Сотрудники компании должны быть одной командой. Для достижения этой цели проводятся всевозможные тренинги, семинары и бизнес-игры, где менеджеров учат работать в тандеме, поддерживать своих коллег и помогать им. Главной задачей является успех компании в целом. В то же время акцент делается на построении лидерской атмосферы внутри команды, где главное – стать лидером. Тренинги «Как стать лидером продаж», «Умение быть лидером» и «Тренинг развития лидерских качеств» стали обязательной ступенью в развитии менеджеров во многих компаниях, которые видят в своих сотрудниках будущих руководителей.
Посмотрим на это с другой стороны. Команда спортсменов, в которой все являются лидерами, то есть нет ни одного аутсайдера, – просто «мечта» для любого спортивного клуба. Такая команда – из разряда фантастики.
Многим сотрудникам не нужно быть лидерами, более того, им это противопоказано. Тем не менее, они должны выслушивать курсы лекций, проходить всевозможные полевые мероприятия, меняя свою психику и свое мировоззрение, что иногда приводит к противоположным результатам, таким как, например, плохое настроение и неудовлетворенность существующим положением. Бизнес-тренеры утверждают, что этого и нужно добиться, чтобы изменить взгляды на работу подчиненных в дальнейшем. Тема довольно сложная, и без глубоких медицинских знаний психологии человеческого разума здесь не обойтись. Не зря известные компании для проведения тренингов приглашают дипломированных психологов с медицинским образованием и большим опытом в коммерческой работе, которых на наших просторах единицы.
Чтобы самому все это осознать, можно прочитать книгу известного зоолога Шона Эллиса «Свой среди волков». Она вышла в свет в 2012 году. Шон Эллис прожил в стае волков более полутора лет, не общаясь с цивилизацией. Причем на тот момент он уже был взрослым.
Как известно еще из детских рассказов, в далеком прошлом люди и волки жили дружно. Волки живут по неписаным законам, они кристально честны друг перед другом и во всем подчиняются иерархическому положению членов внутри стаи. В каждой стае есть альфа – пара, которая принимает все решения в стае. Есть бета – волки, которые являются блюстителями порядка. Это охранники, которые, не задумываясь, готовы действовать, получив приказ от альфа-волчицы. Есть так называемые контролеры, задачей которых является проверка компетентности товарищей. Кроме того, средние особи делятся по статусу – от высокого до среднего и от среднего до низкого. Это так называемые омега-волки. Они бродят вокруг логова, осматривают окрестности, чтобы предупредить альфа-пару в случае опасности. Они беспрекословно выполняют команды, легко поддаются дрессировке.
Волки всю жизнь живут в стае, преданно выполняют поставленные перед ними задачи. А в самых редких случаях происходит перевод с одного ранга на другой.
В собачьем мире – зеркальная ситуация. ДНК собак отличается от волчьего на 0,2%. Результат при этом разительный. Хозяева покупают собаку, выбирая самую умную и здоровую, подчиняют ее себе и в итоге заставляют кидаться на других псов, что недопустимо для альфа-самца. В то же время некоторые хозяева, гуляя с собакой в парке, жалуются, что их питомцы порой становятся неуправляемыми и глухими. Здесь ничего удивительного нет, так как бета-самец – прирожденный охранник: учуяв запах других собак и увидев в них врагов, он берет ситуацию под свой контроль. Иногда людям подобная агрессия непонятна, так как пес просто чует нечто недоступное для человеческого обоняния и действует согласно своей логике. Порой бета-самцы видят врагов не только в собаках, но и в соседях, детях или прохожих. Омега-особи докучают лаем, проявлением агрессии. Собаки так называемого среднего звена легко дрессируются, они по-собачьи покорны хозяевам.
Беда в том, что посредством воспитания люди берутся изменить характер и манеры животного, которые заложены в нем с самого рождения. В результате много псов выброшены на улицу из-за непослушания.
Шон Эллис на примере живой природы описал то, к чему стремятся многие компании: чтобы все сотрудники организации шли к одной цели – завоевание предприятием своего места на рынке.
Что мы имеем сегодня? Мозговые штурмы для сотрудников на тему лидерства, которые должны служить для построения психологического лица вождя в каждом работнике. В результате сотрудник не находит себе места в существующей системе и начинает искать себе другое место работы или опять-таки меняет свое мировоззрение.
У каждого будет свое отношение к вышеизложенному, но хочется заметить, что самые большие победы в футболе завоевывает сборная Испании. Спортсмены этой команды (а это два звена из двух известных испанских клубов) считают, что главное – командная игра и полное взаимопонимание между игроками на поле. Они не играют на форвардов, цель которых – забить гол. Продумывая все 90 минут игры, они берут во внимание нужный результат, резерв своих сил и многое другое. К сожалению, игра не красочная, порой скучная, но результат просто сногсшибателен, что и видят с 2008 года болельщики: команда дважды стала чемпионом Европы, а также чемпионом мира.
В качестве резюме хочется сказать: имея в команде несколько лидеров, труднее достигнуть цели, нежели с одним умным руководителем и эффективной кадровой системой внутри предприятия.
Фото:
pixabay.com
Здесь как раз заголовок в тему. Действительно команда из лидеров не команда, а ''лебедь, рак и щука''... Что касается статьи по существу и сущности статьи, при правильном рассмотрении устройстве стаи, авторы не единым слово не обмолвились как выстраивать управление в компании, чтобы добиться успеха... Да и не могли сказать ибо успехов добиваются как иерархаически выстроенные компании и демократические и другие смешанного управления... и вот здесь строго говоря, все персонофицированно и зависит от вожака стаи... Вывод лидеры не нужными не бывают, они бывают лишними не в том месте и не в то время, ну а если они туда попадают, то они уже не ''полноценные'' лидеры им не хватает чуйки...
Оффтоп: солнце взошло, пошел на море:-))))
Очень актуальная для российского бизнеса тема! Абсолютно согласна с автором. Нас надо учить не лидерству, а умению сосуществовать с окружающими. В российском бизнесе слишком много альфа- самцов и самок. Я думаю, дело в том, что бизнес у нас еще сравнительно молод, в 90-е он был сопряжен с огромными личными рисками. Поэтому в эту область деятельности и шли преимущественно альфы. Их диспропорциональное представительство сохранилось и до сих пор.
Почему тренинги про лидерство так популярны в России? Да потому же. В остальном мире более популярны тренинги про умение влиять на людей, а не командовать ими.