Честность – это не только моральное качество, но еще и бизнес-ресурс. Точная информация о процессах в компании, правдивая обратная связь, умение видеть и признавать свои ошибки повышают эффективность управления и бизнеса в целом.
Подавляющее большинство людей признается, что им приходилось говорить неправду. Статистика неумолима: 80% людей лгут каждый день. Как вы думаете, люди всегда честно отвечают на вопрос о том, как у них дела? У них действительно нет времени, когда они так говорят? Они всегда искренне говорят: «Я рад вас видеть»? Если сложится определенная ситуация, люди готовы лгать. Вопрос состоит лишь в том, сложилась такая ситуация для конкретного человека или нет. Люди лгут не только когда сообщают заведомо недостоверные сведения, но и когда искажают или скрывают важную информацию. Будьте готовы к тому, что люди будут говорить неправду, это неизбежно. Правильный вопрос, который стоит задать: как уменьшить вероятность лжи? Как сделать так, чтобы человеку не хотелось врать? Могу дать несколько советов.
Уважайте собеседника
Людям гораздо легче говорить неправду, когда они не уважают собеседника. Например, соврать сотруднику ГИБДД зачастую не считается чем-то зазорным. Думаю, вы с трудом вспомните ситуацию, когда вы говорили неправду человеку, которого очень сильно уважаете. Этот принцип работает и в обратную сторону: достаточно выразить свое уважение человеку, и вы существенно снизите вероятность лжи с его стороны.
Не пытайтесь поймать собеседника на лжи
Продемонстрируйте, что вы готовы доверять тому, что говорит человек, и никогда не пытайтесь поймать его на лжи. Хотелось бы отметить, что такую ошибку часто допускают даже опытные HR-специалисты. Поймав человека на лжи, вы с большой вероятностью испортите с ним отношения. Даже ощущение того, что вы пытаетесь поймать человека на лжи, существенно снижает к вам доверие. Собеседование не должно проводиться в формате допроса. Цель собеседования – найти нужного сотрудника. Если вы столкнулись с тем, что соискатель лжет по важным для вас вопросам, то это причина не брать такого человека на работу, но не нужно его разоблачать.
Научитесь создавать атмосферу доверия
Ситуационные и проективные вопросы лучше ставить в конце. Ответы на эти вопросы требуют существенных усилий со стороны соискателя, и задавать их стоит, когда уже есть некоторый кредит доверия с обеих сторон. Это вопросы о личных качествах человека, мотивации, причинах увольнения и поиска другой работы.
Не задавайте вопросов, ответы на которые вам не интересны. Не задавайте вопросы с целью заполнить паузу в разговоре. Внимательно слушайте, что вам говорят. Для этого рекомендую ознакомиться с техникой активного слушания. Достаточно задать несколько уточняющих вопросов, чтобы дать другому человеку понять, что его слушают.
Покажите свою осведомленность
Люди гораздо меньше врут, если есть риск, что их разоблачат. Поэтому на собеседовании рекомендуется искусственно повысить риск разоблачения. Как этого добиться? В этом может помочь техника избыточной осведомленности. Подготовьтесь к собеседованию: посмотрите сайт компании, где человек работал; узнайте, кто был его руководителем, чем он занимался; какие у компании клиенты; где находится офис компании и т.д. Продемонстрируйте свои знания кандидату. Создайте впечатление, что вы можете лично знать его коллег по прежней работе. Важно подчеркнуть, что цель этой техники не в том, чтобы предварительно собрать информацию о кандидате; а в том, чтобы создать впечатление у кандидата, что вы знаете больше, чем есть на самом деле. Эта техника позволяет вам существенно снизить риск получения недостоверной информации.
Проясните жизненную ситуацию соискателя
Кратко записывайте то, что вам говорят на собеседовании. Люди гораздо правдивее отвечают на вопросы, когда видят, что их ответы фиксируются. Записывая слова человека, вы стимулируете его излагать свои мысли более четко и кратко. Эта техника также способствует установлению доверительного контакта с кандидатом, так как соискатель видит, что его ответы ценны для потенциального работодателя.
Кадровик. В нашей компании мы огромное значение придаем чистоте. Чистота - важнейшая часть нашей корпоративной культуры, она проницает все наши действия и приверженность чистоте - основное качество всех членов нашей команды.
Скажите пожалуйста, когда Вы входили в наш офис, сколько раз Вы вытерли ботинки о коврик?
Кандидат. О, я поборник чистоты во всех её проявлениях! Я фанат уборки и ненавижу пыль. Ботинки при входе я вытер три раза каждый, очень тщательно протирая каблуки с торцов.
Кадровик. Спасибо. Хочу только заметить, что еще бОльшее значение, чем чистоте, мы придаем честности. Вруну не место в нашем коллективе!
Кандидат. Не понял...
Кадровик. Нет у входной двери в наш офис никакого коврика.
Юрий, спасибо! Шикарная байка!
Очень, хорошая статья! Спасибо!
Насчет "показать осведомленность" ... Как-то проходил собеседования в достаточно хорошую компанию, Лукойл-Нефтехим, прошел два собеседования, осталось последнее - со службой безопасности. Так вот собеседовавший меня начальник службы проявил такие чудеса осведомленности о моей личной жизни, службе в ФСБ и т.п., что мне как-то не по себе стало. В итоге когда мне пришло приглашение на работу, я отказался. Конечно, избыточная осведомленность службы безопасности стала не единственной причиной отказа от такой работы, но внесла весомый вклад. Даже страшно было представить, как начнет компания совать нос в мою личную жизнь после трудоустройства. Что-то не захотелось ...