Без кофе и печенек: как мотивировать сотрудников на удаленке

По данным последних исследований, с переходом на удаленный режим работы мотивация сотрудников снижается в среднем на 20%. Сказываются невозможность переключиться на отдых и работа в одиночку, без наблюдения и поощрения со стороны. Как поддерживать сотрудников, которые работают из дома?

ABCD, или Acquire, Bond, Comprehend, Defend 

С первого взгляда, мотивация кажется понятием относительным: для одного это – благодарность от руководителя, для второго – ДМС и санаторные путевки всей семье, для третьего – не меньше, чем электрокар Tesla. На самом деле, мотивацию как почти любое явление можно вписать в рамки теории и разложить по полочкам. Пирамида Маслоу, теория потребностей МакКлелланда, модель Портера-Лоулера и десяток других концепций пытаются объяснить, что мотивирует и демотивирует людей. Все они верные, но ни одна не дает исчерпывающее и работающее для всех условий объяснение. 

В 2008 году исследователи из Гарвардской школы бизнеса предложили новую теорию – более простую и понятную – ABCD-формулу мотивации, где A – это Acquire, B – Bond, C – Comprehend, и D – Defend. Согласно теории, эволюционно, исторически сложилось так, что нас побуждают работать четыре потребности: 

  • приобретать (Acquire) – новые вещи и более высокий социальный статус; 
  • создавать связи (Bond) – с отдельными людьми и коллективами; 
  • постигать (Comprehend) – знать цель своей работы и открывать новое; 
  • иметь защиту (Defend) от внешних угроз и несправедливости. 

И наша мотивация будет тем сильнее, чем больше потребностей мы сможем реализовать на том или ином месте работы в конкретное время. 

В 2020 году исследователи Борис Гройсберг и Робин Абрахамс рассмотрели основные аспекты теории в контексте удаленной работы. Результаты опубликовали в материале «Keep Your Weary Workers Engaged and Motivated» на сайте Гарвардской школы бизнеса. Давайте изучим материал вместе и порассуждаем, как применить ABCD-теорию на практике, и какие инструменты выбрать, чтобы мотивировать и удерживать сотрудников в компании при работе в удаленном и гибридном формате.

Acquire: выстраиваем систему компенсаций и поощрений 

Потребность в приобретении отлично реализуется за счет системы компенсаций и поощрения. Инструменты здесь делятся на материальные и нематериальные. Рассмотрим оба варианта. 

Самые распространенные материальные инструменты мотивации – это конкурентная заработная плата и премии. Чтобы создать работающую систему премирования, следует придерживаться нескольких правил: 

  • на начальном этапе определите, какие показатели эффективности важны для каждого из отделов, проектов и сотрудников; 
  • любое поощрение свяжите с показателем производительности; 
  • разработайте отдельные принципы премирования для должностей и групп – команд, отделов и подразделений; 
  • все сотрудники и команды должны понимать, как и за что начисляется премия, донесите эту информацию до каждого и убедитесь, что все детали остались понятны; 
  • будьте последовательны – никаких исключений из правил – сотрудники должны получить заслуженные бонусы при любых условиях; 
  • не доводите сотрудников до предела – показатели эффективности должны быть реалистичными, не требуйте напряженной работы или ненужного перфекционизма.  

К нематериальным инструментам мотивации можно отнести возможности для образования, повышения квалификации и карьерного роста. Есть и еще один инструмент, не требующий дополнительных финансовых вложений со стороны работодателя – это репутация компании, одно упоминание которой в резюме в разы повышает ценность специалиста.

Отличный пример – пятерка IT-гигантов FAANG – Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google, или пятерка компаний мечты, куда стремится попасть каждый второй, а то и вовсе каждый, IT-специалист. И дело не только в корпоративной культуре и инновационных проектах, которые на слуху у всего мира, но и в качестве самого получаемого опыта – считается, что несколько лет в одной из компаний FAANG открывают путь к любому работодателю или своему бизнесу.  

