Лояльный начальник и уличный лидер – что общего?

Одним из ключевых пунктов современной корпоративной культуры является так называемая «лояльность» – проще говоря, «верность, преданность».

Странным является не то, что нужно изображать преданность и командную игру в офисном мире, где каждый сам за себя. В конце концов, даже к «корпоративам» клерк может привыкнуть – и даже научиться изображать улыбку (пусть несколько натужную).

Странно то, что по умолчанию преданность должна проявляться только в одну сторону – от подчиненных к начальству. При этом, как показывает реальность, начальник не отягощает себя какими-либо моральными обязательствами в отношении подчиненных, что только прибавляет негатива.

Например, когда сотрудник за полгода вперед планировал отпуск, договорился с друзьями, купил билеты, и начальник был согласен, но в самый последний момент он вдруг вызвал подчиненного и потребовал перенести отпуск. Мало того – упирая при этом на то, что так нужно «для компании». Если же подчиненный случайно станет причиной конфликта между начальником и другим начальником (даже не высшего уровня), начальник без зазрения совести тут же от своего сотрудника откажется.

Подчиненные молчат, но глубоко убеждены в несправедливости и возмутительной лицемерности такого подхода, на что другие советуют не обращать внимание. Несправедливость считается неотъемлемой чертой мира и офисного мира в частности. Но так ли это?

В мировой практике существует прямо противоположный подход, который распространен только среди народов юга. В частности, у итальянцев.

Знакомство с итальянской корпоративной культурой дает понимание феномена мафии. Становится понятно, что было бы странно, если у народа с такой ментальностью мафии бы не было.

лояльность

Итальянский менталитет подразумевает клановость. Человек оценивается не по своим рабочим способностям и качествам, а по той самой преданности. И за счет этого качества он автоматически продвигается с годами по служебной лестнице. И может даже стать довольно высоким начальником (не являясь по натуре лидером). Поэтому у данного подхода есть свои недостатки.

Но мы говорим о другом. Итальянская культура подразумевает, что и начальник должен быть предан своим подчиненным. В конфликте с кем-то он должен отстаивать своих сотрудников, даже в ущерб себе. Это логичная и понятная модель отношений сюзерена и его вассалов. Сюзерен требует подчинения и преданности, но и он должен в любой момент рискнуть всем, что имеет ради своих рыцарей.

Интересно, что эта же модель существует и в «дворовой» субкультуре. Уличный лидер, собрав компанию младших по возрасту, требует от них послушания, но и он просто обязан в случае конфликта вступиться за них, даже если ему противостоит более сильный противник.

Кстати, в последнем случае можно отметить, что реальность не всегда совпадает с неписаными нормами поведения, но уже наличие таких требований говорит о многом.

В двух словах – начальник должен быть лоялен своим подчиненным. И тогда они действительно ощущают его лидером, и начинают считать себя настоящей командой. Сотрудники чувствуют себя под защитой, они видят, что нужны, что о них заботятся, что их считают личностями.

Почему такой подход существует только у южных народов и в уличной субкультуре? Дело в том, что представители северных народов по своей натуре являются индивидуалистами, одиночками. Психологическая дистанция у представителей северных народов большая. У северных народов развита так называемая «охлофобия» – в парке они ищут полностью свободную скамейку, берег реки устраивает их только тогда, когда там никого больше нет.

лояльность

Представители южных народов инстинктивно тяготеют к сплоченности, стайности. Их психологическая дистанция минимальна. Каждый может вспомнить фото китайского или японского бассейна. И дело тут не только в малой территории. Такая корпоративная культура порождена менталитетом народа, который порожден в свою очередь его психофизиологией. Уличная же субкультура тоже является более инстинктивной, естественной – тем более что ее представители это по большей части подростки, которые еще во многом руководствуются гормонами и инстинктами, а не сознанием.

лояльность

Но и сознательный североевропейский или российский управленец может использовать эту модель. Образовав по-настоящему преданную команду, он может свернуть горы. Он может создать «работу мечты», куда будут стремиться устроиться многие, так как практически каждый офисный работник жалуется на несправедливость отношений в своей компании. Но тут, конечно, следует понимать, что и сотрудники должны быть такими же по характеру людьми – ценить и понимать его стремления.

