Работа с HiPo: где их искать, и зачем они нужны

Андрей Велесюк, Executive.ru

Кто такие HiPo, как их определить и что лучше: переманивать HiPo из других компаний или выращивать самим? Обсудим этот вопрос с СЕО Changellenge Андреем Алясовым.

карьера

HiPo – сокращение от High Potential. По сути дела, это люди с высоким потенциалом. Это самое четкое определение, которое возможно. Дальше важно распределять, что для каждой отрасли этот потенциал обозначает конкретные вещи, и каждый руководитель понимает под ним что-то свое. Ключевым для определения понятия High Potential стал отчет McKinsey & Company 1997 года «Война за таланты». Именно после него работа с человеческими ресурсами стала более значимой. Он переменил отношение к персоналу с точки зрения количества.

В среднем HiPo составляют от 2% до 5% всей аудитории. Такие люди были всегда, просто раньше их по-другому называли — «отличники», «стахановцы», «передовики труда». Производительность HiPo зависит от наличия так называемого человеческого фактора. К примеру, в промышленности они не будут давать такого роста, как в продажах, где 10% сотрудников могут приносить до 50% всей прибыли. В первую очередь на HiPo нужно обратить внимание следующим сферам бизнеса: продажи, консалтинг, IT-технологии, телеком, маркетинг, финансы и инвестиции. Однако и компаниям, полагающимся больше на технику, тоже стоит присмотреться к HiPo. Мы помним катастрофу BP в Мексиканском заливе, которая состоялась во многом из-за того, что плохо были выстроены рабочие процессы.

Почему HiPo важны для бизнеса

Производительность HiPo на 21% выше, чем у других сотрудников (согласно исследованию The Bailey Group Research). А выручка компании, во главе которой стоят HiPo, растет вдвое быстрее (согласно исследованию SHL Talent Measurement). Но при этом 46% руководителей не используют какой-либо системный процесс для выявления HiPo (согласно также исследованию SHL Talent Management).

Даже если вы работаете с товарами, на которые есть высокий спрос, и ваш бизнес растет «сам собой», вам нужен человек, который поможет выстроить систему. В этом плане HiPo – это не просто модное слово. Это люди, которые необходимы всем компаниям во всех отраслях. Вопрос в соотношении, во многих отраслях нет потребности, чтобы сотрудников с высоким потенциалом было много. Но какое-то их количество необходимо всем.

HiPo – не самый преданный сотрудник – у него всегда полно соблазнов со стороны других компаний. Но это человек, который принесет вам максимальную выгоду, пока работает на вас. Чаще всего такой специалист нацелен на определенные бенефиты.

Как вычислить HiPo

Часто High Potential путают с лидерством. Но у вас может быть просто сотрудник с высоким потенциалом, который хорошо делает свою работу, при этом он не является лидером. В какой-то отрасли важно быть лидером, в какой-то – нет. Однако лидерство играет важную роль в распознавании HiPo. Можно опираться на отчет CEB, которые подсчитали, что больше всего «лидеров будущего» в Бразилии, Индии, Мексике, Турции и Швейцарии. Согласно этому же отчету лидеров также стоит искать в Австралии, Великобритании, Германии, Гонконге и США.

Обычно выделяют три основных составляющих HiPo: способности, стремления к достижениям и вовлеченность. Чем выше все эти показатели, тем выше вероятность, что перед вами HiPo.

Где искать HiPo

Есть три основные вещи, которые важны сотрудникам с высоким потенциалом: зарплата, карьерный рост и интересные задания. Третье — самое важное. HiPo понимают, что заработать деньги можно по-разному и часто идут на конкретную работу ради того, чтобы получать от нее удовольствие. Поэтому, кстати, так много HiPo в консалтинге, который считается очень интересной работой.

Если перед вами стоит тактическая задача, то лучше переманить HiPo из другой компании. Но это палка о двух концах, потому что настоящий HiPo никогда к вам не придет, если его руководитель не дурак и держит ценного сотрудника. Поэтому, во-первых, к вам может прийти не HiPo. Во-вторых, вам точно придется за него переплатить.

Если мыслите стратегически, то вам нужно идти в вузы и набирать сотрудников оттуда. На уровне вуза можно нанимать HiPo пачками – они еще не осознают своего потенциала. Есть три способа взаимодействия со студентами: глубокая интеграция с вузами, ее полное отсутствие и что-то среднее. Глубокая интеграция – не очень удачное решение, вузы приспособлены обучать студентов, а не трудоустраивать их, поэтому любые попытки создать свою кафедру будут не из легких. Как сказал один из наших партнеров: «Если бы мы знали об этом заранее, мы бы этим не занимались». Если вы работаете в индустрии, в которой много людей, то нет смысла этим заниматься, лучше выбрать третий путь. Ничто не мешает вам приходить в отдельный ВУЗ с лекциями, заниматься продвижением в социальных сетях, участвовать в надвузовских соревнованиях, в которых выбирают лучших студентов из десятков заведений по всей стране.