При переходе к гибридному или удаленному формату работы с одной стороны сужается круг людей, которые обычно представляли работодателя. В некоторых случаях – до одного менеджера на всю команду или проект. И именно этот сотрудник теперь отслеживает результаты каждого, дает обратную связь и напрямую влияет на принятие решения о премировании или повышении. С другой – снижается информированность сотрудников. О новых карьерных возможностях, обучении, стратегии и целях компании теперь нужно узнавать дистанционно. Какие шаги можно предпринять в данном случае: 

  • выстроить отлаженную систему обратной связи – с обязательным конструктивным комментарием по каждой закрытой задаче;
  • регулярно транслировать в каналах коммуникации компании информацию о новых возможностях для повышения, обучения и переквалификации; 
  • сделать оценку эффективности максимально прозрачной – фиксировать достижения и прописывать поощрения и бонусы. 

Bond: выстраиваем связи на расстоянии 

Потребность в коммуникации и налаживании связей обычно реализуется благодаря выверенной корпоративной культуре. Но с переходом к удаленному или гибридному формату традиционная, налаженная за годы система внутренних коммуникаций страдает первой. Больше нет тех неформальных способов, которые помогали сотрудникам получать информацию о жизни компании – разговоров во время обеденного перерыва и в курилках, в дороге до метро. И общение в соцсетях и мессенджерах не помогает – любая печатная коммуникация где-то фиксируется и автоматически становится более формальной. 

В случае гибридного формата может появиться и еще одна проблема. Когда одна часть сотрудников продолжает работать из дома, а вторая выходит в офис, могут возникнуть две абсолютно разные группы коллег. При этом удаленные сотрудники могут чувствовать себя изолированными и менее вовлеченными в жизнь компании и команды. Какие шаги стоит предпринять, чтобы привести ситуацию в норму: 

  • регулярно устраивайте неформальные командные активности, чтобы сотрудники могли почувствовать себя свободно и пообщаться вне дистанций. Виртуальные обеды и кофе-брейки, совместные онлайн-тренировки, игры на командообразование в общих чатах, онлайн-корпоративы – список можно продолжать бесконечно.

По статистике нашего агентства, наибольшей популярностью у сотрудников пользуются онлайн-квизы и квесты – за год пандемии мы организовали более тридцати корпоративных игр. Для каждой готовили специализированный портал, где участники одновременно получали задания, зарабатывали баллы, выигрывали призы и развивали своего персонажа. Задания адаптировались под специфику праздника, отрасли или профессии, мотивационные и бонусные программы компании. 

  • поощряйте обмен опытом – создайте канал коммуникации, где сотрудники смогут рассказать о своих сложностях, наработках и достижениях;
  • выделяйте время на неформальное общение во время онлайн-собраний по рабочим вопросам – сотрудники должны иметь возможность без спешки поприветствовать друг друга и узнать, как идут дела. 

Comprehend: помогаем вовлечься в работу   

Любопытство и желание открыть неизвестное с древних времен были тем стимулом, который двигал человечество вперед. В контексте работы потребность в познании реализуется двумя путями. Первый – это возможность экспериментировать и изменять рабочие процессы, участвовать в постановке целей и задач своей деятельности. Второй – образование, получение новых знаний и навыков.  

С переходом к удаленной работе возможности для обучения сотрудников существенно расширяются: больше свободы у учеников – обучаться можно в наиболее удобное для себя время прямо из дома, больше свободы и у организаторов – для обучения можно привлечь экспертов из любой точки мира.

Сложнее видится реализация экспериментаторской составляющей. Когда сотрудники работают по одиночке и видят руководителя только в рамках видеособраний, рабочий процесс зачастую сводится к регулярной постановке задач – возможностей обсудить проект, внести корректировки и предложить что-то новое становится в разы меньше.

Нил Доши и Линдси Макгрегор, авторы бестселлера «Заряженные на результат. Культура высокой эффективности на практике» в колонке для Harvard Business Review предлагают следующий метод, который поможет раскрыть креативный потенциал всей команды в рамках дистанционной работы:

1. Начните рабочую неделю с совещания всей команды. Вместе ответьте на следующие вопросы:

  • На сколько мы продвинулись на прошлой неделе? Чему мы научились?
  • Какие задачи предстоит решить на этой неделе?
  • Как мы можем помочь друг другу с решением этих задач?
  • Где мы можем поэкспериментировать, чтобы повысить нашу результативность
  • Какие новые способы решения задачи мы попробуем на этой неделе?

2. В течение рабочей недели – со вторника по четверг – проведите хотя бы одну индивидуальную встречу с каждым членом команды. Одновременно поощряйте сотрудников встречаться для обсуждения общих задач и мозгоштурмов и модерируйте эти встречи.