Как найти или выявить таких сотрудников – тема другого разговора. Лучше не делегировать поиск таких сотрудников кадровику – по крайней мере, обычному современному кадровику, который сам может не понимать, что нужно начальнику. Важно помнить, что ощущение несправедливости у сотрудника зачастую начинается именно с общения в отделе кадров. Если управленец решил построить команду по новому для него и окружающих типу, тогда нужно делать по-новому все, включая набор команды.

Самому искать близких по духу людей, которым действительно важно хорошее к себе отношение, и которые могут его оценить в полной мере.

Главное, что управленец должен понимать: если хочешь чего-то от других (в том числе лояльности) – начни с себя.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Михаил, хочу выразить огромную благодарность за материал. Эта тема уж слишком болезнена. Сколько раз на тренигах для руководителей она мной поднималась, столько раз она вызывала бурные обсуждения. К счастью, это давало положительные результаты. И сами руководители отмечали, что их сотрудники стали более отвественно относиться к работе и повысилась продуктивность.
P.S. Подписываюсь под каждым словом.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Чувствуется, что автор пишет о наболевшем, однако...
Речь идет о лояльности сотрудника компании или лично руководителю?
Если о лояльности лично руководителю, то при чем здесь лояльность как часть корпоративной культуры?
Если о лояльности компании, тогда причем здесь ''верность, преданность''? Простите за банальность, цитата из Вики: ''лояльность сотрудника - желание соблюдать установленные правила поведения в фирме, ценности, нормы поведения''.

Если все-таки говорить о менеджменте, то только очень недалекий и/или безответственный начальник не понимает, что если критикуют его подчиненного, то критикуют его самого, так как именно он - начальник - отвечает за все, что делает его подчиненный в рабочее время. Такой руководитель неэффективен и не нужен в коммерческой компании так же, как и непрофессиональный, но заглядывающий в рот начальству подчиненный. (Госмонополии и другие структуры, аффилированные с властями всех уровней - не в счет, они - вне конкурентной среды).
И менталитет здесь абсолютно не при чём.
Каждый ищет компанию и начальника ''по себе''. Перефразируя известное изречение, ''у каждого сотрудника такой начальник, которого он заслуживает''.
P.S. Даже интересно, какая же компания оставила такой неизгладимый след в жизни автора, что спровоцировала его на стремление строить команду, подражая мафии?..

Экономист, Москва
Ирина Якунина пишет: Если все-таки говорить о менеджменте, то только очень недалекий и/или безответственный начальник не понимает, что если критикуют его подчиненного, то критикуют его самого, так как именно он - начальник - отвечает за все, что делает его подчиненный в рабочее время.
Ирина Якунина пишет: Перефразируя известное изречение, ''у каждого сотрудника такой начальник, которого он заслуживает''.
Ирина Якунина пишет: Даже интересно, какая же компания оставила такой неизгладимый след в жизни автора
Даже завидно, откуда у автора комментариев такой ударный заряд оптимизма и веры в то, что ''в действительности все совсем не так, как на самом деле (с)''?
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
>>> Лояльный начальник и уличный лидер – что общего? Скучно. Сначала о заголовке. От него читателям требуется максимально понятная (при беглом прочтении) информация о содержании статьи. Информация нужна для принятия решения читать или не читать статью. А нам предлагается ребус. Но, мы ежедневно видим столько заголовков, что среди них нам только ребусов не хватает. Теперь о содержании статьи. Л.И.Брежнев избавляясь от врагов-недругов, старался делать это менее болезненно для них. Например, известный случай с отстранением Егорычева с поста первого секретаря Московского горкома КПСС. Брежнев предложил тому работу послом в европейской стране. Спросил, чем ещё может помочь. Егорычев попросил квартиру для дочери. Квартира была предоставлена. Но, вряд этот случай можно понимать, как проявление «верности-преданности» Брежнева к Егорычеву. Дело – совсем в другом.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Владимир Иванович!
Пожалейте автора! Он никогда не видел уличного лидера 60-70х и к мафии отношения не имел. Яркий заголовок, парадоксальный текст,...''вирусный'' мАркетинг...чему ещё там учат людей, производящих.. ничего?