Как работать с HiPo

High Potential на 50% зависит от природных данных и на 50% – от усилий человека. Так что если из двух сотрудников только один HiPo, но он не старается развиваться, а второй прикладывает все силы, то со временем их различие сойдет на нет.

Глупо думать, что у вас в компании сразу будет 2-5% HiPo. Не будет. Есть компании типа McKinsey & Company, BCG, Bain & Company, где этот процент зашкаливает и может доходить до показателя 50-70%. А в некоторых компаниях их может не быть вообще. В самом начале вам необходимо сделать так, чтобы HiPo у вас были. Развитие HiPo — это вопрос десятков лет и в первую очередь необходимо создать инструмент привлечения таких сотрудников в компанию. Если в вашей компании будет всего два-три таланта, то они будут заламывать вам руки своими требованиями, необходимо создать конкуренцию.

Необходимо выстроить систему по отбору и рекрутированию таких сотрудников. Этим должны заниматься HR-специалисты, обязательно должны привлекаться люди из бизнеса, потому что для HiPo важнее отбор, максимально приближенный к бизнесу. Тесты их только отталкивают, им гораздо важнее рассказать, что они будут делать, какие цели и задачи перед ними будут стоять. Поэтому гораздо удобнее для работы с HiPo использовать реальные кейсы, чтобы кандидат увидел, чем компания занимается, и встречи с руководителями.

Для интеграции HiPo нужно создавать программы быстрого развития. Если это молодые сотрудники, то подойдут программы лидерского развития (хороший пример — программа стажировок I Choose Alfa от «Альфа-Банка» или Mars Leadership Development Program), которые в течение двух-трех лет готовят этих сотрудников к руководящим позициям.

Если в вашей отрасли мало HiPo, то вам стоит объединиться с конкурентами, чтобы совместно работать в поиске и развитии сотрудников с высоким потенциалом в рамках вашей отрасли. Особенно это важно для компаний, в которых потребительский бренд создает большие трудности для работы над брендом работодателя: например, в ритейле, коммерческой, банковской сфере или табачной отрасли.

Смотрите инфографику о том, в каких сферах бизнеса эффективней используют потенциал талантливых сотрудников

Расскажите коллегам:
Комментарии
Системный администратор, Москва

HiPo - это тренд? Все стали искать в себе HiPo? И каждый руководитель бегает и ищет по своей вотчине HiPo? Что бы похвалить самого себя или пожать руку сотруднику похожему на HiPo? А может и зп приподнять? :))))
И опрос в конце статьи - ураган!!!

Там нет правильного ответа!
Я Бог !!! :))))))))

Менеджер по логистике, Латвия

О статье: ''Не знаешь броду, не суйся в воду!!!''
Хиппи о HiPo...

Экономист, Москва

Я думаю, что человеку, который даст любой ответ, кроме первого, здесь не место!!! Не потому что считаю себя суперталантом - просто чувство юмора и самоиронии быть должно какое-никакое...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Интересно было бы узнать, как определяют такого сотрудника эйчары. И насколько им важно, чтобы сотрудник был из этой же отрасли. Для HiPo неважно, какая отрасль, уже через 3-6 месяцев он будет в любой отрасли более результативным, чем большинство коллег. Однако эйчары-то привыкли выбрасывать резюме сотрудников из других отраслей не глядя.

