В результате компания обеспечивает свою конкурентоспособность:
- Достигает финансовых целей.
- Реализует свои амбиции.
- Снижает риски, связанные с персоналом.
Для некоторых сфер деятельности потеря доверия со стороны партнеров, клиентов, сотрудников может обернуться крахом сразу, а для каких-то компаний только в долгосрочной перспективе и, здесь и сейчас, они не столь заметны, однако не менее губительны.
Стресс, снижение морального духа работников, продолжающих трудиться в компании — это проблемы, которых бизнес предпочитает избегать, принимая непопулярные решения, связанные с увольнением сотрудников. В такие моменты жизни компании возникают судебные разбирательства, поднимается волна негатива в интернете.
Исправление репутации может потребовать много времени и ресурсов, а иногда становится невозможным, и тогда приходится закрывать компанию, что, в свою очередь, может повлечь существенные финансовые потери. Именно поэтому компаниям стоит задуматься о введении в свои корпоративные пакеты программ аутплейсмента.
Зачем аутплейсмент увольняемым сотрудникам?
Цель программы – сформировать у увольняемого уважительное отношение к своему бывшему работодателя через качественную процедуру выхода на рынок труда.
Действительно ли аутплейсмент дает результаты, за которые платит работодатель? Или это просто подачка, позволяющая избавиться от чувства вины и нежелательного сотрудника с наименьшими проблемами.
Все зависит от качества предоставляемых услуг. Если это просто следование новомодному веянью, то толку от такой работы не будет, только дискредитация самой программы. В то время как качественная программа будет надежной инвестицией, как для компании, так и для сотрудника.
Ключевые выгодны для сотрудника:
- Получение поддержки на этапе ухода из компании и поиска работы.
- Приобретение навыков самопрезентации потенциальному работодателю.
- Ориентация на рынке труда, понимание источников, где можно найти вакансии.
- Формирование работающего делового портфолио, необходимого для поиска работы.
В результате сотрудник:
- Сохранит хорошие отношения с работодателем, от которого уходит. Будет готов вернуться в компанию, при необходимости.
- Сохранит уверенность в себе и своей востребованности на рынке труда.
- Сократит свои временные и финансовые издержки, связанные с поиском работы.
Чтобы понять значение услуг по аутплейсменту, важно понять, что включает в себя подобная программа. При разработке программы аутплейсмента акцент должен быть сделан на четкую структуру действий, ведущих к конкретным целевым результатам.
Элементы программы аутплейсмента
- Работа с уверенностью и доверием. Решение вопросов укрепления доверия между бывшим работодателем и увольняемым сотрудником. А также укрепления уверенности у увольняемых, что они являются ценными соискателями на рынке труда, проработка понимания этой ценности.
- Подготовка увольняемых работников к выходу на рынок труда. Оказание помощи в подготовке делового портфолио, которое будет включать в себя резюме, сопроводительные, рекомендательные письма, другие презентационные материалы в зависимости от должности увольняемого. Обучение навыкам самопрезентации и продвижения на рынке труда. Предоставление информации по ситуации на рынке труда, источникам поиска работы.
- Юридическая подготовка. Проведение обучающих семинаров, где объясняются основные юридические нюансы трудоустройства. Проработка возможных вариантов юридического оформления перехода сотрудника к другому работодателю, включая предусмотренные ТК РФ.
- Индивидуальная работа. Может включать в себя личные консультации или коуч-сессии с увольняемыми сотрудниками и проводиться на любом из этапов программы аутплейсмента.
На первый взгляд, стремление защитить репутацию компании может показаться игрой в одни ворота, но в итоге от этого выигрывают все:
- Сотрудники, покидающие компанию, получают помощь в поиске нового места работы, те, кто продолжает работать в компании, могут быть уверены, что о них позаботятся, если они окажутся в таком же положении.
- Компания приобретя репутацию надежного и ответственного работодателя, повысит ее конкурентоспособность в «битве за таланты», сформирует выгодный для себя HR-бренд, реализует цели своего бизнеса.
Читайте также: