Развитие корпоративной культуры, несомненно, важный аспект для успешного роста компании. Истоки корпоративной культуры исходят от руководства, и на местах доносятся до сотрудников методами близкого доверительного общения. Именно начальство посредством личного взаимодействия может менять сознание, мировоззрение работников, прививать правильные ценности.
В нашей компании мы обозначили следующий вектор движения в теме корпоративной культуры: здоровый образ жизни, отказ от алкоголя, курения, фаст-фуда. Кроме того, развитие мировоззрения, всесторонних знаний, и не только в рабочей компетенции, но и в других областях, а также расширение образов мира: организация путешествий, поездок, развитие семьи и семейных ценностей, духовных ценностей. Мы работали в этом направлении, вплоть до марта 2020 года, когда случилась пандемия в мире.
В конце марта страну, и, конечно, нашу организацию, охватил сильный коллективный страх. К тому моменту в компании уже функционировал общий чат сотрудников. Когда ввели ограничения по передвижению и по работе, все ушли на карантин, и в первые дни в общем чате был очень сильный стресс, напряжение. Изначально карантин вводили на неделю, но у руководства было понимание, что это надолго, на месяц, а то и больше.
Возникло противоречие: у рядовых сотрудников складывалось впечатление, что это все временно, что это неделя отдыха, каникулы. Но руководство понимало, что будет кризис и руководящий состав начал думать, что делать, и как сохранить у сотрудников бодрость духа, позитивное мышление. Для того, чтобы выходить из кризиса и страхов, придумали проведение марафонов с использованием уже имеющегося чата компании. Марафоны онлайн, но по правилам как в офлайн: есть номинации, лауреаты, победители в каждой из номинаций, и поощрение за счет компании.
Первый апрельский марафон был по творческой номинации: нужно было продемонстрировать свои творческие работы: шьешь ты, рисуешь, вышиваешь – неважно. У сотрудника был месяц, чтобы придумать что-то, реализовать и итоги продемонстрировать коллективу.
Вторая номинация была «Номинация открытости». Нужно было открыться, рассказать о себе. Дело в том, что офисы компании могут представлены в разных городах России, и есть сотрудники, работающие в тысяче километров друг от друга. Конечно, многие были не знакомы, и у данного марафона была задача, чтобы люди узнали свою компанию и своих коллег ближе. В рамках номинации нужно было написать о себе, рассказать о каких-то своих интересах.
Третья номинация была «Трудолюбие» – более материальная. Нужно было за месяц сделать что-то в компании, проявить свое трудолюбие, и рассказать о работе, которую ты проделал. И так далее.
Марафоны буквально «выстрелили». С одной стороны карантин, напряжение, по телевизору и интернету очень много непонятной информации и тревожных новостей, а у нас в компании – своя жизнь. И эта деятельность пошла в противофазу всей ситуации, тем более, что многие сотрудники впервые стали работать удаленно, из дома выходить им запретили, и предложение заниматься чем-то, отвлечься именно в стенах дома, сработало. Работа сохранена, да еще и домашнее творчество, которое, к тому же, премируется! Так первый месяц карантина – апрель – прошел очень удачно. В конце месяца было очень много творческих работ.
Хотелось бы отметить, что месяц прошел успешно не только в плане личных достижений сотрудников. Благодаря этим марафонам руководству удалось, с одной стороны, снизить напряжение, расслабить работников, с другой – подстегнуть к новым начинаниям. Дело в том, что параллельно, в апреле, региональная компания «1С» проводила большой конкурс на уровень обслуживания клиентов. Наша команда именно в апреле заняла третье место в данном конкурсе, и сотрудники попали на федеральный уровень. И в июле компания заняла первое место уже по всей России! Мы уверены, что это ребятам помогли марафоны.
Дальше мы продолжили марафоны и ввели новые номинации. Запустили шахматный турнир среди сотрудников с помощью онлайн-программы по шахматам. Порядка 16 человек участвовало: 14 мужчин и 2 девушки. Турнир, кстати, выиграла именно представительница прекрасного пола. Турнир познакомил людей друг с другом и объединил под общим интересом.
Общеизвестный факт, что людей объединяет либо война, либо творческая интересная задача. И у нас сработало два момента сразу: во внешнем мире карантин, пандемия, и это стало объединять, а в компании – марафоны и творческие мероприятия, которые тоже стали объединять. Конечно, наступивший кризис поменял людей, но именно грамотные ходы руководства и корпоративной культуры помогли качнуть ситуацию в позитив, в развитие, в новые возможности.
Чтобы не быть голословными по поводу пользы марафонов непосредственно для организации, хотелось бы отметить, что в апреле мы сделали рекорд нашей компании по прибыли.
Резюмируя наш опыт, хотелось бы дать несколько советов по построению корпоративной культуры на удаленке:
- Необходимо наладить диалог, настроить общение. Мы использовали общий чат в современных мессенджерах.
- Нужен лидер, «массовик затейник», некто, кто будет придумывать идеи, создавать презентации, предлагать темы.
- В первое время лидеру надо быть готовым к слабой или даже «никакой» реакции. Отсутствие обратной связи демотивирует, но останавливаться нельзя. На самом деле, это как маховик – стоит одному включиться, как остальные подтянуться. Но иногда надо немного подождать.
- Надо понимать и принимать тот факт, что сотрудники все разные. Есть активные, готовые моментально включаться в процесс, открытые к общению и готовые буквально к любым предложениям, но есть и такие, кто считают, что это все полная ерунда, и зачем меня заставляют здесь быть? Важно не злиться, не ругаться на них, а постепенно втягивать в процесс. Это произойдет само собой через какое-то время.
Читайте также:
Насчет алкоголя вы явно переборщили, попахивает максимализмом, а всё остальное только приветствую. Надо развивать культуру потребления (в том числе алкоголя), если это вам по силам, а не ограничивать естественные потребности людей.
Здорово ! Хороший опыт. Наверно вы его развиваете. Хотелось бы об этом тоже узнать !
Я сторонник профессиональной организации удалённой работы. Ваши идеи явно в плюс!
Согласен, чтио все мы разные. И вот мне лично кажется, что такой уклон в сторону развлечений не всегда оправдан. Да, так интересней, но нужен и другой подход.
Мы тоже ушли на удалёнку. Рядовые сотрудник в массе своей радовались. Не уходят силы и время на дорогу. Можно спокойно планировать свою работу на сутки.
А вот руководители растерялись. Им и правда трудно без накачек, разносов. Трудно, когда от тебя требуется тщательное планирование, согласование, контроль. Куда как проще покричать 10 минут на планёрке и можно просто ждать результата. И с нетерпением ждали, когда эта вольница закончится.
Я могу порекомендовать следующее. Нужны тренинги. Хорошо организованные совместные, колективные тренинги. По самым текущим, вроде бы простым влопросам: тренинг по проведению он-лайн совещаний. Тренинг по предоставлению отчётности, по планированию и корректировке планов. У военных есть такой вид подготовки - командно-штабные учения, когда всё взаимодействие огромных коллективов происходит удалённо, "на картах".
А после тренинга - честный и доверительный анализ. Доверие к каждой точке зрения, свобода высказывания.
Мне кажется, что у нас в большинстве компаний к удалёнщикам относятся, как к сотрудникам второго сорта. Это неправильно!
Интересно, а если сотрудник креативный и толковый, но ест в Макдоналдсе, пьет пиво по пятницам, курит кальян, то его под нож, как в древнегреческой Спарте? Можете объяснить, в чем смысл?
Напоминает детский сад, когда воспитателю виднее , что ребенок должен есть и пить , во что играть и как развлекаться.
Сомнительно, что в такой среде сохраняется творчество и спонтанность
Онлайн марафоны - отличный работающий инструмент для удаленки. Вовлекающий, объединяющий.
Тренинг такого не дает, это про другое с иными корневыми задачами, хотя эффект совместного присутствия и общей работы он привносит тоже.
У нас проходит много тренингов на удаленке от самых топовых провайдеров, они качественные, крутые, дают много новых навыков и знаний, но эффект марафона по вовлеченности и подъему духа не превзашел ни один.
У вас очень интересные идеи марафонов описаны.
Мы проводили марафоны с уклоном в спорт - #HealthChallenge и #StayActive в начале пандемии - прошло на ура.
На очереди марафон по английскому языку.