3. В конце рабочей недели соберите обратную связь от своих сотрудников. Это могут быть презентации проектных групп или краткое резюме по проделанной работе с идеями и предложениями будущих экспериментов. Как лидер команды обязательно спросите каждого, что в течение этой недели мотивировало больше всего, какой результат вызывает настоящую гордость.  

Defend: заботимся и защищаем 

Потребность в защите уходит корнями в наше далекое первобытное прошлое. Для того, чтобы жить в нормальном ритме, человеку важно чувствовать себя в безопасности и быть уверенным в завтрашнем дне. Как здесь может помочь работодатель? Прежде всего, обеспечить стабильность – сотрудник должен быть уверен, что в середине и конце месяца он получит заработную плату, а в случае болезни – оплачиваемый отпуск. Но и есть и более глубинная задача – создать психологически безопасную рабочую среду, где каждый сотрудник: 

  • защищен от оскорблений и необъективной критики; 
  • может высказаться и предложить свой вариант для достижения общей цели; 
  • имеет достаточное время для обучения и выполнения своих задач; 
  • знает, что считается должностным преступлением, а что – обычной ошибкой, допустимой и ненаказуемой; 
  • может обратиться за помощью и получит ее.

Нездоровая внешняя ситуация, в которой мы оказались – пандемия, рост безработицы, экономический кризис, усилили потребность человека в защите. Сегодня сотрудникам нужны реальные помощь и забота. Они могут выражаться, как при помощи одноразовых акций – подарков, праздников, выплат, так и в расширенных программах поддержки, например, ментального и физического здоровья с регулярными психологическими тренингами и спортивными тренировками.

Отличный пример поддержки демонстрирует Первая грузовая компания (ПГК). По словам Людмилы Ходковой, начальника управления организационного развития, компенсаций и льгот компании, на фоне второй волны пандемии COVID-19 в декабре 2020 года все работники, чей среднемесячный доход составляет ниже 120 тысяч рублей, получили единовременную денежную выплату в размере 30 тысяч рублей на человека. С учетом 14 филиалов, а также производственных площадок, расположенных по всей территории России, выплатами были охвачены порядка 70% сотрудников компании.

Коротко о главном 

Согласно ABCD- теории Гарвардской школы бизнеса, оптимальная система мотивации в компании должна помочь сотрудникам реализовать четыре потребности – в приобретении новых вещей или более высокого социального статуса, защите от внешних угроз, коммуникации и получении новых знаний. В дистанционном или гибридном формате возникают свои особенности в реализации каждой из них.

Так потребность в приобретении новых вещей и более высокого социального статуса, решаемая за счет систем поощрения и компенсаций, в формате удаленной работы требует дополнительного внимания к информированию о новых возможностях для повышения и переквалификации, регулярной качественной обратной связи, понятной и структурированной оценки эффективности.

Для того, чтобы помочь сотруднику реализовать потребность в познании и креативе, в рамках дистанционной работы необходимо не только предоставить варианты для онлайн-образования, но и проработать методы постановки задач, их совместного обсуждения и персонального анализа.

Потребность в коммуникации и налаживании новых связей при переходе к гибридному или дистанционному форматам обретает новые сложности – сотрудники разделяются по определению, возможностей для общения становится меньше. Оптимальное решение в данной ситуации – постоянные командные активности онлайн-квизы, квесты, кофе-брейки, ланчи и тренировки, обмен опытом и обязательная пятиминутка для неформального общения во время рабочих встреч.  

И наконец, особое значение в период нестабильной внешней ситуации принимает потребность в защите – чтобы помочь сотруднику, работодатель должен приложить все усилия и оказать реальные помощь и поддержку

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Иоланта, Вы перевели материал иностранных исследователей Гройсберга и Абрахамса. А Вы то как и что САМИ думаете по этому поводу ? Кто и что должен это делать по 4-м пунктам - руководитель или гендир, владелец или HR ?

Руководитель, Москва

В целом все верно, но:

1. Работник рассматривается как объект, про который работодатель лучше знает что ему надо. Напоминает анекдот про еврейскую маму.

2. Гораздо лучше у самого работника спросить - а что ему надо, ради чего он работает

3. Мне кажется, что Абрам Маслов и "пирамида", которая ему приписывается - не отражает реальность, гораздо ближе - Виктор Франкл.. 