О Брежневе. У него был перед глазами пример сталинской эпохи и хрущевской.. эпопеи по одномоментному разрушению людских судеб. Наверное, он так не хотел.
Результат- именно его кадры развалили страну и принесли неисчислимые страдания.
''Мягкий командир -конец войне (капитуляция)''?

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Виктор Гришин пишет (9.08.14 19:46): [COLOR=blue=blue]>>> Пожалейте автора! Он никогда не видел уличного лидера 60-70х и к мафии отношения не имел.[/COLOR] Виктор Георгиевич, об авторе в моём сообщении (от 9.08.14 10:07) не сказано ни слова. Автор написал об аналогии в части ответственности разных руководителей за своих подчинённых. Факт наличия такой аналогии он заметил. И этим «осчастливил» Сообщество. И мне пришлось сказать, что сути аналогии автор не понял. Но – не беда. Время у него – есть. Если только он не разменяет его на обнародование-раздувание таких «открытий». Вы – правы, что автора подвела игра в слова. К отношению руководитель-подчинённый, автор сначала притулил термин «лояльность». Затем указал на содержание термина – верность-преданность. И в этом попал на ошибку. Смешно говорить о верности-преданности руководителя к подчинённому. Говорить следует о действиях руководителя, укрепляющих в его подчинённых верность-преданность к нему. [COLOR=blue=blue]>>> Яркий заголовок, парадоксальный текст,...''вирусный'' мАркетинг...чему ещё там учат людей, производящих.. ничего?[/COLOR] Вот с этим, на Е-хе – беда. Слишком много появилось такого. Но, противодействовать этому, наверное, лучше нашими откликами. [COLOR=blue=blue]>>> О Брежневе. ... Наверное, он так не хотел. Результат- именно его кадры развалили страну и принесли неисчислимые страдания. [/COLOR]… Кроме этого, о Брежневе можно сказать ещё много чего. Но, разговор не об этом. А об отношении Брежнева к номенклатуре. Действия Брежнева, типа «отстранения Егорычева», убеждали каждого номенклатурщика в том, что, «ежели чего», с ним тоже попрощаются по-хорошему. И этим обеспечивалась верность-преданность номенклатурщиков своему лидеру. И этим исключались заговоры-перевороты. ------------------------------------------------------------------. Конечно, тема «верности-преданности» в отношении руководитель-подчинённый – значительно сложнее. И опять я вынужден сказать, что авторы юного возраста слишком торопятся осчастливить мир своими «открытиями». Лучше бы писали о своей практике. Лучше бы больше стремились к индукции, чем к дедукции.
Адм. директор, Москва
Владимир Зонзов пишет: Вот с этим, на Е-хе – беда. Слишком много появилось такого. Но, противодействовать этому, наверное, лучше нашими откликами.
Или, вспоминая народное: ''Молчание - золото''.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Владимир Зонзов 9.08.14 21:43 пишет: Говорить следует о действиях руководителя, укрепляющих в его подчинённых верность-преданность к нему.
Вы имеете в виду действия, которые в англоязычной кальке именуются как ''строительство команды''? К сожалению, в моей трудовой деятельности в разных коллективах повышение лояльности подчинённых достигалось одним приёмом- ''удалением'' нелояльных. Возможно, у кого то из сообщников и есть пример удержания ''нелюбимого но нужного.'' А в реалиях: ''Эта команда слишком возрастная, надо менять!'', или ''У него мокрые руки''(с) Про Брежнева и его эпоху хотелось бы подискутировать отдельно, т.к. для меня до сих пор загадка, что может удержать госаппарат от разложения в отсутствии идейности и страха.
Преподаватель, Москва

Виталий, благодарю! Рад, что есть руководители, стремящиеся сами (!) изменить ситуацию.

Что касается остальных... Аргументы типа возраста автора - это как-то несолидно для ваших лет. Про остальное умолчу. Особенно про замоскворецкую шпану 50-60-ых гг.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.