Руководитель, Москва

HiPo person в российских компаниях скорее будет относиться к разряду белых ворон или overqualified специалистов, которых недолюбливают не только многие HR-ы и руководители, но и коллеги, особенно те, кто в силу разных причин не готов или не умеет, или не хочет принимать их ''трудоголизм'' обеспечивающий результаты, которые HiPo person может обеспечить в более сжатые сроки и с гораздо лучшим качеством. HiPo, если его потенциал не соответствует его обязанностям, или если он, как человек-созидатель, получил ожидаемый результат, будет всегда искать новое применение своих знаний и умений. И если он не находит новой сферы приложения своих сил у текущего работодателя он будет искать новое место работы. Это то настораживает и HR-ов и руководителей.
И еще относительно того, что, цитирую, ''Чаще всего такой специалист нацелен на определенные бенефиты.'' - основной бенефит для HiPo - это возможность созидания, сделать что-то полезное и получить подтверждение успешного применения результатов его труда, причем не только материальное подтверждение.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Алексей Часников пишет: HiPo person в российских компаниях скорее будет относиться к разряду белых ворон или overqualified специалистов, которых недолюбливают не только многие HR-ы и руководители, но и коллеги,
HiPo сам-то тоже должен головой думать. Да, разок так налетишь на грабли, но в следующий раз уже будешь осторожнее. Созидательные люди не нравятся обычно не созидательностью, а тем. что они в свой вихрь активности вовлекают тех, кто никакую активность не любит вообще. Не надо переть как танк, оставляя за собой трупы офисных овощей) Надо продумывать тактику, у кого какие могут быть с тобой интересы, кому-то ты его KPI поможешь выполнить, кому-то еще что-то, так все и устаканится. Но согласна, что c приходом HiPo в компании все начинает меняться. Как себя вести не понимают и некоторые руководители. Некоторым, наверное кажется, что это пришел альтернативный лидер и подрывает их авторитет. Хотя это совершенно не так, главная цель HiPo - это созидание, это результат, а не власть.
Руководитель, Москва

Если бы у HiPo person не было бы головы, он не стал бы тем кем он есть. Но он тоже не застрахован от участия в завораживающем отечественном виде спорта - беге по граблям. Талант всегда своеобразен и зачастую может своим поведением не вписываться в общепринятые рамки. А порой ему просто жалко тратить время на некоторые вопросы офисной рутины, интриги или карьерные амбиции коллег. Его порой раздражает необходимость следования неэффективным процедурам лишь потому, что сослуживцы в один голос твердят, что ''у нас так давно заведено'', забывая старую латинскую поговорку ''tempora mutantur, et nos mutantur in illis''.
Наблюдения за поведением сотрудников в отечественных и зарубежных компаниях показывают, что современный бизнес-талант может ''переть как танк'' когда у него есть необходимая и достаточная/достоверная информация, и свобода действий (пусть и при ограниченном бюджете , но при поддержке и понимании его непосредственного руководства, пусть не полностью, но в основных пунктах соблюдающего неписанный психологический контракт с HiPo person). Если этого нет, армия Бываловых (вспомним фильм ''Волга-Волга'') не допустит реализации крамольных инициатив такого ''еретика'', пусть даже они направлены на повышение KPI или помощь другим...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Алексей, не совсем согласна. В чем тогда высокий потенциал, если человек просто талантлив, но не способен выстроить механизм РЕАЛИЗАЦИИ своих идей? Это я по поводу вопросов офисной рутины, карьерных амбиций коллег. Интриги в основном тоже происходят из амбиций, так как чаще всего связаны с войной за ресурсы или наоборот, за меньший объем работ. Даже для того, чтобы изменить существующие правила, надо начинать игру в рамках существующих, нужно находить сторонников. Если четко и ясно объяснять, что ты хочешь, последовательно двигаться к реализации задуманного, сторонники всегда находятся. Вообще-то люди любят позитив, просто редко с ним сталкиваются) Им еще привыкнуть надо)
Если не хочется учитывать все факторы, тогда не надо и становиться руководителем проекта или подразделения, реализующего проекты, тогда можно стать, допустим, обособленным советником при руководителе, типа внутреннего консультанта - анализировать, давать идеи, но уже тогда пусть такого человека не волнует, будут ли они исполняться.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

А еще у меня такая идея. Уважаемые члены сообщества, давайте проведем эксперимент и отправим к компаниям, которые объявили, что отлично умеют работать с HiPo, ''тайного покупателя''?

Аналитик, Москва

Сам идея HIPO, разумеется, неплохая. Но, как мне кажется, это маркетинговый ход по продвижению консалтинговых продуктов. Вернее, даже два хода.

1. Прямое продвижение. Если верить контенту, то ''волею судеб'' наибольшее количество HIPO работает в известных консалтинговых компаниях. Следуя логике, за лучшими практиками по работе с HIPO необходимо обращаться в указанные компании. Таким образом, данные компании расширяют свою продуктовую линейку за счет нового продукта и продвигают последний.

2. Опосредованное продвижение. Большая концентрация HIPO в известных консалтинговых компаниях стимулирует остальные компании нанимать сотрудников из числа нынешних или бывших работников указанных консалтинговых компаний. Работая в новых компаниях, эти сотрудники не теряют связи со своими бывшими работодателями, что выражается в лоббировании интересов и продуктов последних. Кстати, во многом из-за этого некоторые компании стараются не нанимать в свой штат сотрудников из консалтинга.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.