Руководитель проекта, Санкт-Петербург

3. Мне кажется, что Абрам Маслов и "пирамида", которая ему приписывается - не отражает реальность, гораздо ближе - Виктор Франкл.. 

ближе триада отечественного нейрофизиолога П.В. Симонова, без каких-либо идеалистических представлений 

Руководитель, Москва
Леон Фед пишет:

Иоланта, Вы перевели материал иностранных исследователей Гройсберга и Абрахамса. А Вы то как и что САМИ думаете по этому поводу ? Кто и что должен это делать по 4-м пунктам - руководитель или гендир, владелец или HR ?

Спасибо за вопрос! У меня подход такой - изучаю все актуальные исследования, потом смотрю как это применяется на практике. Второй материал как раз в процессе подготовки

Руководитель, Москва
Максим Часовиков пишет:

В целом все верно, но:

1. Работник рассматривается как объект, про который работодатель лучше знает что ему надо. Напоминает анекдот про еврейскую маму.

2. Гораздо лучше у самого работника спросить - а что ему надо, ради чего он работает

3. Мне кажется, что Абрам Маслов и "пирамида", которая ему приписывается - не отражает реальность, гораздо ближе - Виктор Франкл.. 

Максим, спасибо за дельный комментарий! В этом и была моя цель - рассмотреть теорию, порассуждать вместе со знающими людьми о том, как она вписывается на практике

Руководитель, Москва
Александр Бадмаев пишет:

3. Мне кажется, что Абрам Маслов и "пирамида", которая ему приписывается - не отражает реальность, гораздо ближе - Виктор Франкл.. 

ближе триада отечественного нейрофизиолога П.В. Симонова, без каких-либо идеалистических представлений 

Да, у Симонова концепция отличная

Управляющий директор, Москва

ну т.е за работников кто то всё решил,  что их мотивирует, "греет" и тд...  хотя здесь, на портале , недавно была очень интересная статья про EX стратегию (Employee experience) в которой говорится об обратном ....   

не могу не вспомнить :   ....Когда мне было семнадцать я хотел, что бы нигде, никогда больше не было войны. В двадцать пять я мечтал оставить после себя след в истории. Сейчас мне 42 и я тупо Хочу Бабла... 

Преподаватель, Украина
Иоланта Саркисян пишет:

В этом и была моя цель - рассмотреть теорию, порассуждать вместе со знающими людьми о том, как она вписывается на практике

"Будьте проще - берите сосиски руками...и люди к вам потянутся" - в одной из последних работ П.Дракер признался, что 40 лет ошибался: в мотивации  существует одна верная теория - KITA ("Knock In The Ass") - как Вам такой полет мысли - даже похлеще, чем "кнут и пряник"?

Управляющий партнер, Санкт-Петербург
Богдан Литовченко пишет:
Иоланта Саркисян пишет:

В этом и была моя цель - рассмотреть теорию, порассуждать вместе со знающими людьми о том, как она вписывается на практике

"Будьте проще - берите сосиски руками...и люди к вам потянутся" - в одной из последних работ П.Дракер признался, что 40 лет ошибался: в мотивации  существует одна верная теория - KITA ("Knock In The Ass") - как Вам такой полет мысли - даже похлеще, чем "кнут и пряник"?

Согласен. Сначала стимулирование, потом – мотивация.
Мотивация и экономическое стимулирование – разные вещи. Мотивация – это воздействие на человека с целью сформировать у него желание достичь результата. Стимулирование – это воздействие на человека с целью получения заданного результата независимо от того, есть у него такое желание или его нет.
Ваш сотрудник может быть не в настроении, а работать или продавать при этом нужно каждый день. Система мотивации тоже работает, но только после того, как заработала система экономического стимулирования.

Можно долго говорить о командном духе и корпоративной культуре компании, но как показывает опыт, только экономическая составляющая способна связать персонал с оперативными целями и задачами работы, и, самое главное, с бюджетом и показателями, сводимыми к нему, а это в свою очередь и дает возможность эффективно использовать человеческий ресурс

Но вообще то это большая отдельная тема

Преподаватель, Украина

Леон, спасибо большое!

Больше 30 лет читаю о менеджменте, а с таким очевидным подходом не встречался. Скажите честно, это Вы только что сами придумали или есть первоисточники в теории?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.